Льготы для малого бизнеса, которые сделают вашу предпринимательскую жизнь проще. Малое предприятие и малый бизнес Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса
На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства до 31.12.2015 являлись:
крестьянские (фермерские) хозяйства.
С 01.01.2016 (на основании Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
хозяйственные партнерства;
производственные кооперативы;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:
состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп. 1 п. 1.1 ст. 4);
средней численности работников (пп. 2 п. 1.1 ст. 4);
дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1.1 ст. 4).
Таким образом, с 01.01.2016 под малым предприятием в соответствии с пунтом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) считаются организации и ИП, одновременно отвчающие следующим условиям:
Хозяйственное общество или хозяйственное партнерство (производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства теперь освобождены от соблюдения данного критерия), доля государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных) в уставном капитале которого, иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала . Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий - бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр., бюджетным ВУЗам, учреждениям Академии наук РФ.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" скорректированы отдельные законодательные акты, касающиеся развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно внесенным изменениям:
порог участия иностранных юрлиц в уставном (складочном) капитале субъектов МСП увеличен с 25% до 49%. То же касается участия российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП;
организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом о Сколково, наделены статусом субъекта МСП вне зависимости от доли участия в их уставном (складочном) капитале иных юрлиц (как иностранных, так и российских);
решено создать Корпорацию развития МСП. Ее задачи - поддержка субъектов МСП и компаний, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП, организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП и др.
Среднесписочная численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" увеличены в два раза предельные значения выручки для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.
С 01.08.2016 соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункт 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"в ред. Федерального закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).
С 25.07.2015 (с 01.08.2016 их размер не изменился) эти показтели составляют:
для микропредприятий - 120 млн рублей;
для малых предприятий - 800 млн рублей;
для средних - 2 млрд рублей.
Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан , общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:
бюджетным научным учреждениям;
научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;
бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.
Важно : в отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.
Второй критерий . Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год . В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 № 335.
Третий критерий . Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.
В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.
Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Важно :
Статус субъекта малого предпринимательства:
-
Льготы для малого бизенса
Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н вносены поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета , а именно:
Баланс - Форма № 1 (ежеквартально);
Отчет о прибылях и убытках - Форма № 2 (ежеквартально);
Среднесписочная численность (ежегодно).
Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и другие (см. ниже).
Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:
можно приобрести, если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим;
-
При этом вся налоговая отчетность остается в полном объеме.
Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.
Предприятиям с небольшим доходом предоставляются дополнительно можно воспользоваться льготой по по статье 145 Налогового кодекса РФ , если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.
Доходы и расходы по кассовому методу
Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.
Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:
организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
сумма выручки может быть определена;
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Эти нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.
Неприменение ПБУ 16/02 и 2/2008
По общему правилу все коммерческие организации (кроме кредитных) должны применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".
Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02 и 2/2008, что значительно упрощает работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.
Упрощен порядок оценки финансовых вложений
По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая - финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая - финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.
Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).
Учетная политика
Пункт 15.1. ПБУ 1/2008, позволят малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок.
Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.
Исправление ошибок
ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете" позволяет малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.
Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 есть норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.
Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.
Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения
Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП внесли изменения (дополнена статья 4.1 и введена статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф заменят на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:
ИП или организация совершили нарушение впервые;
не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
не было угрозы чрезвычайной ситуации.
Для некоторых нарушений заменить штраф на предупреждение не получится. Штрафовать будут за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, попытки ограничить конкуренцию, неповиновение законному распоряжению сотрудников контролирующих органов, невыполнение предписания об устранении нарушений, подделку документов, штампов или печатей.
Это стало возможным благодаря тому, что:
Особенности регулирования труда в микропредприях
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" с 01.01.2017 в Трудовой кодекс РФ введена глава 48 1:
Глава 48 1 . Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям
Статья 309 1 . Общие положения
У работодателей - (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 309 2 . Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами
Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов , содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка , положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора , утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
И легальное ведение бизнеса были выгодны, государство предусматривает ряд льгот, благодаря которым узаконенный бизнес становится наиболее благоприятен, чем работа в тени.
Налоговые льготы для индивидуальных предпринимателей
Для того, чтобы начинающий предприниматель мог воспользоваться льготами на налогообложение, в первую очередь, он должен подходить под категорию малого бизнеса. Для данной категории предпринимателей предусмотрены следующие виды льгот:
- УСН - это специальный упрощенный режим налогообложения, который предусматривает освобождение ИП от ряда налоговых выплат (например, НДФЛ и НДС). На УСН индивидуальный предприниматель обязан платить единый налог. Объект налогообложения ИП вправе выбирать сам:
- 6% от доходов - налог рассчитывается только с доходов, расходы не учитываются;
- 15 % от разницы между доходами и расходами.
- Налоговые каникулы - с 2015 по 2020 гг. для бизнесменов, для которых регистрация ИП была произведена впервые, а также в качестве системы уплаты налогов была избрана УСН, дается право на налоговые каникулы на первые 2 года деятельности. Налоговая ставка при этом составляет 0 %, то есть новые ИП полностью освобождены от налогов.
К сожалению, федеральный закон не предусмотрел налоговые каникулы для начинающих предпринимателей по всей России, а дал право региональным властям устанавливать их у себя. Кроме того, право воспользоваться налоговыми каникулами получили ИП только определенных сфер деятельности:
- производственная;
- социальная;
- научная;
- бытовые услуги населению.
Таким образом, для получения нулевой процентной ставки на двухлетний период ИП должны соблюдать ряд требований, в том числе, описанных выше.
Административные льготы для индивидуальных предпринимателей
Не менее важной причиной для предпринимателей работать из тени являются административные преграды, такие как:
- сложная отчетность;
- трудности при оформлении наемных работников и денежных расчетов с ними;
- отсутствие желания банков выдавать кредиты без обеспечения;
- частые проверки надзорных ведомств.
Для того, чтобы эти вопросы не пугали начинающих предпринимателей, государство выработало ряд льгот для ИП:
- Ведение бухгалтерии в упрощенной форме для малого бизнеса.
- Индивидуальные предприниматели, которые попадают под категорию малого бизнеса, могут вести кассовые операции в упрощенном порядке, без установленного лимита кассы.
- ИП, которые являются плательщиками ЕНВД и ПСН, могут проводить наличные расчеты без кассового аппарата до июля 2018 года.
- С 2016 по 2018 годы установлен запрет на плановые неналоговые проверки для малого бизнеса.
- Для гарантии участия малого бизнеса в государственных закупках предусмотрена обязанность госзаказчика производить закупки у представителей малого бизнеса на сумму не менее 15% от суммы всех закупок за год.
- ИП могут обращаться в гарантийные организации для получения государственных гарантий при получении кредита от банка.
- Власти регионов и субъектов РФ вправе предоставлять ИП, которые попадают под категорию малого бизнеса, аренду зданий и помещений на специальных льготных условиях.
Финансовые льготы для индивидуальных предпринимателей
Государство заботится не только об упрощении и улучшении ведения предпринимательской деятельности. ИП могут рассчитывать на прямую финансовую поддержку. К такой поддержке относится ряд субсидий:
- возврат части расходов, связанных с уплатой процентов по займам и кредитам;
- возврат части затрат, вызванных участием в различных мероприятиях, например, конгрессно-выставочных;
- помощь новым ИП (не более 500 тысяч рублей);
- возврат части затрат по лизинговым договорам.
Что выбрать: регистрация ИП или теневой бизнес?
Такие субсидии и гранты Российская Федерация предоставляет представителям малого бизнеса в рамках Федеральной программы, которая действует до 2020 года.
Анализируя возможности, которые предоставляет государство для ИП, можно прийти к выводу, что сегодня Российская Федерация действительно заинтересована в поддержке новых предпринимателей. В данных условиях ведение легального бизнеса гораздо выгоднее, чем неофициальная предпринимательская деятельность из тени. Кроме того, оформление ИП не занимает много времени и не вызывает каких-либо трудностей, особенно если доверить саму регистрацию специальной организации, которая предоставляет такие услуги.
В России одной из основных проблем для многих собственников малого бизнеса является, недостаточность его финансирования (например, экономия на персонале и рекламе), что в свою очередь сказывается на его развитие. Многие даже не знают, что в РФ существует поддержка малого бизнеса, предназначенная уменьшить финансовую нагрузку при учете персонала, снизить налоговые платежи и т.д. О том на какие льготы могут рассчитывать малое предпринимательство вы узнаете из нашей статьи.
Но перед тем как узнать о мерах поддержки со стороны государства, нужно выяснить подходит ли ваш бизнес под определенные критерии, по которым его можно отнести к субъекту МСП.
Доходы субъектов МСП строго регламентированы и не должны превышать лимитов, указанных в Постановлении Правительства от 04.04.2016 №265. В 2017 году необходимо рассчитать не только прибыль от продаж, но и все доходы по налоговому учету, и только после этого вы сможете понять относиться ли ваша компания к категории малого бизнеса.
Во-первых, чтобы компания считалась малой необходимо:
- иметь доходы менее 800 млн.руб. в год;
- общая численность персонала не должна превышать 100 человек.
Во-вторых, общая доля вложений в уставной капитал вашей организации от других компаний не должна превышать следующих чисел:
- до 25% для гособразований, религиозных и общественных организаций, а также разного рода фондов;
- до 49% для юридических лиц (ООО, ОАО и т.д.), включая иностранные компании;
Для юридических лиц, которые сами относятся к субъектам МСП, указанные ограничения снимаются.
В августе 2016 года был запущен , который использует статистические данные отчетности. Воспользоваться данным реестром можно, любому гражданину, для этого необходимо перейти на сайт Федеральной Налоговой Службы (ФНС). Посещают его обычно для проверки корректности указанных в нем сведений о конкретном бизнесе. Для просмотра данных вам нужно указать, ФИО индивидуального предпринимателя, либо название фирмы, ОГРН, ИНН или ОГРНИП.
Данный банк данных по субъектам МСП, очень важен, ведь при наличии в нем вашей компании или предприятия, дает шанс воспользоваться конкретными льготами, которые предназначены для малого бизнеса. И в случае проверки данных вы не нашли информацию о вашей организации или указанные сведения являются некорректными, то позаботьтесь чтобы их исправили. Для этого составьте и отправьте заявку, предоставив верные сведения.
Налоговые каникулы
Если ИП открывается впервые (закрытые и потом открытые ИП не участвуют), то у них есть возможность воспользоваться льготой, которая освободит их от уплаты налогов на определенный период (налоговые каникулы). Данная поддержка от государства, была разработана в очень нужное время, в период длившегося экономического кризиса – 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, как говорят законодатели, должны обеспечить рост доли открытия нового бизнеса на фоне общего спада российской экономики.
Правительством РФ утвержден Федеральный закон №477 от 29.12.2014, в котором определены сроки, в период которых ИП зарегистрированные впервые, имеют право пользоваться нулевыми налоговыми ставками вплоть до конца 2020 года. Для попадания под нулевую ставку, предпринимателю необходимо соответствовать следующим критериям:
- режим налогообложения ПСН или УСН;
- сфера деятельности ИП относиться к производственной, научной или социальной категории;
- нулевая процентная ставка, распространяемая на работы, товары или услуги, которые в совокупности должны быть не меньше 70% от общего дохода предприятия.
Важно! Действие налоговых каникул, не может быть больше двух налоговых периодов с даты регистрации ИП.
Региональное правительство субъектов РФ имеет право, вносить дополнительные категории видов деятельности, на которые будут распространяться налоговые льготы, также они могут продлевать или укорачивать сроки действия каникул. Поэтому предприниматель, в зависимости от региона может рассчитывать от одного до двух лет каникул. Также региональные законодатели могут лимитировать максимальное количество среднесписочного числа работников или максимального размера доходов.
Перед тем как заявлять свое право на льготы, нужно уточнить в соответствующих органах, под какие кретерии должно попадать ИП для участия в программе. Например, в Новгородской области с 1.08.2016 года каникулы стали распространяться на следующие сферы деятельности, которые раньше отсутствовали в списке:
- осуществление ремонта предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
- прачечные включая химчистки;
- парикмахерские услуги (салоны красоты);
- ритуальные услуги.
В Московской области (исключая Москву) сроки действия налоговых каникул были установлены до 2018 года. Но как заявил председатель регионального парламента Игорь Брынцалов на пресс-конференции в РИАМО, «Мособлдума планирует продлить налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей до 2021 года», сказал он. Поэтому следите за изменениями.
Статистика: Гарантийная поддержка малого и среднего предпринимательства
Законопроект о «надзорных каникулах»
«Надзорные каникулы» — это временное мероприятие, которое будет действовать только с 2015 по 2018 год. В этот временной отрезок, государственным (федеральным и региональным) и муниципальным контролирующим органам предписано ограничиваться в проведении плановых проверок в отношении микро и малых предприятий.
Важно! Данная поддержка от государства в виде «надзорных каникул» относиться к зарегистрированному или уже созданному бизнесу, у которого нет значительных нарушений закона. Также это послабление не относиться к компаниям, работающим в социальной, здравоохранительной и образовательной сферах.
Помимо вышесказанного, каникулы не предусмотрены на категории госконтроля указанные в ФЗ № 294 ч.6 ст. 26.1 от 26.12.2008.
В случае если собственник бизнеса обнаружил себя в реестре плановых проверок, он может направить соответствующее заявление в органы надзорного контроля об исключении себя из данного списка, только при условии, что проверка будет являться незаконной. Должностное лицо рассматривающее заявление, должен принять по нему решение в течении 10 дней со дня его принятия. В случае положительного решения, проверка будет отменена и удалена из реестра проверок. Чтобы для предпринимателя не было неожиданностью, внезапно нагрянувшие органы надзора, он должен «мониторить» сводный ежегодный план проверок, находящийся в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Также законодатели существенно сократили сроки проверки деятельности малого бизнеса, в ст.13 ФЗ №294, указано:
- проверка должна вестись не более 50 часов в год (это общий временной период, выделенный на каждое надзорное ведомство);
- в случае если проверка является внеплановой, она не должна превышать 20 рабочих дней на каждое ведомство.
Какие налоговые льготы доступны на региональном уровне
Данная мера поддержки, вводиться местными органами самоуправления. И бизнесмену стоит самостоятельно, узнать актуальную информацию, посетив лично центр поддержки предпринимательства, либо в режиме онлайн зайдя на их сайт. Так, например, для московских бизнесменов, владеющих небольшой компанией, имеют право заявить о льготе, выраженной в налоговом вычете на имущество, равной 300 кв.м площади по кадастровой стоимости (данное положение содержится в законе №64 г.Москвы от 05.11.2003г.).
Краснодарским предприниматели, работающим на режиме налогообложения УСН, и деятельности которых относиться к социальной, производственной и научной сфере, помимо налоговых каникул, предоставляются льготные региональные ставки налогообложения. Для предприятий, у которых налоги рассчитываются по схеме «доходы минус расходы», с начала 2016 года действует 5% налоговая ставка, если схема «доходы», то 3% (Закон Краснодарского края от 30.11.2015 № 3279-КЗ).
Федеральные льготы для малого бизнеса
Помимо основных перечисленных выше льгот, предприниматели на федеральном уровне могут претендовать на дополнительную помощь от государства выраженную в субсидиях, льготной аренде и другой поддержке, о которой мы поговорим ниже.
На какие субсидии может рассчитывать субъект малого предпринимательства
С 15 апреля 2014 года малому бизнесу предоставляется получить субсидию от государства, предусмотренную Указом Правительства Российской Федерации №316. Предприниматели, планирующие подавать документы для предоставления им субсидии, могут ознакомиться со списком необходимых для этого бумаг там же. Следуя Распоряжению №129-р от 28 января 2017 года, государство за 7 месяцев текущего года выделило на субсидии в общей сложности около 7,5 млрд рублей.
Наиболее точная информация, связанная со всеми нюансами получения субсидии, предоставляется в полном объеме официальными интернет-ресурсами различных государственных структур, занимающихся вопросами предпринимательской деятельности. К ним относятся интернет-сайты региональных администраций, официальные сайты различных центров, которые оказывают помощь предпринимательской деятельности и др. К примеру, предприниматели, которые лишь начинают свою деятельность, а также предприниматели, срок с момента регистрации которых уже превысил 2 года, могут узнать о субсидиях на сайте ДНПП (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы).
К примеру, субсидии предусматривают покрытие таких расходов начинающего ИП в Москве, как:
- затраты, связанные с арендой офисного помещения;
- закупку нужных материалов, а также производственного сырья;
- формирование новых рабочих мест и их оборудование;
- покупку программного обеспечения с лицензией;
- а также других базовых потребностей (авто не учитывается).
Субсидия может достигать размера в полмиллиона рублей. Предприниматель, планирующий подавать апелляцию на субсидию, может найти на сайте ДНПП подробное описание условий субсидии, процесса ее получения, а также бланки документов, которые будут необходимы ему для прохождения процедуры апелляции.
Если срок с момента регистрации ИП превысил отметку в 2 года, то предприниматель имеет право на гораздо большие субсидии, среди которых, к примеру:
- возврат государством доли расходов на формирование, оптимизацию и расширение производственного процесса, основанного на введении и индустриальном освоении достижений науки и техники;
- возврат кредитных процентов и др.
Чтобы оценить размеры субсидии, можно привести здесь в качестве примера возврат части расходов на выплату процентов, кредит которых был получен с целью создания и увеличения технологических парков. Размер субсидии в этом случае может составлять аж до трети миллиона рублей.
Упрощенный кадровый учет
С 01.01.2017 малые предприятия получают некоторую разгрузку в виде освобождения от оформления свода правил распорядка трудовой деятельности предприятия, а также системы выдачи заработной платы, премиальных и др. Данное упрощение вступило в силу с 01.01.2017, опираясь на Федеральный закон № 348-Ф3 от 03.07.2016.
Договоры труда, заключенные на основе типа предприятия, должны включать в себя положения, основанные на трудовом законодательстве, это необходимо для регуляции трудового взаимодействия.
Каждое микропредприятие должно начинать производить учет кадров с того момента, как оно стало малым бизнесом. На утверждение всех документов по кадрам, необходимых для ведения учета, отведен срок в 4 месяца.
Учет и отчетность
Данное упрощение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, бухгалтерский учет для которых и без этого не является обязательным, однако данная привилегия является достаточно весомой для малого бизнеса. Информация Минфина РФ N П3-3/2015 предоставляет развернутый список льгот, предоставляемых в рамках данного закона.
Сфера закупок
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года, утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 №1083-р, предусматривает поэтапное увеличение объема осуществляемых госкомпаниями прямых закупок у субъектов МСП до целых 25% с начала следующего года. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2016 года №819 с 01.01.2018 объем закупок вырастет всего до 15%.
Малый и средний бизнес на сегодняшний день получает от госкомпаний 10% от всех заказов на спецторгах (объемом до 200 млн. руб.), процент от суммарного объема заказов должен составлять 18%.
Стоит отметить, что в соответствии с 44-Ф3 малый бизнес получает ряд преференций. При проведении электронных аукционов, различных конкурсов и при запрашивании предложений, где в закупках принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, требование обеспечения контракта может быть не установлено заказчиком, что отмечено в Постановлении от 11 марта 2016 №182. Также ч.8 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-Ф3 предусматривают оплату заказчиком товаров и работы в срок, не превышающий 30 дней с того дня, когда были подписаны документы о приеме.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 №1352, малый бизнес получает также другие льготы, предусмотренные в рамках 223-Ф3. К примеру, заказчик обязан принимать и размещать в Единой информационной системе список закупок, которые осуществляются исключительно у МСП. При этом годовой объем закупок не должен превышать норму в 10%. Поставщик же обязан предоставлять заказчику лишь удостоверяющую его статус декларацию.
Льготная аренда
Региональные органы управления могут подписывать с малым бизнесом договора аренды на срок до 5 лет на льготных условиях. Малый бизнес имеет право выкупить арендуемую недвижимость до 01.07.2018.
Несмотря на то, что арендная плата была повышена правительством до 4 500 руб./кв.м. в год, согласно Постановлению Правительства Москвы от 2 декабря 2016 года №812-ПП, «Опора России» все же добилась сохранения данной преференции, касающейся аренды имущества для предпринимателей из Москвы.
1499 0 09.07.2017В Московской области продолжается работа по созданию благоприятных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Благодаря привлекательному фону в прошлом году в области было открыто более 9 тысяч субъектов МСП. Власти региона рассчитывают, что и 2017 год станет «плодовитым» на новые предприятия – в текущем году планируется открыть 10 тысяч субъектов МСП.
Меры поддержки предпринимателей
Субъектами малого и среднего бизнеса считаются предприятия, численность работников которых не превышает 250 человек, для МП – от 16 до 100 человек, для СП – от 101 до 250 человек. Все они могут рассчитывать на государственную поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровне. При этом доступна она только для официально зарегистрированных субъектов, подать заявление на регистрацию ИП можно на областном сайте .
Федеральный уровень
- Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
- Субсидии на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов и на содержание рабочих мест.
- Субсидии на развитие инжиниринга.
- Субсидии на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для организаций легкой и текстильной промышленности.
- Субсидии в виде имущественного взноса РФ в ГК «Ростех» на проекты по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции в рамках подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (http://base.garant.ru).
Также малый бизнес России на три года защищен от плановых проверок – с 1 января 2016 года в стране введен на такие мероприятия. В кабинете министров Совета Федерации считают, что мораторий будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.
Региональный уровень
Надежда Осодоева
Организации и ИП, относящиеся к микропредприятиям и малым организациям, имеют право на получение ряда льгот. Но для того, чтобы приобрести подобный статус компания должна соответствовать определенным критериям.
Какие компании относятся к субъектам малого предпринимательства
Субъектом малого предпринимательства могут быть признаны:
- коммерческая организация;
- фермерское хозяйств;
- потребительский кооператив.
Для получения компанией статуса микропредприятия необходимо выполнение следующих условий:
- выручка не должна превышать 120 млн. руб. в год;
- численность персонала на должна превышать 15 человек.
Для получения компанией статуса малой организации необходимо выполнение следующих условий:
- выручка не должна превышать 800 млн. руб. в год;
- численность персонала не должна превышать 100 человек;
- доля сторонних организаций в уставном капитале компании не превышает 49%(ограничение действует с 30.06.2015г).
Частью 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ установлено, что с 30.06.2015г. организации могут превышать установленные лимиты по выручке и численности персонала, при этом не теряя статуса микропредприятия или малой организации, но не более чем в течение трех, следующих один за другим, лет. Раньше превышение допускалось лишь на протяжении двух последующих лет.
Льготы, предоставляемые субъектам малого предпринимательства
Для того, чтобы применять положенные малым предприятиям льготы, организация не обязательно должна состоять в региональном или местном реестре субъектов малого предпринимательства. Включение в данный реестр необходимо лишь для получения субсидий от государства на развитие бизнеса.
Организации и ИП, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, имеют право на получение следующих льгот:
- Возможность не соблюдать лимит остатка кассы
Данная льгота дает право организации хранить в своей кассе произвольную сумму денег на протяжении любого времени.
Отказ от соблюдения лимита остатка кассы должен быть оформлен соответствующим приказом. В нем надо непременно указать, с какого числа лимит кассы перестает соблюдаться (не ранее 30.06.2015), чтобы в случае проверки избежать разногласий с налоговой инспекцией. За прекращение соблюдения лимита по кассе, должным образом не оформленное, может последовать штраф в размере до 50 тыс. руб.
- Льготы по налогу на имущество
В соответствии с НК РФ, данные льготы вправе устанавливать власти региона. Зачастую они касаются именно субъектов малого бизнеса.
В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64, в соответствии со ст. 4.1. которого, малые организации и микропредприятия при расчете налога на имущество по одному объекту имеют право уменьшить налоговую базу на кадастровую стоимость 300 кв. м. недвижимости.
Воспользоваться этой льготой организации могут с 1.07.2015г, при условии соответствия следующим критериям:
- зарегистрирована не позднее 2011г;
- среднее число работников в 2014 должно быть не менее 10 человек;
- выручка от реализации, полученная за 2014г, должна составить не менее 2 млн. руб. на каждого работника.
В каждом отдельном регионе местными властями могут быть установлены различные льготы по налогу на имущество, которые организации вправе применять с той даты, когда они стали относиться к субъектам малого предпринимательства.
- Право на ведение бухгалтерского учета в сокращенном объеме.
Субъекты малого предпринимательство имеют право вести бухгалтерский учет в сокращенном виде, предоставляя бухгалтерскую отчетность в ИФНС лишь частично.
- Ограничение сроков неналоговых проверок
В первую очередь необходимо отметить, что в период с 01.01.2016г по 31.12.2018г для субъектов малого предпринимательства действуют надзорные каникулы. Это означает, что в течение этого времени плановые неналоговые проверки микро – и малых предприятий проводиться не будут. Данное ограничение относится к санитарным, пожарным и трудовым плановым проверкам.
Вообще, в соответствии с ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, данные ревизии в общей сложности не могут составлять более:
- 15 часов в год– для микропредприятий;
- 50 часов в год – для малых организаций.
При этом, данные ограничения действуют независимо от направления проводимых плановых проверок. Например, если на проверку малого предприятия пожарной инспекцией ушло 50 часов, то больше в текущем календарном году плановых неналоговых ревизий ждать не стоит.
Однако, описанное ограничение не действует на внеплановые выездные неналоговые проверки. По общему ограничению, прописанному в ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, одна проверка может длиться до 20 рабочих дней.
- Право на заключение срочных трудовых договоров с сотрудниками при отсутствии специального основания
Субъекты малого предпринимательства имеют право заключать срочные трудовые договора сроком до пяти лет, даже если на это нет должных причин (временные работы, замещение основного сотрудника).
При этом должны соблюдаться 2 условия:
- Численность работников не более 35 (в сфере розничной торговли и услуг – 20) человек;
- Работник согласен на заключение срочного трудового договора.
- Возможность брать в аренду здания и помещения на льготных условиях
Субъекты малого предпринимательства вправе заключать с местными или региональными властями договор аренды помещения, находящегося в муниципальной собственности. Для этого нужно подготовить официальное письмо органам власти, в котором будет изложено предложение о сотрудничестве.
Срок заключенного договора аренды должен составлять не менее пяти лет, в течение которых арендная плата будет постепенно повышаться. Малая компания или органы власти имеют право пересматривать условия, на которых заключен договор.