Технология туристической деятельности - курс лекций. Технологии разработки маршрутов и формирование туров Проектирование и разработка туристского маршрута

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, представление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Основные определения:

Маршрут- это заранее спланированная траса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.

Тур – это туристическая поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг.

Туристская путёвка- это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг. В настоящие время используется форма ТУР - 1

Ваучер – документ, который является гарантией для получения туристом оплаченной услуги или комплекса услуг от субъекта туристической деятельности.

6.2 Классификация туристических маршрутов

Классификацию туристских маршрутов можно построить по различным признакам.

По типам маршруты бывают:

тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;

походные – маршруты с активными способами передвижения;

физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются:

круглогодичные (внесезонные);

сезонные - функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.).

По построению трассы маршруты подразделяются на:

линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

радиальные – (стационарные) с посещением пунктов из одного стационарного пункта на маршруте;

кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

По продолжительности маршруты бывают:

Многодневными (14-30 дней);

Несколько дней (1-3 дня)-маршруты выходного дня;

Несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

Собственный транспорт туристской фирмы;

Арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;

Личный транспорт туристов.

По способам передвижения на маршруте:

Автобусные;

Теплоходные (морские, речные);

Авиационные;

Железнодорожные;

Комбинированные.

Отдых на природе;

Отдых на морском побережье;

Отдых в горах и др.[

Все эти виды маршрутов предусматривают менеджеры турфирмы при составлении туров.

Составляется график движения по маршруту в табличной форме с указанием даты и времени прибытия и отправления по каждому пункту маршрута.

6.3 Разработка туристического маршрута

Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута Процесс проектирования должен соответствовать требованиям закона Украины «О туризме» и ГОСТу 28681. 1-95 « Проектирование туристических услуг»

Процесс проектирования: поиск идеи – отбор идеи – разработка продукта и его проверка – разработка стратегии маркетинга – испытание продукта в рыночных условиях

Этапы разработки туристского маршрута:

Исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;

Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

Определение типа маршрута;

Построение трассы маршрута;

Разработка схемы безопасности на маршруте;

Разработка карты и паспорта маршрута;

Пробная обкатка маршрута;

Утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.

Разработка туристского маршрута

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Понятие «эталонный туристский маршрут» появилось в пределах спортивного туризма в Советском Союзе в 60-70-х гг. ХХ в. и способствовало развитию отечественного туризма. Разработка и утверждение эталонных маршрутов в сочетании со строгой системой оценки категорийности путешествий стали основой самоорганизации спортивного туризма и фактором его высокого уровня безопасности.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.

Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Эталонные маршруты концентрируют многолетний коллективный опыт и талант путешественников. Разработкой, прохождением эталонных и других маршрутов, определением категории трудности и классифицированием горных перевалов в районах России и республик СНГ начиная с тридцатых годов прошлого столетия и по настоящее время занимались многие известные спортивные туристы, в том числе и профессиональные географы. Невозможно упомянуть всех, кто причастен к этой огромной работе. Большой вклад в изучение туристских возможностей Кавказа внесли В.В. Арсенин, К.Э. Ахмедханов, Б.М. Бероев, Н.Д. Бондарев, Ю.В. Гранильщиков, Е.П. Титкова, Н.Р. Элбакян; Памиро-Алая - А.Л. Гарцевич, Л.А. Максимов; Памира - С.И. Алимов, В.М. Абалаков, Н.Н. Волков, Н.П. Горбунов, И.Г. Дорофеев, Д.М. Затуловский, В.Ю. Попчиковский; Тянь-Шаня - С.Я. Волков, Б.Г. Карпов, Н.В. Малых; Джунгарского Алатау - В.Н. Вуколов, В.С. Тихонов; Алтая - М.В. Тронов, С.Р. Громов, В.А. Поляков, А.Ф. Харченко; Тывы - Ю.П. Селиверстов; Забайкалья - В.С. Преображенский, Ю.А. Штюрмер, Урала - А.О. Кеммерих, С.А, Торопов, Р.Б. Рубель.

Одним из центральных понятий в туризме является понятие «маршрут». Категория «маршрут» обладает и общеупотребительным, и географическим, и туристским смыслом. В общепринятом значении маршрут - это путь с заранее заданной траекторией. Отметим, что эта категория имеет пространственный, а не временной оттенок. В этой связи понятие маршрута часто имеет географическое или даже астрономическое содержание, если его траектория выходит за пределы географической оболочки.

Маршрут - одно из сущностных понятий в сфере туризма, поскольку туризм по своей сути - это маршрут. От других видов деятельности туризм отличается именно маршрутным характером, который выражает его отраслевую технологию и образ деятельности. Рассмотрим топологические особенности туристского маршрута.

Туристские маршруты отличаются по конфигурации, т.е. форме «нитки», линии пути. Можно выделить четыре основных типа маршрутов. Три первые из них - элементарные, четвертый - составной.

Линейный маршрут - это маршрут, который начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Туристы при этом на протяжении всего маршрута не повторят пройденный путь.

Кольцевой маршрут - маршрут, имеющий кольцевую форму, который начинается и заканчивается в одной точке. При этом туристы так же, как и в первом случае, постоянно следуют новым для себя путем.

Радиальный маршрут - это маршрут «туда и обратно». Он начинается и заканчивается в одной и той же точке. Туристы возвращаются к пункту начала маршрута тем же путем, что и двигались вперед.

Комбинированный маршрут как модель туристского путешествия употребляется чаще всего. Обычно основная линия такого маршрута линейная, иногда кольцевая, а от главной линии маршрута в стороны организуются радиальные выходы, которые могут быть двух видов: кольцевые и линейные. Радиальные выходы организуются с целью посещения каких-либо интересных туристских объектов или препятствий, которые находятся в стороне от линии основного маршрута.

Туристский маршрут является понятием социально-экономической географии, поскольку в составе и в организации туристского маршрута соединяются следующие разнохарактерные компоненты системы:группылюдей, туристские препятствия, экскурсионные объекты, транспортные пути и средства, объекты туристской инфраструктуры и многое другое. Понятие «туристский маршрут» тесно связано с такими понятиями отечественной и зарубежной географии, как «территориальная рекреационная система», «дестинация» и «туристский район».

Эталонные (классифицированные) маршруты были приняты туристскими общественными и спортивными организациями в Советском Союзе, а сейчас применяются по районам СНГ и разным видам туризма. Их можно проанализировать на предмет логичности маршрута. Далеко не все предлагаемые маршруты логичны. Маршрут, принципы составления которого невыразительны, является слабо популярным или вообще невостребованным.

Примером непопулярного эталонного маршрута может являться рекомендовавшийся во многих официальных справочниках пешеходный (лыжный) маршрут III категории сложности (далее - к.с.) на Северном Урале (пос. Кытлым - г. Конжаковский Камень - г. Денежкин Камань -с. Всеволодо-Благодатское). При внешней привлекательности (соединение в одном путешествии двух интересных отдельных горных массивов) маршрут оказался «неблагодарным» в связи с большим расстоянием между двумя горными областями, которое следует преодолеть по закрытым пространствам буреломной увалистой тайги. При составлении маршрута победил формальный подход (необходимое количество естественных препятствий и километров). Здесь не просматривается идея, тактическое решение и логика. Примером логичного и популярного эталонного маршрута можно считать пешеходный маршрут III к.с. по Восточному Саяну (пос. Аршан - перевал Аршанский - р. Китой - р. Шумак - пер. Шумакский - пос. Нилова Пустынь).

Именно логика маршрута является наиболее сложной задачей его организации, где требуются широкие географические и туристско-тактические знания и способности к творчеству. Все наиболее известные географические экспедиции и путешествия, удачные туристские походы и мероприятия отличались «маршрутной идеей», ясной логикой проекта маршрута.

Отметим, что логические аспекты разработки маршрутов, стратегия и тактика его составления исключительно редко рассматриваются в научной, да и в прикладной литературе. Тем не менее, есть публикации, авторы которых очень тонко чувствуют эти аспекты. Примером такой оригинальной работы по составлению и организации туристского маршрута является статья Б. Б. Родомана «Искусство путешествий».

Спортивный туристский маршрут его конфигурация выстраивается первоначально мысленно, сообразно главной идее, т.е. должен обладать логикой построения, которая определяет его маршрутную линию, особенности организации и проведения путешествия. В составлении маршрута путешествия может быть заложена различная логика. Ниже последовательно приведены возможные подходы к логике построения маршрута.

Логика пересечения (рис. 5) подходит, например, для отдаленных и труднодоступных географических районов, где внутри района нет транспортных путей. Для того чтобы подробно изучить этот район, его нужно пересечь насквозь, потому что пути подъезда имеются только с одной его стороны, а пути выезда есть только с другой стороны. При этом иногда приходится пересекать не только туристский район (район концентрации наиболее интересных туристских объектов), но и географический район, который обычно намного больше. Например, пересечение Памира, Тибета или какого-либо значительного острова, где транспортные пути, как правило, имеются только по окраинам или берегам острова. В таких местах можно, конечно, осуществлять и более короткие радиальные выходы - от подъездных путей в глубь района, но полного знакомства с этим районом такие маршруты не дадут.

Логика нанизывания (соединения, траверса) свойственна не самым протяженным маршрутам, обычно в пределах одного туристского района, где одним линейным маршрутом можно соединить несколько объектов туристского интереса. Логика нанизывания не подразумевает обязательно, что нитка основного маршрута пройдет именно траверсом через интересующие туристов вершины - достаточно, что она подойдет к ним максимально близко, откуда уже можно будет совершить короткий радиальный выход. Логика нанизывания позволяет посмотреть наиболее интересные туристские объекты в данном районе, при этом маршрут по конфигурации может быть кольцевым или линейным, имеющим очень извилистую линию.

Логика посещения (восхождения) подразумевает наличие одного (нескольких рядом расположенных) крупного и наиболее интересного туристского объекта, пещеры или горной вершины, ради которых и осуществляют туристы свое путешествие. Конфигурация таких маршрутов будет, как правило, радиальной, а логика такого маршрута состоит в подходе к объекту интереса и возвращению к путям подъезда. Характерным примером такого маршрута будет путешествие на плато Мань-Пупу-Нер на Северном Урале, куда можно добраться только с одной стороны. Соответственно и конфигурация маршрута будет радиальной, а цель - именно посещение уникального ландшафта Мань-Пупу-Нера.

Логика прохождения (преодоления) (рис.8.). Маршруты с такой целью чаще встречаются в таких техничных видах туризма, как горный и водный. Здесь смысл маршрута заключается в преодолении каких-либо конкретных сложных естественных препятствий (горных перевалов или речных порогов), и данный маршрут строится таким образом, чтобы пройти именно через них, заключается в подходе к ним, преодолении препятствия и далее выходе с маршрута.

Логика «великой тропы» путешественников пройти полностью протяженных, линейно вытянутых природных зон, побережий.

Известны примеры организации такой тропы в разных странах (Большая Аппалачская тропа, Большая Уральская тропа, Большая Саянская тропа). При этом сама вытянутая форма географического района задает направление маршрута и стимулирует желание человека если не ногами, то с использованием какого-то транспорта или хотя бы мысленно пройти его вдоль. Примеров таким образом построенных маршрутов достаточно. Было много путешественников, которые прошли полностью вдоль всех Уральских гор, от степных Мугоджар до побережья Северного Ледовитого океана. Одним из наиболее массовых известных путешествий была экспедиция «Большой Урал, 91» под руководством Н. Рундквиста (Екатеринбург). Подобной логикой - «великой тропы» руководствовался известный российский путешественник Г. Травин: он собирался полностью пройти вдоль границы Советского Союза. Начал он свою экспедицию в 1929 г. В течение нескольких лет путешествовал на велосипеде вдоль границы СССР, включая и арктическое побережье.

В 80-е гг. прошлого века была проведена российская экспедиция «Великой Северной тропой» на собачьих упряжках, которая проходила по побережью Северного Ледовитого океана от Чукотки до Мурманска под руководством С. Соловьева (Екатеринбург).

Логика направления. Это может быть направление на сторону горизонта. Путешественники, например, ставят цель двигаться на восток или преимущественно на восток.

Данная логика присутствует обычно в довольно крупных путешествиях. Например, стремление путешественников прошлых столетий достичь максимально высокой широты в Северном или Южном полушарии при движении строго на север или на юг. Сюда также относится

и стремление достичь Северного или Южного полюса Земли. В современных менее крупных спортивных путешествиях тоже иногда присутствует логика направления. Например, при путешествиях в труднодоступных районах, подъезды и подходы к которым возможны только с одной стороны. Так, при путешествии по плато Путорана туристы стремятся максимально далеко продвинуться на восток, потому что подъезды к данной территории возможны только с запада, в связи с чем восточные части плато менее исследованы, а значит, и более интересны. Часто такую же цель - как можно дальше уйти на север - преследуют и туристы, путешествующие по Заполярному Уралу, подходы к которому наиболее удобны с юга, от железной дороги Сейда -Лабытнанги.

Логика исторического пути. Такие типы маршрутов в последнее время встречается довольно часто.

Многие туристские группы планируют свои путешествия не столько со спортивной целью, сколько с познавательной. При этом возможны крупные экспедиции, например движение по Великому Шелковому пути или плавание путем Христофора Колумба или Магеллана. Возможны и менее грандиозные - путем Ермака или маршрутом «Из варяг в греки». Возможны совсем небольшие - пройти пешком тропой инков или проехать на велосипеде по заброшенной Бабиновской дороге в Пермском крае и Свердловской области от Соликамска до Верхотурья. Причем в этом случае туристам важнее максимально точно повторить линию старинного тракта, маршрута путешественников древности, а не найти сложный или более простой путь, осуществить маршрут по наиболее красивым местам.

Логика исследования (экспедиции). Полевое исследование (экспедиция) отличается от туристского путешествия целями и логикой построения маршрута.

Логика обучения (альплагеря). Это маршрут от одного базового лагеря к различным объектам, например на горные вершины, при котором происходит нарастание сложности радиальных маршрутов. Часто такая логика используется именно с целью обучения горным путешествиям под руководством инструктора посредством тренировок в преодолении переправ через реки, скальных, ледовых участков, а затем и сложных восхождений на вершины.

Наиболее совершенным вариантом нитки маршрута является тот, который спланирован на основе нескольких факторов, где прослеживается логика построения маршрута с позиции многих аспектов. Именно таким образом желательно формировать систему эталонных маршрутов в туристских районах.

Современное расширение активных форм и видов туризма приводит к похожему использованию территории, помимо спортивного туризма, такими новыми смежными видами деятельности, как активный (приключенческий) туризм, экстремальный туризм, экологический туризм и др. В этой связи появляется необходимость разработки научных географических основ применения эталонного подхода в туризме. Возможности применения такого подхода к маршрутам за пределами спортивного туризма возрастают. Появляются новые задачи маршрутного эталонирования в туризме, продиктованные необходимостью обеспечения полноценного отдыха и оздоровления людей, удовлетворения их потребности в познании территорий при соблюдении условий безопасности.

Одной из задач является разработка абстрактной модели эталонного маршрута. Показанная модель может подходить практически для любого туристского района, особенно для таких видов туризма, как пешеходный, горный и лыжный.

При яркой индивидуальности каждого туристского маршрута можно выделить их типичные свойства и составить их общую конфигурационную модель. Туристский маршрут, как правило, начинается от какого-либо транспортного узла, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта - поездами или самолетами. Этот транспортный узел (пункт подъезда) находится обычно в пределах географического района, в котором будет проходить путешествие. Из транспортного узла туристы обычно автотранспортом доезжают до пункта входа в район, который расположен уже в пределах непосредственно туристского района. Здесь начинается активная часть маршрута.

Подход к основной части путешествия происходит обычно по дорогам или тропам. На маршруте препятствия, которые выбраны для преодоления, всегда начинаются (по крайней мере, так рекомендуется) с более простых, которые располагаются на подходах к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса.

Как правило, простые препятствия в горном путешествии - это несложные перевалы, переправы, каньоны, вершины или траверсы. После нескольких более менее простых препятствий, когда туристы уже втягиваются в походный ритм и у них происходит некоторая акклиматизация к высокогорным условиям среды (или другим, отличающимся от привычных), они входят в район концентрации туристских объектов, ради которых обычно и осуществляется путешествие в данном туристском районе.

Посещение такого наиболее интересного для туристов места может быть осуществлено как в линейном непрерывном маршруте, так и при совершении кольцевых радиальных выходов. Здесь встречаются уже более сложные препятствия, - может быть, даже максимально сложные в техническом и физическом плане. Осуществить знакомство с ареалом концентрации туристских объектов лучше ближе ко второй половине путешествия, когда туристы уже достаточно акклиматизировались, вошли в свою максимальную физическую и техническую форму.

В середине маршрута довольно часто есть точка, где пересекаются маршруты многих туристских групп, путешествующих в данном туристском районе. Обычно это красивое место с хорошим обзором, с условиями, удобными для стоянки большого количества туристов, где могут формироваться элементы туристской инфраструктуры (базы, избы, вертолетные площадки). В таких местах туристские группы часто оставляют запасы продуктов и часть снаряжения и отсюда совершают кольцевые и линейные радиальные выходы.

Ближе к концу путешествия, когда группа уже хорошо акклиматизировалась и еще достаточно физических и моральных сил, туристы совершают линейный радиальный выход для преодоления какого-либо основного (ключевого) препятствия, обычно более сложного по физическим показателям. После этого они, как правило, проходят еще одно сложное препятствие (но уже не максимальной сложности для данного маршрута), которое отделяет туристов от уже довольно простых путей выхода из туристского района.

После этого последнего сложного препятствия начинается не сложный ни в физическом, ни в техническом плане выход из туристского района - обычно по тропам и дорогам, который завершается или в каком-либо населенном пункте, или в месте, куда подходит дорога, пригодная для проезда автотранспорта. Отсюда туристы выезжают из данного туристского района на рейсовом или на нанятом автотранспорте к транспортному узлу (пункту выезда), который расположен уже за пределами туристского района, но обычно находится еще в пределах данного географического района. Затем туристы дально-магистральными средствами транспорта (поездами или самолетами) возвращаются домой.

Примеров соответствия такой абстрактной модели спортивного туристского маршрута можно привести множество практически по всем туристским районам. Мы проиллюстрируем данную модель маршрутом спортивного путешествия по Катунскому хребту на Алтае.

Географическим районом данного маршрута является Алтай, пунктом подъезда, транспортным узлом, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта, выступает город Бийск. Из него туристы уже добираются рейсовым или нанятым автотранспортом до туристского района - Катунского хребта.

Пунктом входа непосредственно на активную часть маршрута, до которого можно добраться на автотранспорте, является поселок Тюнгур. Дальше по дороге и тропе идет подход к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса, через несложные перевалы (Казуяк - некатегорийный перевал, Кара-Тюрек - перевал 1А категории трудности). Основная часть путешествия по Катунскому хребту может осуществляться в разных его частях в зависимости от того, какие из них более интересны конкретной группе туристов.

Это могут быть прохождения перевалов в бассейне реки Аккем или в бассейне реки Кучерла -в кольцевом радиальном выходе; а могут и в районе истока реки Катунь (но тогда в этом случае это уже будет непрерывный линейный маршрут). Место пересечения маршрутов многих туристских групп - это или озеро Аккемское, или озеро Кучерлинское, или ледник Братьев Троновых, откуда обычно совершаются восхождения на гору Белуха.

После путешествия по ареалу концентрации объектов туристского интереса туристы иногда совершают радиальный выход для восхождения на гору Белуху - высшую вершину Алтая. Далее маршрут проходит через сложный перевал (чаще всего это перевал Делоне - 2А-2Б категории трудности, или перевал Буревестник - 2А категории трудности) и начинается выход к долине реки Катунь по одному из ее правых притоков, по тропам.

Пунктом выхода является один из поселков на Катуни, чаще всего поселок Тюнгур, который являлся и пунктом входа. Далее туристы выезжают автотранспортом к транспортному узлу -Бийску.

Авторы считают, что представленная абстрактная модель активного туристского маршрута является не надуманной, а выражает сложившийся в многолетней практике подход к осуществлению спортивных путешествий. Модель представляется оптимальной - она опробована многими поколениями туристов по разным видам туризма и в различных районах.

Эталонные туристские маршруты фактически являются районо-образующими потоками и в этой связи могут служить критериями туристского районирования территории. Сеть маршрутов, ее иерархия может лежать в основе туристской топологии региона и формировать мозаику туристских районов.

Эталонные туристские маршруты выполняют связующие, организующие роли в территориальных рекреационных системах, учение о которых разрабатывалось выдающимися географами, являющимися также специалистами и в спортивном туризме, и является наиболее научно оформленным и состоявшимся . Такие маршруты фиксируют и увязывают основные структурные элементы территориальных рекреационных систем, особенно в периферийных и горных областях.

Использование понятия «эталонный туристский маршрут» невозможно без изучения многих социально-экономических вопросов, например вопросов нынешней инфраструктурной обеспеченности эталонных маршрутов, соответствия свободного времени и доходов современного человека его «маршрутным» потребностям и возможностям, соответствия конкретных траекторий пространственно-временного поведения людей линиям эталонных маршрутов и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Новокуйбышевский государственный гуманитарно - технологический колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

Технология разработки туристического маршрута на примере тура

«Самара - Казань»

Фененко Ксении Владимировны

Студентки 3 курса группы 32

специальность 1 Туризм

Форма обучения: очная

Преподаватель: Головина И.В.

Оценка:______________

Подпись преподавателя

И.В. Головина

Введение

1. Основные культурно - исторические центры Казани, и их достопримечательности

1.1 Казанский Кремль

1.3 Особняк З.Н. Ушаковой

1.4 Храм всех религий

1.7 Мост Миллениум

1.8 Арка Влюбленных

2. Технология разработки туристического маршрута

Заключение

Библиография

Приложение 1. Основные понятия и определения

Приложение 2. Технологическая карта туристского путешествия по маршруту Самара - Казань на 20__ год

Приложение 3

Введение

Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания,то есть производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге. В нашем случае тура «Самара - Казань».

Город Казань - изначально небольшая пограничная крепость, пройдя через сложнейшие перипетии истории, сохранился и стал сегодня крупнейшим городом. Возникшая на рубеже X-IX веков Казань через 400 лет превратилась в столицу государства - Казанского ханства, а позже заняла важное место в истории России.

Казань, расположенная географически находится на стыке Европы и Азии, является многокультурным и многоконфессиональным городом, где веками складывалось взаимодействие татарской и русской культур. Слияние двух культур и религий создали нечто самобытное, характерное только для Казани и нашедшее отражение в ее неповторимом архитектурном облике.

В городе насчитывается 158 религиозных общин и организаций, в основном эти общины представляют традиционные для Казани религии: ислам - 69 и православные - 50. Вместе с ними мирно соседствуют иудеи, католики, лютеране и религиозные объединения протестантского и других направлений.

В Казани действуют четыре высших теологических учебных заведения Казанская Духовная семинария, Российский Исламский университет, высшее мусульманское медресе “Мухаммадия”, высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама, работают воскресные школы. В Казани насчитывается 120 лечебно-профилактических учреждений, в которых работают более 15 тысяч человек.

Сегодня Казань со всей щедростью приняла Универсиады в 2013 году, что бесспорно стало одной из важнейших страниц ее истории.

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей существующих культурно-исторических центров Казани, их описание на основе теоретического анализа литературы.

Объектом данного исследования является многообразие культурно-исторических центров Казани.

Предметом исследования являются туристические ресурсы культурно-исторических центров Казани.

Задачи курсовой работы:

Выделить особенности основных достопримечательностей Казани;

Разработать возможности туристического маршрута «Самара - Казань».

1. Основные культурно-исторические центры Каз ани, и их достопримечательности

Среди городских достопримечательностей особенно выделяется «визитная карточка» Казани -- вид на площадь Тысячелетия и Кремль со стороны Казанки: «летающая тарелка» Казанского цирка и находящиеся в обрамлении кремлёвских стен Башня Сююмбике, Благовещенский собор и Мечеть Кул-Шариф образуют эффектный силуэт, ставший символом города.

Кроме того, в Казани имеется немало музеев, среди которых встречаются как крупные музейные комплексы (Музей изобразительных искусств, Национальный музей, Эрмитаж-Казань, Музей археологии и истории и т.д.), так и небольшие отраслевые музеи (например, музей истории связи) и музеи-квартиры выдающихся людей (Е. Боратынского, М. Горького, Г. Тукая, М. Джалиля, В.И. Ленина и др.) А по старинным казанским улицам в свое время ходили Г.Р. Державин, Л.Н. Толстой, М.И. Бутлеров, Н.И. Лобачевский, Ф.И. Шаляпин, и другие великие личности нашего отечества.

Современная Казань -- весьма гостеприимный город, который всегда рад принять у себя гостей из самых различных уголков России и мира и готов показать все свои достопримечательности.

1.1 Казанский Кремль

Кремль - живое сердце Казани. Отсюда начался город, здесь родилась его история. Новая многоминаретная мечеть в османском стиле и древний православный собор стоят рядом в этой крепости. Стоит пройти вдоль её средневековых стен, подняться в башни, заглянуть в музеи. Чтобы понять, кто такие казанцы и что такое Казань. Музей-заповедник Казанский Кремль включён в свод объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектурный ансамбль казанского Кремля интересен тем, что и сегодня он сохраняет черты всех пронесшихся над ним столетий.

Производит впечатление уже сама прогулка вдоль высоких белокаменных стен, а если подняться на Преображенскую башню под самую крышу - весь центр города как на ладони! Единственная и главная улица крепости помнит булгарских эмиров, золотоордынских ханов и русских царей. Это первая в Казани улица, мощённая булыжником, исторический вид она имеет и сегодня.

На территории крепости находится знаменитая «падающая» башня царицы Сююмбике. К тысячелетию Казани открылся филиал Санкт-Петербургского «Эрмитажа», расположенный в здании бывшего Юнкерского училища. В этом же здании расположены музеи - музей-мемориал Великой отечественной войны, музей естественной истории, художественная галерея «Хазине» («Сокровищница»).

В Кремле находится первый православный собор в Среднем Поволжье - Благовещенский собор, построенный сразу после взятия Казани. Он был построенный в середине XVI века псковскими мастерами. В центре «Эрмитаж-Казань» школьным экскурсиям предлагается квест «В поисках клада».

В музее ислама в мечети Кул-Шариф можно посетить мастер-класс «Искусство носить платок» и узнать, что значит красота по - мусульмански, как носили головные уборы казанские татарки в конце ХIХ века, почему мусульманки оставляют открытыми только лицо и кисти рук, какие 15 способов повязывания платка существуют.

Эта площадь известна уже с XVI века, и в то далекое время на ней кипела оживленная торговля, оглашались указы и совершались торжественные церемонии. Она была заставлена лавками, харчевнями, здесь толпился местный и приезжий люд. На этой площади в 1774 году стояли войска Емельяна Пугачева, обстреливавшие Кремль. Отсюда в 1813 году казанцы провожали народное ополчение на борьбу с Наполеоном. В начале XX века площадь была свидетелем революционных событий. От площади начинаются одна из центральных казанских улиц -- Кремлевская и крутой Ивановский спуск. В начале XX века здесь проходили трамвайные пути. Свое нынешнее название -- площадь 1 Мая, отвечающее духу новой эпохи, площадь получила в 20-е годы XX века. С XVII века она называлась Ивановской в честь Иоанно-Предтеченского монастыря. Остатки этого монастыря можно видеть и по сей день. В 90-е годы XIX века была сделана попытка переименовать площадь в Александровскую в честь установленного здесь в 1895 г. памятника Александру II Освободителю. Памятник не сохранился до наших дней, он был снесен после революции. На его пьедестале в 1920 году установили гипсовый памятник «Освобожденный труд», выполненный скульптором В. Богатыревым. Время не пощадило и его. В 1966 г. на площади возвысился памятник М. Джалилю, выполненный по проекту скульптора В. Е. Цигаля и архитектора Л. Г. Голубовского. На этой площади на протяжении последних столетий находится центр городского управления. Здание, в котором располагается городская администрация, исправно служит нуждам городского управления с 30-х годов XIX века. Привлекает к себе внимание здание Национального музея РТ, которое было восстановлено после пожара 1987 года в том виде, каким его видели горожане более 100 лет назад. В 1895 году в Казани был организован Городской музей, основу которого составили экспонаты Научно-промышленной выставки, проходившей в Казани в 1890 году, и частное собрание крупного казанского коллекционера Андрея Федоровича Лихачева. До революции музей назывался не иначе как «Лихачевским», и именно его вензель украшает вход в музей.

1.3 Особняк З.Н. Ушаковой

В 1903 году Карл Мюфке -- модный казанский архитектор -- получил заказ на строительство особняка на Воскресенской улице. Заказчиком был потомственный почетный гражданин, племянник владельца химических заводов в Бондюге П. К. Ушкова -- Алексей Константинович Ушков. В середине 1900-х гг. А. К. Ушков женился на дочери профессора Казанского университета Н. Ф. Высоцкого -- Зинаиде. Творение К. Мюфке было преподнесено молодой супруге в качестве свадебного подарка. До сих пор память о бывшей владелице сохранилась в виде вензелей «ЗУ» на здании. Пышно декорированный снаружи дворец поражал и своей внутренней отделкой. Интерьеры были выдержаны в разных стилях. Здесь были немецкий, китайский, мавританский, готический и другие залы. С 1919 года в здании находится Национальная библиотека РТ.

1.4 Храм всех религий

Международный культурный центр духовного единения -- архитектурное сооружение в посёлке Старое Аракчино в городе Казани, возведение которого начато в 1994 году художником, архитектором, скульптором, целителем и общественным деятелем Ильдаром Хановым. По замыслу автора и владельца комплекса, он сооружён как архитектурный символ религий, культур и цивилизаций. Службы и обряды в комплексе не проводятся. В ансамбле соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. Всего в проекте предусмотрены купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в т.ч. исчезнувших цивилизаций. Ильдар Ханов назвал сооружение «Вселенским храмом», или «Храмом всех религий».

1.5 Казанский государственный цирк

История цирка в Казани насчитывает более 100 лет. Первое здание цирка в городе было построено в 1890 году братьями Никитиными. Современное здание на 2312 зрителей было построено в 1967 году по уникальному проекту «Татгражданпроекта» и в своё время удивило известного архитектора Оскара Нимейера. Казанский государственный цирк работает под патронажем Министерства Культуры Республики Татарстан. В 1995 году при цирке был открыт музей. C 1996 года при цирке действует Республиканская детская цирковая школа.

1.6 Дворец водных видов спорта

Крупное крытое спортивное сооружение в Казани. Один из немногих и крупнейших подобных в России, дворец предназначен для проведения тренировок и соревнований по водным видам спорта, однако может использоваться также как универсальный дворец спорта. Является соревновательной ареной Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 и одним из важнейших объектов летней Универсиады 2013 года по видам спорта плавание, прыжки в воду, синхронное плавание. Расположен в середине города, по адресу Сибгата Хакима, 70, в юго-восточной части Ново-Савиновского района, на берегу реки Казанка, в конце улицы Чистопольской.

1.7 Мост Меллениум

Вантовый мост, самый высокий мост в Казани. Пересекает реку Казанку, соединяя улицу Вишневского с проспектом Амирхана и являясь частью Малого Казанского кольца. Полная длина мостового перехода составляет 1524 метра, включающая в себя 318-метровую вантовую часть, 517-метровую балочную часть и 689 метров дорожных переходов, с подходами к мосту -- более 3 километров. Главной особенностью моста является пилон в виде буквы "М", имеющий более 45 метров в высоту и 64 метров в основании.

1.8 Арка влюблённых

Современная достопримечательность города Казани. Располагается у входа в парк «Чёрное озеро» со стороны улицы Лобачевского. Арка имеет эллиптическую форму, за счет чего обладает таким акустическим эффектом: если два человека находятся по разные стороны арки и говорят шёпотом в внутренние ниши сводов, то они прекрасно слышат друг друга.

В первой главе мы рассмотрели важнейшие историко-культурные памятники Казани. Их довольно много и все они отражают развитие культуры и промышленности. Все рассмотренные нами историко-культурные центры можно условно разделить на 2 большие группы: памятники промышленности (истории быта) и памятники культуры (монастыри, музеи, архитектурные памятники.)

2. Технология разработки туристического маршрута

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

1. Технологическая карта маршрута (Приложение 2).

При разработке технологической карты маршрута определяются основные показатели маршрута, места пребывания, даты заездов, примерное (ожидаемое) количество туристов, программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту, описание.

2. Паспорт маршрута (Приложение 3).

Паспорт маршрута представляет собой более подробное описание маршрута, включает организационные и правовые моменты, регулирует взаимоотношения между туристским предприятием, туристом и фирмой, заключившей с туроператором партнерское соглашение. Также здесь отражаются условия страхования туристов.

3. Информационный листок .

Согласно Законам «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристу должна быть предоставлена достоверная и полная информация о предстоящем путешествии. Поэтому информационный листок обязательно должен прилагаться в комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту на руки. В нем отражены основные сведения о стране пребывания, принимающей фирме, условия безопасности туристов на маршруте, необходимые контактные телефоны для связи с Посольством России, с принимающей фирмой. В нем могут содержаться и другие документы: памятка-программа тура, карты(Приложение 4), проспекты и т.д.

4. Каталог маршрута .

Каждый менеджер по направлению составляет информационный каталог, в котором отражается вся информация по маршруту, о стране пребывания, городах, описание отелей (номера, питание, услуги) и экскурсий. Обычно это красочно оформленный альбом, в котором клиент, придя в фирму, может и должен найти все, что его может заинтересовать, а менеджер, получив страноведческую подготовку, должен давать всю информацию на возникающие вопросы.

В последнее время становится все более популярным формирование тура с помощью компьютера как в самой фирме, так и домашнего. На основе соответствующего программного обеспечения в реальном масштабе времени формируется такой тур, который бы в максимальной степени удовлетворял потребности клиента. При наличии соответствующих договоров с транспортными компаниями и наличии билетопечатающей машины турфирма может прямо в своем офисе оформить билет на тур, заказать места в гостиницах и весь спектр сопутствующих туристских

2.1 Существующие туристические маршруты

В настоящее время активно развивается республиканский маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана», который в будущем объединит все туристические центры.

На региональном уровне предлагаются короткие обзорные экскурсии по интересным памятникам истории:

- «Яркие впечатления» - достаточно объемный маршрут с достопримечательностями Казани, где весь путь проходит по местам массового гуляния (данный маршрут лучше выбрать в день какого-либо праздника);

- «Древнее Ханство» - многое в облике города изменилось до неузнаваемости, а многие архитектурные памятники Казани канули в лету и оказались утрачены навсегда. Маршрут построен таким образом, чтобы заглянуть за линию времени Казани и постараемся узнать город таким, каким он был сотни лет назад;

- «Город в деталях» - достаточно короткий маршрут, но выделены очень красивые и восхитительные места города, весь путь -- практически одна прямая, проходящая через центр Казани и заканчивающаяся на восхитительной новой набережной под белоснежным Казанским Кремлем.

Итак, существующие предложения туристических операторов не охватывают всех исторических центров Казани. Они четко структурированы по направлениям, причем приоритетными выбраны религиозные программы.

Однако я считаю, что был бы больший спрос на программы более обширные, с обязательным посещением не только монастырей и мечетей, а выставки и архитектуры современности, так как это неотъемлемая часть культуры Казани, а так же постараться совместить пешие экскурсии с выездными.

2.2 Разработка нового туристического маршрута Самара - Казань

Весь наш тур по достопримечательностям Казани можно разделить на 5 дней, так мы стараемся совместить в нашей экскурсии не только исторические места, а так же памятники и современное искусство, так же в нашем туре предусмотрены не только пешие прогулки, но и выездные и водные.

1 день (пешая экскурсия)

Наше путешествие начинается от площади 1 Мая и продолжается по улице Кремлевской, до недавнего времени именовавшейся, как и большинство центральных улиц в Советском Союзе, улицей Ленина. На улице Кремлевской находится Министерство образования РТ (Кремлевская, 9), а некогда в этом доме, принадлежавшем купцам Крупенниковым, располагались «Европейские номера». На другой стороне улицы протянулось на целый квартал здание Института геологии Казанского федерального университета, построенное в 1734 - 1741 гг. для духовной семинарии. Спустившись по ул. М. Джалиля направо, мы окажемся у врат одного из самых красивых храмов Казани -- Петропавловского собора. Напротив расположен Лицей им. Н. И. Лобачевского при КФУ, а ранее в этом здании размещалась Мариинская женская гимназия. Вернувшись на «казанский проспект» -- Кремлевскую улицу, мы окунемся в атмосферу торговой жизни XIX века. Перед нами два пассажа -- Александровский (Кремлевская, 17) и Чернояровский (Кремлевская, 21), получившие свои названия по имени владельцев. На смену демократичным гостиным дворам в XIX веке пришли новые типы торговых зданий -- пассажи, таким образом торговля ушла с улиц вглубь зданий.

Еще один торговый дом был выстроен на средства М. Ф. Сапожникова в 1910 - 1911 гг. Ныне в этом здании располагается Главпочтамт (Кремлевская, 8). Напротив, по правой стороне улицы, располагается здание Прокуратуры Республики Татарстан. Ранее же здесь находились дома военно-окружного суда, военного губернатора и полицейская и пожарная части. Над зданием полицейского управления возвышалась пожарная каланча, на которой вывешивались специальные сигналы в виде шаров, флагов, по которым горожане узнавали о начале пожара, силе мороза, времени освещения улиц и т.д. Сейчас на месте бывшей каланчи возвышается здание Института физики Казанского федерального университета, на противоположной стороне еще одно здание университета -- Химический институт. До 1930-х гг. на этом месте находился Воскресенский собор, по названию которого и улица именовалась Воскресенской. Перед зданием разбит сквер им. Лобачевского, в центре которого в 1896 г. был установлен памятник -- бюст Н. И. Лобачевского, выполненный скульптором М. И. Диллон. За сквером располагается филиал Российской академии наук. Здание значительно перестроено, однако его интерьеры частично сохранили очарование того времени, когда здесь располагалась Ксенинская женская гимназия (названа в честь великой княжны Ксении Александровны) и гимназистки в белых фартучках спускались по лестнице, украшенной кованой решеткой. Около сквера находится Национальная библиотека РТ, расположенная в особняке, известном как Дом Ушковой. Завершается улица комплексом Казанского федерального университета. Если повернуть в конце ул. Кремлевской направо, вы попадете на ул. Университетскую, которая пересекается сначала с ул. Профсоюзной, а затем с пешеходной ул. Баумана. На перекрестке улиц Университетской и Профсоюзной находится несколько хороших ресторанов: «Мясной удар», «Рыба» и ресторан узбекской кухни «Рубаи». Любителям национальной кухни следует свернуть на улицу Профсоюзную, где находится кафе «Перцов» в доме, где жил писатель Э. П. Перцов. К этому времени на город опускается вечер и можно насладиться весей прелестью вечерней Казани

2 день (пешая экскурсия).

Утром встреча на перекрестке улиц Университетской и Профсоюзной. Повернув по ул. Профсоюзной налево и миновав дом, где 7 сентября 1833 г. в гостях у казанского писателя Э. П. Перцова побывал А. С. Пушкин, мы выйдем на главную казанскую площадь -- площадь Тукая, которую казанцы до сих пор называют Кольцо, поскольку в свое время здесь действительно было трамвайное кольцо. Прямо напротив нас находится новый торговый центр «Кольцо» с примкнувшей к нему сзади высотной гостиницей «Гранд Отель «Казань» -- самой большой в городе. В холле гостиницы сейчас расположен Экскурсионный центр г. Казани. Привлекает наше внимание здание с колоннами, стоящее на холме, -- Институт экономики и финансов КФУ. Слева от него на холме установлен памятник революционеру Муллануру Вахитову. Рядом возвышается новое здание отделения Пенсионного фонда России. Повернув с ул. Профсоюзной направо, на площади Тукая мы увидим подземный переход, соединяющий две пешеходные улицы -- Петербургскую и Баумана. Здесь находится вход на станцию «Площадь Тукая» казанского метрополитена. В начале ул. Петербургской установлен памятник известнейшему ученому, сыну поэта Николая Гумилева, тюркологу и писателю Льву Гумилеву. Несмотря на историческое прошлое, Петербургская -- одна из самых молодых улиц города, почти сплошь застроенная новыми зданиями. Правее подземного перехода расположено здание гостиницы «Татарстан», некогда центральной и самой большой гостиницы Казани. Далее наша прогулка продолжится по пешеходной улице Баумана. Историческое название ее -- Большая Проломная, восходит ко времени взятия Казани Иваном Грозным. По легенде, именно с этой стороны был сделан подкоп под посадскую городскую стену, и на месте взрыва образовался «большой пролом». С 1930 г. улица носит имя революционного деятеля Николая Баумана, родившегося в Казани в 1873 году. Почти целый квартал справа занимает комплекс магазина «ГУМ» («Главный универсальный магазин»), объединившего ряд разновременных построек. На площади Тукая очень многое напоминает о героях произведений крупнейшего татарского поэта Г. Тукая: это и часы «Сказки Тукая», с арабскими буквами на циферблате, и мозаичные панно, которыми украшена станция метрополитена, и фонтан «Су анасы» (2000 г., автор И. Н. Башмаков). Су анасы (водяная мать) -- дух воды, существо женского пола, примерно то же, что в русских сказках русалка. Атрибутами водяной считаются золотые ведра или золотая гребенка. С другой стороны улицы расположился «Шаляпин Палас Отель» -- гостиница, построенная на месте доходного дома Е. С. Смоленцева и Н. П. Шмелева. Рядом стоят памятник Ф. И. Шаляпину (авт. А. В. Балашов), установленный в 1999 году, и церковь Богоявления (Баумана, д. 78), которая является одним из архитектурных символов Казани. На пересечении улиц Баумана и Астрономической расположился ресторан «Дом татарской кулинарии», а напротив него -- более демократичный по ценам «Дом чая», где можно отведать блюда татарской кухни. Продолжим наше путешествие по ул. Баумана. Слева можно увидеть здание бывшего кинотеатра «Татарстан» (сейчас -- книжный магазин), в 1908 году здесь был открыт один из первых казанских кинотеатров «Аполло». Рядом -- детское кафе «Экият», что в переводе с татарского означает «сказка». Большое серое здание по правой стороне (Баумана, 17) -- один из памятников советского конструктивизма -- Дом печати, построенный в 1933-1935 гг. по проекту архитектора С. С. Пэна. Покинув улицу Баумана, мы окажемся на расположенной под Кремлем Ярмарочной площади, на которой проходят различные мероприятия в дни крупных городских праздников. Свое нынешнее название площадь получила в память о тех ярмарках, которые устраивались на этом месте еще в эпоху средневековья. Справа на площади расположено необычное здание цирка, рядом с которым находятся стадион казанского футбольного клуба «Рубин» на 10 000 мест и казанский Дворец спорта с ледовой ареной. Треугольное здание на Булаке -- культурно-развлекательный комплекс «Пирамида» с концертным залом, боулингом, рестораном, дискотекой и фитнес-клубом. Рядом с казанской пирамидой возвышается здание отеля «Мираж».

3 день (выездная экскурсия)

Мы отправляемся в поселок Старое Аракчино, где располагается Храм Всех Религий. По словам автора: Вселенский Храм не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий. Люди пока не пришли к Единобожию. Храм - архитектурный символ всех религий, музей религий. Его название: Вселенский Храм, международный культурный центр духовного единения. В сооружении как культурном центре открыты и действуют картинная галерея, где проходят не только выставки, но и мастер-классы; концертный зал, в котором проводятся музыкальные и поэтические вечера.

Вечером возвращаясь из поселка Старое Аракчино, поезжаем по еще одному архитектурному произведению современной Казани - Мост Миллениум. Под каждой из половинок пилона проходит мостовой переход с тремя автомобильными полосами и изолированным пешеходным тротуаром. Мост обязан своим названием тысячелетнему юбилею Казани, в канун которого и был сдан. Реализованная в пилоне моста буква "М" также символизирует тысячелетнюю историю города в связи с тем, что является первой в слове тысячелетие в татарском и латинских (Millennium ) языках. Многие горожане называют мост просто "Миллениум".

4день - водная прогулка по реке Волга.

Так как Казань является одним из крупнейших портов на реке Волге. Именно отсюда берут свое начало многие увлекательные путешествия по рекам Волжско-Камского бассейна. Казанский Речной порт - один из крупных транспортных узлов Казани, обеспечивающий развлекательные, пассажирские, а также грузовые перевозки по рекам России. Основной магистралью движения судов является, безусловно, река Волга. Особенное удовольствие доставляют речные прогулки на небольших, комфортабельных теплоходах, курсирующих по Волге, в окрестностях Казани. Двухчасовые прогулки по реке -- каждый день в летнее время.

5 день - свободная прогулка по городу и достопримечательностям.

Разработанные нами маршруты еще необходимо воплотить в жизнь. Для этого, прежде всего, нужно договориться с гостиницами о размещении туристов, четко просчитать работу и время отправления автобусов и так далее, то есть полностью регламентировать время туристов. Для того чтобы эти маршруты стали популярны, они должны обладать следующими критериями: быть доступными (разработанные маршруты вполне доступны, их примерная стоимость не превышает 5000-6000 руб.), интересными (мы включили в маршруты все наиболее интересные центры Казани). Поэтому, я считаю, что разработанные маршруты вполне могут привлечь большое количество туристов.

казань туристический маршрут разработка

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели культурно-исторические центры Казани, и их достопримечательности, а так же современную архитектуру города.

Часть из них безвозвратно утрачена, часть удалось сохранить и восстановить; многие церковные здания по сей день находятся в полуразрушенном состоянии, и продолжают разрушаться от ветра и времени.

Многие старые храмы в годы советской власти были бесконтрольно, варварски перестроены. Сносились купола и звонницы, падали наземь колокола. Внутри молитвенных помещений появлялись уродующие облик дополнительные перегородки и перекрытия. Тем самым уникальным историческим памятникам наносился ущерб, порой непоправимый. И в наши дни в заброшенных церковных зданиях ведутся порой несанкционированные археологические раскопки, в ходе которых разрушаются пол, стены, подвальные помещения.

Итак, в данной курсовой работе мы провели характеристику историко-культурных центров Казани. Их довольно много на территории города, все они отражают развитие культуры и промышленности. Все рассмотренные нами историко-культурные центры можно условно разделить на 3 большие группы: памятники промышленности (истории быта) и памятники культуры (монастыри, музеи, архитектурные памятники), современная архитектура. Существующие туристические программы, на наш взгляд не удовлетворяют потребностей туристов в любознательности. Все они четко разделены тематически, не встречается ни одной полной обзорной экскурсии по культурно-историческим центрам города.

В данной курсовой работе были разработан туристический маршрут для людей любознательных и открытых новым веяниям времени.

Библиография

1. Агафонов Н.Я.Историческая объяснительная записка наименований казанских улиц. Казань, 1899.

2. Бардин К.В. Азбука туризма. О технике пешеходных путешествий, М.; 1981

3. Голикс Р., Вильборг А. Выставка картин: "Художественные сокровища Казани" , 1916.

4. Григорьев В. Н.. Водный туризм. - М.: Профиздат, 1990.

5. Гулиев Н.А., Смагулов Б.К. Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг: учебное пособие ФЛИНТА; МПСИ, 2011 г.

6. Зорин А.И. Туристские центры и местности России Теория и практика физической культуры. - 2000. - №8.

7. Квартальнов В.А., Зорин И.В. «Туризм и отраслевые системы». Москва, 2002г.

8. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник, Юнити-Дана, 2012.

9. Раздолгин А.А. История Казани в документах и материалах. XIX в. Книга III: Управление, бюджет, хозяйство Казань: Главное архивное управление при КМ РТ, 2011

10. Саратовцев Ю.И. «Технология туризма», учебное пособие. С.-Пб.,СПбГИЭУ, 2002г

Приложение 1 . Основные понятия и определения

Маршрут -- это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.

Тур -- это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Есть более общее определение, которое гласит, что тур -- это индивидуальная или групповая поездка по определенному маршруту в конкретно определенный срок. Тур является товарной формой туристского продукта, его натуральным воплощением.

Документом, дающим право на тур, является туристская путевка или ваучер .

Туристская путевка -- это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг. В настоящее время используется туристская путевка формы ТУР-1, разработанная ГКФТ России совместно с Российской ассоциацией туристских агентств (РАТА) и Лигой защиты прав путешествующих. Форма путевки утверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 1996 г., представляет собой бланк строгой отчетности и содержит оптимальный набор реквизитов, дающих клиенту наиболее полную информацию о предстоящем туре. Эта форма путевки является типовой, что позволяет турпредприятиям при тиражировании путевок дополнять их другими необходимыми данными. Данная форма путевки используется при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых аппаратов. Дата выписки путевки и дата ее реализации отражаются на счетах бухгалтерского учета. При передаче путевки отрывной талон остается в качестве документа, подтверждающего факт и дату реализации туристского продукта, и служит основанием для льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). При расчетах наличными денежными средствами корешки путевок хранятся вместе с другими кассовыми документами. При безналичных расчетах предприятию необходимо обеспечить учет и хранение корешков выданных путевок.

Ваучер -- это документ, на основании которого производится обслуживание иностранных туристов и взаиморасчет с фирмой.

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.

Приложение 2 . Технологическая карта туристского путешествия по маршруту Самара - Казань на 20_____год

наименование маршрута

1. Основные показатели маршрута

Вид маршрута______________________________________________________

Протяженность маршрута (км)___________________________________

в т.ч. на транспорте (указать вид перевозки)(км)____________________

Активными методами (пешком, на лодках (плотах) или др. методом - указать) (км)______________________________________________________

_____________________________________________________________

Продолжительность путешествия (суток) ________________________

Число туристов в группе и число групп__________________________

Всего туристов по маршруту ____________________________________

Всего человеко-дней обслуживания ______________________________

Начало обслуживания на маршруте _______________________________

Конец обслуживания на маршруте______________________________

Стоимость путевки (руб.)_______________________________________

График заезда туристских групп по периодам (месяцам, дням)

Адрес туроператора___________________________________________

2. Программа путешествия по маршруту __________________________

Приложение 3

Время пребывания

Протяженность маршрута (км)

Место остановки

Примечания

Способ передвижения

Самара- Казань

Гостиница обговаривается туроператором.

Ул. Джалиля

Переходим на ул. Кремлевскую

Министерство образования

Пешая прогулка

Петропавловский собор- ул.Университетская

Лицей Лобачевского Александровский пассаж, бюст Лобачевского национальная библиотека

Пешая прогулка

Гостиница «Татарстан»- церковь Богоявления

Стадион «Рубин»

Отель «Казань», памятник Вахитову, памятник Гумилеву, часы Тукая, фонтан Су анасы, памятник Шаляпину,

Пешая прогулка

Стадион «Рубин»- казанский государственный цирк

Дворец водных видов спорта

КРК «Пирамида», отель «Мираж»

Пешая прогулка

Дворец водных видов спорта- парк «Черное озеро»

Гостиница «Кремлевская Казань»

Арка влюбленных, символы Универсиады 2013

Пешая прогулка

Гостиница «Кремлевская Казань» - Храм всех религий

Речная прогулка

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исторические предпосылки развития универсиады как события. Развитие и современное состояние событийных мероприятий в г. Казань. Технология разработки тура "Столицы Поволжья", его технико-экономическое обоснование и меры по обеспечению безопасности.

    дипломная работа , добавлен 25.04.2014

    Характеристика турфирмы и турпродукта. Расчет экономической эффективности тура Самара-Санкт-Петербург-Самара. Расчет показателей экономической эффективности разработанного тура: его стоимости, постоянных затрат, валовой и чистой прибыли, суммы продаж.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2008

    Природные, культурно-исторические, социально-экономические факторы развития туризма в Испании; национальные особенности. Туристская индустрия: инфраструктура, характеристика отелей; туроперейтинг. Разработка программы туристического маршрута в Испанию.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2012

    Проведение анализа организации автобусных туров, предоставляемых туристическим оператором "Лидия Тур". Рассмотрение всех имеющихся туристских маршрутов, предоставляемых фирмой. Разработка межрегионального туристского маршрута "Город на белом холме".

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Природные и культурно-исторические ресурсы окрестностей Екатеринбурга как основа проектирования познавательного тура. Нормативная база проектирования турне и схема трассы маршрута. Программа обслуживания туристов и технологическая документация тура.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2010

    Основная методика разработки маршрута, критерии выбора района и протяженность рекреационно-оздоровительного похода. Понятие термина "нитка маршрута". Сущность методики разработки маршрута спортивного похода. Основные способы составление плана похода.

    методичка , добавлен 26.11.2008

    Исследование туристического потенциала Балтасинского района, его природных, культурно-исторических и социально-экономических факторов. Изучение местных обычаев и традиций. Разработка туристического маршрута. Средства размещения и экскурсионные объекты.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2013

    Анализ состояния и перспектив развития въездного туризма в Нижнем Новгороде. Выявление тенденций развития туристических маршрутов в Российской Федерации. Разработка программы тура "Круиз из Москвы в Нижний Новгород", составление калькуляции данного тура.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Этапы создания нового туристического продукта. Формирование основного и дополнительного комплекса услуг. Экспериментальная проверка тура. Характеристика тура по его направленности. Обоснование выбора пунктов нового маршрута. Разработка схемы маршрута.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2009

    Информационные стенды как вариант маркировки маршрутов в экскурсионном туризме. Анализ использования стендовой информации в маршруте экскурсии "Деревянное зодчество Самары". QR-коды как вариант маркировки маршрутов. iCity.ru – виртуальный город Самара.

Разработка маршрутов, и различных экскурсионных программ, формирование туров предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, т. е. производство конкретного продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Разработка туристского маршрута

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

определение методов контроля качества;

установление технологии процесса обслуживания туристов;

представление проекта на утверждение.

разработка технологической документации;

установление нормируемых характеристик услуги;

анализ проекта;

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за процессом обслуживания туристов. С целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы.

Анализ проекта представителя соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и устранение несоответствий в проекте. Результат анализа - уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.

Разработка конкретного туристского маршрута - это сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Т.К. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием или утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:

разработка схемы безопасности на маршруте маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута;

определение типа маршрута;

привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;

разработка паспорта маршрута;

пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

построение эскизной модели маршрута;

согласование паспорта с соответствующими службами;

утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями и железной дорогой и автотранспортными предприятиями и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной. Оговариваются условия приема, обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия и утверждение гидов.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма - перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договоры с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т. д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, т. к. требует много денежных и временных затрат.

Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:

Предмет договора.

Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.

Обязанности сторон.

В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны, указываются минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.

Документы обслуживания и порядок их использования.

Данный пункт содержит перечень основных документов обслуживания туристов. А также кратко раскрывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательств той или иной стороны.

Порядок аннулирования заказов.

Медицинское обслуживание и условия его предоставления Условия расчетов.

Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг - чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, т. к. деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, не очень значительна, использование аккредитива невыгодно и иностранные компании предпочитают оплату наличными или банковский перевод.

Ответственность за причинение ущерба.

При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.

Порядок разрешения споров.

Особые условия.

Порядок вступления в силу, изменения и прекращения договора.

Юридические адреса сторон.

В нашей стране разработаны и действуют тысячи внутрироссийских и международных туристских маршрутов с различными способами передвижения (автобусные, водные, железнодорожные, пешие и т. д.). Информацию по ним можно получить в местных органах управления туризмом, туристских агентствах и бюро.