Субъекты малого предпринимательства и их господдержка. Государственная поддержка

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными (региональными, муниципальными) программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, постановлением администрации Липецкой области от 23 августа 2012 г. № 345 утверждена областная целевая программа «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2013-2020 годы». Постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП утверждена Государственная программа г. Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 годы», составной частью которой является Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2012-2016 годы».

В силу ст. 14 Закона о МСП основными принципами поддержки являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП;

3) равный доступ субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

Закон о защите конкуренции содержит специальные правила оказания поддержки субъектам МСП. Эти правила касаются, в частности, особенностей заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, предоставления государственных и муниципальных преференций. Понятие государственных и муниципальных преференций закреплено в ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с правовой позицией, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 сентября 2012 г. № 4290/12 , к государственным и муниципальным преференциям не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства. Также не подпадают под понятие преференций положения нормативных актов, действующие в отношении неопределенного круга лиц, если не будет доказано, что их применение фактически приводит к избирательному предоставлению льгот по произвольному усмотрению органов власти лишь отдельным хозяйствующим субъектам, действующим на одном товарном рынке.

Важно отметить, что в исключение из общего правила в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов МСП, предоставление государственной и муниципальной преференции осуществляется без предварительного письменного согласия антимонопольного органа (ст. 19 Закона о защите конкуренции).

Согласно принципиальному положению Закона о МСП поддержка может быть реализована в заявительном порядке . При обращении субъектов МСП за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям отнесения к субъектам данной категории и условиям, предусмотренным программами развития субъектов МСП.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. Положение о ведении реестров утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 .

В соответствии с Законом о МСП поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Финансовая поддержка не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными либо муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя - субъекта МСП было принято решение об оказании аналогичной поддержки, и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта МСП допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Важнейшим направлением государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса является формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства , представляющей собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных (региональных, муниципальных) программ развития субъектов МСП, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и оказания им поддержки.

Согласно Закону о МСП инфраструктура поддержки субъектов МСП включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством РФ, микрофинансовые организации и иные организации.

Законом о МСП установлено, что поддержка субъектов МСП включает финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Меры поддержки определены Законом о МСП (ст. 17-25) и детализированы в подзаконных нормативных правовых актах .

Государственная поддержка малому и среднему предпринимательству и условия ее предоставления предусмотрены также законодательством субъектов РФ. Так, в г. Москве правовой режим малого и среднего бизнеса установлен Законом г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. № 1338-ПП утверждены Положение о Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы и Регламент его ведения .

Отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики города Москвы в сфере поддержки и развития предпринимательства, является Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (http://dnpp.mos.ru).

В Москве путем объединения большого числа структур поддержки создано государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» (http://www.mbm.ru), и функционируют его подразделения в административных округах. Бесплатное и льготное бизнес-обучение кадров для малого и среднего бизнеса Москвы организует Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (http://www.mfpk.ru), входящий в инфраструктуру организаций малого бизнеса Москвы. Учреждена некоммерческая организация - Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, также входящая в инфраструктуру малого бизнеса Москвы (http://fs-credit.mbm.ru). В целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в Москве создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

РОЛЬ И МЕСТО МСБ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МСБ

Предпринимательство как таковое - это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности.

Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества. В большинстве стран мира малый бизнес является основой среднего класса. Поэтому заинтересованность государства в развитии малого бизнеса связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.

По данным МЭР РФ, в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.

Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Так, в строительстве 97% компаний - малые, 50-60 % объема рынка металлопластиковых окон - компании малого бизнеса, предприятия производят более 30 % витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70 % рыбы охлажденной. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60 % валовой продукции.

Достижение амбициозной цели - войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров для России - невозможно без формирования развитого сектора малых компаний. И вот почему.

Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, - чуть ли не единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей.

Во-вторых, малые компании - эта та среда, откуда в перспективе «вырастают» и средние компании, и крупные глобальные корпорации.

В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода «полигоном» для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, является критически важным для успеха инновационного «перехода».

И наконец, малый бизнес - основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике.

Именно поэтому развитию малого бизнеса уделяется беспрецедентное внимание политического руководства страны.

Достаточно назвать заседание президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 года в г.Тобольске, один из первых Указов Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева об устранении административных барьеров и формирование Правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером Правительства Российской Федерации. Д. Медведев объявил о намерении создать все условия для того, чтобы к 2020 году доля малых предприятий в ВВП достигла 50% (сейчас она составляет около 17%), а число занятых в этих организациях выросло до 60−70% трудоспособного населения (сегодня - 25%). Был сформирован Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, включающий свыше 100 мероприятий в области общего регулирования предпринимательской деятельности и в приоритетных сферах предпринимательской деятельности.

МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ В 2008 ГОДУ

Федеральные власти, рассчитывая заинтересовать региональных чиновников в субсидировании малого бизнеса, постановлением Правительства №188 от 20 марта 2008 года изменили правила предоставления регионам федеральных субсидий. Теперь чем больше средств выделит малым предпринимателям местная администрация, тем больше она получит дотаций на те же цели из федеральной казны. При этом учитывается также количество предприятий, получивших региональные субсидии, и средний объем финансовой помощи в расчете на одно малое предприятие.

«Малая приватизация». Федеральный закон № 159 с 5 августа 2008 года закрепил за арендаторами помещений государственного фонда право преимущественного выкупа занимаемых ими площадей, если в течение последних трех лет они исправно вносили арендную плату. Раньше выкупить такие объекты можно было только на аукционе, где малые предприятия, как правило, проигрывали более состоятельным покупателям. Также продлена до 1 июля 2010 г. возможность заключения на новый срок договоров аренды помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства без проведения торгов. Устанавливается возможность заключения без торгов договоров краткосрочной аренды на срок менее 30 календарных дней.

Налоговые льготы: два важных нововведения. Первое разрешает региональным властям снижать ставку упрощенной схемы налогообложения с 15 до 5%. Второе позволяет фирмам перейти на уплату налога на прибыль по итогам четвертого квартала исходя из фактической прибыли, полученной с начала года. Сама же ставка налога на прибыль с 2009 года снижена с 24 до 20%. С 1 января 2009 года устанавливается амортизационная премия в размере 30 % для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет, что в абсолютных цифрах составит около 100 млрд. рублей (ранее предполагалось, что утроение действующей 10-и процентной амортизационной премии произойдет годом позже - с 1.01.2010 г.).

Кредитование МСБ на льготных условиях - не более чем под 11% годовых. Для этого Внешэкономбанк и Российский банк развития будут предоставлять региональным банкам деньги под меньший процент. По плану объем финансирования программ кредитования МБ этими двумя банками в 2008 году должен был составить 30 млрд. рублей, в 2009−м - 40,5 млрд. Кроме того, планируется, что в форме субсидирования ставок по кредитам, грантов, средств венчурных фондов малые предприятия в 2009 году получат около 10,5 млрд. рублей, в 2010−м - 17 млрд., в 2011−м - 22 млрд. Предполагается установить предельный уровень маржи для региональных банков в 3%. Скажем, ВЭБ выделяет банку средства под 8%, а тот, в свою очередь, кредитует малое предприятие под 11%.

Кроме того, были приняты решения, направленные на минимизацию количество проверок, которым подвергается мелкое предпринимательство - с1 июля 2009 года более чем в 40 раз сократится количество проверок малого бизнеса, плановая проверка (документарная и выездная) должна будет проводится один раз в три года.

Освобождение бизнесменов, уплачивающих единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники, а также упрощение процедуры регистрации новых малых компаний - установлен преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в сферах экономики, где малый бизнес занимает практически ¾ сектора..

МЕРЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ МСБ: ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

  • Председатель Правительства РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы участников пленарного заседания, посвященного открытию Всемирного экономического форума в Давосе 28 января 2009 г., подчеркнул, что в условиях финансового кризиса государство поддержит не только «чемпионов» российской экономики, но также малое и среднее предпринимательство. Среди антикризисных мер, которые оказывают влияние как на крупный, так и на малый и средний бизнес, В. Путин назвал, прежде всего, повышение ввозных таможенных пошлин для поддержки отечественного товаропроизводителя. «Мы будем поддерживать малое и среднее предпринимательство во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство, на которое мы обращаем особое внимание» - заявил В. Путин.
  • На поддержку малого бизнеса и создания 2 млн. рабочих мест правительством России будет направлено 800 млрд. рублей, заявил журналистам 22 января в Калининграде председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров. «В Госдуме и правительстве РФ есть уверенность, что отечественный малый бизнес, несмотря на свою недостаточную развитость и активность, сможет наиболее быстро и эффективно приспособиться к сложным условиям экономического кризиса. Для его поддержки государством только в этом году будет выделено 800 млрд. рублей», - заявил парламентарий. По его словам, разработчики планов данной господдержки наметили к реализации семь основных пакетов мероприятий, которые помогут развитию малого бизнеса в регионах. В результате малый бизнес будет способен создать порядка 2 млн. новых рабочих мест во всех сферах народного хозяйства. «Так, одной из действующих мер, которые помогут предпринимателям встать на ноги, станут государственные электронные закупки товаров, произведенных исключительно малым бизнесом. Для производителей сельскохозяйственной продукции процентная ставка субсидирования кредитов составит 100%», - добавил депутат.
  • В большинстве развитых стран мира основой экономики является малый и средний бизнес, а не госкомпании. Об этом заявил председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. По мнению В. Плигина, «тенденция огосударствления собственности» должна получить объективную оценку. Заявления о том, что в мировой экономике якобы обозначился «сдвиг» в сторону государства, не совсем обоснованы, считает парламентарий. «Экономика мира сориентирована, прежде всего, на поддержание малого и среднего бизнеса, который формирует человечески привлекательную среду жизни в том или ином государстве», - отметил В. Плигин. По мнению депутата, уровень общественного благополучия и социальной стабильности напрямую зависит от степени развитости мелкого предпринимательства, а не «огосударствленного» бизнеса.
  • Как заявил глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, доля малого бизнеса в российской экономике на сегодняшний день составляет 15-20%, в то время как, например, в США - до 80%. «В большинстве стран понимают, что главная миссия малого бизнеса - социальная, а не экономическая. Именно он обеспечивает самозанятость населения», - подчеркнул депутат. В. Плескачевский также коснулся темы госсобственности и приватизации, напомнив высказывание премьер-министра Владимира Путина о том, что «у органов власти должно остаться ровно столько имущества, сколько необходимо для осуществления властных полномочий». В настоящее время, заметил глава комитета, около 75% имущества в РФ находится в собственности государства - органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, и только 25% - у частных лиц. «В развитых экономиках соотношение прямо противоположное», - констатировал В. Плескачевский.
  • В дальнейшем важно довести до конца те решения, принятые за последние месяцы, а также актуальные инициативы, которым не давали ход в течение нескольких лет, отметил сокоординатор социально-консервативного клуба, заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин. «Например, много говорилось о целевом кредитовании малого бизнеса по отдельным ставкам региональными банками. До сих пор эта программа не реализована. До малых и средних предприятий должен также доходить муниципальный заказ», - сказал он.
  • Правительство РФ готовит постановление о предоставлении в аренду малому и среднему бизнесу временно свободного федерального имущества. Об этом сообщил глава департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров. По словам А. Шарова, в настоящее время федеральное имущество с точки зрения условий предоставления в аренду существенно уступает региональному или муниципальному, так как на уровне регионов и муниципалитетов действуют понижающие коэффициенты для малых и средних предприятий. Минэкономразвития готовит проект постановления правительства, в соответствии с которым все временно свободное федеральное имущество предлагается передавать в аренду «по праву первой руки» только субъектам малого или среднего предпринимательства. «И если оно будет невостребовано, только в этом случае оно будет передаваться другим структурам», - сказал А. Шаров. При этом, по его словам, планируется ввести понижающие коэффициенты для малых и средних предприятий: первый год аренды они будут платить только 40% от стоимости аренды, во второй год - 60%, в третий год - 80%. А. Шаров также добавил, что в министерстве такое решение считают промежуточным. Впоследствии, по его словам, все временно свободное федеральное имущество должно быть передано в фонды, которые создаются на уровне регионов и муниципалитетов для поддержки малого и среднего бизнеса.
  • «Наши предложения по модернизации программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2009 году, - отметила Статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Попова - направлены на придание ей большей оперативности, гибкости, а основным целевым ориентиром становится поддержка сохранения рабочих мест и содействие самозанятости безработных граждан». В настоящее время поддержана схема по рефинансированию кредитов для малого бизнеса, позволяющая оказывать содействие кредитами малым компаниям. Также Минэкономразвития России было дано поручение об увеличении лотов на выделение товаров работ и услуг, которые должны закупаться у малого бизнеса.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ МСБ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ СЗФО)

Детализировать рамочные федеральные документы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, должны региональные власти. Но оказалось, что дело это небыстрое, хотя бы потому, что в некоторых регионах чиновники даже толком не знают, сколько субъектов малого бизнеса действует на их территории (в большинстве регионов только этим летом власти приступили к созданию реестра малых предприятий). У других слишком мало опыта взаимодействия с мелкими предпринимателями (в Пскове программу поддержки МСБ начали разрабатывать лишь в этом году). К тому же далеко не все региональные администрации сходятся во мнении, что нужнее всего для становления МСБ. Например, Министерство экономического развития Республики Карелия утверждает, что распродажа государственной недвижимости по праву преимущественного выкупа арендаторами «открывает ворота для рейдерских захватов». Губернатор Псковской области Михаил Кузнецов назвал льготный выкуп и создание фондов поддержки предпринимательства бессистемными мерами, так как ими могут воспользоваться только отдельные представители малого бизнеса. Продуктивнее, по его мнению, снижать налоги, потому что это поможет всем малым предпринимателям. В Пскове ставку налога для субъектов упрощенной системы налогообложения собираются снизить с 15 до 5%.

Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, наоборот, убежден, что «снижение налоговых ставок - путь в никуда, только усугубляющий кризисную ситуацию», так как это сокращает доходную часть бюджета.

По мнению Алексея Третьякова, председателя Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, основная проблема в том, что региональные чиновники в отношениях с малым бизнесом по инерции руководствуются стремлением получить от него как можно больше выгоды, а не помочь его развитию. Особенно это видно на примере местных законов о праве преимущественного выкупа помещений. Скажем, в Петербурге этот документ предусматривает возможность приобретения арендатором объектов площадью до 500 кв. м. в рассрочку на два года. При этом значительная доля помещений (в частности, вдоль основных городских магистралей) выкупу не подлежит. Как прогнозируют эксперты, через «сито» закона пройдет лишь 10% от 18,5 тыс. петербургских предпринимателей, арендующих площади у города.

Председатель КУГИ Петербурга Игорь Метельский считает, что если сделать условия выкупа мягче, это приведет к слишком большим потерям городского бюджета. По его подсчетам, даже если бы закон прошел в своем первоначальном варианте (при внесении в петербургский парламент документ ограничивал площадь выкупаемого объекта 50 кв. м), казна недосчиталась бы 2 млрд рублей.

Примечательно, что в большинстве остальных субъектов Северо-Запада, где уже принят или внесен на рассмотрение парламента аналогичный документ, администрации менее озабочены проблемой упущенной прибыли бюджета. Например, в вологодском варианте малая приватизация предусматривает пять лет рассрочки и до 1,5 тыс. кв. м. выкупаемой площади, в Ленобласти - 2,5 тыс. «квадратов» и три года рассрочки, в Мурманске - пять лет на выкуп площади, фактически занимаемой в течение последних трех лет, в Коми - 1 тыс. кв. м. и два года рассрочки. Исключение - по вышеупомянутым причинам - составляет лишь Псков, где в законе прописана возможность выкупа до 50 кв. м и оплата в течение года.

Правда, региональных предпринимателей не устраивают даже относительно выгодные условия приватизации. «На мой взгляд, здесь уместна градация, - говорит председатель ухтинского Союза среднего и малого бизнеса Сергей Ярченко (Республика Коми). - Например, рассрочку на оплату стоимости помещения в 300 кв. м определить сроком на три года, 400 „квадратов“ - на четыре года, 500 - на пять лет». По его подсчетам, при средней стоимости коммерческих помещений 40 тыс. рублей за 1 кв. м объект площадью 500 »квадратов» обойдется в 20 млн. рублей. Такие расходы местному МБ не потянуть, считает Ярченко.

Директор сыктывкарской сети магазинов «Парус» Александр Филимонов, который арендует у города 350 кв. м, не согласен выкупать помещение за 30 млн. рублей (примерно во столько оно оценено): «Взять кредит в банке почти невозможно - потребуют залог. А что я могу заложить на такую огромную сумму? Два года выплачивать по миллиону в месяц - это нереально. Так что нам придется арендовать, пока не выгонят».

Чиновников такие претензии удивляют. Петербургский КУГИ укоряет бизнесменов в чрезмерных аппетитах. Действительно, требование малых бизнесменов предоставить им в собственность помещения фактически только на условиях зачета арендной ставки не отвечает никаким рыночным законам. Ведь во всем мире подобные покупки совершаются, как правило, за счет заемных средств.

Чтобы облегчить кредитное бремя, на федеральном и региональном уровнях уже создаются фонды содействия заемщикам. Средства фондов будут использоваться в качестве поручительства для предпринимателей, не имеющих полного залогового обеспечения по кредиту, для возмещения части затрат по возвращению займа (например, субсидирование процентной ставки).

Начальник отдела департамента экономического развития Мурманской области Ольга Борисенко считает, что бюджету выгодно субсидировать уплату процентов по кредитам, которые малые предприятия берут под инвестиционные проекты. По ее данным, за 2005−2007 годы в области на эти цели было потрачено 4,8 млн. рублей бюджетных средств. За это время более 200 предпринимателей получили субсидии, что позволило привлечь около 200 млн. рублей кредитов и создать 130 рабочих мест. В результате ежегодно областной бюджет получает более 2 млн. рублей НДФЛ.

О неизбежности кредитования МБ говорят и финансисты. «Банки сегодня настороженно относятся к крупным заемщикам как к слишком рискованным клиентам. Если что-то случится с одним-двумя мелкими клиентами, это не будет так ощутимо для кредитора, как банкротство крупного заемщика. Кроме того, большие компании и без того закредитованы, а потому неактивно берут новые займы, так что эта ниша освобождается для малых предприятий», - рассуждает президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович.

Генеральный директор общероссийского Агентства по поддержке малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков не столь оптимистичен: «О развороте банков к малому бизнесу я слышу уже лет пятнадцать, а воз и ныне там. Пока весь разворот состоит в том, чтобы втиснуть в стратегию направление работы с малым бизнесом и попытаться сделать так, чтобы оно приносило прибыль».

К тому же обещанные федеральными властями 11% годовых пока остаются малодостижимой мечтой. В последние несколько месяцев банки дружно принялись поднимать ставки по кредитам. В разных регионах рост составил до 50%, а по данным президента Северной торгово-промышленной палаты Анатолия Глушкова, в Мурманской области некоторые банки повысили ставки почти вдвое.

Ужесточился и «фэйс-контроль»: строительным предприятиям, компаниям сектора В2В и других отраслей, наиболее пострадавших от экономического кризиса, в долг давать никто не хочет. Сроки кредитования пока ничтожны: по данным Ассоциации российских банков, около 76% займов предоставляется предприятиям на срок до трех лет, на пять и более лет - лишь 4% (в странах ЕС - свыше половины всех кредитов). По мнению руководителя петербургского отделения «Опоры России» Андрея Горюнова, инвестиционные ссуды малым предприятиям нужно выдавать на 10−15 лет - как ипотечные кредиты.

Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Елена Церетели утверждает, что «у многих бизнесменов сейчас паника», так как они не верят, что смогут получить кредиты, а потом в срок погасить их. «Что греха таить, малый бизнес до сих пор одной ногой в белой бухгалтерии, другой - в „серой“, третьей - в „черной“«, - признает Церетели. Выходить из тени бизнесмены не особо стремятся. По приблизительным оценкам, треть денежных отношений в МСБ не фиксируется в отчетности.

Но дело не только в этом. Почти половина малых компаний работают по упрощенной системе налогообложения, которая не предусматривает ведения отчетности в том объеме, который требуют банки для предоставления кредита. Поэтому предприятиям, желающим получить ссуду, зачастую приходится специально для кредиторов составлять бухгалтерский баланс.

С другой стороны, МСБ не хочет садиться на кредитную «иглу», чтобы не лишиться финансовой независимости - одного из своих весомых преимуществ перед крупными компаниями.

Проблема МСБ еще и в том, что региональные и муниципальные власти не смогут моментально поменять свои установки по отношению к МСБ в соответствии с новой директивой «сверху». Об этом свидетельствует ряд более или менее громких скандалов 2008 года. То в Великом Новгороде уже после вступления в силу ФЗ №159 власти выставляют арендуемые малыми предприятиями помещения на аукцион (после прокурорской проверки новгородский мэр отменил торги). То выясняется, что в Новгородской области администрация Лычковского сельского поселения ввела для бизнесменов незаконные поборы за уборку и благоустройство территорий. То отличится Ленобласть: невзирая на то что в соответствии с федеральной нормой доля МБ в госзаказе должна составлять не меньше 10%, местные власти допустили его только до 1,5% заказов.

Алексей Третьяков рассказывает об общепринятой практике, когда региональные чиновники навязывают новым малым фирмам и индивидуальным предпринимателям услуги консалтинговых и прочих компаний, которые гарантируют новичкам беспроблемную регистрацию бизнеса. Понятно, что «помощники» тесно связаны с чиновниками, от которых зависит получение соответствующих резолюций.

«Пока не будет изжит фискальный подход властей к предпринимателям и малый бизнес останется для них дойной коровой, задача президента о повышении доли МСБ до 50% ВВП невыполнима», - говорит Андрей Горюнов.

Безусловно, внимание властей всех уровней к малому и среднему бизнесу сейчас беспрецедентно. И меры, которые принимаются для его развития, необходимы. Но, по мнению многих региональных экспертов, в единую систему они пока не складываются. Это и понятно: до сих пор такую систему никто не выстраивал. Малое предпринимательство, которое стало стихийно развиваться в конце 1980−х годов, уже в конце 1990−х начали оттеснять с рынка более крупные игроки.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МСБ В РЕГИОНАХ РОССИИ В 2007-2008 г.г.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» опубликовала ежегодный отчет «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 2007-2008 г.г.», подготовленный на основании масштабного опроса российских предпринимателей - в данном исследовании опрошено более 5,5 тыс. респондентов в 40 регионах России. Предметом исследования 2007-2008 гг. стала тема доступности финансовых и иных ресурсов для развития бизнеса.

Было выделено три фактора, влияющих на развитие МСБ и повышение его доли в экономике регионов:

  • условия спроса в регионе
  • специфика отраслевой структуры экономики региона
  • региональный бизнес-климат (совокупность условия для развития МСП в регионе).

Первые два фактора можно охарактеризовать как «базовые», т.е. существующие как данность и наиболее сложно поддающиеся влиянию.

Результаты анализа показали, что на сегодняшний день доля МСБ в российских регионах во многом определяется базовыми факторами, благодаря которым в основном и развивается МСБ на нынешнем этапе. Бизнес-климат пока не достиг того уровня благоприятствования, когда он мог бы оказывать существенное влияние на повышение доли МСБ в экономике регионов.

В рейтинге препятствий для развития МСБ (тема налогов и налогового администрирования в нем не рассматривалась) наиболее серьезным препятствием является низкая доступность персонала для предприятий МСБ, на втором месте - низкая доступность финансовых ресурсов, примерно такую же значимость имеет несправедливая конкуренция со стороны более крупных компаний. Существенное негативное влияние на развитие бизнеса оказывает также низкая доступность помещений и требования регулирующих органов.

Факторы бизнес-климата:

  • доступность земельных участков остается достаточно серьезной проблемой для предприятий МСБ;
  • в сфере недвижимости наибольшие сложности связаны с поиском производственных помещений;
  • низко оценивается доступность энергетических мощностей;
  • высоко оценивается доступность выставочных помещений;
  • развитость транспортной инфраструктуры в целом оценивается положительно и удовлетворяет потребностям МСБ;
  • достаточно высоко оценивается доступность логистической инфраструктуры (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании);
  • меньше всего проблем предприниматели испытывают с телекоммцникационной инфраструктурой: подавляющее большинство опрошенных оценили соответствие этой инфраструктуры потребностям своего бизнеса очень высоко;
  • существенной проблемой для большого количества предприятий МСБ является проблема с наймом квалифицированных рабочих; следующей по остроте является проблема низкой доступности квалифицированных инженеров и других технических специалистов;
  • доступность специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается в целом положительно; качество специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается также достаточно высоко;
  • процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ;
  • коррупция и организованная преступность не воспринимаются бизнесом в качестве самой серьезной проблемы;
  • среди тех компаний, которые используют практику незаконных выплат, средний размер выплат оценивается на уровне 6% от выручки компании, однако некоторое количество респондентов признало, что направляет более четверти своей выручки на незаконные платежи;
  • за последние 3 года наиболее существенно (в положительную сторону) изменилась ситуация с доступностью поставщиков оборудования, комплектующих, сырья; более доступными стали помещения для малого и среднего бизнеса; незначительные улучшения произошли в ситуации с коррупцией и рейдерством; ухудшилась ситуация с требованиями регулирующих органов: они стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;
  • участие компаний в региональных программах поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса достаточно невысоко; в муниципальных программах поддержки МСБ приняло участие еще меньшее количество предпринимателей; а количество предпринимателей, которые когда-либо принимали участие в федеральных программах поддержки МСБ, является самым низким.

Финансирование МСБ:

  • источником стартового капитала при создании компаний в подавляющем большинстве случаев являются средства основателей; некоторое значение имеют и такие источники, как средства частных инвесторов, а также банковские кредиты; при этом банковские кредиты для частных лиц более распространены, чем для компаний - причина в том, что во многих случаях кредиты для частных лиц оказываются доступнее и выгоднее;
  • при финансировании развития бизнеса ключевое значение имеют два источника - средства частных инвесторов и банковские кредиты для компаний; однако достаточно часто используются и банковские кредиты для частных лиц; государственная поддержка как источник финансирования для бизнеса имеет значение на уровне статистической ошибки; лизинг используется слабо; венчурные фонды пока что не работают как источник средств для старта бизнеса или его развития;
  • ситуация с финансированием МСБ в России сильно отличается от ситуации в «старой» и «новой» Европе, где основным источником финансирования являются банковские кредиты для компаний; второе место по значимости занимает лизинг, особенно в «новой» Европе; достаточно большое значение имеет государственная поддержка;
  • одним из объяснений того факта, что российские предприятия МСБ относительно редко обращаются в банки за получением кредита, является достаточно распространенное среди предпринимателей убеждение, что с банками не стоит связываться и лучше найти резервы в собственном бизнесе или обратиться за кредитом к знакомым/ родственникам; недоверие со стороны предпринимателей не подтверждается практикой тех, кто все же обратился в банки и потратил время на подготовку заявки; у большинства респондентов, обратившихся в банки, заявки на получение кредита были удовлетворены; наиболее частой причиной неудовлетворения заявок является проблема отсутствия залога у предпринимателя;
  • на российском кредитном рынке предприятиям сложно найти простые в получении и недорогие кредиты на краткосрочный период; с другой стороны, проблемой остается низкая доступность долгосрочных кредитов; самый распространенный период кредитования - больше полугода, но меньше трех лет;
  • разброс процентных ставок по кредиту велик; примерно половина кредитов была предоставлена по ставке выше 15% годовых по рублевому кредиту;
  • предприниматели в России предпочитают разделять бизнес и личное имущество и не рисковать последним, предоставляя его в залог; три четверти предприятий, привлекших кредит, предоставили залог, составлявший не более 100% от величины кредита, при этом для более чем половины предприятий залог составил менее 75% от величины кредита;
  • в России МСБ исходит из тех рациональных соображений, что и МСБ в странах Евросоюза: чаще всего полученные кредиты используются на пополнение оборотного капитала и покупку оборудования;
  • основным источником информации о финансировании для МСБ являются сами банки; на втором месте, с существенным отставанием от банков, идут три источника - бухгалтер и юрист, обслуживающие компанию, и информация, полученная при деловых контактах;
  • многие стороны банковского кредитования МСБ соответствуют мировой практике; проблема заключается в следующем: 1) процедура подготовки и рассмотрения заявок в банках не всегда удобна для МСБ; 2) высокая стоимость кредитов для МСБ; 3) недоступность долгосрочных кредитов и неудобные условия получения краткосрочных кредитов; 4) практическое отсутствие кредитных возможностей для только что стартовавших компаний и предприятий, действующих в «нематериальной» сфере производства.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МСБ В РФ

Высокие барьеры входа на рынок, в особенности:

  • финансовые - например, по данным исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в Москве в 2007 году», проведенного НП «МЦРП» совместно с Межрегиональным маркетинговым центром, стартовая сумма, необходимая для открытия малого предприятия розничной торговли и общественного питания в Москве, составляет $379 тыс., оптовой торговли - $316 тыс., а производственного предприятия - $524 тыс.
  • административные - не секрет, что отдельные виды бизнеса порой «крышуются» местными чиновниками, в связи с чем новый участник рынка подвергается колоссальному давлению со стороны проверяющих органов, задерживается выдача лицензий и разрешений.

Значимые ограничения инфраструктурного характера:

  • финансы - существуют проблемы в системе банковского кредитования (неудобство процедуры и условий кредитования, высокая стоимость кредитов и др.);
  • энергетика, коммуникации - затруднено обеспечение доступа предприятий МСБ к объектам инфраструктуры (электросетевое, газовое хозяйство), на сегодняшний день оно осуществляется медленно, дорого и непрозрачно.

Административное давление и коррупционные механизмы:

  • чрезмерное администрирование и вмешательство органов власти, часто в нарушение антимонопольного законодательства (доля таких нарушений, фиксируемых ФАС России, велика - почти половина от всех дел о нарушениях антимонопольного законодательства);
  • требованиями регулирующих органов в последнее время стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;
  • процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ.

Наличие определенных ограничений в общественном сознании:

  • низкий уровень правовой культуры и деловой этики;
  • невысокий уровень доверия предпринимателей к банковской сфере;
  • наличие фискального подхода к предпринимательству у чиновников различных ветвей и уровней власти.

Отсутствие единой системы поддержки МСБ, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровень:

  • местные нормативные акты не всегда соответствуют духу (а иногда и букве) федеральных законов, а также друг другу;
  • принятые на федеральном уровне меры поддержки МСБ реализуются на местах неэффективно, а иногда и вовсе извращаются (так, по информации из регионов, созданные «бизнес-инкубаторы» становятся «кормушками» для коррумпированных чиновников, то же происходит и с системой «одного окна» - призванная облегчить жизнь предпринимателей, она лишь переадресовала поток взяток и повысила их расценки).

Специфика субъектов малого предпринимательства заключается в том, что они ограничены в финансовых ресурсах и не в состоянии проводить дорогостоящие маркетинговые исследования и мероприятия. Важным фактором, обеспечивающим развитие данного бизнеса, является формирование общедоступных информационных (коммерческих и некоммерческих) систем коллективного пользования, которые в состоянии на регулярной основе обеспечивать предпринимателей всей необходимой информацией Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2006. С. 56..

Меры информационной поддержки малого и среднего предпринимательства предусматриваются законодательством субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно отметить Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 (ред. от 30.10.2013) "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" // СПС «Консультант Плюс»., а также ряд постановлений правительства г. Москвы в отношении информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства. Обратимся к нормам Закона о малом и среднем предпринимательстве, закрепляющим информационную поддержку данных субъектов.

В соответствии со ст. 19 Закона о малом и среднем предпринимательстве оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования.

Информация о реализуемых мерах поддержки является общедоступной и размещается в сети Интернет.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Москве осуществляется, как уже было отмечено, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 ноября 2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве».

Данный закон предусматривает прежде всего правовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в следующих формах:

  • 1) издание специализированной литературы по вопросам, связанным с правовой защитой субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 2) создание и (или) поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих им юридические услуги на безвозмездной или льготной основе;
  • 3) привлечение на конкурсной основе лиц, имеющих высшее юридическое образование (в том числе адвокатов), организаций, оказывающих юридическую помощь, для осуществления правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) проведение иных мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о малом и среднем предпринимательстве в городе Москве данные виды поддержки оказывают соответствующие органы исполнительной власти г. Москвы.

В сентябре 2010г. Состоялось открытие Федерального портала малого и среднего предпринимательства http://smb.gov.ru/.. В настоящее время на Портале можно найти довольно много информации: тексты различных (федеральных и региональных) программ поддержки малого и среднего предпринимательства, новости по заявленной тематике, тексты нормативно-правовых актов в сфере малого и среднего предпринимательства, различные фото-, видео- и аудиоматериалы. Представляет интерес также раздел «Гид предпринимателя», в котором даются ответы на все интересующие предпринимателя вопросы на каждом этапе ведения бизнеса.

На указанном Портале можно найти ссылки на региональные порталы малого и среднего предпринимательства, раздел экспертных мнений, опросы и иную полезную информацию. Также достаточно важным является раздел «Статистика и аналитика», который представляет собой единственную базу данных в сети, содержащую официальную информацию о расходах бюджета и проводимых мероприятиях в поддержку малого и среднего предпринимательства Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти. Информационно-аналитический доклад. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2012. С. 36 - 41..

Однако в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) выявили невысокую заинтересованность потребителей в информации, содержащейся на Портале. Среди причин этого отмечается качество предоставленной на Портале информации: ее актуальность, своевременность, значимость. В итоге в НИСИПП сформулировано резюме о том, что Портал в том виде, в котором он находится сейчас, не может служить площадкой для обсуждения проблем малого и среднего предпринимательства. Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти. Информационно-аналитический доклад. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2012. С. 42 - 44.

В соответствии со ст. 21 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется информационная поддержка со стороны органов исполнительной власти г. Москвы.

Информационная поддержка может оказываться, например, в виде: создания инфраструктуры для получения информации и обмена информацией, в том числе информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, банков данных и обеспечения ее функционирования; организации выпуска периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем субъектов малого и среднего предпринимательства, публикации законов и иных нормативных правовых актов г. Москвы, инструктивных и справочных материалов; информационного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере межрегионального и международного сотрудничества; проведения иных мероприятий.

В целях реализации указанных мер принимаются подзаконные нормативные правовые акты г.Москвы. К примеру, согласно Концепции правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Москве предусмотрено консультационное, информационное, экспертно-аналитическое, планово-контрольное направление реализации правовой поддержки. В рамках реализации Концепции поддержка может оказываться следующими способами: дистанционно (телефон, Интернет); в офисах организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы; с выездом по месту нахождения субъектов малого и среднего предпринимательства; публично (на семинарах, круглых столах) Постановление правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. №104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы» // Вестник мэра и правительства Москвы. - 2009. - №12..

В Постановлении правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. №288-ПП «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы» особо отмечено, что Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы совместно с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства проведена значительная работа по созданию и развитию системы информационного обеспечения малого предпринимательства. В настоящее время в ее состав входят более 40 веб-ресурсов. Объем справочной и аналитической информации в системе составляет порядка двух миллионов документов. Еженедельно выпускаются деловые печатные СМИ общим тиражом более 100 тыс. экземпляров, имеющие свои электронные версии, а также 14 электронных периодических СМИ. В целом возможностями электронных информационных ресурсов ежедневно пользуются более 20 тыс. пользователей. Налажена система «обратной связи» структур поддержки малого предпринимательства с предпринимательским сообществом посредством системы «горячих линий», подписки на информационные ресурсы, интерактивных опросов, публикации деловой информации пользователей ресурсов, дистанционного консалтинга.

В рамках направления по информационному обеспечению предпринимательской деятельности запущен портал «Малый бизнес Москвы» www.mbm.ru., который содержит данные о видах поддержки, оказываемой городом.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о малом и среднем предпринимательстве Москвы правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может предоставляться организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации федеральных и городских программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в виде:

  • 1) предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства правовой информации;
  • 2) оказания субъектам малого и среднего предпринимательства услуг по комплексному правовому сопровождению бизнеса и защите их прав и законных интересов;
  • 3) создания и обеспечения функционирования специализированных информационных ресурсов, в том числе в сети Интернет, непосредственно посвященных правовой поддержке, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти г. Москвы и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) проведения иных мероприятий.

В настоящее время существуют следующие виды правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • 1) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства юридических услуг в режиме «неотложной правовой помощи» с выездом к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • 2) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства юридических услуг в режиме функционирования общегородской открытой телефонной линии содействия московским предпринимателям и общегородской открытой онлайн-линии содействия московским предпринимателям;
  • 3) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства юридических услуг в рамках исполнения договоров об оказании безвозмездной правовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в режиме абонентского обслуживания;
  • 4) представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в судах;
  • 5) подготовка проектов правовых документов (заявления в арбитражные суды, межведомственные комиссии, жалобы на действия государственных органов, письма в адрес государственных органов и контрагентов и др.);
  • 6) подготовка проектов обращений для субъектов малого и среднего предпринимательства в правоохранительные и иные государственные органы по вопросам защиты от противоправных поглощений и завладения имущественными правами;
  • 7) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства прочих юридических услуг;
  • 8) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства услуг правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.

Можно сделать вывод, что основная цель данной формы поддержки - защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, на примере г. Москвы были рассмотрены виды информационной поддержки, оказываемые малому и среднему предпринимательству. Укрепление и стабилизация развития малого и среднего предпринимательства имеют место не только в Москве, но и на территории всей Российской Федерации. Дальнейшая реализация единой политики информационной, в том числе правовой, поддержки малого и среднего предпринимательства будет способствовать их развитию.

Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой комплекс мер, которые направлены на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого предпринимательства. Печально, что лишь небольшое количество начинающих бизнесменов имеют представление, на какую помощь они имеют право претендовать и по этой причины многие даже не обращаются за ней.

В данной статье мы разберемся, какие виды государственной поддержки малого бизнеса разработаны, и каким образом ими можно воспользоваться.

Какие существуют программы поддержки малого предпринимательства

Нужно понимать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства представляет собой не только выделение денежных средств на конкретные цели, но и другие виды помощи, необходимость в которых также высока. В некоторых ситуациях сопутствующая поддержка может быть даже более необходимой, чем деньги.

Каждый субъект Российской Федерации имеет право в рамках реализации программы поддержки малого бизнеса заниматься организацией и проведением своих программ, направленных на оказании помощи предпринимателям.

Виды государственной поддержки малого предпринимательства

Если рассматривать вопрос в общем, то в данной деятельности имеются несколько направлений:

  • Выделение субсидий;
  • Консультации на бесплатной основе специалистов узкого профиля;
  • Организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • Предоставление в аренду помещений для малого бизнеса или земельных наделов;
  • Обучение.

Предлагаем подробно ознакомиться с каждым из вариантов поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.

Субсидирование

Данный вид государственной помощи является наиболее востребованным на сегодняшний день. Субсидии можно получить на разные цели, так как данная программа ведется по разным направлениям. Государственная с одной стороны, нацелена на тех граждан, в планах которых открыть собственное дело. С другой стороны, субсидия может быть направлена на развитие производственной базы существующего бизнеса или на его модернизацию.

Если вы только планируете открыть собственное дело и находитесь в поисках финансовой помощи, то денежные средства будут выделены на проекты с видимой перспективой. Для начала понадобится собрать веские доказательства и обосновать, что ваш бизнес необходим в регионе, где планируется развернуть предпринимательскую деятельность.

Также нужно убедить государство, что вы полностью уверены, что бизнес окупится, и предусмотрели все возможные риски.

Если вы уже долгое время занимаетесь бизнесом и срочно понадобились деньги на его модернизацию, то в этом случае также можно рассчитывать на помощь от государства. К примеру, вам понадобилось открыть новое направление или купить современное оборудование. В этом случае субсидия позволит компенсировать частично затраты предпринимателя, которые уйдут на эти цели. Это может быть:

  1. Оплата лизинговых платежей;
  2. Погашение кредитов;
  3. Открытие новых филиалов бизнеса с созданием дополнительных рабочих мест;
  4. Проведение коммуникаций;
  5. Прочее.

Стоит знать, что когда комиссия будет рассматривать вашу заявку и принимать решение о выдаче субсидии от государства, то помимо перспектив вашего дела будет учитываться и его приоритетность для региона, где оно запускается. Чаще всего среди таких направлений деятельности можно выделить: медицинскую, инновационную, культурную, образовательную, сельскохозяйственную и т.п.

Консультирование

В каждом населенном пункте имеются службы занятости, различные некоммерческие структуры, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. На их базе организовываются пункты помощи по многим специфическим моментам, которые волнуют начинающих бизнесменов. В данных организациях вы можете рассчитывать на помощь экономистов, юристов, профессиональных бухгалтеров, специалистов в области занятости и труда. Причем за данные консультации платить ничего не требуется. Поэтому данные меры государственной поддержки малого предпринимательства также востребованы и пользуются спросом.

Организация ярмарок и выставок

Этот вид поддержки малого бизнеса на государственном уровне дает возможность новоиспеченным предпринимателям сократить затратную часть на рекламную компанию выполняемых работ (оказываемых услуг) или демонстрацию своего товара потенциальным покупателям. Также данный вид поддержки позволяет обменяться опытом с другими субъектами хозяйствования, которые занимаются аналогичным видом деятельности или сопутствующей ей.


Вдобавок, организация ярмарок и выставок предполагает предоставление бесплатной площадки для торговли, дающей возможность за короткий срок продать часть представляемого товара. Всего за несколько дней ярмарки или выставки начинающий предприниматель может найти партнеров и заключить договора на поставку товара или предоставляемые услуги.

Предоставление в аренду земельных участков и помещений

Понятное дело, что получить необходимое для бизнеса помещение или земельный участок в бесплатное пользование не представляется возможным. Но молодым предпринимателям выгодней будет взять в аренду у государства, чем у физических лиц. Недвижимое имущество и земля будут предоставлены на выгодных условиях, и начинающему бизнесмену это позволит сэкономить неплохую сумму.

Обучение

В российских субъектах организовываются всевозможные семинары, тренинги, конференции. По темам, актуальным для первопроходцев в бизнесе, читаются лекции, рассматриваются нововведения и Также они могут понадобиться и тем, кто принял решение расширить свою предпринимательскую деятельность, но не имеет представление, что нужно делать. Вдобавок, подобные занятия позволят узнать много нового в вопросах реализации бизнес проектов практически. Спрос на такое обучение также высок по причине того, что за занятия вам не нужно будет раскошеливаться. На таких курсах можно получить информацию:

  • Об актуальных вопросах планирования предпринимательской деятельности;
  • об отчислениях в страховой и пенсионный фонды;
  • о возможности сокращения затратной части на проведение мероприятий, связанных с маркетингом;
  • об охране труда работников;
  • о вопросах, связанных
  • разобраться с вопросами грамотного ведения кадрового делопроизводства;
  • и так далее.

Как предпринимателям получить господдержку

Выше мы уже рассказали о видах государственной поддержки малого предпринимательства, предлагаем разобраться с тем, каким образом начинающим бизнесменам получить помощь на развитие уже имеющегося дела или на его открытие с нуля. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства становится возможной в случае если новое предпринимательство зарегистрировано согласно действующему законодательству.

На первом этапе нужно зарегистрировать свое предприятие в государственном реестре, предоставив необходимый пакет документов в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном учреждении вам будет доступна детальная информация, какие на момент обращения проводятся мероприятия и какие планы на ближайшую перспективу. Вдобавок, вас проконсультируют о том, какой пакет документов понадобится и куда его нужно отнести, чтобы в данных мероприятиях можно было принять участие.

Заостряем внимание, что все виды поддержки материального характера проводятся посредством проведения конкурса, и чтобы получить доступ к денежным средствам, понадобится выиграть конкурс.

Разрабатываем бизнес-план

Часто бывает, что для этого нужно иметь внушительный пакет документов, и самым важным в списке является бизнес-план. В большинстве случаев, опираясь именно на него, будет принято решение о том, рационально ли выделить вам финансовые средства на открытие собственного бизнеса или на развитие уже действующего дела. Именно по этой причине вам нужно детально проработать этот документ и уделить ему максимум внимания. Если есть возможность, можно заняться планированием самому, а в случае необходимости воспользоваться услугами специалистов.


Рекомендуем к составлению бизнес плана отнестись со всей серьезностью, не преувеличивать своих реальных возможностей и не писать сомнительные цифры и данные. Помните, что оценивать ваш бизнес план будут профессионалы, прекрасно разбирающиеся в данных вопросах. Они сразу определят, какие результаты от проекта можно ожидать – будет ли реальный результат, или все написанное представляет собой грезы, которые никогда не осуществятся?

Когда вы будете подавать заявку, не забывайте, что денежные средства, которые будут выделены вам в рамках государственной поддержки, являются целевыми, и по этой причине вы обязаны предоставить точную информацию, куда эти деньги будут потрачены в том случае, если их вам выделят.

Следует заострить внимание на том, что государственная поддержка осуществляется лишь при условии, что бизнесмен представит финансовый отчет по тратам за каждый выделенный рубль и в случае, если государственные деньги были израсходованы не на обозначенные цели, они подлежат обязательному возврату.

Приоритетные направления деятельности предпринимателей в рамках господдержки

Выше мы уже вели разговор о том, что комиссия отдаст свой голос в решении о выдаче субсидии тем предпринимателям, которые запланировали начать или развивать дело по одному из направлений, являющихся приоритетными для конкретного региона. В каждом субъекте РФ занимаются разработкой таких направлений, но по большей мере они имеют много схожего. Если у вас еще не имеется четкого плана, чем заняться, то мы предлагаем ознакомиться с некоторыми видами деятельности, занимаясь одной из которых реализуется государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Рассмотрите их и выбирайте, чем вы хотите заниматься:

1. Организация производства товаров промышленного назначения. Развитие предпринимательства среди молодежи и развитие инновационного предпринимательства. Заостряем внимание, что, даже учитывая то, что упомянутые в данном пункте виды деятельности сами по себе уже представляют собой приоритетные направления, шансы возрастут на производстве, к примеру, продукции, которая ориентирована на экспорт. Вдобавок, производство любых товаров, которые в ближайшем будущем могут стать предметом международной торговли, является еще одним направлением деятельности, находящимся в приоритете. Поэтому, если ваша будущая предпринимательская деятельность будет связана с производством, вам нужно проанализировать ситуацию и задуматься, может ли ваша продукция заинтересовать иностранных контрагентов.

2. Сельскохозяйственная деятельность. Сюда можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов и сельскохозяйственной продукции.

3. Туризм. Здесь ситуация немного сложней. Привычная туристическая деятельность, связанная с поездками за пределы государства – освоенная ниша бизнеса. А вот с организацией туризма внутри России дела обстоят намного печальней. Итак, в данном случае приоритетным направлением будет являться деятельность по развитию туристической отрасли внутри страны.

1. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

2. При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не выполнены условия оказания поддержки;