Концепция развития выставочно ярмарочной деятельности в рф. Концепция развития выставочно-ярморочной деятельности в российской федерации
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судебная практика и законодательство - Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 N 1273-р (ред. от 14.04.2016) <О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации> (вместе с "Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации") Внесены изменения в план мероприятий по реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р, предусматривающие создание механизма участия бизнеса в формировании перечня международных выставок, включая отраслевые и тематические выставки, финансируемые государством, сокращение сроков утверждения перечня выставок на очередной год и процедур обеспечения участия в них российских экспортеров, утверждение критериев и ключевых показателей эффективности в отношении проводимых международных выставок, финансируемых государством |
Проект Концепции получил положительную оценку экспертов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Заместитель министра Минэкономразвития РФ Ю.Н. Жданов в письме Губернатору области В.Ф. Чубу от 18.06.03. № ЮЖ-353/52 отметил важность и своевременность принятия такого документа для развития экономики области.
Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области разработана коллективом рабочей группы, в состав которой входили специалисты отраслевых министерств области, руководители Торгово-промышленной палаты, ученые РГУ и Ростовского Государственного Экономического Университета, представители Ассоциации «Северный Кавказ», Союза работодателей Дона, а также других общественных организаций и профессиональных объединений, чьи деловые интересы связаны с выставочной деятельностью.
В работе над проектом Концепции активное участие принимали выставочные фирмы: «Бизнес-Арт», «Вертол-Экспо», «Даэлком», «Ростэкс – выставки юга России», «Южно-российский экспоцентр».
Необходимость создания этого документа была вызвана, прежде всего, отсутствием единого правового акта, регулирующего выставочную деятельность, как на федеральном, так и на областном уровнях.
Сегодня практически невозможно применить ни один действующий нормативный акт Российской Федерации ни к одной типовой выставочной проблеме, т.к. ни в одном федеральном законе (за редким исключением) нет даже упоминания о выставках и, тем более ни один документ не содержит определения выставки.
Вопрос о создании четких и понятных правил работы на региональном рынке не раз поднимался операторами выставочного бизнеса, отраслевыми министерствами и Торгово-промышленной палатой. От отсутствия таких правил страдают, прежде всего, те, кто добросовестно ведет свой бизнес, учитывая не только личные, но и государственные интересы.
Данный документ разрабатывался на основе Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, утвержденной Правительством России в 2001 году (протокол № 12 от 29.03.01 .).
В процессе работы учитывался аналогичный опыт коллег из Москвы и Санкт-Петербурга.
Основой Концепции стало определение главных направлений и принципов развития выставочной деятельности, следуя которым можно было бы рассчитывать на реальное повышение ее эффективности в интересах экономического развития области.
С этой целью члены рабочей группы, выделив ряд основных проблем и перспектив, ввели в структуру Концепции положения определяющие:
Параметры эффективности выставочной деятельности;
Процесс ее регулирования;
Основные направления в развитии материально-технической базы и кадровой подготовки;
Роль ТПП и общественных организаций.
В Ростовской области выставочный бизнес, как и по всей стране, развивался хаотично, часто без учета экономических приоритетов региона, а также без комплексного подхода в понимании основных задач и конечных целей.
Только за период с 1995 по 1998 год число выставочных фирм выросло в 4 раза. Сегодня этой деятельностью в области профессионально занимаются 8 компаний , что составляет 40% от общего числа выставочных операторов, работающих в Южном федеральном округе. При наличии слабо развитой инфраструктуры такое количество фирм предполагает жесткую конкуренцию, обусловленную ограничением числа коммерчески выгодных тем, что само по себе ведет к снижению качества предоставления услуг и, соответственно, отрицательно сказывается на имидже области, ее экономической привлекательности.
При всем этом только за период с 1995 по 2001 годы в области произошел двукратный рост числа выставок и, соответственно, количества их участников. Заметно увеличилась доля специализированных мероприятий по сравнению с универсальными выставками и ярмарками, но снизилось количество национальных выставок, проводимых зарубежными странами, что обусловлено с одной стороны отсутствием надлежащего уровня сервиса, с другой – низким уровнем покупательского спроса .
Нельзя сказать, что администрация области не принимала конкретных мер по урегулированию выставочного процесса.
Еще в 1999 году по инициативе Торгово-промышленной палаты РО было принято решение (Решение Правительства РО от 11.08.99. № 34) «О координации выставочной деятельности на территории Ростовской области», в котором Торгово-промышленной палате было рекомендовано создать комитет по ВЯД, а министерству экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей поручено координировать действия отраслевых структур при проведении выставок с участием Администрации области, что нашло отражение в принимаемом ежегодно распоряжении (распоряжение АРО «Об утверждении перечня выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области»).
За этот период министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области при непосредственном участии выставочных фирм подготовило и провело более 10-ти мероприятий на межрегиональном и международном уровнях, представляя донских товаропроизводителей не только в столице нашего государства, но и за его пределами.
Очень активно, самостоятельно и результативно работает министерство сельского хозяйства и продовольствия области, оказывая существенную помощь и поддержку предприятиям агропромышленного комплекса, ежегодно представляя их возможности на крупнейших Всероссийских выставках в Москве и Санкт-Петербурге.
К сожалению, участники выставок часто сталкиваются с тем, что мероприятие, которое организаторы заявляют при поддержке администрации области, проходит по инерции, не имея своей идеологической концепции и деловой программы. А ведь выставочная площадка – это лучшее место для организации мероприятий, с учетом интересов специалистов отрасли. Где, как ни здесь можно обсудить важные проблемы и обозначить перспективы?
Экспоненты, представляя свои возможности, преследуют главную цель – освоить рынок сбыта, найти свою нишу. При этом мы часто сталкиваемся не с самым лучшим качеством товаров и услуг, продвигаемых на наш рынок. Кто может нести за это ответственность, ведь предназначение выставки, в первую очередь, заключается в демонстрации лучших товаров и новейших технологий?
Выставочным операторам необходимо взять за правило организовывать конкурсы качества с привлечением в жюри профессионалов и экспертов. И в этом им обязаны помогать отраслевые министерства.
Проведение конкурсов, конференций, семинаров и других мероприятий для специалистов позволит увеличить посещаемость выставок, вернет к ним профессиональный интерес и будет оказывать существенное содействие в формировании диалога между бизнесом и властью, стирая тем самым бюрократические барьеры на пути проведения административных реформ.
В 2003 году впервые была предпринята попытка оценить уровень профессиональной подготовки выставочных мероприятий. С этой целью при Торгово-промышленной палате была создана Комиссия по оценке качества проведения выставок и ярмарок , претендующих на поддержку администрации области. В ее состав входят специалисты отраслевых министерств и выставочных структур.
По предварительным данным из представленных в 1-м полугодии этого года на конкурс 17-ти проектов, заслуживают внимание только 8, но и они имеют ряд существенных замечаний, устранить которые можно, объединив усилия всех заинтересованных сторон.
В Ростовской области выставочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка и фактически приобрела черты самостоятельной отрасли экономики. Независимо от того, на каком уровне находится этот бизнес, он в настоящее время оказывает существенное влияние на ход экономических реформ области и, прежде всего, на реализацию стратегии в вопросе увеличения товарооборота.
Особая роль выставок и ярмарок заключается в том, что они стимулируют положительные структурные изменения в экономике в пользу наукоемких и высокотехнологических производств, способствуют освоению новых рынков отечественной продукцией, содействуют развитию деловой активности в большинстве отраслей промышленности и сфере услуг.
В связи с этим в Концепции отдельно отмечена роль и место выставочной деятельности в системе развития товарных рынков и межрегиональных отношений. Руководители фирм при разработке своей стратегии должны учитывать, что товарные рынки выступают не только основой проведения специализированных выставок, но и основой самого существования выставочного бизнеса.
К сожалению, на современном этапе развития товарных рынков, выставочная деятельность сводится к продвижению на отечественный рынок западных технологий без симметричного представления российских товаров на аналогичных мероприятиях за рубежом. И в этом направлении нам предстоит еще много поработать.
Большое значение в достижении экономической эффективности выставки имеет выбор ее направленности. Очень важно учитывать приоритеты области, под которыми понимается выгодность и рациональность мероприятия для любого территориального образования.
В решении этого вопроса ставится серьезная задача – создание единого информационного пространства с целью изучения потребностей продукции донских товаропроизводителей в других субъектах РФ, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья, равно, как изучение и прогнозирование потребностей области.
В этом направлении работы необходима помощь Торгово-промышленной палаты, отраслевых министерств, а также маркетинговых структур.
На современном этапе выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности в целом по России составляет примерно 200 млн. долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности только 8-ми ростовских выставочных организаций по предварительному прогнозу может составить в 2004 году до 12 млн. долл. США с увеличением его к 2010 году в 3 раза.
Выступая связующим звеном между внутренними и международными рынками, выставочно-ярмарочная деятельность способствует привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций, созданию конкурентоспособной продукции.
О том, что конкурентоспособным должно быть у нас все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, было подчеркнуто в послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию, в котором конкурентоспособность страны определена как важнейшая цель практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Достигнуть эту цель можно лишь при консолидации всех интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов, включив в этот процесс выставочно-ярмарочную деятельность и используя ее потенциал в качестве одного из инструментов развития экономики.
Выставочно-ярмарочная деятельность занимает важное место в развитии российской экономики.
Выставочно-ярмарочная деятельность создает условия для реализации целей и задач стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р., направленных на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства; увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг; увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.
Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тысяч российских экспонентов и около 20 тысяч зарубежных компаний. По количеству выставочных площадей лидирует г. Москва, на которую приходится около 62%, на втором месте находится г. Санкт- Петербург-11% площадей, на долю остальных регионов России приходится около 27%.
Вместе с тем, обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. В настоящее время свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности подтвердили 49 администраций субъектов Российской Федерации. Концепция определяет перспективы и основные направления развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного бизнеса. Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности нацелена на формирование выставочно-ярмарочной деятельности, как современной отрасли, содействующей устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации.
Порядок участия в выставках.
Правительство какой-либо страны, намереваясь организовать всемирную выставку, обязано за шесть месяцев до рассылки соответствующих приглашений другим странам зарегистрировать эту выставку в МБВ (Международное Бюро Выставок). Представляя выставку к регистрации, правительство обязано сообщить МБВ о принятых мерах по приведению в соответствие с положениями Конвенции внутреннего законодательства, уточнить условия участия в выставке. Иначе говоря, правительство обязано вместе с заявкой о регистрации направить в МБВ проект общих правил проектируемой выставки. В общих правилах определяется цель выставки, указывается, как правило, историческая дата в жизни данной страны, в связи с которой эта выставка проводится, устанавливается классификация, т.е. перечень экспонатов, которые могут быть показаны, и порядок их расположения, излагаются права и обязанности участников, фиксируются различные сборы, расходы, связанные со строительством павильонов, условия размещения экспозиций и пользования общепринятыми услугами, режим таможенной обработки выставочных грузов, порядок продажи экспонатов, вопросы страхования и т.д. Общие правила содержат также положения административного порядка. В них, в частности, определяется, в ведении какого министерства находится проектируемая выставка, приводится устав организации, которой поручается непосредственная работа по подготовке и проведению выставки.
Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ принята распоряжением правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 1273-р. Одновременно утвержден план мероприятий по реализации данной концепции.
Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности РФ, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей - участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.
Как отмечается в документе, важным аспектом выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является ее социально-экономическая направленность, обеспечивающая повышение деловой активности в регионах, развитие региональных экономик, эффективное рыночное позиционирование территорий, создание новых рабочих мест и постоянную занятость населения в инфраструктуре региона.
По экспертным оценкам, бюджетная эффективность проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий складывается из многих показателей, среди которых денежные поступления от аренды площадей, оборудования, грузоперевозок, издательской и полиграфической деятельности, проживания участников и гостей мероприятий, организации питания в кафе и ресторанах, проезда на транспорте, услуг связи, организации экскурсий и т. д., что влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджеты регионов и в консолидированный бюджет РФ. Значительный суммарный торгово-экономический эффект дают сделки купли-продажи товаров, услуг и технологий, заключаемые на национальных и международных выставках и ярмарках, проводимых в России.
Согласно экспертным оценкам, объем российского рынка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности составляет сегодня около 1,3 – 1,5 млрд долларов. Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тыс. российских экспонентов и около 20 тыс. зарубежных компаний. Ежегодно в мире проходит порядка 40 млн конгрессных мероприятий, участие в которых принимает около двух млрд человек. Общая годовая выручка рынка составляет более 800 млрд евро (по данным Всемирной ассоциации организаторов конгрессов International Congress and Convention Association (ICCA) за 2010 год). Считается, что индустрия деловых встреч приносит крупным городам в четыре раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий за последние десять лет снизилась почти в два раза и составляет менее 1%.
В первой пятерке стран-лидеров по проведению на своей территории конгрессов и конференций - США, Германия, Испания, Италия, Великобритания. Среди ведущих городов - Вена, Барселона, Париж, Берлин. В 2011 году Москва находилась на 100 месте, а Санкт-Петербург - на 119 месте.
При этом, признают в правительстве, в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ имеется ряд нерешенных проблем:
- действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и требует совершенствования действующих и разработки дополнительных нормативных правовых актов;
- материально-техническая база выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям;
- отсутствует эффективная система координации и государственной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- не развита целенаправленная работа по обеспечению участия Российской Федерации в тендерах на право организации и проведения международных конгрессных мероприятий;
- не разработана единая методика определения социально-экономической и бюджетной эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- недостаточно широко применяется система проверки статистических показателей выставочных мероприятий (выставочный аудит), являющейся частью мировой системы выставочного аудита;
- отсутствует официальная статистика по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- требует дополнительного совершенствования таможенное администрирование перемещения выставочных грузов через границу Российской Федерации;
- требуется развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации действует 38 выставочных комплексов, общая закрытая выставочная площадь которых составляет около 800 тыс. кв м. Большая часть выставочных площадей располагаются в Москве (62%) и Санкт-Петербурге (11%), на долю остальных регионов России приходится 27 процентов общего количества выставочных площадей.
Несмотря на то, что за последние шесть лет произошло удвоение количества региональных выставочных центров, обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. Для сравнения, в Германии для проведения специализированных выставочных мероприятий используются 22 выставочных комплекса общей площадью 2750000 кв метров. В Италии совокупная площадь используемых выставочных центров составляет более двух млн кв метров, в Китае - более шести млн кв метров.
Для экономического развития регионов РФ важно расширение специализированных выставочных и особенно конгрессных площадей, соответствующих мировому уровню. В настоящее время свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности подтвердили 49 администраций субъектов Российской Федерации.
Развитие материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ должно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений и арендных договоров по управлению объектами инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая возможность создания совместных предприятий для выполнения государственных и муниципальных заказов.