Условия участия в госзакупках. Инструкция участия в тендерах - с чего начать
Госзакупки могут быть:
- электронными и бумажными. Первых абсолютное большинство, бумажными остаются лишь некоторые отдельные виды закупок;
- закрытыми и открытыми. В первом случае участвовать в торгах может ограниченный круг участников. Во втором - все желающие;
- конкурентными и неконкурентными. Первый способ предполагает выбор поставщика на соревновательной основе. Второй - закупку у конкретного исполнителя. Заказчик высылает предложение определенной компании и закупает ее услуги, либо продукцию. Порядок и правила, как участвовать в таких закупках, установлены 44-ФЗ.
Рассмотрим виды торгов подробнее.
Конкурс
Конкурс - один из основных видов торгов, в которых побеждает участник, предложивший самые подходящие для заказчика условия.
Предметом открытого конкурса может быть почти любой объект закупок, не запрещенный действующим законодательством. Закрытые конкурсы проводятся по объектам, представляющим собой гостайну.
Подавая заявку, предприниматель должен отразить в ней сведения, которые касаются и самого участника, и объекта закупки (заявка состоит из двух соответствующих частей). По каждому конкурсу участник может подать только одну заявку.
Также он может отозвать ее при необходимости до наступления дня рассмотрения заявок. Если на эту дату подана только одна заявка - участник, ее подавший будет считаться победителем. Если не поступила ни одна заявка - конкурс признается несостоявшимся.
Определяя победителя, заказчик рассматривает заявки кандидатов. Оцениваться могут следующие критерии:
- особенности и характеристики продукции, либо услуг;
- расходы, связанные с их потреблением, эксплуатацией товаров;
- сроки поставки, либо предоставления услуг;
- гарантийный срок и условия его предоставления;
- другие особенности.
Аукцион
Госаукционы - очень популярный вид конкурентных закупок, бывают открытыми и закрытыми, тут тем же принципы, что и у конкурсов. Победителем признается участник, который предложил самую выгодную стоимость при прочих равных условиях.
Участник делает ставку, снижая начальную цену, установленную заказчиком. Шаг снижения стоимости - 0,5-5%. Участник не может подавать равную или меньшую стоимость, чем предыдущее предложение или цену, равную нулю.
Интервал между ставками участников - 10 минут. Если новое предложение не поступило - победителем становится участник, который сделал предыдущую ставку. Если же ставки делаются каждые 10 минут и чаще - аукцион будет длиться до истечения срока, отведенного на подачу заявок.
Наиболее востребованная сегодня процедура - электронные аукционы по госзакупкам, которые проходят на специализированных площадках (ЭТП), о которых мы поговорим ниже.
Участники взаимодействуют через интернет посредством оператора ЭТП, технических и программных средств, за счет чего снижается риск воздействия на заказчика и другие негативные факторы, достигается более высокий уровень безопасности взаимодействия и передачи конфиденциальных данных.
Запрос котировок
Запрос котировок - это запрос заказчиком цен у неограниченного круга участников. Победителем становится предприятие или физическое лицо, предложившее самую низкую цену и соответствующее всем требованиям, заявленным заказчиком в извещении.
Решение о победителе принимает котировочная комиссия. Бывают ситуации, в которых она отклоняет все заявки участников. В таком случае торги признаются несостоявшимися.
Запрос предложений
Этот вид торгов похож на запрос котировок, но если при запросе котировок заказчик узнает цены, то при запросе предложений его интересуют условия выполнения заказа.
И тот участник, который предложил самые привлекательные становится победителем. Запрос также может рассылаться неограниченному кругу лиц и субъектов предпринимательской деятельности.
Госзакупки для начинающих поставщиков
Участие в госзакупках - привлекательная перспектива для большинства сфер бизнеса.
Производственное, торговое предприятие, которое реализует продукцию или компания, оказывающая услуги, осознают ценность участия в государственных аукционах и конкурсах, поскольку понимают, что это поможет вывести их бизнес на совершенно новую ступень развития.
Это не только шанс получить контракт от известного заказчика на крупную сумму, но и возможность укрепить свои позиции на рынке и имидж надежного поставщика.
Госзакупки - отличный способ повысить лояльность партнеров, клиентов, инвесторов к своему бренду. Это важный показатель надежности и в большинстве случаев гарантия положительного результата сотрудничества, если исполнитель выполняет свои обязательства добросовестно и в полном объеме.
Все это поможет компании упрочнить позиции в своей нише. Но главное - участие в госаукционах и конкурсах позволяет надежно и на постоянной основе получать выгодные контракты.
Кто может принимать участие в госзакупках
Участниками госзакупок могут быть юридические, физические лица и ИП, которые соответствуют следующим требованиям:
- В отношении участника не должна быть инициирована процедура банкротства;
- Деятельность субъекта предпринимательства не должна быть приостановленной;
- У участника не может быть долгов по всем обязательным платежам, в том числе по налогам, превышающим 25% от собственных активов;
- У руководителя или самого ИП, физического лица не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям;
- На предметы интеллектуальной собственности участник должен иметь исключительные права;
- У участника не должно быть родственных связей с заказчиком, а также других конфликтов интересов;
- У участника должна быть разрешительная документация на ту деятельность, которую он осуществляет для реализации предмета закупки.
Также заказчик вправе требовать от участника того, чтобы он:
- Не находился в реестре недобросовестных участников (РНП);
- Имел оборудование, достаточные материально-финансовые ресурсы для выполнения заказа;
- Имел достаточный опыт и должную репутацию в интересующей организатора сфере;
- Имел достаточное количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа.
Заказчик имеет право запросить документальное подтверждение соответствия поставщика всем этим или отдельным требованиям. Также он может выдвинуть и любые дополнительные требования к поставщику.
У поставщика есть встречная обязанность - подавать заявки, которые соответствуют требованиям тендера. Если предложение не соответствует предмету закупки - оно будет неизбежно отклонено заказчиком.
Чтобы с вами такого не случилось - внимательно изучайте документы к закупке. Если ее недостаточно и у вас остались вопросы - вы можете обратиться к заказчику за дополнительными разъяснениями.
Как участвовать в торгах
Чтобы участвовать в торгах и подавать заявки нужно заблаговременно подготовить перечень необходимых документов, в том числе те, которые будут служить подтверждением соответствия продукции или услуг поставщика требованиям заказчика.
Для участия в торгах необходимо заранее предусмотреть всё, что может потребоваться в процессе. Так, помимо законодательно регламентированных сроков, необходимо учесть еще и фактические сроки, которые уходят на реальную подготовку документов.
Поэтому планировать свое участие в торгах следует заранее. На самом деле на подготовку документов может уйти до 20 дней. Это зависит от условий, указанных в закупочной процедуре.
Какие документы нужны для участия
Чтобы предприниматель, организация или физлицо участвовали в закупках, следует в первую очередь подготовить нужный перечень документов:
- Заявка на участие за подписью уполномоченного лица;
- Опись прилагаемых к заявке документов;
- Информация об участнике (регистрационное свидетельство, учредительная документация и пр.);
- Выписка из реестра;
- Документы, которые подтверждают отсутствие задолженности по обязательным платежам (справки, сверки и пр.);
- Уполномочивающие документы на основных руководящих лиц (приказы, решения, протоколы);
- Документация, подтверждающая все заявленные сведения участником закупки;
- Квитанции, счета о внесении обеспечения заявки.
Исчерпывающий перечень документов от участника устанавливают условия и документация тендера, опубликованные заказчиком.
Где проводятся госзакупки
Электронные аукционы по госзакупкам и другие торги проходят на специализированных торговых площадках (ЭТП).
Сегодня работает 8 операторов торгов, официально одобренных государством для работы по 44-ФЗ. .
Готовить и подавать документы нужно тоже один раз. После регистрации аккредитация будет получена на всех площадках автоматически.
Такие нововведения в 44-ФЗ существенно упростили процедуру получения аккредитации. С начала 2020 года это обязательное правило для участия в закупках, использовать аккредитацию старым способом будет нельзя.
ЕИС и ее возможности
ЕИС - не только удобный инструмент для работы с операторами торгов. В ней публикуется вся необходимая и важная информация о госзакупках.
Здесь заказчики публикуют:
- план закупки;
- тендерную документацию;
- извещения;
- информацию об уже реализованных контрактах.
Здесь на постоянной основе вносятся данные в реестры, включая РНП - реестр недобросовестных поставщиков. Также в ЕИС размещено огромное количество обучающих материалов, актуальные изменения и нововведения в действующее законодательство и другая важная информация.
В ЕИС можно найти госзакупки по:
- ПП РФ 615;
- 94-ФЗ (архив).
Все закупки можно отсортировать по множеству критериев и просматривать только наиболее подходящие: по виду деятельности, цене, по названию закупки, товара, работ, региону.
Большая часть тендеров сегодня проходит в электронном формате: электронные госаукционы, конкурсы, открытые запросы котировок и предложений. На бумаге проводится лишь некоторая часть закрытых торгов.
В документации к закупке заказчик указывает, на какой именно ЭТП будет проходить электронный аукцион или другая госзакупка. Заявку подавать нужно уже непосредственно на ЭТП.
У кого больше шансов в госзакупках
Выход на рынок госзакупок доступен физическими и юрлицам, ИП, резидентам и нерезидентам. У каждой регистрационной формы свои преимущества и недостатки с точки зрения участия в тендерах.
На самом деле участвовать в тендерах ИП не менее выгодно, чем ООО. И сейчас мы расскажем, почему.
Особенности участия ИП, самозанятых и частных лиц в госзакупках
Законодательство о закупках дает уникальный шанс ИП и физлицам работать с государственными заказчиками и быть узнаваемым среди них, кроме секции гособоронзаказа - тут ИП может быть только соисполнителем. Но, становясь на такой путь, предприниматель должен знать, что его ждет и какова ответственность за нарушение своих обязательств.
Индивидуальный предприниматель или физлицо, участвуя в госзакупках, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом в полном объеме. Поэтому в случае возникновения непредвиденных ситуаций, штрафы и пени ложатся непосредственно на ИП/физлицо.
Благодаря ЕИС и электронной форме документооборота, ЭЦП, предпринимателю не обязательно арендовать офис, тратить средства на поездки к заказчику, если есть территориальная удаленность.
Активно взаимодействовать с заказчиком чаще всего не нужно. А, значит, ИП не нужны менеджеры, которые 24 часа в сутки на связи и готовы обсуждать проект, особенно, если у регионов заказчика и исполнителя большая разница во времени.
Первое время после выхода на рынок к ИП с подозрением будут относиться опытные крупные заказчики. И это не удивительно, ведь пока у ИП нет репутации и опыта в закупках, реализованных госзаказов, им не ясно, кто перед ними: перспективный новичок или очередной мошенник.
Преимущества участия в госзакупках ИП, самозанятого или частного лица:
- у ИП меньше отчетности, налогов за реализованный госзаказ;
- за счет персональной ответственности ИП с большим опытом работы по своему виду деятельности и хорошими оборотами может получить кредит в банке для внесения обеспечения заявки проще, чем ООО;
- ИП не нужно подавать некоторые документы, которые обязательны для предоставления юридическим лицам. Это плюс не только с точки зрения экономии времени и меньшей бумажной волокиты, но потому что, чем меньше бумаг, тем меньше вероятность сделать ошибку;
- полученной прибылью ИП распоряжается по своему усмотрению.
У ООО все наоборот: ответственность ограничена уставным капиталом. Бумаг ООО придется прикреплять больше, да и юридический адрес - неотъемлемая деятельность общества. Прибылью распоряжаться не так удобно, возникают дополнительные расходы. А если ООО открыто недавно, то доверять ему заказчики будут не больше, чем ИП.
Рекомендуем ИП и другим представителям среднего и малого предпринимательства не сомневаться, а пробовать свои силы в госзакупках. А если что-то не получается - мы охотно проконсультируем, поможем пройти обучение и получить все необходимые для этого инструменты.
Выводы
Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других. Перед тем, как начать в них участвовать, нужно разобраться в деталях конкретного вида закупки, из каких этапов состоит, какие нужны документы, последовательность действий, сроки.
Начинающие участники госзакупок допускают множество элементарных ошибок. Часто это приводит к потерям времени, денег и разочарованию.
Участие в госзакупках требует слаженных, четких и уверенных действий, где нельзя полагаться на авось. Это не только конкуренция с другими компаниями или индивидуальными предпринимателями.
Это игра по правилам, установленным госзаказчиками. По бюрократическим правилам. Поэтому этапы отбора госзакупок и подготовки документации самые важные. То есть нужен грамотный выбор цели и правильные действия для ее достижения. Так можно одержать победу и получить государственный контракт.
Развитие системы тендеров наблюдается в России с конца прошлого века. Понятие тендера равнозначно понятию конкурса. Смысл его - в поиске исполнителя на государственные заказы именно на конкурсной основе. Весь регламент данной системы прописан в С победителем и бывает заключен контракт на какие-либо работы, услуги либо поставку товаров. Сегодня мы поговорим о том, что нужно для участия в тендерах.
Какими бывают тендеры
Такие конкурсы могут быть открытыми и закрытыми, проводиться в один или два этапа. Кроме того, есть разновидности специализированных закрытых тендеров, единичных и запросов котировок.
Что дает участие в конкурсах? Победителю предоставляется возможность получения выгодного большого заказа, а если это начинающая компания - заявить о себе на рынке. Многих отпугивает довольно сложная процедура участия, но разобраться в ней вполне по силам каждому. Конечно, новичкам нередко требуется помощь, практическое руководство, разъясняющее, что и в какой последовательности нужно делать. Вы решили принять участие в тендерах? Пошаговая инструкция придется как нельзя кстати.
Почему это выгодно
Информация о том, где и какие тендеры планируется проводить, постоянно присутствует на специализированных сайтах и в СМИ. Когда конкурс объявлен, тендерная комиссия начинает рассматривать заявки претендентов.
Для малого и среднего бизнеса не характерна активность в торгах на госзаказ - много кажущихся сложностей. При этом не учитывается, что львиная доля муниципальных бюджетов в наши дни распределяется, как правило, именно через тендеры.
Госзаказы не менее эффективно поддерживают бизнес, чем льготы и субсидии. К тому же заказчиков муниципального и государственного сектора закон обязывает передавать не менее 10 % объема работ и поставок товара в год предпринимателям.
Электронные аукционы
К сожалению, лишь крупные компании всерьез занимаются отслеживанием перспективных для себя тендеров, а все из-за необходимости содержания для этого специальной службы.
Госзаказ размещается разными путями - в виде запроса котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя) или путем торгов. Последний способ - самый распространенный.
Сейчас большинство заказов от государства размещается на электронных аукционах, их доля - свыше половины всех проводимых торгов. Такие мероприятия признаны эффективным средством борьбы с коррупцией в силу анонимности участвующих, большой конкуренции и доступности (как говорят, прозрачности) всей информации.
Участие в тендерах: пошаговая инструкция для начинающих бизнесменов
Давайте рассмотрим, что такое участие в электронном аукционе.
Прежде всего подходящий аукцион следует "вычислить". Для этого нужно внимательно читать все извещения о проведении подобных мероприятий, регулярно заходя для этого на официальный сайт, имеющий статус общероссийского и публикующий объявления о будущих торгах за 7-20 дней до определенной даты, которая служит последним днем подачи заявок. Свое желание принять участие в выбранном тендере вы должны обозначить именно в этот промежуток - позже вашу заявку к рассмотрению уже не примут.
Официально существуют пять федеральных площадок для электронных торгов, на любой из которых вы найдете форму поиска интересующих аукционов и реестр всех тендеров. Также сводную информацию легко получить на официальном сайте РФ, который посвящен размещению заказов.
Что нужно для участия в тендерах
Далее следует получить электронную цифровую подпись (сокращенно ЭЦП). Покупается она в одном из аккредитованных на выбранной вами электронной площадке специальных удостоверяющих центров. Процесс получения ее займет несколько рабочих дней (2 или 3). Подпись придает юридический статус электронному документу и фиксирует материальную ответственность участника.
Но одна лишь ЭЦП еще не гарантирует, что вы примете участие в тендерах. Пошаговая инструкция содержит, кроме нее, понятие аккредитации. То есть, чтобы участвовать в торгах, проводимой той или иной площадкой, необходимо быть на ней аккредитованным. У каждой из пяти площадок аккредитация своя. Для этого на сайте площадки заполняется специальная форма вместе с заявлением об открытии счета. Прилагается ряд документов. Каких именно? Речь идет о выписке из ЕГРЮЛ (если вы индивидуальный предприниматель - о выписке из ЕГРИП), доверенности, дающей право на участие в данных торгах, документе о назначении руководителя (решении или протоколе) с печатью организации, скане карточки с реквизитами компании.
Дальнейшие действия
Оператором в пятидневный срок заявка будет рассмотрена и дан ответ о доступе либо отказе (в последнем случае - с объяснениями причин). Число повторных попыток не регламентируется, но каждая из заявок потребует пятидневного срока рассмотрения.
Успешно пройдя аккредитацию, вы получаете в распоряжение "Личный кабинет", из которого будете вести все дальнейшие действия.
Следующим обязательным шагом является пополнение собственного счета на торговой площадке как гарантия участия в торгах. Сумма фиксированная - для малых предпринимателей обычно это 2 % начальной суммы заказа (его максимума). В остальных случаях речь идет о пяти процентах. Деньги можно получить обратно после разблокировки счета (по окончании торгов).
Подаем заявки
Теперь участник может подавать заявку. К составлению ее нужно подойти крайне ответственно, предварительно тщательно изучив всю документацию аукциона. Первая часть, анонимная, заключается в подтверждении согласия участника поставить нужный товар (услугу) с подробным их описанием. Во второй ее части содержатся подробнейшие сведения об участнике с приложением всех подтверждающих сертификатов и лицензий.
Помимо заявления установленного образца, заявка на участие в тендере должна включать максимально полный объем сметно-расчетных документов, где в табличной форме приведена стоимость материалов или услуг вместе с НДС на момент торгов, подробные расшифровки дополнительных расходов (транспортных, проектно-изыскательских и пр.), а также налогов.
О чем следует помнить
Поданная заявка автоматически приравнивается к согласию соблюдать все условия заказчика. В случае невозможности их выполнения исполнителю следует заявку отозвать. Она не принимается от участника по истечении крайнего срока, установленного организатором торгов. Отказ от участия в тендере (отзыв заявки) возможен лишь до наступления определенной даты. Срок приема может быть продлен тендерной комиссией, о чем претенденты уведомляются.
Когда срок подачи заявок истек, заказчиком рассматриваются их первые части, результаты рассмотрения оформляются в виде протокола, который оператором площадки в установленный срок обязан быть донесен до всех участвующих. Так вы узнаете, допущены до торгов или нет.
Немного о самом процессе
Какие главные моменты нужно знать, планируя участие в тендерах? Пошаговая инструкция гласит, что в самом процессе торгов важнее всего два понятия - шаг аукциона и время, которое осталось до его завершения. Первый показатель является строго фиксированным - это 0,5 % от максимальной начальной цены (так гласит закон). Переход к следующему шагу ведется с интервалом в 10 минут, за которые участник должен принять решение - предложить более низкую цену или нет.
Подавать предложения с ценой, большей или равной предложенной ранее, участникам запрещается. Также под запретом предложения с нулевой ценой. "Заранее" занизить цену более чем на шаг (ниже минимального на данный момент предложения) тоже невозможно.
Завершение торгов
Если предложенная последней ставка оказалась самой низкой (в течение десяти минут более выгодных предложений не поступило), торги на этом завершены. Протокол с итогами в автоматическом режиме формируется практически моментально, каждый участник фигурирует в нем лишь под присвоенным номером.
Кто именно выиграл тендер, станет известно только по завершении аукциона. Заказчик получит вторую часть заявки-победителя, содержащую реквизиты выигравшего конкурс участника. Ему и будет выслан госконтракт, который в определенный срок необходимо заверить электронной подписью.
Что дальше?
Кроме того, должна быть предоставлена сумма денежного обеспечения контракта, составляющая по закону до 30 % первоначальной максимальной цены. Делается это в форме банковской гарантии, или же средства зачисляются заказчику на временный счет.
Эксперты полагают, что, участвуя в тендерах, любая компания получает немаловажные преимущества. И хотя система тендеров в ее нынешнем виде далеко не совершенна, она дает шанс начинающим предпринимателям выйти на крупного заказчика и повысить собственный статус на рынке.
К выбору торгов следует относиться разумно, не стремясь охватить все предложения. В случае неудачи расстраиваться не стоит - ведь вы обрели серьезный деловой опыт.
Что характерно для коммерческих торгов?
В отличие от государственных, коммерческие тендеры устраиваются, согласно нормам ГК РФ, регламент их проведения устанавливается заказчиком самостоятельно. При их проведении применяются те же принципы, на которых основаны и государственные торги. Но конкурсных процедур больше - в виде открытого конкурса с предварительным отбором или без него, закрытого, двух- и многоэтапного конкурса, запроса цен, конкурентных переговоров, закупки у единственного источника и т. п.
Таким образом, коммерческие тендеры в большинстве своем ведутся аналогично государственным. Разница заключается лишь в жесткой регламентации последних со стороны законодательства. Форма частных торгов более свободная, и ориентированы они на документацию самих компаний-заказчиков.
Единого и универсального закона, на котором основана организация участия в тендерах такого типа, не существует по причине огромного разнообразия отдельных сфер бизнеса, у каждого из которых своя специфика.
Строительные тендеры
Если деятельность вашей компании связана с поставкой техники (экскаваторов, кранов, бульдозеров) или оборудования, а также с реализацией земельных участков строительного назначения, вам понадобятся серьезные клиенты.
А это значит, что фирме следует принимать активное участие в соответствующих конкурсах. Наверняка вам хотелось бы заключить долгосрочный контракт с крупным заказчиком. Тогда примите участие в тендерах на строительство. Принцип здесь один тот же: изучаете регламент проведения подходящего аукциона, формируете пакет документов, состоящий из выписки из ЕГРЮЛ, отксерокопированных и заверенных в налоговой учредительных документов (вместе с уставом) и приказа о назначении главного бухгалтера, свидетельства имеющегося опыта работы вместе с копиями финансовых отчетов за последний период, а также копии паспортов всех официальных представителей фирмы-поставщика и свидетельства о пройденной госрегистрации предприятия. На того, кто будет официально представлять интересы фирмы на торгах, должна быть оформлена доверенность на участие в тендере.
Не забудьте, что поданная заявка обязана иметь денежное обеспечение. В случае отсутствия на счетах компании имеющейся суммы она вправе воспользоваться тендерным кредитом.
Для того, чтобы участие в размещении госзаказа стало для акционерного общества выгодным и прибыльным, мало просто время от времени подавать заявки на участие в закупочных процедурах. Здесь важно выстроить такую систему, которая, с одной стороны, учитывала бы особенности размещения государственного и муниципального заказа, а с другой - позволяла бы подразделениям организации активно взаимодействовать между собой в целях формирования наиболее выгодного для компании предложения по конкретной закупке. Для этого юридическому отделу АО нужно четко представлять себе этапы участия в госзакупках.
1. Поиск заказов. В настоящее время все государственные и муниципальные заказы собраны в одном месте - на сайте www.zakupki.gov.ru – официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.
Чтобы не пропустить интересный и выгодный заказ, можно назначить сотрудника, который будет с установленной периодичностью посещать сайт и отслеживать необходимую информацию для АО. После того, как компания остановит свой выбор на интересном ей заказе, необходим анализ его выгодности для АО. Здесь важно не только рассчитать прибыль, которую получит компания, но и неизбежные расходы, связанные с участием в закупочных процедурах и заложенные в цену контракта. Так, например, если в цену контракта заложены расходы по доставке товара заказчику, компании будет тем выгоднее исполнять данный контракт, чем ближе к заказчику она находится. Также нужно принять в расчет и ресурсы организации – сможет ли она своими силами исполнить весь объем контракта или придется привлекать соисполнителей. И подобных нюансов для каждой компании великое множество, а потому и аналитическая работа, предшествующая участию в госзаказе, должна быть проведена на должном уровне.
Это особенно важно при участии в электронных аукционах. Как красноречиво свидетельствует практика, во многих из них участники, торгуясь и стремясь одержать победу любой ценой, значительно снижают цену (иногда в два раза и более по сравнению с начальной ценой контракта - при том, что заказчики обязаны установить обоснованную, то есть близкую к рыночной начальную цену). В результате победитель такого аукциона при исполнении контракта вдруг сталкивается с отсутствием у себя достаточных денежных средств. В конечном итоге он не может выполнить условия контракта.
2. Подача заявки, в которой содержится предложение участника размещения заказа. Заявка должна соответствовать установленным заказчиком требованиям, которые содержатся в документации по закупке (извещении о проведении запроса котировок, конкурсной или аукционной документации).
Правильно составленная заявка должна содержать:
- согласие участника в госзаказе на участие размещения заказа на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией;
- конкретные показатели предлагаемого для использования товара.
Иными словами, если заказчику нужно, например, жидкое мыло (уровень pH: 6, антибактериальное, в канистрах по 5 л.), то и в заявке компании должно быть указано именно это мыло и именно эти характеристики. Проще говоря, готовить заявку следует строго в соответствии с требованиями заказчика. Вносить изменений в ее текстовую часть или при заполнении таблиц ни в коем случае нельзя.
Правила подачи заявки различны в зависимости от процедуры. Например, в конкурсе и запросе котировок заявка может быть подана в письменном виде или в форме электронного документа непосредственно заказчику по адресу и во время, указанным в документации. В электронном аукционе заявка подается только в электронной форме через интерфейс торговой площадки, на которой проводится данный аукцион.
Для подачи документов в электронной форме компании необходимо иметь электронную подпись, полученную в удостоверяющем центре, аккредитованном на конкретной электронной торговой площадке. При этом она выдается не организации в целом, а конкретному уполномоченному работнику организации. Рекомендуем АО завести сразу несколько электронных подписей, для того чтобы защититься от возможных проблем, например увольнения, командировки такого работника или технических проблем с подписью.
Чтобы поучаствовать в электронных аукционах на конкретной электронной площадке, организация должна пройти на ней аккредитацию, которая является бесплатной и предоставляется сроком на три года. Рекомендуем пройти аккредитацию сразу на нескольких электронных площадках. Иначе в случае появления интересного заказа компания не сможет принять в нем участие из-за отсутствия времени для аккредитации на площадке, где проводится заказ.
3. Подписание контракта. Компания, ставшая победительницей, обязана заключить контракт, проект которого она получает от заказчика. Участник должен подписать контракт и обеспечить его получение заказчиком в указанный в документации по закупке срок.
В противном случае компания будет признана уклонившейся от заключения контракта и сведения о ней будут внесены в «черный список» – реестр недобросовестных поставщиков. Компания с подобной репутацией лишается возможности участвовать в размещении госзаказа в течение ближайших двух лет.
Важно помнить, что в электронном аукционе контракт подписывается только в электронной форме через интерфейс площадки, и направление подписанного победителем проекта контракта в бумажном виде будет считаться уклонением от его заключения.
Рекомендуем акционерным обществам использовать указанный реестр для оценки благонадежности своих партнеров. Информация о недобросовестных поставщиках размещена в открытом доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
4. Исполнение контракта. Итак, контракт подписан и наступает последняя стадия - его исполнение. Разумеется, он должен быть исполнен обеими сторонами в точном и полном соответствии с его условиями. И здесь участника подстерегает масса проблем. Практика показывает, что на стадии анализа закупки победители часто поверхностно изучают условия контракта, переоценивают свои возможности и недооценивают потенциальные расходы. Как следствие, исполнителям бывает очень сложно соответствующим образом исполнить контракт, что приводит к конфликтам с заказчиком.
Но иногда и сам заказчик неполно или неверно устанавливает требования по исполнению контракта. Довольно часто это встречается в строительных заказах, в которых заказчик может не учесть некоторые виды работ, которые необходимо выполнить, или занизить объем ремонтных работ. В этом случае исполнителю необходимо в его же собственных интересах действовать в полном соответствии с положениями контракта, регулирующими подобную ситуацию, а если таковых нет - в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Например, в установленный срок в письменном виде уведомлять заказчика о создавшейся ситуации, выполнять его законные и соответствующие контракту указания и т. д.
Кстати, исполнитель не должен бояться общения с заказчиком в письменном виде. В дальнейшем при судебном разбирательстве подобные уведомления, письма станут весомым доказательством добросовестности исполнителя. По результатам исполнения контракта исполнитель должен составить и представить заказчику на рассмотрение и подписание итоговый пакет документов - акт приема-передачи, акт выполненных работ, акт об оказании услуг и т. д.
Если нарушены права вашей компании, сразу обжалуйте действия нарушителя.
Государство тщательно регламентирует процедуры закупок. Если коммерческая организация при осуществлении закупки вправе определить условия проведения процедуры самостоятельно (например выбрать способ закупки, установить собственные требования к претендентам, даже нарушающие конкуренцию), то государственные и муниципальные заказчики обязаны руководствоваться требованиями специального закона о госзакупках (в настоящее время это Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), в котором указаны крайне жесткие и практически не оставляющие заказчикам свободы выбора правила. Нарушение заказчиком любого из этих правил влечет за собой серьезную административную ответственность для них.
Особенно законодательство о госзакупках защищает участников размещения заказа и стремится обеспечить равные для всех возможности доступности для участия в госзаказе.
Но на любой стадии размещения госзаказа заказчик в силу разных причин (невнимательности, некомпетентности, желания помочь «своему» участнику) может нарушить права компаний-участников: например ограничить количество участников, установить «завышенные» требования к предмету закупки, противоречащие закону, или незаконно чинить препятствия компании, пожелавшей принять участие в процедуре.
Акционерным обществам советуем незамедлительно обжаловать подобные действия заказчика. У компании есть два пути решения возникшей проблемы – сразу обратиться в суд или же с жалобой на действия заказчиков в систему органов, специально уполномоченных на решение подобных вопросов. Однако на практике, независимо от категории заказчика (федеральный, региональный, муниципальный), подавляющее большинство жалоб подаются в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Именно ФАС России проверяет сведения, содержащиеся в жалобе компании, и по ее результатам выносит соответствующее решение. Если решение контролирующего органа не устроило вашу компанию, то она может обжаловать его в арбитражный суд. Право на административное обжалование действий заказчиков действует в течение 10 дней со дня размещения на сайте www.zakupki.gov.ru протокола, подводящего итоги госзакупок. Отметим, что в любом случае контракт не может быть заключен до тех пор, пока не пройдут положенные 10 дней.
Подавая жалобу на действия заказчика, компании не нужно платить госпошлину, а все результаты рассмотрения ФАС России поданных жалоб, а также результаты проверок соответствия законодательству действий заказчиков размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru .
Поэтому компании, решившей стать участником размещения заказов, настоятельно рекомендуем перед этим тщательно изучить данные материалы, проанализировать практику конкретных контролирующих органов (например конкретного территориального управления Федеральной антимонопольной службы) и в дальнейшем руководствоваться ей при обжаловании действий заказчиков. Это поможет избежать досадных ошибок, беспрепятственно принять участие в конкурсе и, возможно, даже стать победителем.
Вовлеките в процесс размещения госзаказа все подразделения компании.
Для успешного участия вашего АО в размещении госзаказа обязательна слаженная работа всех его подразделений. Задача юридической службы – внимательно оценивать действия заказчика на предмет нарушения действующего законодательства. Финансово-экономические отделы должны взвесить выгодность данного заказа для компании, профильные подразделения – определить возможность исполнения компанией контракта в случае ее победы…
Руководителю же акционерного общества, претендующего на регулярное получение госзаказов, необходимо обеспечить грамотное и слаженное взаимодействие всех подразделений организации для достижения поставленной цели. Отсутствие такого взаимодействия, когда одно подразделение не знает, что делает другое, может привести к неудачам в борьбе за госзаказ или к проблемам при исполнении контракта в случае его заключения.
Не существует абсолютно идеальной схемы такого взаимодействия, ведь для каждой организации она индивидуальна и должна учитывать множество факторов: «размер» компании, количество задействованных подразделений, принципы принятия управленческих решений и т. д.
С чем может столкнуться компания при участии в торгах и есть ли у нее шанс восстановить нарушенные права?
Получить выгодный госзаказ - мечта многих компаний. Последние убеждены, что на нужды своих учреждений, будь то ремонт, или закупка средств связи, государство не экономит. Однако, по мнению некоторых, такие торги часто происходят с нарушением всех правил - государственные или муниципальные заказчики могут вступить в сговор с одним из участников торгов, чтобы обеспечить ему гарантированную защиту. Есть ли смысл в таком случае компании вообще участвовать в торгах? Несомненно. Тем более, что способов восстановления нарушенных прав в данной ситуации предостаточно. Здесь главное понимать, какие риски могут возникнуть при участии компании в торгах.
Нарушение №1. Документация для избранных.
В данном случае документация в торгах готовится под конкретного участника, который сможет в полном объеме удовлетворить заявленным в ней требованиям, а всех остальных участников можно было «отсеять». Заказчик объявил о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта, победитель которого получал заказ на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции общежития. При этом заказчик еще до объявления аукциона уже по сути выбрал себе нужного подрядчика. Дело в том, что он, стремясь не допустить ненужных ему участников, объединил в рамках одного лота работы не связанные с предметом аукциона. Для этого в документацию размещаемого заказа было включено требование о выполнении специальных работ: установка пожарно-охранной сигнализации, которые не связаны с предметом аукциона и могли быть выполнены отдельно. Иными словами, чтобы победить в этом заказе участник должен не только уметь выполнять строительно-монтажные работы, но еще разбираться в установке сигнализаций. Организаций отвечающим одновременно указанным двум требованиям не так уж и много – слишком различные сферы деятельности. Но нужный заказчику участник как раз мог и реконструкцию провести и сигнализацию установить.
Анализ нарушения. Подобные действия заказчиков нарушают положения сразу двух законов.
- Во-первых, часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, согласно которой аукционная документация не может содержать требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа;
- Во-вторых, пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", который запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение (оказание) которых является предметом торгов.
Суд пришел к выводу, что подобное объединение в один лот работ, не связанных с предметом аукциона, и для выполнения которых нужны разные подрядчики, позволило заказчику максимально сузить круг претендентов и объявить победителем того участника, «под которого» собственно и было все организовано. Остальные же участники лишились возможности подать заявку на участие. Аукцион был признан недействительным.
Нарушение №2. Формальные отказы
Формализм при проверке поданного для участия в торгах пакета документов. Это, пожалуй, одно из наиболее распространенных видов нарушений в сфере осуществления госзакупок. В объявленном конкурсе принять участие захотели двое участников, одному из которых в допуске было отказано по следующему основанию: «приложенная к заявке копия лицензии на право деятельности по реставрации объектов культурного наследия <…> недействительна, так как не имеет печати лицензирующего органа». В итоге, к участию был допущен лишь один участник, выгодный заказчику, с которым и планировалось заключить контракт.
Отстраненный участник посчитал отказ конкурсной комиссии незаконным и обратился в суд, который в свою очередь в действиях заказчика усмотрел нарушение требований части 2 статьи 12 Закона № 94-ФЗ. Суд указал, что отсутствие в копии лицензии печати лицензирующего органа само по себе не свидетельствует об отсутствии необходимой печати в его оригинале и соответственно о его недействительности. Более того, участник представил надлежащий пакет документов в полном объеме, и в частности, подлинник спорной лицензии, который содержал соответствующую печать лицензирующего органа. Суд признал отказ конкурсной комиссии в допуске к участию в конкурсе был признан неправомерным, и отметил, что конкурсная комиссия действовала формально и в течение всего срока рассмотрения заявок на участие в конкурсе не предоставила участнику возможность исправить недочет, разрешив представить надлежащую копию требуемого документа.
Нарушение №3. Необоснованные препятствия
Здесь речь идет о прямых ограничениях, устанавливаемых в отношении участника торгов. Иногда государственные или муниципальные заказчики напрямую в документации о торгах устанавливают специальные требования, которые ущемляют права участников торгов и создают им необоснованные препятствия. Среди требований, предъявляемых к участникам торгов, заказчик установил обязательное наличие в их уставах сведений об осуществлении определенных видов деятельности. При этом заказчик руководствовался нормативным актом органа местного самоуправления, регламентирующего проведение конкурсов и в котором были установлены, дополнительные критерии, создававшие препятствия к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничивавшие конкуренцию. Но они были признаны судом незаконными и отменены. В уставах хозяйственных обществ отражаются основные виды деятельности, которыми они будут заниматься. Однако закон не требует чтобы указанные перечни содержали исчерпывающий перечень видов деятельности. Компании обладают общей правоспособностью, а значит могут осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие российскому законодательству, даже если тот или иной вид деятельности не указан в ее уставе.
Нарушение №4. Существенное нарушение государственным или муниципальным заказчиком процедуры проведения торгов
Суд в одном деле признал нарушением порядка проведения торгов, а именно – неправильное вскрытие конвертов с заявками. Заказчик не объявил и не внес в протокол представленные вместе с заявками данные об условиях исполнения контракта, которые являлись критериями оценки заявки.
Как компании, пострадавшей от участия в торгах, восстановить нарушенные права? Участник торгов, права и законные интересы которого были ущемлены допущенными государственным или муниципальным заказчиком нарушениями, вправе использовать для своей защиты административный или судебный порядок обжалования, или же воспользоваться ими одновременно.
Первый способ - жалуйтесь в ФАС России Важную роль в защите прав и законных интересов добросовестных участников процедуры размещения заказов играет именно ФАС России, которая по обращениям заинтересованных лиц инициирует проверки соблюдения государственными и муниципальными заказчиками процедуры проведения торгов, соблюдения сроков и иных обязательных требований, установленных Законом о размещении заказа. ФАС России уполномочена рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчиков (Приказ ФАС России от 24.07.2012 № 498). Туда участник торгов вправе подать жалобу, указав в ней, в чем конкретно он видит нарушение своих прав, и насколько допущенные нарушения являются существенными (ст. 58 Закона о размещении заказов). К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность доводов: копии документов об участии в торгах, информация о размещенном заказе и т.д.
При этом копию жалобы нужно также направить лицу, действия (бездействие) которого оспаривает ваша компания (ч. 6 ст. 57 Закона о размещении заказов). К составлению жалобы следует подойти основательно. Помните, что если будет хоть одна ошибка в оформлении жалобы, ее тут же вернут заявителю. Даже отсутствие подписи уполномоченного лица вашей компании на заявке достаточно для того, чтобы ее «завернули». Жалобу можно отозвать, но после этого участник уже не сможет обратиться по тем же основаниям к тем же лицам (ст. 61 Закона о размещении заказов). При подаче своей жалобы участник торгов должен уложиться в установленные.
Общий срок для подачи жалобы составляет 10 дней с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона (ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказа). Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней, решение направляется всем заинтересованным лицам, подлежит размещению на официальном сайте и может быть обжаловано в суд в срок 3 месяца (ст. 60 Закона о размещении заказа).
Второй способ - идите в суд Одновременно с обжалованием результатов торгов в административном порядке или вместо него можно обратиться с иском в арбитражный суд об оспаривании торгов, который им рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ. В заявлении нужно указать, в чем оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы вашей компании (п. 1 ст. 198 АПК РФ). Иными словами в заявлении об оспаривании торгов пострадавший участник должен указать, когда и кем проводились торги, в чем состоял их предмет, а также в чем заключается нарушение его прав. Такое заявление может быть подано в трехмесячный срок с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права, при этом по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Срок для рассмотрения заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) вышеуказанных лиц составляет три месяца и может быть продлен до 6 месяцев (п. 1 ст. 200 АПК РФ).
На чем основывается доказательственная база в суде
- Каждый участвующий в деле, должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).
- Основанием для признания торгов недействительными может служить лишь нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинно-следственной связи с ущемлением прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося с иском в суд. Поэтому, например, неуплата задатка в обеспечение поданной для участия в торгах заявки, не приложение требуемых документов, в частности, платежного поручения об уплате суммы задатка с отметкой банка об исполнении - это существенное нарушение, и весомый аргумент для удовлетворения иска. А вот пропущенный срок направления проекта контракта победителю торгов уже не столь серьезное преступление, так как не влияет ни на результат торгов, ни на порядок их проведения;
- Обратиться в суд может лишь тот, кто принимал непосредственное участие в торгах и он должен доказать наличие защищаемого права или интереса и что. Иными словами истцу нужно доказать, что он действительно собирался принять участие в торгах, но его право было нарушено. Это требование позволяет избежать искусственного затягивания судебного разбирательства, выгодного для одной из сторон процесса, которая, например, попросила дружественную ей компанию, но не имеющую никакого отношения к торгам, затеять иск, тем самым выиграть время и приступить к исполнению контракта. Соответственно нарушение порядка проведения торгов не могут стать основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Нарушенные права истца могут быть восстановлены только в случае удовлетворения его требований об оспаривании торгов. Ведь согласно статье 449 ГК РФ реализация права на оспаривание торгов должна приводить к восстановлению нарушенных прав истца Иными словами, когда, торги с нарушениями, но все же были проведены и по их результатам заключен и фактически исполнен контракт, права пострадавшего участника уже не могут быть восстановлены. Но у него есть возможность требовать возмещения причиненных ему убытков (ст. 15 ГК РФ). Комментарий. Если ваша компания готовится к торгам, то ей следует соизмерять свои возможности и имеющиеся ресурсы с предъявляемыми требованиями, внимательно изучать документацию о торгах и строго соблюдать установленные правила. Это позволит вам в случае конфликта с государственным или муниципальным заказчиком обосновать свою правоту и подтвердить, что вы не допустили никаких нарушений при подготовке к торгам. Если же победа досталась конкурентам, как вам кажется, нечестным путем, принимайте все необходимые меры по своей защите, используя имеющиеся административные или судебные ресурсы. Тенденции последних лет говорят о том, что при разрешении споров с сфере госзакупок все чаще побеждает закон.
Во время экономического кризиса все коммерческие организации и индивидуальные предприниматели озабочены тем, чтобы сохранить уровень продаж на докризисном уровне. Отличные возможности для этого дает контрактная система, в рамках которой органы власти и бюджетные учреждения закупают товары, работы и услуги для своих нужд. Это очень большой и стабильный рынок, который позволяет надежным и «грамотным» поставщикам серьезно увеличить выручку от реализации своих товаров или услуг. Мы начинаем публиковать серию статей, в которых подробно расскажем о том, как организация или ИП могут стать поставщиками в рамках контрактной системы. В первой статье мы опишем контрактную систему и основные принципы, по которым она действует. В последующих статьях серии будут даны подробные инструкции, описывающие действия поставщика на разных этапах торгов.
Что такое контрактная система
С 2014 года в нашей стране действует контрактная система — особый свод правил, регулирующий закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эти правила применяются во всех случаях, когда государственные и муниципальные организации, органы власти, бюджетные учреждения нуждаются в какой-либо продукции, услуге, когда необходимо выполнение определенной работы.
Каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована и обоснована. Поэтому все заказчики утверждают свои планы закупок, в которых указывают цели приобретения, дают описание объектов закупок, намечают сроки проведения торгов, обосновывают, каким именно образом объект закупки послужит достижению целей, предусмотренных различными программами, и выполнению функций, возложенных на заказчика государством.
Товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не иметь избыточных потребительских свойств и не являться предметами роскоши.
У кого государственные и муниципальные заказчики смогут купить все необходимое? Главными поставщиками в системе закупок являются бизнес-структуры — индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Бизнесмены могут подать свои заявки с предложениями требующихся заказчикам товаров, работ, услуг и тем самым стать участниками закупок.
На сегодняшний день в Единой информационной системе зарегистрировано более 330 000 государственных и муниципальных заказчиков, итоговая сумма по закупленным товарам, работам и услугам за 2015 год составила 6,6 трлн. рублей.
Это позволяет утверждать, что контрактная система является исключительно перспективной возможностью для развития бизнеса тех участников, которые готовы поставить нужные государству товары, работы и услуги.
По каким правилам проводятся закупки
Правила закупок, условия и требования к их проведению установлены Федеральным законом от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Правила обязательны как для тех, кто в силу закона является заказчиками товаров, работ и услуг (государственные органы, в том числе органы государственной власти, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, муниципальные образования, муниципальные органы, муниципальные казенные учреждения), так и для тех, кто является участниками контрактной системы и поставляет заказчикам все необходимое.
Принцип открытости и прозрачности
Контрактная система действует на основании нескольких определяющих принципов, важнейшими из которых является принцип открытости и прозрачности информации, поэтому абсолютно вся информация о закупках каждого заказчика публикуется в Единой информационной системе — на специальном сайте в Интернете по адресу www.zakupki.gov.ru .
Там можно бесплатно и в свободном доступе получить огромное количество полезной информации — планы закупок, которые заказчики обязаны публиковать заблаговременно, извещения и документация о закупках, которые проводятся в настоящий момент, результаты подведения итогов торгов, информацию о заключенных контрактах, сами контракты и все сведения о том, как они исполняются и оплачиваются, и многое другое.
Многие опытные поставщики также пользуются для поиска и структурирования информации специальным веб-сервисом « ». Сервис позволяет сделать поиск закупок более эффективным. Он отличается от «умным» поиском, который позволяет искать по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику, а также исправляет опечатки и не придает значения окончаниям слов. На основании сведений о предыдущих закупках в сервисе можно анализировать требования заказчика и прогнозировать стратегию поведения конкурентов. Но самое главное — в « » поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.
Принцип обеспечения добросовестной конкуренции
Другой важный принцип контрактной системы — обеспечение добросовестной конкуренции. Это означает, что система закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между теми, кто пожелает сделать свои предложения товаров, работ и услуг государственным и муниципальным заказчикам.
Закон о контрактной системе установил, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для государственных и муниципальных нужд, поэтому участниками закупок могут быть любые лица:
- физические лица — в тех случаях, когда условия закупки отдельно предусматривают такую возможность, например, заказчик закупает услуги экскурсовода;
- во всех остальных случаях — индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Для того, чтобы выбор поставщика осуществлялся на конкурентной основе, заказчики должны выявлять те предложения от участников закупок, в которых будут лучшие условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям закона и приводят к ограничению конкуренции, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Законодательство о контрактной системе содержит много строгих ограничительных норм. За их соблюдением следит контрольный орган в сфере закупок — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения, которая имеет функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа. Участникам контрактной системы предоставлено право обжаловать незаконные действия заказчиков именно в ФАС.
Регулятором сферы закупок является Министерство экономического развития РФ — орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Главная цель заказчика, действующего в рамках контрактной системы — приобрести необходимый товар (работу, услугу) для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Для этого заказчик совершает следующие действия:
- Закупка начинается с подготовки описания необходимого товара, результата работы или услуги, и формирования начальной (максимальной) цены будущего контракта.
- Закупка планируется и обосновывается, готовится вся необходимая документация.
- Закупка осуществляется путем проведения торгов или приобретением товара, работы, услуги у единственного поставщика.
- Заключается государственный или муниципальный контакт, выполнение которого и является целью закупки.
Как стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд?
Потребуются деньги
Особенностью контрактной системы является обязательное выполнение финансовых условий, позволяющих участвовать в закупках. Все участники без исключений должны быть готовы вместе с подачей заявки уплатить обеспечение. Размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта.
Тот участник, который становится победителем торгов и с которым заключается государственный или муниципальный контракт, должен располагать еще большей суммой для оплаты обеспечения исполнения контракта — от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены (НМЦК), если цена контракта равна или менее 50 млн. руб., и от 10 до 30 % НМЦК, если цена контракта превышает 50 млн. руб.
Закон допускает два способа обеспечения — внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии, но для использования банковских гарантий нужно учесть специальные регулирующие условия.
Потребуются документы
Участникам необходимо подтвердить свое соответствие требованиям законодательства. Прежде всего подтверждается факт государственной регистрации участника в качестве ИП или юридического лица, поэтому нужно предоставить:
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, сообщить ИНН;
- учредительные документы юридического лица;
- паспортные данные ИП;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя организации;
- документы, подтверждающие полномочия лица для представления интересов участника;
- иные документы и сведения, указанные в документации о данной закупке.
Потребуется регистрация в ЕИС
Для того, чтобы иметь полную информацию обо всех интересующих его закупках, участник должен зарегистрироваться в Единой информационной системе — www.zakupki.gov.ru . После этого доступ к информации будет полным и бесплатным.
В рамках контрактной системы заказчики используют различные виды торговых процедур, но наиболее распространен электронный аукцион. Такие аукционы проходят на 5 электронных площадках:
- ЗАО « Сбербанк-Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru ;
- ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва) — www.roseltorg.ru ;
- ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» —www.zakazrf.ru ;
- ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru ;
- ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» — www.etp-micex.ru .
В извещении о проведении электронного аукциона, которое заказчики обязательно разместят в ЕИС, будет указание на ту электронную площадку, где проводится данный аукцион.
Для подачи заявки на электронный аукцион, участники должны получить аккредитацию — зарегистрироваться именно на указанной заказчиком электронной площадке, предоставить туда все необходимые документы в электронном виде.
Все электронные площадки на своих сайтах публикуют регламент взаимодействия с участниками и правила пользования.
Обратите внимание: для участия в торгах необходимо получить электронную подпись, которая позволит подписывать заявки и подавать ценовые предложения.
Потребуются соответствующие товары (возможность выполнить работы или оказать услуги)
В своих заявках участники делают предложения о поставке именно тех товаров, выполнении тех работ и оказании тех услуг, которые указаны заказчиком в его документации о данной закупке.
В случае победы в торговой процедуре участник станет поставщиком, заключит контракт и должен будет выполнить его условия неукоснительно. Только после исполнения всех предусмотренных контрактом обязательств поставщик вправе претендовать на заслуженную оплату.
Компании, которые частично или полностью принадлежат государству, обязаны проводить конкурсы на закупку товаров, работ и услуг. Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты. Это хорошая возможность расширить бизнес.
Заказчик размещает закупки разными способами, в зависимости от того, по каким критериям будет отбирать поставщика. Также государство установило, что часть товаров можно закупать только аукционом. Самый популярный способ закупок по итогам 2019 года — электронный аукцион. .
Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.
Закупки делят на три группы в зависимости от заказчиков:
1. Госзакупки по 44-ФЗ. Их проводят все государственные и муниципальные организации, которые живут за счет бюджета, например, больницы, школы, детсады, городские администрации и т.д. Закупки проводятся по устанавленным государством правилам. Заказчик публикует план закупок, по которому поставщик заранее может спланировать свою деятельность. Когда извещение о закупке опубликовано или заказчик отправил приглашение к участию, участник подает заявку. Победителя определяют по самой низкой цене или по заранее озвученным критериям (цена, опыт, квалификация и т.д.). Закупка завершена, когда контракт заключен, все обязательства исполнены, а исполнитель получил деньги.
2. Закупки по 223-ФЗ. Их проводят:
- компании с долей государственного имущества от 50%, их «дочки» и «внучки»,
- естественные монополии (нефтегазовые компании, РЖД и другие),
- организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
- бюджетные учреждения, которые проводят закупки за счет грантов, средств субподряда и собственных денег. 223-ФЗ дает больше свободы действий. Например, организация может проводить закупки на любой ЭТП, устанавить свои критерии отбора победителей, сроки проведения закупок. Исключение составляют только закупки у малого и среднего предпринимательства. Их могут проводить на ЭТП госзакупок четырьмя видами закупок: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений.
3. Коммерческие закупки. Их проводят коммерческие организации. Заказчики сами определяют правила проведения закупок и требования к поставщикам. Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Гражданским кодексом.
Проще начинать участвовать в закупках по 44-ФЗ: государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок. Большинство закупок по 223-ФЗ заказчики проводят у единственного поставщика: без конкурса, а закупают у подрядчика, которого выбрали сами. .
Где и как искать закупки?
Закупки по 44-ФЗ обязательно публикуются на zakupki.gov.ru — в Единой информационной системе закупок (ЕИС) . При этом электронные процедуры дублируются на восьми федеральных электронных площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка (ГПБ).
Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать на zakupki.gov.ru, только если:
- цена закупки не превышает 100 000 руб.
- цена закупки не превышает 500 000 руб. и годовой оборот заказчика более 5 млрд. руб.
Коммерческие закупки публикуются по усмотрению заказчика на его собственном сайте или на коммерческих торговых площадках.
Несколько советов
- Прежде, чем принимать участие, проверьте, что ваши товары и услуги востребованы в регионе. Найдите закупки по своей отрасли, ОКПД2 или ключевым словам и посмотрите, много ли закупок, кто основные заказчики, как они размещают, какие конкуренты.
- Важно правильно настроить запрос, чтобы находить все нужные закупки и не находить лишнее. Для поиска можно использовать ключевые слова, ОКПД или отрасль, указывать регион. Чтобы оптимизировать поиск, можно сохранить регулярный запрос как шаблон и подписаться на новые закупки по нему.
- Учитесь находить скрытые закупки: некоторые заказчики пытаются ограничить круг участников, но эти преграды можно обходить. Подробнее — в статьях о серых схемах и некопируемой документации .
- Ищите планы-графики: из них можно узнать, на какой месяц заказчик запланировал интересные вам закупки.
Состав извещения о закупке
Извещение о закупке — документ, объявляющий о проведении процедуры отбора поставщика.
Извещения об открытых процедурах доступны всем участникам. Извещения о закрытых процедурах напрямую отправляют приглашаемым в закупку участникам, их нельзя публиковать в открытых источниках.
Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет.
Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:
- Название закупки .
- Информацию о заказчике и его контактные данные .
- Начальную максимальную цену контракта (НМЦ)
— предельное значение, обоснованное с помощью:
- государственной статистической отчетности,
- zakupki.gov.ru,
- реестра контрактов,
- информации о ценах производителей,
- общедоступных результатов изучения рынка,
- исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика.
- Обеспечение заявки — страховка на случай, если победитель закупки откажется подписывать контракт (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию и возможности заказчика). .
- Обеспечение исполнения контракта — залог деньгами или в виде банковской гарантии, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта. Его вносят, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию заказчика).
- Порядок проведения (даты подачи и рассмотрения заявок, подписания контракта и др.).
- Требования к поставщикам
- Ограничения и преференции . Преимущества могут быть предоставлены субъектам малого предпринимательства, российским поставщикам и продукции российского производства, предприятиям уголовно-исправительной системы, обществам инвалидов. Ограничения в основном связаны с поставками иностранных товаров (так называемый ).
- Адрес ЭТП — для электронных закупок.
К извещению заказчики прикладывают документацию с техническим заданием или спецификацией, проект контракта, при необходимости форму заявки, обоснование НМЦ и обоснование самой закупки (для закупок по 223-ФЗ) .
Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывают объект закупки, НМЦ, заказчик, требование к обеспечению, объекты лота, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот подается отдельная заявка.
Как подать заявку на участие?
Посмотрите, в каком виде она проводится: бумажном или электронном.
Следуйте требованиям заказчика
Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке. Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д.
Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок
Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время. В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном.
Заложите время на дополнительные процедуры
Заранее получите сертификат электронной подписи или , если участвуете в закупках по постановлению № 99.
Результаты торгов
Если вы победили, подпишите контракт в прописанный в закупке срок: на бумаге или на ЭТП, если закупка проходила в электронном виде. В аукционе и конкурсе нужно предоставить обеспечение контракта.
Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:
- сколько было участников и какую цену они предлагали,
- на сколько процентов снизилась цена,
- кто признан победителем.
Узнав победителя, выясните, как часто он выигрывает закупки этого заказчика, конкурентную ли цену предлагает, нет ли сговора? Если есть подозрения, на закупки этого заказчика можно больше не терять время.
В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли, чего вам не хватило для победы: опыта, квалифицированных кадров, лицензий? Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах.
Все участники в течение 5 дней после объявления победителя могут обжаловать в ФАС итоги состоявшегося тендера. Результаты закупки отменят, если обнаружат серьезные нарушения.
В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят