Подходы к управлению созданием инновационной техники. Современные подходы к управлению инновационной деятельностью предприятия

А.В. Тычинский
Управление инновационной деятельностью компаний:
современные подходы, алгоритмы, опыт

Таганрог: ТРТУ, 2006.

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие мирового сообщества характеризуется системной интеграцией экономик государств, международной концентрацией капитала, интеграцией мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. Важнейшими его факторами становятся научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства.

Экономическое и технологическое доминирование США, Японии и стран Европейского Содружества основано на наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности и обеспечивает этим странам политическое господство в мире. Осознавая важность и исключительное значение инновационной сферы деятельности, правительства этих государств перешли к агрессивной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. Это позволит сделать мощный технологический рывок компаниям, имеющим место базирования в этих государствах, и обеспечит еще больший разрыв по всем макроэкономическим показателям в этих странах по сравнению с остальными.

В связи с этим стратегическое значение государственной политики приобретает инновационная деятельность компаний, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний.

Структурная и организационная специфика инновационного процесса при его осуществлении в значительной мере определяется неопределенностями всех уровней. Неопределенности в инновационном процессе приводят к ограничению использования оптимизационных методов управления, обусловливая необходимость применения адаптивных подходов.

Значительные успехи в управлении инновационной деятельностью достигнуты рядом крупных зарубежных компаний. Изучение их практического опыта в области разрешения проблем управления инновационной деятельностью может оказаться весьма полезным и для российских компаний.

Несмотря на многообразие исследовательских интерпретаций проблемы управления инновационной деятельностью, не до конца изученными остаются вопросы, связанные с комплексной интеграцией системы управления инновационной деятельностью в процессе формирования целей и стратегий развития российских компаний, функционирующих в конкурентной рыночной среде.

Цель настоящей работы состоит в развитии теории, подходов, механизмов и инструментов управления инновационной деятельностью компаний и обобщении теоретико-методологического опыта, опираясь на результаты статистических исследований деятельности наиболее успешных глобальных компаний США, Европы и Японии.

Реализация поставленной цели обусловливает необходимость решения совокупности следующих теоретико-прикладных и практических задач:
- теоретическое обобщение значения инноваций как конкурентного ресурса в деятельности компаний, значения инновационной деятельности в процессе формирования целей и стратегии компании;
- выявление специфики инновационного процесса и его влияния на систему управления компаниями, обоснование необходимости применения эвристических итерационно-адаптивных подходов в управлении инновационной деятельностью;
- статистический анализ инновационной активности успешно действующих глобальных компаний;
- анализ современного инструментария, методов и алгоритмов управления НИОКР глобальных компаний, оценка практических подходов и путей разрешения проблем управления инновационным процессом на базе опыта глобальных компаний США, Европы и Японии.
- анализ современного состояния управления инновационной деятельностью российских компаний, оценка возможности применения концепции стратегического инновационного менеджмента в экономических условиях России, выработка практических рекомендаций по управлению инновациями для российских компаний.

2. СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПАНИЙ
2.1. Неопределенность в управлении инновационной деятельностью
2.2. Применение моделирования в инновационной деятельности и его методологические ограничения
2.3. Адаптация и адаптивный подход в управлении компаниями

3. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРУПНЫХ (ГЛОБАЛЬНЫХ) КОМПАНИЙ
3.1. Проблемное поле, задачи, методы и алгоритмы стратегического управления инновационной деятельностью крупных (глобальных) компаний
3.2. Современный инструментарий управления инновационной деятельностью крупнейших компаний США, Японии и Европы
3.3. Применение концепции стратегического инновационного менеджмента в экономических условиях России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление инновационной деятельностью приобретает особое значение в современной жизни, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления компаниями. Инновационная деятельность создает не только будущий облик компании, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, окружение, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке.

В глобальной конкуренции решающую роль играют именно инновации. Текущее конкурентное положение занимающих лидирующее положение в мире по объемам валовой выручки фирм достигнуто за счет применения эффективных стратегий и технологического доминирования, при этом компании, желающие занять более сильную конкурентную позицию, расходуют в относительном выражении на исследования и разработки гораздо больше. Резкое увеличение патентной активности после 1997 года свидетельствует о переоценке роли знаний как основы получения стратегического конкурентного преимущества на рынке.

Эффективное управление инновационной деятельностью требует учета неотъемлемого свойства инновационного процесса - большого количества неопределенностей, обусловленных осуществлением поиска, проведением исследований, экспериментов, разработок, испытаний и т.д., необходимостью неоднократных возвратов к предыдущим этапам и стадиям. Кроме того, инновационная деятельность характеризуется маркетинговыми неопределенностями: неясность относительно будущего состояния потребностей и параметров рынка и неясность перспектив будущих результатов НИОКР и возможностей их применения.

Задача управления инновационной деятельностью крупных (глобальных) компаний в условиях неопределенности на современном этапе решается применением адаптивных подходов и адаптивной модели управления, которая строится на основе формирования программной траектории управляемой системы на конкретный период времени и создания системы управляющих воздействий, направленых на устранение дестабилизирующих возмущений, отклоняющих управляемую систему от программной траектории.

Анализ проблемного поля инновационного менеджмента и исследование опыта управления действующих на глобальном рынке компаний позволил выявить комплекс взаимосвязанных задач и проблем. В своей деятельности эти компании применяют современные высокоэффективные эвристические и итерационно-адаптивные подходы, методы и алгоритмы, которые целесообразно изучать и трансформировать для экономических условий России с нескольких точек зрения. Во-первых, это позволит отслеживать развитие современных методов и алгоритмов управления компаниями; во-вторых, идентифицировать своих главных конкурентов; в-третьих, определить пути дальнейшего развития инструментария современного менеджмента, будущие проблемы и способы их разрешения.

Концепция стратегического инновационного менеджмента для России состоит в формировании государственной инновационной политики и всесторонней поддержке инновационной деятельности российских компаний. Современную национальную инновационную систему можно охарактеризовать как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.

Ключевой проблемой стратегии развития национальных и региональных инновационных систем в РФ является, таким образом, формирование целостной инновационной инфраструктуры коммерциализации инновационных продуктов и услуг, включающей институты защиты прав интеллектуальной собственности и страхования рисков, финансовой, маркетинговой, консалтинговой, информационной и кадровой поддержки инновационной деятельности крупных компаний. Важная роль в инновационной системе должна быть отведена использованию механизма частно-государственного партнерства. Часть прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры может осуществляться с участием бизнеса, а технологическая модернизация - преимущественно самим бизнесом.

Эффективное управление инновационной деятельностью, обеспечивающее успех в глобальной конкуренции российских компаний, требует применения современных эвристических итерационно-адаптивных подходов, методов и алгоритмов, исследования и обобщения опыта успешно действующих на глобальном рынке компаний.

Транскрипт

1 Развитие гуманитарных наук. Проблемы и перспективы. SEKCJA 25. Ekonomika. (Экономические науки) ПОД- СЕКЦИЯ 4. Инновационная экономика. Филатов В.В., к.т.н., доц. каф. «Менеджмента» ФБГОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленных предприятий В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. П. Друкер утверждает, что «единственная вещь, имеющая значение - это инновации» . Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий. Определение стратегии развития предприятия и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений. Ключевой проблемой современного этапа развития экономики России является разработка путей и механизмов развития реального сектора, его оживления и подъема как основы экономического роста. В связи с этим перед российской экономической наукой стоят задачи теоретического обоснования и практического решения проблем адаптации и развития промышленных хозяйствующих субъектов в условиях рыночного реформирования . Новая рыночная среда, новые условия хозяйствования, в которых оказались российские предприятия, неизбежно вызывают к жизни новые системные свойства хозяйственных структур, которые в прежних условиях не были востребованы. Для 5

2 Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. выживания, адаптации и развития в рыночной среде предприятия должны быть способны к самостоятельному, рациональному и целенаправленному экономическому поведению, ориентированному на конкурентный рынок, и самостоятельно вести расширенное воспроизводство в условиях рыночного хозяйства. Необходимость акцентирования внимания на инновационной составляющей промышленного предприятия состоит в том, что его мотивация и поведение определяются экономическими закономерностями, характерными для рыночной экономики инновационного типа. Как бы успешно ни функционировало предприятие, но если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, оно через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. В связи с этим инновационная деятельность становится главным условием выживания предприятия в условиях рынка. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности. В концепции современной инновационной политики Российской Федерации инновационная деятельность рассматривается как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки . Бовин А.А. отмечает, что инновационная деятельность включает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. На основании этого им уточняется приведенное выше определение. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки». В трактовке приложения к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» инновационная деятельность представляет собой деятельность по воспроизводству поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Такое определение сводит инновационную деятельность к воспроизводству исследований и разработок, а также маркетинговых действий, что является только частью инновационной деятельности. Более корректным, является определение инновационной деятельности, приведенное в кратком терминологическом словаре ЦИСН - вид деятельности, связанный с 6

3 Развитие гуманитарных наук. Проблемы и перспективы. трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. В официальной статистике под инновационной деятельностью подразумевается совокупность всех мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления. Рассмотренные определения не имеют серьезных принципиальных различий, для всех определений характерно рассмотрение инновационной деятельности как определенной последовательности действий, в процессе которой реализуется система мероприятий, направленных на создание новых и усовершенствованных продуктов и процессов, имеющих коммерческую ценность. Придерживаясь системного подхода, в данной работе под инновационной деятельностью предприятия будем понимать целенаправленную систему мероприятий по разработке и практическому освоению технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг. Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создавать условия для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок. Инновационная деятельность как бизнес-процесс состоит из следующих основных стадий: поиск инновационных идей; отбор наиболее перспективных идей; оценка жизнеспособности отобранных идей; разработка детального бизнес-плана инновационного проекта; оценка бизнес-плана; экспериментальное производство инновационного продукта; корректировка схемы производства; продвижение инновационного продукта; массовое производство инновационного продукта. Инновационная деятельность носит альтернативный, многовариантный характер. Она может осуществляться не только на любой из перечисленных выше стадий (исследования - разработки - производство - распространение (использование на практике)), но и вне их, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей и т.д. К инновационной деятельности относятся: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта; комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта; технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска 7

4 Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. инновационного продукта (услуги), технологии; проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта; управление процессами коммерциализации технологий; деятельность по продвижению инновационного продукта, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте; создание и развитие инновационной инфраструктуры; передача либо приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот, экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта. Инновационная деятельность базируется на системном подходе. Системный подход к рассмотрению инновационной деятельности раскрывается через реализацию следующих принципов: системный подход к управлению инновационной деятельностью предполагает рассмотрение перемещения результатов научного труда в рамках полного цикла «наука-производство», т.е. от возникновения научных идей до их применения на практике; при проведении научных исследований должна обеспечиваться взаимосвязь всей совокупности работ и мероприятий во всем единстве экономических, информационных, социально-психологических и организационных связей; процесс достижения цели инновационной деятельности следует рассматривать как упорядоченную совокупность характеристик промежуточных состояний исследования и прогнозирования путей его дальнейшего развития; все уровни управления инновационной деятельностью должны быть строго ориентированы на достижение единой цели, должно обеспечиваться единство управления и взаимосвязь всех его функций; обеспечение инновационной деятельности (состояние инновационного потенциала) должно соответствовать формируемым целям. На основании рассмотренных принципов можно говорить о том, что система управления, инновационной деятельностью предполагает осуществление комплекса целенаправленных действий, обеспечивающих функционирование взаимосвязанных подразделений предприятия (научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экономических, производственных и других). Система управления инновационной деятельностью предприятия должна обеспечивать оптимальное управление всеми видами работ инновационной деятельности и их распределение между подразделениями предприятия, рациональное использование различного вида ресурсов при выполнении работ на любой стадии инновационного процесса, своевременно представлять информацию руководству предприятия и подразделениям для принятия решений. Важным моментом является необходимость децентрализации принятия оперативных решений и централизации координации и контроля при управлении инновационной деятельностью. Стратегическое инновационное предпринимательство основано 8

5 Развитие гуманитарных наук. Проблемы и перспективы. на децентрализации в управлении. Это усложняет управление, но способствует повышению эффективности инновационной деятельности за счет вовлечения в процесс принятия решений и ответственности за результаты различных подразделений предприятия, способствует проявлению личной инициативы сотрудников, повышает эффективность деятельности предприятия в целом. В то же время централизованная координация инновационной деятельности в рамках предприятия в целом обеспечивает комплексный подход к разработке единой инновационной стратегии предприятия (согласование целей и направлений развития, разработка планов и программ инновационной деятельности и др.) При управлении инновационной деятельностью создаются интенсивные информационные потоки, удовлетворяющие информационные потребности различных подразделений предприятия, участвующих в инновационной деятельности. В систему управления инновационной деятельностью предприятия необходимо закладывать подход, основанный на использовании интегрированной информационной системы, обеспечивающей единую информационную базу для всех подразделений предприятия. В этом случае обеспечивается полная взаимоувязка работ и устраняется дублирование или сосредоточение непрофильных для подразделения видов работ. Базой для развития инновационной деятельности промышленного предприятия являются подразделения предприятия, способствующие осуществлению различных видов инновационной деятельности, и совокупность характеристик предприятия, определяющих возможность предприятия к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Принятие решений по любому направлению инновационной деятельности должно основываться не только на научной значимости полученных результатов исследований, но и с учетом имеющихся технологических возможностей предприятия и возможности реализации инновационной продукции на рынке. Немаловажное значение при этом имеет эффективное функционирование сложившейся на предприятии системы управления инновационной деятельностью. «Практике известно немалое число случаев, когда высокоэффективные разработки не приносили ожидаемых результатов именно по причине недостаточного инновационного потенциала предприятия». Данный подход очень важен, поскольку инновационная деятельность может эффективно осуществляться только при наличии прямых и обратных связей между ее участниками - подразделениями предприятия, участвующими в инновационной деятельности. Нарушение принципа обратной связи приводит к нарушениям в осуществлении инновационного процесса и, следовательно, к снижению эффективности развития предприятия в целом. Величина инновационного потенциала предприятия является параметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить направление инновационного развития в стратегическом плане. Таким образом, осуществление тех или иных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно при наличии у него достаточно инновационного потенциала. 9

6 Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. Список использованной литературы 1. Друкер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике. В экономике и бизнесе. В обществе и мировоззрении. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, с Филатов В.В., Кобулов Б.А. и др.// Инновационный менеджмент Учебное пособие с тестовыми заданиями, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г с. 3. Филатов В.В.// Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем. Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2008 г с. 4. Бовин А.А. и др. Управление инновациями в организациях. М., с..- с Филатов В.В.// Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических системах РФ. Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009 г с. 6. Филатов В.В.// Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010 г с. 7. Филатов В.В.// Управление государственной инновационной политикой РФ с учетом влияния глобализации на структурную экономику России на современном этапе Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г с. Данное исследование проведено по хоз.- доворной тематике НИР: «Разработка стратегической программы управления инновационным проектом предприятия ООО «Научно- производственная компания «Инновационные технологии» для его новых организационных форм в сфере малого и среднего бизнеса», осуществляемой на каф. «Менеджмента», договор 20/2011 от «01» июля 2011 г. 10


Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

Ю.Н. Аксенова (студент), М.В. Чернецов (к.т.н., доцент) СТАТИСТИКА И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ г. Пенза, ПРЦВШ(ф) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «Менеджмент» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «Инновационный менеджмент» «Управление инновационной системой организации» Предметом

07 2007 ВЛАСТЬ 41 Вадим ГУРИНОВ ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Менеджмент как область социально-экономической науки и вид профессиональной деятельности, связанной с организацией

Понятие научно-исследовательской деятельности (НИД), ее признаки как основы оценки потребности в элементах ресурсного потенциала вуза Актуальность изучения вопросов инновационного развития обусловлена

АЛИЕВА З.К. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ УСЛУГ В статье показана необходимость применения инновационного управления в сфере услуг. Проанализированы основные научные подходы к инновационному управлению

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ «ТРАНСФЕР ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Рабочая программа дисциплины

ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об инновационной деятельности в Удмуртской Республике Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 6 июня 2017 года Настоящий Закон определяет принципы, цели, задачи,

ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ О развитии инновационной деятельности в Кировской области Принят Законодательным Собранием Кировской области 24 апреля 2008 года Статья 1. Предмет правового регулирования Настоящий

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В.А. Шереметьев В экономической теории выделяется два основных типа развития хозяйственных систем экстенсивный и интенсивный.

82 И.Ю. Хетагурова Обеспечение генерирующего типа воспроизводства промышленной интеллектуальной собственности В современной России проблемы интеллектуальной собственности проявляются в виде единого сложного

Лекция 4 Инновации во времени и в экономическом пространстве (2 ч.) 1. Организация инновационной деятельности во времени 1.1.Фазы жизненного цикла инноваций. 1.2.Экономические расчеты прибыльности и длительности

1 23. Институциональная экономическая теория. 24. Теория прав собственности. Историческая эволюция форм собственности. 25. Теория транзакционных издержек. Транзакционные издержки: сущность и классификация.

Закон Республики Татарстан Об инновационной деятельности в Республике Татарстан Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Принят Государственным Советом Республики Татарстан 8 июля 2010 года Настоящим

УДК 33С3 С 85 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ В АПК Шарипова Д.Б. ст преподаватель Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет г.семей, ул.абая 107 Инвестиции являются важнейшим фактором,

Сессия 9 Управление инновационными процессами и оценка ключевых показателей эффективности инновационной деятельности Региональный обучающий семинар МСЭ для стран СНГ «Рекомендации по реинжинирингу бизнес-процессов

Климова Т.Б., к.э.н., доц., Герасимова Н.А., к.э.н., доц., Белгородский Государственный Университет Стратегическое развитие на основе формирования региональной инновационной системы Стратегическое развитие

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Кузнецова Елена Сергеевна г. Мурманск, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет» Инновационное технологическое

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 апреля 2007 г. N 43-п О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА В соответствии с подпунктом 1 пункта 1

Глава 1. Теория методологии организации брендинга 1.1. Основные признаки организации брендинга В рыночных условиях развитие и изменение хозяйственных систем требуют изменений во всех сферах деятельности.

87 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 2013 Беспалько Виталий Алексеевич кандидат экономических наук Краснодарский кооперативный институт 350015,

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 2010 В. А. Кошелев* (перевод с англ. Гридина П.С.) Ключевые слова: инновации, жилье, инновационные риски, управление рисками,

Секция: Экономические науки Зимакова Лилия Александровна профессор кафедры учета, анализа и аудита Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород, Россия Цуканова Светлана

III УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ УДК 338.45:005.311.6:005.591.6 338.45:005.311.6:005.591.6 К.А. АЛЕНИНА, ст. преподаватель кафедры стратегического менеджмента Пермский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

15 февраля 2008 года N 195-КЗ ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Принят Законодательным Собранием Приморского края 30 января 2008 года Настоящий Закон регулирует

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АНГАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Рассмотрено на Координационном

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.Г. ШУХОВА В ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Романович Людмила Геннадьевна Белгородский государственный

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ПГУ») Факультет экономики и управления Кафедра «Менеджмент и экономическая

23. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ Раздел содержит статистическую информацию о состоянии и развитии научного и инновационного потенциала России. Статистические данные охватывают организации, выполнявшие

Забовская Анастасия Васильевна магистрант Щукина Елизавета Семеновна канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» г. Оренбург, Оренбургская область КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Е.Н. Смирнов аспирант кафедры прикладной экономики Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТОРГОВОГО

Галкина М.А. аспирантка факультета национальной и мировой экономики, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», руководитель департамента развития предпринимательства, туризма и бизнес-коммуникаций

Санкт-Петербургский государственный экономический университет НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.04.01 «ЭКОНОМИКА» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МАРКЕТИНГ И ЭКОНОМИКА HI- TECH ПРОДУКЦИИ» «КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ»

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- ОСНОВА ВЫЖИВАНИЯ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ АВ. Воронцова, А.Г. Городнов Нижегородский государственный университет им. Н.И.

Примерные темы магистерских выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению 38.04.02 «Менеджмент» магистерская программа «Общий и стратегический менеджмент»: 1. Анализ и выбор

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД Сапѐлкин Виталий Евгеньевич Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь г. Минск, Республика Беларусь Инновационная

ФГБУН Институт социально-экономического развития территорий РАН 1 VII социологическая Грушинская конференция «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях» Региональные системы расширенного

УДК 004.78.33 108 Г.И. Коновалова КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНОЙ СРЕДЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Предложена концепция управления машиностроительным предприятием в

Информационные ресурсы и технологии ТРУСОВ Александр Владимирович - кандидат технических наук, директор Пермского ЦНТИ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ И ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ Системообразующей целью

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УДК 005:338 Н.А. Лытнева СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ МЕХАНИЗМА

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» тема «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»

Примерная тематика выпускных квалификационных (бакалаврских) работ по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент 1. Управление малым предприятием в условиях рыночной экономики. 2. Управление коммерческой

1. Общие положения Программы вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре формируются на основе федеральных государственных образовательных

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Настоящий Закон определяет организационную, правовую, экономическую основы, условия формирования и реализации государственной инновационной политики

1. Основные понятия и общие положения 1.1. Настоящее Положение о педагогическом технопарке ФГБОУ ВО «ЧГПУ» (далее соответственно Положение, ЧГПУ) устанавливает правила организации деятельности, формирование

Ýêîíîìèêà УДК 334.012.23 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ 2009 Н.Г. Кулакова* Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал,

Перечень тем выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» («Экономика организаций») (Утвержден на заседании ученого совета от 31 августа 2016 протокол 1) Блок 1. Приоритетные

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Артенян А.С., Буренин Г.В. Научный руководитель: к.э.н., доцент Трифонов П. В. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Стратегическое

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Ш. Алимкулова, ст. преподаватель Таразского института МКТУ им.х.а.ясави Экономика Казахстана одной из первых ощутила

Принципы и этапы оценки эффективности проектного управления организацией аспирант кафедры экономики предприятия и инновационной деятельности Голодова А.А., научный руководитель Ломовцева О.А. Развитие

С.В. ШАПОШНИКОВА к.э.н., доцент кафедры экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства ВГТУ г. Воронеж, Россия ОБ УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ НА ОСНОВЕ НАНОПРИНЦИПОВ

И.Н. Березин, 2012 г. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург [email protected] ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ИРЭИ, д.э.н., проф. П.И.Бурак 2011 г. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (специализация экономика, организация

Обуздание пищевого гиганта система бизнес-процессами в крупных компаниях пищевой промышленности Система воздействует на производственнокоммерческую структуру предприятия через организационный механизм.

19. Научные исследования и инновации Организации, выполняющие научные исследования и разработки классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего профессионального

РАССМОТРЕНО Советом филиала Протокол От 2014 УТВЕРЖДАЮ Директор А.В. Бандурист 2014 г. Тематика выпускных квалификационных работ для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент на 2014-2015 уч. г. Уп р

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Концепции федеральной целевой программы ««Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» В 2010

Программе учебной дисциплины Б5.П.1 «Производственно-профессиональная практика» Цель дисциплины закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении специальных и общеэкономических дисциплин,

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И по составу и обоснованию целевых значений ключевого показателя эффективности инновационной деятельности, включаемого в долгосрочные программы развития и системы ключевых показателей

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Принят Государственным Советом 2 ноября 2006 года Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с

Долгушина В.А. ФГБОУ ВПО «Югорский Государственный Университет» Россия, г. Ханты-Мансийск DOI:10.18411/lj2015-10-6-8 Этапы и виды инновационной деятельности Особенность современного этапа мирового развития

Мансуров Руслан Евгеньевич Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и экономики, заместитель директора Научно-исследовательский институт экономики, управления и права 420111, РФ, г. Казань,

Вашко И.М., Академия управления при Президенте Республики Беларусь СТРУКТУРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Структура национальной экономики представляет

Современные подходы к управлению инновационным процессом

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский) Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова).

Определим базовые понятия, имеющие место в публикациях, посвященных управлению образованием.

«Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования»(Э.М. Роджерс) .

Инновация - специальное новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации систематических целей» (Дж.Майлс).

«Инновация» (лат. novus - новый). «Нововведение (инновация) - целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» (С.Д.Поляков).

«Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств» (О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, Л. В. Лоренсов).

«Педагогические нововведения , как и в целом нововведения, должны быть увязаны с социально-экономическими особенностями развития страны, общественными отношениями и культурой народа» (М. М. Поташник).

Педагогическое новшество – новое в практике обучения, воспитания, управления педагогическими процессами.

Новация - первая полная реализация новшества в образовательном учреждении.

Нововведение - новшество, вводимое в данной школе, училище, данной местности, ориентированное на уже состоявшуюся новацию как на образец.

Инновационная деятельность- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.

Инновационный процесс в образовании - это процесс управления изменениями в образовании.

Ученые считают (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, Н.П. Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

Работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно - педагогической деятельности;

Работу с учащимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

Работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

Совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

Осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

Осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

Осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии – целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С.А. Репин).

В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых находят отражение концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития школы:

1. Стратегию локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов

(например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам).

2. Стратегию модульных изменений, которая ориентируется на осуществление нескольких комплексных изменений. Данная стратегия образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет процесс ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.

3. Стратегию системных изменений, которая предусматривает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержания, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Она осуществляется либо при изменении статуса школы, либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Эта стратегия позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Различают два типа инновационных процессов в системе образования:

Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

Второй тип - инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования - ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.

Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение.

Полный жизненный цикл нововведений включает следующие стадии:

    возникновение,

    зрелость,

    освоение,

    распространение,

    насыщение,

    рутинизацию,

  1. завершение.

Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов (В.С.Лазарев и др.)

1. Создание новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

Проектирование новшеств;

Экспериментальное апробирование новшеств;

Экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств:

Подготовка к распространению;

Информирование о новшествах;

Поддержка освоения новшеств;

Анализ распространения и освоения новшеств.

3. Освоение новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности изменениях;

Поиск новшеств;

Оценка и выбор новшеств;

Проектирование желаемого будущего образовательной системы;

Внедрение новшеств;

Анализ и оценка результатов изменений;

Институализация нововведений.

4. Образовательная деятельность.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово- экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

Разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

Определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

Разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

Подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

Обновление структуры внутришкольного управления;

Создание инновационного совета школы, инновационных экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

Обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

Внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

Реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

Осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

Внедрение методики экспертизы инноваций;

Разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

Внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе.(10,с184)

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса- лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы. Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самоанализ.

Т.И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелость.

Стадия «инновационной робости» характеризуется настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы. Члены коллектива сдержаны в оценках инновации, не обладают для данной инновационной деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного кликушества» связана с первыми успехами в освоении нового. Для неё характерны стремление быстрей заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности. Качество инновационных проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко осмысливается. Многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества.

Стадия «инновационного сотрудничества» в педагогическом коллективе – это стадия, на которой в школе складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т.д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив школы, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости» коллектива - это стадия, на которой в школе сформирована инновационная среда. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие школы, совершенствование осуществляемой в ней учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции.

Результат инновационной деятельности - конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

Критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

Критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

Критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувсвия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

    Уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

    Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

    Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

    Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

    Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

    Заинтересованность пед. коллектива школы в освоении нового.

    Контролируемость инновационных процессов в школе.

ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней системы.

Вывод.

Управление инновационным процессом многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность является стержневой задачей выживания организации, залогом ее успеха в борьбе за прибыль.

инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели школ; разрабатываются программы развития ОУ; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

Литература

    Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент/ В.А.Абчук, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицин. Учебник. – 2-е изд.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 483 с.

    Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов – на Дону: НМД «Логос», 1999. – 136 с.

    Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.Г. Корзникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

    Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Педагогический поиск, 1993.

    Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Педагогический поиск, 2007, 167 с.

    Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/ Вступит. ст. В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1996. - 320с.

    Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989. – С.39-48

    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

    Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005.

    Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 285 с.

На сегодняшний день в условиях глобализации рыночной экономики и жесткой конкуренции ни одно предприятие не сможет выстоять без использования различного рода инноваций в своей деятельности. Влияние инноваций на динамику экономического развития давно стало предметом пристального внимания учёных. Этим проблемам посвящены труды Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, Б.Твисса, Г. Менша и др. Так, Н.Д. Кондратьев показал, что в период кризиса и зарождение нового цикла создаются предпосылки для освоения научных открытий и крупных технических изобретений, позволяющих преодолевать кризисные явления и выходить на новые рубежи технологического и экономического развития . Й. Шумпетер анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем. Он выделял пять типичных изменений, которые могут осуществляться в компаниях: использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта .

На машиностроительных предприятиях необходимо формирование современной системы управления, обеспечивающей эффективность внедрения инноваций. Очевидно, что инновационная деятельность на машиностроительных предприятиях России развивается медленно и используется меньше, чем в других отраслях. Это обусловлено, во-первых, нехваткой финансовых ресурсов, и, во-вторых, отсутствием реальной заинтересованности со стороны собственников и руководителей предприятий.

По нашему мнению применяя методологию процессного управления в контексте с инновационной стратегией развития бизнеса, руководители компаний смогут создать платформу для развития бизнеса и выжить в условиях спада экономики.

В основе процессного подхода к инновационной деятельности предприятия лежат три основных принципа . Во-первых, предприятие рассматривается как некое количество процессов, нацеленных на реализацию определенной цели, а не как определенное число людей, которые выполняют отдельные функции. Во-вторых, оптимизируется организация этих бизнес-процессов в направлении минимизации временных, финансовых и прочих издержек. В-третьих, ключевая роль в координации бизнес-процессов отводится информационным технологиям, которые становятся осью менеджмента предприятия, позволяющей оперативно и адекватно реагировать на динамику рынка, минимизировать затраты предприятия, поддерживать и углублять достигнутые предприятием конкурентные преимущества.

По мнению Прахалад К. К. и Кришнан М.С. бизнес-процесс – это связующее звено между стратегией бизнеса, бизнес-моделями и текущими операциями. Бизнес-процессы определяют суть логических зависимостей между видами деятельности, выполненными в фирме, а также взаимоотношения с потребителями. Бизнес-процессы влияют на техническую (информационные и коммуникационные системы) и социальную архитектуры (на организационную структуру, права принятия решений, управление показателями функционирования) и, в свою очередь сами зависят от них.

Бизнес процесс с одной стороны, определяется информационными технологиями. Поэтому необходимо уделять внимание базам данных, прикладным программам, компьютерам и серверам. С другой стороны, чтобы бизнес процессы были эффективными, необходимо внимательно следить за профессиональной подготовкой всего персонала и формировать у него нужные навыки и умения.

Процессный подход заставляет руководителя определить источники и систе­мы поступления информации о процессе, правила работы и принятия управленче­ских решений, ресурсы, которыми управляет руководитель и замыкает цепочку обратной связи для достижения наилучших результатов . Для реализации процесс­ного подхода руководителю нужна программа действий. Программа построения сети процессов и управления ими изложена в п. 4.1 МС ИСО 9001:2000. Рассмотрим эту программу действий более подробно:

1. Определить виды деятельности, которые целесообразно рассматривать как процесс, и их взаимосвязи;

2. Идентифицировать каждый из процессов, чтобы представить, как он осуществляется, кому нужен его результат (выход), какие показатели качества, результативности, эффективности следует использовать для управления процессом, кто из персонала участвует в нём, какие расходуемые ресурсы и производственная инфраструктура нужны для процесса, каких затрат он требует;

3. Анализ результатов идентификации и поиск возможностей улучшить процессы, т.е. повысить их результативность и эффективность;

4. Разработка и осуществление мероприятий для улучшения процессов, исходя из результатов анализа;

5. Анализ результатов реализации мероприятий;

Процессный подход представляет собой новый способ ведения бизнеса и достижения целей, обеспечивающий клиентам максимальный уровень удовлетворённости. Он охватывает каждый аспект деятельности организации: от применяемых технологий до организации продаж, от способов выполнения задач работниками до мотивации и вознаграждения за труд.

Литература

1. Морозов С.И. Пути активизации инновационной деятельности в регионе./ Проблемы современной экономики. 2011. - №1. – с. 214-216

2. Рупосов В.Л., Чернышенко М.С. Управление инновационными процессами [текст]: учеб.пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2010. 148 с.

3. Устинова Л., Гришин А. Реинжиниринг бизнес-процессов аптеки как основа устойчивого конкурентного преимущества [текст] /Российские аптеки, 2003 - №7-8

4. Прахалад К. Пространство бизнес-инноваций: Создание ценности совместно с потребителем / К.К. Прахалад, М.С. Кришнан: Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер: Издательство Юрайт, 2012. – 258 с.

5. Ефимов В.В. Управление процессами: учебное пособие / В.В. Ефимов, М.В. Самсонова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008, - с. 222.