Амнистия капитала поправки. Амнистия капиталов: актуальные изменения закона
Президент утвердил уточнения в порядок легализации иностранных активов, продленной в конце декабря 2015 года без всяких изменений. Насколько эффективными окажутся поправки, внесенные за 3 месяца до окончания кампании, станет ясно при подведении итогов амнистии капиталов.
Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон, который внес изменения в статьи 24 и 401 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках...". Документ расширил срок легализации имущества и капиталов, распространив его на весь срок до даты подачи декларации. Ранее возможность амнистии была ограничена 1 января 2015 года, теперь же можно будет легализовать все нажитое имущество, вплоть до 1 июля 2016 года (когда официально заканчивается кампания по амнистии капиталов). Представил депутатам все поправки к закону замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Андрей Кизимов, который принимал участие в разработке проекта.Также в закон об амнистии капиталов были внесены поправки, освобождающие декларантов от репатриации их активов. Банки, в свою очередь, не должны будут сообщать информацию о тех клиентах, которые приняли участие в легализации капиталов. Однако, их обязали передавать на хранение в Центробанк РФ все резервные копии своих электронных баз данных. Делать это банкирам придется на регулярной основе. Чиновники утверждают, что такая норма нужна для обеспечения наилучшей сохранности информации, которая содержится в электронных базах данных кредитных организаций. Однако, на деле это еще и метод защиты от сокрытия информации недобросовестными банкирами.
До сих пор передача на хранение в ЦБ РФ резервных копий электронных баз данных осуществлялась только теми банками, у которых финансовый регулятор отозвал лицензию на осуществление банковских операций. При этом нередко кредитная организация зачищала все данные из базы, лишая возможности выявить финансовые операции, направленные на легализацию преступных доходов, финансирование терроризма или другие запрещенные законом сделки. Поэтому требование о хранении резервных копий электронных документов абсолютно всех банков у финансового регулятора, сделает контроль над финансовым рынком более полным, а сами сделки более прозрачными.
Продление амнистии капиталов, которая первоначально должна была завершиться 1 января 2016 года, было 22 декабря 2015 года, когда Госдума приняла сразу в трех чтениях законопроект , продлевающий возможность легализовать капиталы еще на полгода.
На тот момент депутаты спешили узаконить продолжение амнистии до окончания срока ее действия, исполняя поручение и обещание Президента России Владимира Путина, данное им в послании к Федеральному собранию. Поэтому, поправки о сроках были приняты в кратчайшие сроки и практически без обсуждения. При этом сама амнистия капиталов к концу своего действия никаких впечатляющих результатов не показала и буквально все стороны говорили о необходимости ее доработать. Что, в итоге, и было сделано за 3 месяца до ее окончания.
Закон вступает в силу со дня своего официального опубликования, за исключением требования о передачи банками электронной базы на хранение. Данное требование начнет действовать через месяц, после официального опубликования документа. Нормы, относящиеся непосредственно к амнистии капиталов, имеют обратную силу и будут распространяться на все декларации, поданные до принятия закона.
13:58 — REGNUM Пакет законопроектов о запуске второго этапа амнистии выведенного за рубеж капитала внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогами Андреем Макаровым, передает корреспондент ИА REGNUM 31 января.
Речь идет об амнистировании средств, которые предприниматели получили в ходе ведения бизнеса, но не задекларировали, а также об освобождении от уплаты подоходного налога от деятельности контролируемой иностранной компании. Предполагается, под амнистию попадут зарубежные активы, задекларированные до 1 марта 2019 года.
Не принесла результатов
Амнистия капитала действовала в РФ с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в рамках программы по деофшоризации экономики. Граждане РФ могли в этот срок в добровольном порядке задекларировать свое имущество и активы за рубежом, а также сообщить об открытых счетах в зарубежных банках и контролируемых иностранных компаниях. В таком случае все доходы, операции и сделки, которые связаны с зарубежными активами граждан РФ, освобождались от налоговой, административной и уголовной ответственности.
Впрочем, президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса в декабре 2017 года заявил, что действие программы следует продлить. Тогда же глава министерства финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что результаты программы амнистии капитала в 2016 году не достигли своих целей. Так, по разным оценкам, количество человек, подавших декларации, не превысило 2,5 тыс. человек.
«Амнистия, которая проводилась в 2016 году не дала, честно говоря, тех ожидаемых результатов, на которые мы рассчитывали», — заявил Силуанов.
По его словам, предложение продлить амнистию капитала для тех, кто ею еще не воспользовался, может коснуться среднего бизнеса и предпринимателей, которые ранее побоялись вернуть свои средства в РФ в рамках программы деофшоризации.
«Сейчас не надо бояться заявлять о своих счетах на Западе, можно возвращать вполне легально деньги в РФ и работать с этими деньгами на вполне законных основаниях», — отмечал ранее Силуанов.
Новые срок и правила
Депутаты предлагают провести второй этап амнистии капитала — задекларировать свои зарубежные счета и активы теперь можно будет в срок с 1 марта 2018 года по 29 февраля 2019 года. При этом все гарантии и права для тех граждан, которые ранее воспользовались амнистией капитала, также будут сохранены. Более того, таким гражданам позволено участвовать и во втором этапе программы, повторно подав декларацию об амнистии своих средств.
Доработали депутаты и процедуру декларирования — так, если в ходе первого этапа предполагалось, что декларация может быть представлены в центральный аппарат Федеральной налоговой службы РФ либо по месту учета физлица. В рамках второго этапа амнистии капитала депутаты предлагают разрешить подавать декларацию в любой налоговый орган. Минфин, в свою очередь, также получит полномочия разъяснять порядок заполнения специальной декларации.
В рамках программы деофшоризации также предлагается продлить сроки переходного периода, в рамках которого в случае ликвидация КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник освобождался от обложения НДФЛ (13%) в отношении имущества этой КИК. При этом такое освобождение касалось любых получаемых при ликвидации КИК активов, кроме денежных средств. Кроме того, в случае, если контролирующее лицо выкупит активы своей КИК и затем ее ликвидирует, то такие доходы также не будут облагаться налогами. Депутаты предлагают продлить разрешенные сроки ликвидации контролируемых иностранных компаний до 1 марта 2019 года. Так, по предложению депутатов, задекларированные доходы и иное имущество КИК не будут облагаться налогами. Под новые правила попадут все доходы в денежной и натуральной форме, которые получает физическое лицо при ликвидации КИК.
Как ранее сообщало ИА REGNUM , Совет Думы 31 января соберется на внеочередное заседание, чтобы направить документ в профильный комитет Госдумы и в рассылку. Предполагается, что в первом чтении законопроекты будут рассмотрены уже на ближайшем пленарном заседании Госдумы 7 февраля.
В череде «предвыборных подарков» есть кое-что не только для граждан, но и для среднего и даже крупного бизнеса. Наряду с прощением долгов по транспортному и имущественному налогам Госдума оперативно выполнила поручение президента и приняла закон о новой амнистии капиталов, который позволяет в упрощенном порядке задекларировать зарубежные активы и иностранные компании без уплаты налогов и риска привлечения к ответственности.
Закон о предыдущей амнистии был принят в июне 2015 года, а сама амнистия проходила первоначально в срок до 31 декабря 2015 года включительно, но потом была продлена до июля 2016 года. Даже за этот недолгий период закон успел претерпеть две правки, причем последние изменения были внесены уже в апреле 2016 года. Только после этого многие юристы сочли амнистию более-менее продуманной.
По разным оценкам, в ходе первой амнистии было подано всего от 3500 до 7000 деклараций, что ничтожно мало. Этот неуспех объяснялся как весьма скромным освещением самой инициативы на государственном уровне, так и юридическими проблемами. Фактически полноценно амнистия работала в апреле, мае и июне 2016 года, то есть всего три месяца.
Тем не менее после всех доработок закон получился достаточно сбалансированным, и при принятии новой амнистии капиталов Госдума ограничилась внесением еще нескольких уточнений в уже существующий документ 2015 года и продлением сроков его действия.
Итак, что же получилось в преддверии марта 2018 года?
Срок действия
Сначала о сроках. Декларация в ходе «второго этапа декларирования», как это названо официально, может быть подана с 1 марта 2018 по 28 февраля 2019 года. Таким образом, на декларирование отводится год.
Что можно задекларировать?
Во-первых, широкий круг имущества: земельные участки, любая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, акции и доли участия в капиталах российских и иностранных компаний.
Во-вторых, счета в банках, в том числе и закрытые счета. Также можно задекларировать счета, которые открыты не на имя декларанта, но он при этом является их бенефициаром.
В-третьих, можно задекларировать владение контролируемыми иностранными компаниями, не принадлежащими напрямую декларанту.
К сожалению, изменения в закон в отношении движимого имущества так и не были внесены. Еще во время первой декларационной компании Минфин разъяснял, что термин «имущество» должен пониматься так, как он определен в Гражданском кодексе, то есть включать в себя в том числе и движимое имущество, но сам закон в этой части остался прежним.
К слову, важной особенностью стало внесение в текст уточнения, что именно Минфин дает официальные разъяснения по вопросу применения закона.
Пожалуй, с учетом последних тенденций стоит ожидать, что один из первых вопросов, который зададут министерству, будет касаться возможности декларирования криптовалют.
Надо ли возвращать имущество в Россию?
Нет. Самая первая версия закона содержала требование о возврате имущества и капиталов из офшоров, но впоследствии эти положения были исключены и в новой версии закона также не появились.
Надо ли раскрывать источники приобретения имущества?
Опять-таки, нет. Этот вопрос возникал, так как законом предусмотрено право раскрыть источники формирования имущества. Более того, в законе о второй амнистии прямо указано, что предоставление предусмотренных законом гарантий не зависит от того, раскрыты ли в ходе декларирования данные о происхождении активов или нет.
Однако надо отметить, что указание источников приобретения имущества распространит гарантии, предоставленные законом, и на такие источники в том числе.
Что гарантирует закон?
Освобождение от уголовной ответственности в части налоговых преступлений, а также преступлений, связанных с валютным и таможенным контролем. Освобождение от административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
Отдельная статья закона устанавливает, что все операции, совершенные по зарубежным счетам, признаются совершенными без нарушения положений о валютном контроле. Новым законом действие этой оговорки распространено также и на уже закрытые счета, если они включены в декларацию.
Следует учесть, что если индульгенция относительно валютных нарушений выдается в отношении всех операций, совершенных до даты представления декларации, то все прочие прегрешения прощаются только в том случае, если они совершены до 1 января 2018 года.
Можно ли участвовать в амнистии повторно?
Закон прямо устанавливает, что даже лица, которые подали декларацию в ходе первой кампании, могут сделать это еще раз. Надо только помнить, что сама декларация представляется в ходе одной амнистии только один раз. То есть нельзя подавать декларацию в течение года несколько раз, постоянно уточняя и дополняя ее новыми данными.
Каковы последствия?
Если вы все-таки решили принять участие в амнистии, то не лишнем будет сразу подумать и о дальнейших шагах.
В настоящее время российское законодательство налагает разнообразные обязательства, связанные с владением иностранными активами. В частности, по счетам, открытым в иностранных банках, требуется предоставлять ежегодные отчеты о движении средств, а в отношении контролируемых иностранных компаний - предоставлять отчетность и уплачивать налог, если их прибыль составила более 10 млн рублей.
Также надо помнить, что амнистия не распространяется на 2018 год, то есть при получении в текущем году доходов надо будет не забыть в 2019 году задекларировать их в обычном порядке.
Участвовать в амнистии или нет?
Сама по себе повторная амнистия в такой короткий срок является крайне редким явлением и, очевидно, вызвана совокупностью как политических, так и экономических причин. Нет оснований полагать, что это превратится в «ежегодный праздник».
Тем более добровольное декларирование и так становится актуальным в свете новостей о том, что Россия уже настроила автоматический обмен информацией с 48 странами, в том числе с такими популярными юрисдикциями, как Великобритания и Швейцария.
Так что если у вас есть какие-то активы, которые хотелось бы «обелить», - пожалуй, новая амнистия капиталов - это последний такой шанс на ближайшее десятилетие.
Партнер
Декабрь 2017 г. ознаменовался решением Правительства РФ провести вторую амнистию капиталов. Напомним, что первая амнистия капитала проводилась в период с 01.07.2015 по 30.06.2016 г. Налогоплательщики могли заявить, что владеют иностранными счетами, иностранными компаниями, а также иным имуществом и активами за рубежом, при этом, в соответствии с законом налогоплательщик освобождался от административной, налоговой и уголовной ответственностей за нарушения, связанные с приобретением этого имущества (включая нарушения валютного законодательства). Владельцам же иностранных компаний разрешалось ликвидировать свою компанию и без налогов перевести активы на себя в Россию. Самое главное — государство гарантировало тайну заявленных в спец. декларации сведений и невозможность преследования налогоплательщиков в связи с представленными сведениями.
В 2018 г. Правительством принято решение провести вторую амнистию, чтобы дать возможность тем, кто не успел заявиться в первый раз (или тем, кто в первый раз заявляться не хотел, а теперь хочет) задекларировать свои активы и не переживать о том, что рано или поздно его имущество могут обнаружить, а его самого — привлечь к ответственности. Стоит обратить отдельное внимание, что вторая амнистия капиталов пришлась на первый автоматический обмен налоговой информацией , в соответствии с которым налоговым органам в сентябре 2018 г. в автоматическом режиме станет известно о зарубежных счетах и компаниях российских налогоплательщиков, и тогда ответственности избежать будет невозможно. Принимая во внимание автоматический обмен, амнистия капиталов 2018 может послужить отличным выходом из сложившейся ситуации.
Промежуточные итоги амнистии капитала по состоянию на ноябрь 2018 г., а также наиболее распространенные спорные вопросы и практика уже поданных специальных деклараций описана автором в:
Преимущества амнистии капиталов
Еще раз подчеркнем, что амнистия имеет 2 действующих параллельно ключевых аспекта:
- амнистия — освобождение от административной, налоговой и уголовной ответственности за соответствующие нарушения, связанные с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и/или КИК (т.е. не будут задавать вопросы, откуда на КИК взялись деньги), либо с открытием и/или зачислением денежных средств на счета, информация о которых содержится с спец. декларации
:
- уклонение от уплаты налогов — ст.119, 122 НК РФ
- уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере — ст.198, 199 УК РФ
- нарушение валютного законодательства (незаконные валютные операции по личному счету) — ст.15.25 КоАП
- уклонение от уплаты таможенных платежей
- ликвидационная льгота — возможность перевести на себя актив КИК при ее ликвидации БЕЗ уплаты НДФЛ контролирующим лицом
При этом, амнистия НЕ освобождает от ответственности за иные преступления, сопряженные со способами и механизмами формирования источников приобретения амнистируемого капитала, таким как Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем (ст.174 УК РФ), Мошенничество (ст.159 УК РФ), Незаконная банковская деятельность (ст.172 УК РФ) и т.д.
Нормативная база
Нормы об амнистии содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
- ФЗ « О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №140-ФЗ
- поправки в НК РФ:
- п.2.1. ст.45 НК РФ (фактическое освобождение от уплаты НДФЛ)
- п.п.60 ст.217 НК РФ (продление безналоговой ликвидации КИК)
- п.3.1. ст.25.14 НК РФ (освобождение от штрафов за несвоевременную подачу Уведомления об участии в иностранной организации и Уведомлений о КИК)
- поправки в УК РФ — о продлении освобождения от уголовной ответственности
Сроки проведения амнистии 2.0
Срок проведения второй амнистии капиталов: 01 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г. Освобождение от ответственности предусмотрено за нарушения, совершенные ДО 01 января 2018 г. Валютные операции «амнистируются» до даты подачи специальной декларации.
Основные отличия от первой амнистии
В дополнение к объему гарантий, предоставлявшихся первой амнистией, амнистия капитала 2018 предоставляет следующие дополнительные права и гарантии:
- возможность декларирования личных банковских счетов, открытых до 01 января 2018 г. и ЗАКРЫТЫХ на дату представления спец. декларации
- ликвидационная льгота при ликвидации КИК будет распространяться на ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, входящие в состав активов ликвидируемой КИК
- возможность представить спец декларацию повторно, для тех, кто участвовал в первой амнистии (но при этом, вторая спец декларации для таких лиц НЕ будет считаться уточняющей)
- право декларанта представить спец. декларацию в ЛЮБОЙ налоговый орган (свою территориальную ФНС, ЦА ФНС, любую иную ФНС, однако для КИК подача спец.декларации совместно с уведомлениями об участии и о КИК возможно ТОЛЬКО в территориальную ФНС)
- МинФин наделяется полномочиями по предоставлению пояснений по порядку заполнения спец.декларации
- вторая амнистия капиталов освобождает от штрафов за несвоевременную подачу Уведомлений об участии в иностранных организациях (50 т.р.) и Уведомлений о КИК (100 т.р. за каждый год).
Что можно задекларировать?
- зарубежные банковские счета физических лиц (открытые и закрытые)
- контролируемые иностранные компании (КИК)
- ценные бумаги
- недвижимое (квартиры, дома и т.д.) и иное (автомобили) имущество (имущественные права), находящееся за рубежом
Примечание автора: «Обращаю Ваше внимание, что задекларировать по амнистии возможно только то имущество, которое принадлежит декларанту на момент подачи специальной декларации. К примеру, задекларировать закрытую КИК, к сожалению, невозможно.»
Зарубежный банковский счет
В соответствии с условиями амнистии задекларировать можно иностранный банковский счет, открытый ДО 01 января 2018 г., а также закрытый НА ДАТУ ПОДАЧИ спец. декларации (при условии, что он был открыт до 01.01.2018 г.).
Для открытых счетов: совместно со Спец. декларацией в ФНС необходимо подать Уведомление об открытии банковского счета (Уведомление об изменении реквизитов — если имело место быть). Также рекомендуем подать Отчеты о движении денежных средств за 2016 и 2017 г.г. (нормы, освобождающей от такой обязанности ФЗ-140 не содержит). При этом, декларант освобождается от ответственности за не подачу в срок Уведомления об открытии счета. От ответственности за неподачу в срок Отчетов о движении денежных средств декларант НЕ освобождается. В настоящее время ФНС РФ может привлечь к ответственности за неподачу Отчетов о движении денежных средств за 2016 и 2017 г.г. В отношении Отчета о движении денежных средств за 2015 год — 01 июня 2018 г. истек срок давности привлечения к ответственности.
Для закрытых счетов : совместно со Спец. декларацией в ФНС необходимо подать Уведомление об открытии банковского счета, Уведомление о закрытии банковского счета, Уведомление об изменении реквизитов (если имело место быть) — п.1 ст.7 ФЗ «. При этом, декларант освобождается от ответственности за неподачу в срок указанных уведомлений.
Комментарий автора: «В отношении Отчетов о движении денежных средств по закрытым счетам — на практике часто встречаются случаи, когда по закрытому счету НЕВОЗМОЖНО получить какие-либо сведения об имевших место движении денежных средств. Таким образом, бывают случаи, когда их невозможно составить физически. Т.к. амнистия, как указывалось выше, НЕ освобождает от ответственности за неподачу в срок отчетов, то представляется, что декларант может получить штрафы как подав отчеты, так и не подав их. Таким образом, вопрос о целесообразности раскрытия ФНС сумм, которые проходили по Вашему закрытому счету, я оставлю открытым и полностью на Ваше — владельца счета — усмотрение.»
Примечание. Напоминаю, что срок давности привлечения к административной ответственности за не подачу в срок Отчета о движении денежных средств за 2015 г. истек 01 июня 2018 г. Попытки налоговой выписать штраф за указанный отчет — незаконны.
Гарантии, связанные с зарубежным банковским счетом
- освобождение от административной ответственности (ст.15.25 КоАП РФ) за не подачу в срок Уведомлений об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежных счетов — ч.2 ст.7ФЗ « О добровольном декларировании…»
- освобождение от налоговой ответственности (ст.119, 122 НК РФ) за непредставление в срок декларации 3-НДФЛ по доходам, полученным на зарубежные счета до 2018 г.
- фактическое освобождение от уплаты НДФЛ 13% с доходов, зачисленных на задекларированный зарубежный счет, если обязанность по уплате НДФЛ возникла до 01 января 2018 г. (в соответствии с ст.44 НК РФ «обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора» , таким образом, считаем, что 3-НДФЛ подавать НЕ требуется и налог платить не требуется в отношении доходов, зачисленных на такой счет до 2018 г. ) — п.п 2 п.2.1 ст.45 НК РФ .
- освобождение от административной ответственности за нарушение валютного законодательства, связанного с незаконным зачислением на зарубежный счет (ст.15.25 КоАП РФ) — в отношении дохода, зачисленного на счет до момента подачи спец.декларации (т.е. совершенных в том числе и ПОСЛЕ 01.01.2018 г.) — ч.4 ст.7 ФЗ « О добровольном декларировании…»
- освобождение от уклонения от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере — ст.198, 199 УК РФ
Денежные средства после декларирования НЕ ТРЕБУЕТСЯ переводить в РФ. Вы можете продолжить пользоваться зарубежным счетом, соблюдая требования валютного законодательства при зачислении на него дохода и при списании с него денежных средств. Также Вам будет необходимо ежегодно представлять в ФНС Отчеты о движении денежных средств и подавать 3-НДФЛ при получении на зарубежный счет дохода.
Примечание автора: «По состоянию на июнь 2018 г. вопрос о том, необходимо ли платить НДФЛ с доходов, зачисленных на зарубежные счета в 2017 г., является самым дискуссионным. Все официальные запросы, направленные в МинФиН и ФНС, с просьбой разъяснить п.2.1. ст.45 НК РФ — остались без ответа. Таким образом, у декларантов имеется время до 15 июля 2018 г. чтобы принять соответствующее решение по уплате/не уплате НДФЛ за 2017 г. в бюджет. Как только появится официальная позиция по данному вопросу — она будет опубликована на нашем сайте.
Контролируемые иностранные компании (КИК)
Собственники иностранных компаний, для которых такие компании признаются КИК и которые НЕ сообщали государству о том, что такие компании у них есть, вправе задекларировать такие КИК в спец. декларации и отдельно вправе воспользоваться ликвидационной льготой при ликвидации такой КИК.
Гарантии, связанные с КИК (в случае, если КИК не ликвидируется)
- освобождение от налоговой ответственности (ст.129.5 НК РФ) за не подачу в срок Уведомления об участии в иностранной организации (50 тыс. руб.) и Уведомления о КИК (100 тыс. руб. за каждый отчетный период), если уведомления подаются вместе со спец. декларацией —п.3.1. ст.25.14 НК РФ . Как было указано выше, подача указанных 3-х документов может осуществляться ТОЛЬКО в территориальную ФНС;
- освобождение от налоговой и уголовной ответственностей (только по составам 198 и 199 УК РФ) за соответствующие нарушения, связанныес приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением КИК (т.е. не будут задавать вопросы, откуда взялись деньги на покупку КИК и на ее активы) — п.2.1. ст.45 НК РФ ;
При этом ОБЯЗАННОСТЬ уплаты налога на прибыль КИК — сохраняется, т.е., если контролирующее лицо КИК должно было заплатить налог с прибыли КИК, то его необходимо расчитать, задекларировать и заплатить. После подачи спец декларации у декларанта соответственно появляется необходимость ежегодной дальнейшей подачи уведомлений о КИК.
Безналоговая ликвидация КИК в рамках п.п.60 ст.217 НК РФ
Второй этап амнистии также идет параллельно со вторым этапом безналоговой ликвидации КИК. Суть ее в том, что государство предлагает собственникам КИК-ов ликвидировать их, при этом предоставляя право НЕ платить налог с имущества, которое будет получено собственниками в результате такой ликвидации. Законодательно это закреплено в п.п.60 ст.217 НК РФ. Ликвидация КИК должна завершиться до 01 марта 2019 г. Указанный срок возможно продлить на 365 дней, если решение о ликвидации будет принято бенефициаром до 01 июля 2018 г.
Примечание автора: «Кипрские компании ликвидируются (необходима только voluntary winding up, никаких strike off!) в срок от 6 мес. — всем владельцам кипрских компаний рекомендуется на всякий случай хотя бы принять собственное решение о ликвидации до 01 июля 2018 г., а далее решать, давать ли ход процедуре. BVI ликвидируется за 3-4 недели),
Гарантии, связанные с КИК (в случае безналоговой ликвидации КИК)
- освобождение от налоговой ответственности (ст.129.5 НК РФ) за не подачу в срок Уведомления об участии в иностранной организации (50 тыс. руб.) и Уведомления о КИК (100 тыс. руб. за каждый отчетный период) — см. выше
- освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности — см.выше
- освобождение от уплаты НДФЛ с актива, полученного физ. лицом-бенефициаром в результате ликвидации такой КИК. При этом, от уплаты НДФЛ освобождается в том числе актив в виде ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, полученный от КИК — п.п.60 ст.217 НК РФ
При этом, стоит отдельно отметить, что декларанты, участвовавшие в ПЕРВОЙ амнистии, НЕ освобождались от уплаты НДФЛ с полученных в результате ликвидации КИК денежных средств , ОДНАКО, в связи с тем, что ВТОРАЯ амнистия улучшает положение налогоплательщика, ее нормы ИМЕЮТ ОБРАТНУЮ СИЛУ. В частности в п.п.60 ст.217 НК РФ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 г. Однако, в связи с этим представляются непонятным два вопроса:
- распространяется ли безналоговая ликвидация КИК только на КИК, контроль над которыми появился в период с 01 января 2016 г. по 01 января 2018 г. или на все КИК, контроль над которыми появился до 01 января 2018 г.? аналогичный вопрос относительно имущества
- возможен ли возврат НДФЛ, уплаченного декларантами, участвовавшими в первой амнистии и что для этого требуется?
Порядок учета расходов при реализации имущества (имущественных прав), включая ЦБ, полученного от номинального владельца
п.2 ст.220 НК РФ предусматривает, что если налогоплательщик будет в будущем реализовывать имущество (имущественные права), которые перешли к нему от номинального владельца — в случае, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в спец. декларации, — то налогоплательщик-физическое лицо получит право на имущественный вычет в размере (в зависимости от того, что МЕНЬШЕ):
- документально подтвержденной стоимости такого имущества (имущественных прав ) по данным учета номинального собственника на дату передачи
- рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав , акций и т.д.), определяемой с учетом положений ст.105 НК РФ на дату передачи
Поправки в п.13³ ст.214.1 НК РФ предусматривают, что если налогоплательщик будет в будущем реализовывать ЦЕННЫЕ БУМАГИ (АКЦИИ) , которые перешли к нему от номинального владельца — в случае, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в спец. декларации, — то налогоплательщиком в качестве суммы фактически произведенных расходов должна учитываться сумма, равная документально подтвержденной стоимости таких ЦБ по данным учета передающей стороны, но не выше рыночной стоимости.
Иными словами, в случае будущей реализации имущества или имущественных прав, полученных декларантом в результате безналоговой ликвидации, налогоплательщик-декларант вправе уменьшить свой доход на стоимость полученного имущества по данным учета КИК или номинального собственника (для ЦБ — не выше их рыночной стоимости).
Недвижимое имущество, транспортные средства и имущественные права
Факт наличия за рубежом движимого или недвижимого имущества сам по себе НЕ влечет обязанности по уведомлению об этом каких-либо органов в России. Таким образом, представляется, что декларировать такое имущество стоит:
1) в том случае, если неясна природа происхождения денежных средств, на которые это имущество было куплено
2) если имущество производило доход, подлежащий налогообложению в РФ
3) если имущество куплено на кредитные средства под низкий процент, что ДО 01 января 2018 г.
означало образование материальной выгоды в РФ с обязанностью уплатить НДФЛ по ставке 35% с разницы (9%-х%). С 01 января 2018 г. получение кредита в иностранном банке под низкий процент (менее 9%) — ст.212 НК РФ.
В соответствии сп.2.1. ст.45 НК РФ физическое лицо-декларант освобождается от обязанности по уплате налога (НДФЛ), если такая обязанность возникла у декларанта до 01 января 2018 г. в результате совершения операций, связанныхс приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом, информация о котором содержится в спец. декларации.
Иные особенности
Амнистия НЕ распространяется на случаи, когда в отношении лица уже ведется налоговое, административное или уголовное производство.
Подача спец. декларации осуществляется ЕДИНОЖДЫ. Подача уточненной спец. декларации НЕ предусмотрена.
Поскольку новые правила улучшают правовое положение декларантов, они ретроспективно распространяются на всех лиц, которые уже воспользовались программой амнистии и подали специальную декларацию.
Изменения ожидались с ноября 2015 года. К тому времени общее число поданных деклараций показало настороженное отношение бизнеса к анонсированным гарантиям. За несколько дней до окончания срока амнистии была принята поправка, продлевающая действие Закона до 30 июня 2016 года.
ПОЛНАЯ ОТМЕНА УСЛОВИЯ О РЕПАТРИАЦИИ
По новым правилам действие гарантий, предусмотренных законом, не предполагает репатриации имущества, находящегося за рубежом.
Ранее из этого общего правила было сделано существенное исключение: гарантии действовали только при условии репатриации движимого имущества, находящегося в странах, которые либо включены в список ФАТФ, либо, по мнению Минфина, не обеспечивают обмен информацией для налоговых целей. Предполагалось, что список таких стран будет утвержден до начала программы амнистии. Однако лишь в марте 2016 года список был утвержден приказом ФНС, зарегистрирован в Минюсте, но до сих пор не опубликован официально. Неопределенность в сфере применения условия об обязательной репатриации оборачивалась риском недействительности гарантий. Кроме этого, было непонятно, как определить место нахождения движимого имущества в виде ценных бумаг. Если определять место нахождения бездокументарных ценных бумаг по месту нахождения их эмитента, репатриация становилась бы невозможной в принципе.
В новой редакции условие о репатриации исключено полностью. Те декларанты, которые отразили в ранее поданной специальной декларации ценные бумаги, могут быть спокойны вне зависимости от содержания списка ФНС.
РАСШИРЕННЫЙ ПЕРИОД АМНИСТИИ ДЛЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Согласно новой редакции валютные операции, совершенные до момента подачи специальной декларации с нарушениями установленного порядка, не порождают негативных последствий, если счета, используемые для таких операций, раскрыты в декларации. До внесения этой поправки под амнистию подпадали только операции, приходящиеся на период до 1 января 2015 года. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за подобные нарушения составлял до недавнего времени 1 год, правила амнистии в этой части не вызывали существенного интереса: административный штраф за нарушения, имевшие место до 1 января 2015 года, не мог быть наложен после 1 января 2016 года за давностью события, а операции, совершенные в период 2015 и 2016 годов, под амнистию не подпадали.
Расширение временной сферы амнистии в сфере валютного регулирования имеет значение для физических лиц, которые получали на свои счета в зарубежных банках денежные средства, нарушая правила об обязательном зачислении таких поступлений на счета в российских банках.
Следует, однако, отметить, что изменение, внесенное в закон, обнажило противоречие между частями 3 и 4 статьи 7 закона. В третьей части речь идет о зачислениях денежных средств на зарубежные счета. Применительно к ним Закон сохранил временную границу, которая приходится на 1 января 2015 года. В части 4 говорится о валютных операциях, которые охватывают также и зачисления денежных средств на зарубежные счета. Для таких средств возможность легализации продлена вплоть до момента подачи специальной декларации. По сути, эти положения вступают в конфликт, разрешение которого непредсказуемо в условиях современной практики применения норм публичного порядка. К сожалению, пояснительная записка к данной части Закона отсутствует как таковая, что в случае спора делает невозможным установить волю законодателя.
УТОЧНЕНА СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ГАРАНТИЙ
В основе Закона лежит некий механизм обмена информацией в виде специальной декларации на гарантии от привлечения к ответственности. Наибольшие затруднения на практике вызывала необходимость устанавливать связь между имуществом, раскрытым в специальной декларации, и деянием, которое должно освобождаться от ответственности. Проблема усугубляется тем, что в декларации формально можно отразить только то имущество, которое принадлежит декларанту на момент подачи декларации. В практической плоскости это приводит к сложно разрешимым вопросам. В строгом смысле гарантия не распространялась на случай, когда декларант получил денежные средства с нарушением закона и профинансировал за счет них приобретение имущества от имени подконтрольной им иностранной компании. Юридически приобретателем имущества является компания, а не декларант, который в этом случае в специальной декларации указывает в качестве имущества только свои доли в иностранной компании, а не имущество, находящееся на ее балансе.
Благодаря уточнениям, внесенным в Закон, неопределенность в этой части устранена. Новая формулировка позволяет трактовать закон таким образом, что в случае раскрытия иностранной компании в специальной декларации во внимание будет приниматься не только имущество в виде долей (акций), но и в виде иного имущества, принадлежащего подконтрольной иностранной компании.
Поправки привносят определенность в процедуру декларирования. Есть надежда, что, указав в специальной декларации счета в иностранных банках, можно получить освобождение от административной ответственности за нарушения, допущенные при зачислении денежных средств на эти счета. Устранен риск неприменения гарантий в связи с полной отменой обязанности по репатриации –любое имущество теперь может оставаться за границей. Уточнение в части имущества иностранных компаний также снижает риск негативной интерпретации сферы применения гарантий, установленных Законом об амнистии капиталов.