Sony nex 5 дает блеклые. Беззеркальные камеры линейки Sony NEX
Матрица:
NEX-5 оснащена 14,6-Мп CMOS матрицей формата APS-С. Подобные матрицы обычно ставятся в зеркальные камеры, большой размер сенсора обеспечивает минимальный уровень шумов. При этом максимальное значение ISO достигает 12800.
Обьектив:
Nex-5 оборудован новой системой крепления E-mount, предназначенной для установки на камеру трех фирменных объективов- E16 mm F2.8, E18-55 mm F3.5-5.6 и E18-200 mm F3.5-6.3. В стандартном комплекте предостовляется один на выбор. Хотя в полном названии моделей Sony Alpha NEX присутствует слово Alpha, новый фотоапарат несовместим напрямую с объективами одноименной зеркальной линейки Alpha. Для камер NEX разработано новое крепление, Sony E. Объективы Alpha, а также Minolta и Konica Minolta, можно устанавливать через специальный адаптер LA-EA1, однако фокусировка при этом будет только ручной.
Вспышка:
Встроенной вспышки у NEX-5 нет, однако в комплект входит внешняя. Внешняя вспышка устанавливается в разъем на верхней панели и закрепляется винтом. Вспышка не имеет собственных аккумуляторов, а питается от аккумулятора камеры.
Поскольку разъем нестандартный, никакие «неродные» вспышки к NEX-5 не подойдут.
Видоискатель:
Встроенный видоискатель в камере отсутствует, возможна установка внешнего в разъём Smart Accessory (однако такой видоискатель рассчитан только на объектив E16 mm F2.8).
Дисплей:
Камера оснащена широкоформатным поворотным TFT-дисплеем с диагональю 3 дюйма. Диапазон поворота - 90 градусов вверх и 45 градусов вниз относительно задней панели, только вокруг горизонтальной оси. Экран отличается качественной для своего класса цветопередачей, хорошо читается на солнце. Есть сенсор освещённости для автоподстройки яркости.
Режимы съемки и видео:
Предназначен для начинающих пользователей – либо для тех, кто просто не желает вдаваться в настройки аппарата, предпочитая снимать на полном автомате. В этом режиме камера анализирует условия съемки и распознает одну из следующих сцен: ночной вид, ночной вид + штатив, ночной портрет, контровый свет, портрет / контровый свет, портрет, пейзаж или Макро.
Программное авто:
Соответствующие значения диафрагмы и выдержки выводятся в числовом виде на экран. Определенное автоматикой значение ISO (в режиме Авто-ISO) не отображается. Функции программного сдвига в режиме (возможности синхронно изменить значение двух экспопараметров при сохранении неизменной экспозиции) в камере нет.
Режим сюжетных программ:
Портрет, пейзаж, макро, спорт, закат, ночной портрет, ночной вид и сумерки с рук.
Режим «Сумерки с рук» и «Устранение размытия движения»:
Режимы «Сумерки с рук» и «Устранение размытия движения» работают очень похоже. Камера делает шесть быстрых снимков, которые затем объединаются в один, что позволяет получить более низкий уровень шумов, чем на одиночном снимке, сделанном при тех же экспопараметрах.
Разница в том, что в режиме «Устранение размытия движения» камера стремится получить максимально короткую выдержку и идет на повышение ISO вплоть до значения ISO6400, в то время как приоритетной задачей «Сумерек с рук» является получение качественной картинки с минимальными шумами, поэтому здесь камера старается использовать ISO пониже (хотя если света совсем мало, также поднимает его вплоть до 6400).
Панорамный обзор:
Съемка панорам организована простым, удобным и эффектным образом. Задается в меню направление движения камеры (одно из четырех, вправо, влево, вверх, вниз), а затем, нажав кнопку спуска затвора, просто ведем камеру в соответствующем направлении, словно снимаем кино. Камера не только делает незаметные стыки (в большинстве случаев), но и корректно обходиться с движущимися объектами.А вышедшее в июле 2010 года обновление прошивки позволяет создавать 3D-панорамы, которые можно просматривать на совместимых 3D-телевизорах BRAVIA.
В меню можно выбрать один из двух вариантов – Стандартная панорама, или Широкоугольная. В первом случае при горизонтальной ориентации камеры получится файл разрешения 8192х1856 пикселей, во втором – 12416х1856. Если снимать «вертикальную панораму», то разрешение составит 3872х2160 и 5536х2160 пикселей соответственно.
Функция HDR-коррекции:
Функция HDR-коррекции (High Dynamic Range) служит для расширения динамического диапазона снимков (способности камеры воспроизвести в пределах одного кадра более широкий диапазон яркостей, от самых темных до самых светлых участков). В этом режиме камера автоматически делает три снимка быстро друг за другом, с разной экспозицией, а затем складывает их так, чтобы обеспечить проработку деталей и в тенях, и в светах. Получается существенно более широкий динамический диапазон.
Режим Видео:
Sony NEX-5 может писать видео в формате AVCHD (разрешения 1920х1080i), либо в формате MP4 (разрешения 1440х1080i) или VGA.
Отличия между Sony NEX-3 и Sony NEX-5:
Различия между этими моделями состоят в формате видеосъемки (NEX-3 не поддерживает Full-HD, съемка ведется в MP4, 1280x720p, 9 Mб/с), а также в конструктиве (корпус NEX-5 выполнен из магниевого сплава, он чуть компактнее, а у NEX-3 рукоятка на 5 мм меньше выступает вперед).
Плюсы и минусы Sony NEX-3:
Плюсы:
- Достаточно удобный хват при небольших размерах корпуса
- Крупная матрица формата APS-C – это самый маленький аппарат со сменными объективами и матрицей APS-C
- Поворотный (по одной оси) дисплей
- Высокое разрешение монитора 920000 точек
- Режим повышенной яркости монитора обеспечивает уникальную читаемость в солнечный день
- Контекстные функции кнопок – оптимальный подход к управлению при небольшом количестве кнопок
- Быстрый автофокус, на уровне зеркальных камер
- Возможность вручную задать зону автофокуса
- Полезная функция HDR-коррекции
- Съемка панорам одной проводкой камеры, с качественной автосклейкой
- Режим «Сумерки с рук» складывает шесть кадров для снижения шумов
- Подробная система подсказок и советов по съемке
- Наличие выхода HDMI
- При установке на штатив сохраняется доступ к аккумулятору и карте памяти
- Отображение заряда аккумулятора на мониторе – в процентах
- Нет встроенного оптического стабилизатора на сдвиге матрицы
- Нет встроенного оптического видоискателя
- Ограниченный набор объективов стандарта Sony E
- Нет встроенной вспышки
- Нестандартный разъем для подключения внешней вспышки (включена в комплект)
- Нет экранного меню быстрого доступа
- Изменение режимов и почти всех параметров ведется через внутрикамерное меню, организация которого неоптимальна, управление медленное
- Отсутствуют программируемые органы управления, возможностей индивидуального конфигурирования камеры нет
- Живая гистограмма исчезает с экрана во время ввода экспокоррекции
- При видеосъемке – нет контроля за экспопараметрами, ISO, точкой фокусировки
- В режиме просмотра – отображение уменьшенных снимков требует обращения к меню
- В режиме просмотра – фотоснимки и видеоролики разнесены
- Нет внутрикамерной конвертации из RAW в JPEG
- Нет беспроводного управления внешними вспышками
- Быстрый разряд аккумулятора
Штатная батарея камеры рассчитана на 370 кадров. Особенностью «энергетической» части NEX-3 является индикация уровня заряда батареи в процентах, благодаря чему гораздо легче прогнозировать необходимость подзарядки.
Комплект поставки:
В комплект поставки входят: объектив E16 mm F2.8, либо E18-55 mm F3.5-5.6, либо оба, ремешки на руку и на плечо, внешняя вспышка, зарядное устройство, кабель для подключения к компьютеру, диск с программным обеспечением и руководство пользователя.
Цветовые варианты:
- Артикул NEX5AB.CEE2 - цвет: черный
- Артикул NEX5AS.CEE2 - цвет: серебристый
На первый взгляд, Sony NEX-5R не далеко ушла от предшественницы: если судить по заявленным характеристикам, то новинка отличается лишь механизмом поворота дисплея и встроенным модулем Wi-Fi, который используется не только для передачи отснятого материала, но и для управления камерой при помощи смартфонов и планшетов. Также за счет внедрения в сенсор фазовых датчиков в камере реализована гибридная система автофокуса, что в теории положительно сказывается на скорости и качестве фокусировки.
⇡ Технические характеристики, заявленные производителем
Sony NEX-5R | |
---|---|
Матрица | Матрица CMOS 23,5x15,6 мм (размер APS-C) |
Пикселей (всего) | 16,7 миллиона |
Количество эффективных пикселей | 16,1 миллиона |
Формат фото | RAW, JPEG (DCF Ver.2.0, Exif Ver.2.3, MPF Baseline) |
Формат видео | MP4, AVCHD |
Формат звука | WAV |
Разрешение снимков | 4912x3264, 3568x2368, 2448x1624 |
Разрешение видео | 1280x720, 1920х1080, 1440х1080, 640х480 |
Конструкция объектива | Сменные объективы (байонет E) |
Режимы фокусировки | Режим непрерывной фокусировки, Режим покадровой съемки, Прямая ручная фокусировка, Ручная фокусировка |
Зоны фокусировки | Точечная, мульти (99 точек, автофокусировка с определением фазы / 25 точек, автофокусировка с определением контрастности), ручная |
Экспозамер | 1200-зональный оценочный Экспонометрия: многозонная, центрально-взвешенная, точечная |
Компенсация экспозиции | От -3EV до +3EV с шагом 1/3 EV |
Управление выдержкой | 1/4000-30 и длительная |
Баланс белого | Auto WB, Дневной свет, Тень, Облачно, Люминесцентный, Свет лампы накаливания, Вспышка, Установка цветовой температуры, тонкая настройка |
Чувствительность | Автоматический выбор, ISO 100-25 600 |
Таймер спуска | 10 с / 2 с |
Ведущее число вспышки | 6 |
Режимы работы вспышки | Без вспышки, авто, заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке |
Микрофон | Стерео |
Громкоговоритель | Моно |
Дисплей | Наклонный, 7,5 см (3,0 дюйма), 921 600 точек |
Встроенная флеш-память | Нет |
Носители данных | Memory Stick PRO Duo, Memory Stick PRO-HG Duo, Карты памяти SD, SDHC, SDXC |
Источник питания | Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,7 Вт*ч |
Габариты, мм (ШxВxГ) |
110,8x58,8x38,9 (без объектива) |
Масса, грамм | 218 (только корпус) |
⇡ Комплект поставки и дополнительные аксессуары
Комплект поставки розничных образцов включает:
- зарядное устройство,
- кабель питания,
- USB-кабель,
- наплечный ремень,
- объектив 18-55 ƒ/3,5-5,6,
- крышку объектива,
- крышку байонета,
- внешнюю вспышку,
- руководство пользователя и диск с ПО и электронной версией руководства пользователя.
⇡ Внешний вид и удобство использования
Первое поколение NEX-5 было крупнее и ощутимо тяжелее, а вот второе — в лице модели 5N — по габаритам не отличалось, однако было немножечко легче. Различия во внешности мизерны — в 5R появился диск управления и дополнительная программируемая клавиша, а рычажок питания теперь разместился под спусковой клавишей. Благодаря выступу в лицевой части камера удобно лежит в руке, но из-за отсутствия резиновой накладки всё на том же выступе немного скользит, особенно если руки влажные. Однако работать с камерой в общем весьма удобно. Качество сборки безупречное, а при попытках сжатия и скручивания корпус совершенно не поддаётся и не издаёт никаких звуков.
Спереди находятся байонет, окошко приёмника сигналов пульта дистанционного управления, а также лампа подсветки автофокуса.
Сзади большую часть поверхности занимает поворотный дисплей, правее которого установлен стандартный набор органов управления камер Sony NEX, состоящий из вращающейся навигационной многофункциональной клавиши с кнопкой ввода по центру, а также пары программируемых клавиш.
Сверху находится аксессуарный порт, по бокам которого установлены микрофоны. Правее расположились кнопка перехода в режим просмотра, программируемая клавиша, кнопка видеозаписи, спусковая клавиша с рычажком питания, а также диск управления, которого у предшественницы не было.
Снизу прячутся разъём установки на штатив, системный динамик и подпружиненная крышка, скрывающая отсеки для аккумулятора и карты памяти. Также на днище установлен едва заметный индикатор активности беспроводного соединения.
Слева видна резиновая заглушка, скрывающая порты подключения HDMI- и USB-кабелей. AV-выхода, как и в случае модели 5N, не предусмотрено. Впрочем, постепенно это становится нормой. Правая боковая поверхность пустует.
Беззеркальные камеры, как идеальный баланс между ограниченными возможностями цифровиков и неудобными габаритами зеркалок, сейчас приобретают все большую популярность. В самом деле, чем не лучший вариант для любителя?
По качеству изображения снимки ничуть не уступают зеркальным, но камеры куда компактнее, и в использовании значительно проще.
Фотоаппараты Сони Некс демонстрируют самое удачное соотношение невысокой цены и невероятно мощных технических характеристик. Это компактные камеры с большими возможностями, которым немало фотографов уверенно отдают предпочтение перед зеркалками.
Их несомненные преимущества:
большая матрица формата APS-C, размер которой значительно превосходит показатели многих других «беззеркалок», высокая скорость фокусировки, широкий диапазон значений ISO, позволяющий максимально снизить шумы.
Sony NEX 3
Внешний вид
Эта камера не случайно признана самой компактной из всех «беззеркалок». Ее габариты составляют всего 117,2х62,6х33,4 мм. Если пользоваться небольшим объективом, или же носить объективы отдельно, камера будет легко помещаться в кармане вашей куртки.
Корпус Sony NEX выполнен из пластика. Кнопки имеют довольно стандартное расположение: колесико управления справа, сверху и снизу от него – две клавиши, работающие по необходимости. Кнопка спуска на своем привычном месте, к ней примыкает рычаг выключения. Рядом – кнопка, позволяющая быстро переключиться в режим видеозаписи и кнопка воспроизведения.
Имеются отверстия для микрофона, карты памяти, аккумулятора, подключения дополнительных аксессуаров. Экран выдвижной, его можно перемещать по вертикали.
Стандартный китовый объектив Sony NEX 18-55, идущий в комплекте с камерой, присоединяется к ней с помощью байонета. Он выполнен из металла и по размеру значительно крупнее камеры, выделяясь на ее фоне.
Цены
Средняя цена Sony NEX 3 в комплекте с объективом – 17 000 руб. Но в зависимости от магазина, возможностей объектива и его наличия/отсутствия может быть дешевле или дороже. В целом диапазон цен варьируется от 12 500 до 24 000 руб.
Характеристики
- Число пикселей – 14, 6;
- Чувствительность ISO– от 200 до 12 800;
- Скорость съемки – 7 кадров в секунду;
- Экран – поворотный, 3 дюйма;
- Максимальное разрешение фото — 4592 x 3056;
- Максимальное разрешение видео – 1280 x 720;
Объективы
К камере отлично подойдет любой объектив с байонетом SonyE, для «неродных» объективов понадобятся переходники, однако стоят они недорого, и использование их вполне оправдано. Правда, в таком случае фокусироваться придется вручную.
Аксессуары
Sony NEX 3 поддерживает карты памяти объемом до 64 GB, форматов SD и Memory Stick.
Применение наружной фотовспышки допускается, но только от Sony – вследствие нестандартного разъема.
Примеры фото
Sony NEX f3, объектив: Sigma 30mm, ISO — 200
Sony NEX-3n, объектив – Sony Sel 300mm
Фотоаппарат Sony NEX 3f, объектив — Sony Sel 16-50mm
Пример видео
Отзывы о Sony NEX 3
- Что служит Sony NEX 3 огромным плюсом – у нее на редкость удобный интерфейс, благодаря которому у новичка не должно возникнуть трудностей с управлением. Регулировать настройки можно наглядно и просто, софт-кнопки значительно упрощают управление. Но здесь есть и обратная сторона. Чтобы отрегулировать некоторые настройки, приходится лезть в меню и делать слишком много лишних действий. Например, чтобы отрегулировать ISO, требуется пять кликов. У зеркалок с этим проще. Эта камера все же больше рассчитана на любителей, которым нюансы настроек не слишком-то интересны. Работу профессионала же такое меню будет только тормозить.
- Я неплохо разбираюсь в фототехнике, имею свою зеркалку, но бытовую съемку предпочитаю осуществлять именно на Sony NEX 3. Фотографии получаются ничуть не хуже, а проблем с ней в несколько раз меньше. Зеркалки с китовыми объективами, кстати, по скорости фокусировки значительно проигрывают Sony NEX.
Выводы
Sony NEX 3 отлично подойдет фотографам-любителям, для которых в приоритете – удобство переноски, быстрая фокусировка и отличное качество полученных фотографий.
Если вы отдаете предпочтение автоматике, и тонкости настроек вас не слишком интересуют, этот вариант – для вас. Любителям же экспериментов и ручных режимов камера может показаться неудобной. Еще один минус – отсутствие возможности съемки видео в формате HD. Заинтересованным в получении качественных видеороликах лучше рассмотреть другие фотоаппараты серии Sony NEX.
Внешний вид
Наверное, первое различие Sony NEX 3 и Sony NEX 5, бросающееся в глаза – покрытие последней выполнено уже не из пластика, а из сплава магния, что выглядит более солидно и надежно. Есть и другие отличия: фотоаппарат Sony NEX 5 превзошел своего предшественника в удобстве расположения клавиш.
Кнопка спуска у этой модели уже не связана с рычагом выключения, а располагается на панели отдельно от него. В целом, дизайн камеры более изящный и тонкий. По скромности габаритов она превосходит даже свою миниатюрную сестру Sony NEX 3.
Корпус камеры предусматривает лишь самые необходимые кнопки, остальное регулируется и устанавливается при помощи меню. Три кнопки предусматривают возможность закрепления за ними нужных вам значений.
Цены
Разброс цен Sony NEX 5 не слишком велик. Средняя и основная цена за камеру с китовым объективом — 20 000 руб. Однако SonyNEX 5 bodyвозможно приобрести по крайне привлекательным ценам – от 14 000 руб.
Характеристики
- Размер матрицы — 23.4 x 15.6 мм;
- Число пикселей – 16, 7;
Объекивы
Объективы для Sony NEX 5 с байонетом E, выпущенные специально для этой модели:
- E 16 мм F/2.8 – маленький, плоский объектив, самый удобный вариант для ношения камеры с собой без специального футляра. Объектив светосильный, что позволяет делать снимки прекрасного качества при плохом освещении. В числе минусов можно назвать невозможность как следует «размывать» фон.
- Стандартный объектив E 18-55. С размещением в сумке или кармане тут уже возникнет чуть больше трудностей, зато объектив универсален и вполне подходит как для портретов, так и для пейзажей.
- Объектив E 18-200 – лучший объектив для Sony NEX, хотя изящества камере этот крупногабаритный аксессуар не придает однозначно. Зато подойдет для съемки практически в любом жанре.
Объективы байонета A, как и в предыдущем случае, тоже можно использовать при помощи адаптеров. Предусмотрена возможность установить внешнюю вспышку. Есть выход для микрофона и для видоискателя (к сожалению, использовать и то, и другое вместе не получится – отверстие одно). Есть выемки для закрепления ремня.
Примеры фото
Объектив Sony Sel 50mm, ISO — 400
Sony NEX 5R, объектив Sony Sel 55-210mm, ISO — 400
Sony NEX 5t, объектив Sony Sel 30mm, ISO — 200
Пример видео
Фотоаппарат Sony NEX 5t
Отзывы о Sony NEX 5
- Качество изображений и видео не отличишь от зеркального! Однозначно рекомендую всем любителям, не желающим переплачивать понапрасну. Матрица огромная, диапазон ISOоткрывает потрясающие возможности, даже в полумраке снимки выходят отличными. Минусы разве что в аккумуляторе: по сравнению с зеркалками, разряжается быстро.
- Стабилизатор отличный – видимо, из-за отсутствия зеркала. На большой выдержке снимки не смазываются. Не нравится то, что на автоматике Sony NEX5 снимает довольно плохо. Подойдет тем, кто хоть немного соображает в ручных настройках.
Выводы
Хорошая альтернатива любительской зеркалке. По сравнению с предшественницей, параметры значительно усовершенствованы.
Внешний вид
По дизайну все камеры серии Sony NEX довольно похожи, и Sony NEX 6 не сильно выделяется на фоне остальных – хотя некоторые изменения, безусловно, присутствуют. Были учтены все замечания по поводу предыдущих моделей, и интерфейс стал еще удобнее. Появилось колесо, позволяющее легко переключаться с одного режима на другой, кнопка выключения/включения вспышки, клавиша Fn, активирующая меню.
Цены
Стоимость возросла вместе с техническими характеристиками – в среднем цена Sony NEX 6 лежит в районе 30 000 руб (от 25 000 до 45 000 руб).
Характеристики
- Размер матрицы — 23.4 x 15.6 мм;
- Число пикселей – 16, 7;
- Чувствительность ISO– от 100 до 25 600;
- Скорость съемки – 10 кадров в секунду;
- Экран – поворотный, сенсорный, 3 дюйма;
- Максимальное разрешение фото -4912 x 3264;
- Максимальное разрешение видео –1920 x 1080 (HD);
Аксессуары
У Sony NEX 6 имеется собственная встроенная вспышка – что, впрочем, не исключает использование внешних, уже практически любых – благодаря стандартному разъему. Ассортимент объективов для Sony NEX 6 значительно шире, чем у предшественников. Имеется возможность дистанционного управления.
Примеры фото
Объектив: Sigma 16-50mm, ISO– 640
Представив общественности линейку гибридных камер со сменной оптикой NEX, Sony недвусмысленно заявила, что хочет захватить львиную долю только начинающего свое развитие сегмента рынка. У компании уже достаточно соперников, но у представленных фотокамер NEX-3 и NEX-5 много прилагательных «самая» и «лучшая» в описании характеристик. Что же кроется за столь интригующими эпитетами?
Sony NEX-5
Наиболее компактные размеры среди камер конкурентов; сенсор высокого разрешения, обладающий самыми низкими шумами на высокой чувствительности среди гибридных камер; отличный камерный JPEG; великолепная сборка и использование металла в материалах корпуса и комплектных объективах; отличное качество съемки видео; поворотный дисплей; наличие встроенного режима HDR; лучшая реализация режима панорамной съемки
Слабая батарея; неудобное меню; малое количество управляющих клавиш; не самое комфортное удержание одной рукой с объективом 18-55 мм; отсутствие быстрого выбора чувствительности (ISO); нет полноценной настройки эскпопараметров в видеорежиме; отсутствие светосильного нормального объектива; невозможность переключаться между кадрами при зуммировании
Наиболее компактная гибридная камера, обладающая лучшим сенсором на рынке, хотя и не лишенная определенных недостатков
Вердикт
Дизайн и конструкция
При первом знакомстве с Sony NEX-5 поражают ее габариты, сравнимые с обычными «мыльницами». С объективом 16 мм аппарат действительно помещается в карман джинсов или брюк. Но это же вносит и негативный момент в эргономику устройства - держать ее одной рукой уже не так комфортно, как Samsung NX10, к примеру. С небольшими объективами это не так заметно, а вот в паре с солидным штатником 18-55 мм NEX-5 так и норовит «клюнуть носом».
Корпус выполнен из металлического сплава и покрыт черной краской (также существуют серебристый и красный варианты). Наплыв под правую руку оформлен текстурированным материалом, который предотвращает выскальзывание. С учетом позиционирования камеры как идеального спутника в путешествиях это кажется не лишним в жаркую погоду (влажные ладони) или в мороз (надетые перчатки). Сборка оставляет впечатление надежности и монолитности. Люфтов, щелей и других дефектов недорогих устройств в нашем экземпляре не наблюдается.
Слабое место Sony NEX-5 - конструктивная особенность, 3-дюймовый поворотный дисплей. Он легко откидывается на 90 градусов вверх, а вот чтобы повернуть его на 45 градусов вниз, потребуется некоторая сноровка (оценить сложность выполнения этой процедуры можно в нашем видеообзоре). В целом механизм выполнен качественно и за время нашего тестирования не расшатался. Сам дисплей изготовлен по технологии TFT, обладает разрешением 921 тыс. точек, благодаря чему порадовал великолепной детализацией изображений, правильной цветопередачей и хорошими углами обзора.
Встроенная вспышка и видоискатель отсутствуют, но их можно докупить отдельно как аксессуары.
Управление и эргономика
В Sony NEX-5 вы не найдете некоторых привычных органов управления, типичных для большинства фотокамер. Инженеры Sony придумали иной подход.
Сверху расположены кнопка спуска, переключатель включения/выключения, клавиши просмотра отснятого материала и записи видео. При нажатии последней сразу же начинается запись, отдельный режим видео тут отсутствует.
Чуть левее под заглушкой спрятан разъем Smart Accessory и по бокам от него - 2 отверстия стереомикрофона. Из названия разъема можно догадаться о его предназначении - подключение разнообразных аксессуаров, вспышки, микрофона, видоискателя и т.д.
Задняя панель также не изобилует управляющими элементами. Тут расположены всего две клавиши, причем не подписанные (их функциональность меняется в зависимости от того, в каком меню или режиме вы находитесь), и поворотный диск с многофункциональной кнопкой посредине. Левая сторона диска отвечает за скоростные параметры камеры, верхняя - за режимы отображения информации на дисплее, а правая - за управление вспышкой. В ручных режимах управление выдержкой осуществляется с помощью вращения колеса, а диафрагмой - с нажатой нижней частью диска.
На левом боку расположены порты USB и HDMI, прикрытые резиновыми заглушками. На нижнем торце вы найдете аккумуляторный отсек, объединенный со слотом для карт памяти Secure Digital (SD) и Memory Stick Pro Duo. В центре находится металлическое гнездо для штатива.
Меню и функциональность
Нажав на клавишу посередине диска, вы сможете выбрать один из режимов съемки: четыре стандартных M,A,S, P, полностью автоматический, ночной, панорамный и режим выбора сцены по ситуации.
В режиме iAuto невозможно изменить режим на другой простым нажатием на среднюю клавишу - для это придется лезть в меню настроек. Также невозможно как-либо повлиять на экспозицию - настройка яркости изображения отсутствует. Сам по себе автоматический режим вполне справляется со своей задачей угадать сцену, ее особенности и выставить более-менее правильные настройки без участия пользователя.
Нам понравилась автонастройка яркости дисплея в солнечную погоду. В случае попадания под прямые солнечные лучи контрастность и яркость увеличиваются до сверхвысоких значений, обеспечивающих отличную видимость.
Возможности настройки шумоподавления практически отсутствуют, а чтобы выбрать нужное значение ISO, придется залезть глубоко в меню. Такое решение можно объяснить хорошей работой режима Auto ISO и малым уровнем шума на высоких значениях чувствительности сенсора (об этом в соответствующем разделе), но с точки зрения удобства управления такой подход остается весомым недостатком.
И снова проблема, о которой производители стали забывать в последнее время - при масштабировании невозможно переключаться между кадрами. Это очень неудобно, если нужно выбрать наиболее резкий кадр из нескольких одинаковых. Возможно, это получится исправить в новой прошивке?
Реализация панорамной съемки в Sony NEX-5 - выше всяческих похвал. Выбираете направление панорамы (вертикальное/горизонтальное), зажимаете кнопку спуск и поворачиваете камеру вдоль оси съемки. Процессор сам выполнит склейку кадров, и, заметим, довольно-таки быстро. В зависимости от направления панорамы и соотношения сторон кадра вы можете получить разрешение от 8 до 22 мегапикселей. Результат не всегда выходит идеальным, но в общем случае такая функциональность очень пригодится в жизни фотографа-любителя.
С обновлением прошивки в Sony NEX-5 появился уникальный режим 3D Sweep Panorama. В 3D-режиме вы получите дополнительную опцию в виде соотношения сторон 16:9 в дополнение к нормальному и широкоэкранному. Данный режим предназначен для просмотра на 3D TV, поэтому разрешение по вертикали ограничено 1080 пикселями, а по ширине может изменяться от 1920 до 7152 точек в зависимости от выбранного соотношения сторон.
Еще один режим, достойный упоминания - Auto HDR. В данном случае камера быстро делает подряд три снимка с разной экспозицией и накладывает их один на другой. Таким образом в яркий солнечный день вы забудете про «пересветы» на небе или заваленные в тенях объекты, однако очевидно, что снять таким образом без появления двоения изображения можно лишь статичную сцену. В случае динамики можно попытаться применить DRO (Dynamic Range Optimizer) - автоматическую постобработку сродни Shadows/Highlights в Adobe Photoshop. Либо просто снимать в RAW и оставить все поправки на потом.
Функциональность
Один из главных козырей NEX-5 - установленная в нем новая 14,2-мегапиксельная матрица Exmor HD формата APS-C, которая находится на одном уровне с современными зеркальными аппаратами. Значения ISO можно выбирать из широкого диапазона в 200-12800 единиц.
Скорость и точность фокусировки по контрасту Sony NEX-5 можно описать так - не быстрее конкурентов, но достаточно для большинства съемочных ситуаций и чаще всего «в яблочко». Но, разумеется, до стандартов зеркальных камер с фазовой фокусировкой эта система недотягивает.
Скорость серийной съемки сильно отличается в зависимости от выбранного режима:
- Continuos Advanced позволяет снять 8 кадров в RAW (или 25 кадров в JPEG максимального качества и размера) со скоростью 2,3 кадров/с. При этом после каждого кадра камера успевает перефокусироваться и изменить параметры экспозиции, если нужно.
- Speed Priority Continuos позволяет сделать те же 8 кадров в RAW (или до заполнения карты памяти в JPEG), но уже с впечатляющей скоростью 7 кадров/с. В данном случае фокусировка и экспозиция остаются такими же, как в начале съемки.
Если вы владелец системы Sony или Minolta, то производитель позаботился, чтобы ваша оптика «встала» на Sony NEX-5 . Правда, вам придется раскошелиться на переходник LA-EA1 и забыть про автофокус. В этом случае автоматическое управление диафрагмой и экспозамер продолжают работать, а фокусироваться вы сможете с режимом «электронной лупы», т.е. увеличения 7х или 14х, которые легко переключаются нажатием на нижнюю функциональную клавишу.
При полностью заряженной батарее в нашем случае камера отсняла чуть меньше 300 кадров. Это совсем мало с точки зрения пользователей зеркальных камер, но для аппарата таких габаритов - вполне ожидаемая цифра. Лучших результатов можно добиться, если не пользоваться функцией стабилизации изображения и поменьше любоваться снимками на дисплее. Но на выезде запасной аккумулятор очень не повредит.
Качество фотосъемки
Скажем сразу - по нашему мнению, на данный момент Sony NEX-5 обладает лучшим сенсором среди гибридных камер и позволяет добиться наилучших снимков в любых условиях. Значения ISO вплоть до 1600 можно использовать без опасений во всех случаях. ISO 3200 и ISO 6400 являются условно рабочими из-за ощутимо высокого уровня цифрового шума, но, тем не менее, и они могут использоваться при необходимости. К сожалению, ISO 12800 - все еще недостижимая цифра для гибридных камер. Чтобы таким значением чувствительности можно было пользоваться в реальной жизни, требуются специальные техники постобработки. Например, многокадровое наложение с компенсацией шумов, реализованное здесь в виде режимов Multi-shot Noise Reduction и в пресете Handheld Twilight.
Автоматика камеры чаще всего угадывает с балансом белого, в каких бы условиях вы ни снимали, а JPEG оказался на удивление достоверным по цветопередаче. В итоге чаще всего NEX-5 обеспечивает снимки великолепного качества и с низким уровнем шумов.
Что касается экспозамера, то его работа показалась нам немного странной. Он зачастую делает кадры более светлыми, чем нужно. А ведь «вытянуть» нужную информацию из пересветов в цифровых камерах сложнее, чем из теней. В связи с этим рекомендуем ставить поправку экспозиции -0,3 (-0,6), когда в кадре есть такие объекты, как небо.
Динамический диапазон в режиме RAW более чем обрадовал. Если вы умеете и любите копаться в RAW-конверторах, то вы будете полностью удовлетворены возможностями «сырого формата» Sony NEX-5 .
Видеорежим
Как уже упоминалось, специального режима видео в Sony NEX-5 нет. Из предустановок можно выбрать формат записи видео (AVCHD или MPEG-4), размер кадра (только для MPEG-4 - 1440×1080 или 640×480) и количество кадров в секунду (переключая режим PAL или NTSC). Одно из главных отличий моделей Sony NEX-5 и NEX-3 как раз и состоит в возможностях видеорежима. Так, в NEX-3 доступен только режим 720p против 1080i у NEX-5.
Нам понравилось качество видеороликов, которые удалось получить в процессе тестирования. Особенно ценным может оказаться NEX-5 во время съемки концертов или других сюжетов, где требуется «размыть» задний план. Здесь роль сенсора размера APS-C и качественной светосильной оптики сложно переоценить.
Важный плюс - во время записи видео автофокус работает постоянно. Делает он это аккуратно, без рывков, поэтому видеоматериал в итоге выглядит хорошо.
Звук записывается стереофоническим встроенным микрофоном с вполне приемлемым качеством. Для желающих заняться видеосъемкой более основательно есть возможность использовать внешний микрофон, подключенный в разъем Smart Accessory.
Огорчило лишь одно - невозможность полноценно управлять экспозиционными параметрами. Еще до начала съемки есть возможность выставить желаемое значение диафрагмы (в режимах M, A), которое в процессе записи будет произвольно изменяться. Ярче/темнее сцену можно сделать поправкой экспозиции, как и в фоторежиме. Но самое главное, заблокировать параметры и вовсе нельзя. В итоге вся ответственность за результат ложится на плечи процессора обработки.
Некоторые источники утверждают, что вскоре будет представлена новая прошивка для Sony NEX 3 и 5 , которая улучшит качество видео в обоих аппаратах и даст возможность ручного управления всеми экспозиционными параметрами. Хорошо, если так.
Объективы
На данный момент сильным сдерживающим фактором для потенциальных покупателей может стать наличие всего двух объективов с байонетом Sony E. Штатный зум 18-55 мм f/3,5-5,6 обрадовал отличной резкостью даже на открытых диафрагмах и отсутствием видимых оптических дефектов недорогой оптики. А вот с широкоугольным «блинчиком» 16 мм f/2,8 все не так гладко. На открытой диафрагме он не показал ожидаемой детализации как для объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Поэтому он используется на тех же значениях диафрагмы, что и штатный зум на 18 мм (светосила «штатника» на таком фокусном всего на 2/3 EV ниже), да и разница в 2 мм не особо влияет на угол обзора. Несомненным плюсом «блинчика», конечно же, являются его сверхмалые масса и габариты вместе с камерой, но все же он из нашего кофра доставался довольно-таки редко.
Отметим великолепное качество сборки обоих объективов, металлическую конструкцию, плавный ход колец фокусировки и трансфокации (для зума), а также применение одинаковой резьбы 49 мм под фильтры и бленды. Ожидается анонс легкого, но все так же металлического ультразума 18-200 мм f/3,5-6,3. А лично я очень надеюсь на появление в линейке NEX светосильного «блинчика» 30-50мм f/1,8-f/2 (к примеру, такой, как у Samsung - 30 мм f/2).
Вывод
Sony вывела на арену чрезвычайно сильного и подготовленного бойца в битве за рынок гибридных камер. NEX-5 соединила в себе чрезвычайную компактность, металлический корпус, поворотный дисплей, неплохой видеорежим и самое главное - великолепное качество снимков за счет новой матрицы Exmor HD размера APS-C. Уверены, что мы еще увидим ее в будущем, и не в одной камере.
Есть у новинки и недостатки в виде специфических эргономики и управления, а также малого количества доступных объективов (если не учитывать совместимые). Но они никак не являются ахиллесовой пятой новинки. В итоге, если вы выбираете компактную гибридную камеру со сменной оптикой, которая станет бессменным компаньоном в покорении вершин фотоискусства, Sony NEX-5 - один из лучших вариантов для покупки, по крайней мере на сегодняшний день.
Технические характеристики Sony NEX-5
Матрица 23,4×15,6 мм Exmor APS HD CMOS Sensor
Байонет Sony E
Кроп-фактор 1,5
Млн пикселов всего/эффективных 14,2/14,0
Максимальный размер кадра 4592×3056 пикселов
Светочувствительность матрицы (эквивалент ISO) 200-12800
Форматы файлов RAW (SRW), JPEG, RAW + JPEG, AVCHD (1920×1080), MP4 (1440×1080, 1280×720, 640×480),
Режимы видео AVCHD (1920×1080i, 60/50 кадров/с, 17 Мб/с), MP4 (1440x1080p, 30/25 кадров/с, 12 Мб/с), MP4 (640×480, 29,97 кадров/с)
Баланс белого Авто, 6 предустановок, по температуре, ручной
Автофокус контрастный, с возможностью выбора одной из 25 точек фокусировки
Видоискатель отсутствует, доступен как аксессуар
ЖК-монитор 3” XtraFine TruBlack LCD, разрешение 920 000 пикселов
Скоростная съемка с приоритетом скорости - 7 кадров/с, с перефокусировкой и оценкой экспозиции - 2,3 кадра/с
Замер экспозиции 49-сегментный сенсор, матричный, центровзвешенный, точечный режимы
Диапазон выдержек 30 с - 1/4000, ручная
Синхронизация со вспышками 1/160 с
Карта памяти SD, SDHC, SDXC, Memory Stick Pro Duo, Pro-HG Duo
Батарея NP-FM500H Lithium-Ion, 1650 mAh
Габариты 111×59×38 мм
Масса 287 г (с батареей и картой памяти)
Ориентировочная цена Sony NEX-5A — $770 (камера c объективом 16 мм f/2,8), Sony NEX-5K — $840 (камера c объективом 18-55 мм f/3,5-5,6), Sony NEX-5D — $960 (камера c объективами 16 мм f/2,8 и 18-55 мм f/3,5-5,6)
Тихий эволюционный рост, воцарившийся было в фототехнике после окончательной победы цифры над пленкой, вдруг кончился, и нас вновь, похоже, ждут интересные времена. Причина — масштабные прорывы в камеростроении, случившиеся за последние пару лет. Наиболее заметны из них два: запись видео зеркалками и выпуск «беззеркальных» камер. И если первое, будучи по большому счету отдельным от фотографии занятием, пока что привело лишь к возникновению нового отряда «хоббистов» и расширило возможности профессионального видео, то второе чревато глубоким перепахиванием фоторынка и, возможно, скоро поставит нас всех перед новым выбором.
Текст и фото: Игорь НАРИЖНЫЙ.
Технические характеристики
Сенсор: CMOS(с функцией очистки от пыли)
Размер: APS-C (23,4×15,6 мм)
Разрешение: 14,2 Мп (4592×3056)
Форматы кадра: основной 3:2; 4 формата панорамы
Байонет: Sony E (совместимость Sony А с адаптером, ручной фокус,телеобъективы не подходят, Minolta и Konica Minolta ограниченно)
Стабилизация изображения: в сменной оптике
Видоискатель: съемный оптический FDA-SV1(продается отдельно)
Монитор: поворотный ЖК-дисплей TruBlack, 3,0”, 921600 пикселей
Фокусировка: точечная, центральная зона, многоточечная (25точек)
Диапазон выдержек: 30 — 1/4000 с, длительная
Серийная съемка: до 7 кдр./с
Режимы съемки: iAUTO, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручная, выбор сцены (экспопоправки +/-2EV с шагом 1/3EV ступени)
Экспозамер: точечный, центровзвешенный, многозонный (49 зон)
Баланс белого: авто, ручной, 6 предустановок
Вспышка: внешняя, TTL с предвспышкой, ведущее число 7, режимы: авто, заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, коррекция красных глаз
Чувствительность: ISO 200 — 12 800
Форматы файлов: JPEG, RAW(формат ARW2.1)
Видео: Full HD 1920×1080 пикс, 60 кадр/сек, AVCHD
Тип карты памяти: Memory Stick PRO Duo, Memory Stick PRO-HG Duo, SD, SDHC
Интерфейсы: USB 2.0, миниразъем HDMI
Питание: литий-ионный аккумулятор NP-FW50
Размеры: 110,8x58,8x38,2 мм
Вес: 229 г
Цена: 25 899 руб. (c объективом 18-55 мм)
Что же такое «беззеркалки»?
Камеры нового класса вызывают огромный интерес у фотографов: по статистике ведущих мировых фотосайтов, из 10 запросов по камерам в среднем 4 — про «беззеркалки».
Не обходят их вниманием, естественно, и производители: за 3 месяца, с марта по май, из 7 важнейших камер, заявленных производителями к выпуску, 4 — незеркальные (в том числе героиня нынешнего теста Sony Alpha NEX-5 и ее младшая сестра Sony Alpha NEX-3). Очевидный успех новшества породил даже слухи о скорой кончине зеркалок, которые мы, впрочем, слышали уже не раз.
Что же такое «беззеркалки»? Главная их идея (что обычно для великих изобретений) лежала на поверхности: установить в компактную камеру сенсор от зеркалки.
Или, наоборот, когда бурное развитие компьютерных «мозгов» зеркалок позволило использовать зеркальный сенсор в режиме Live View, постоянно считывая изображение и отображая его на дисплее, — выкинуть из зеркалки громоздкий зеркальный блок за ненадобностью. В общем, эти два направления прогресса, как танковые клинья на фронте, наконец сомкнулись и радикально изменили общую расстановку сил.
Если смотреть на новинку со стороны зеркалок, то изъятие из камеры зеркала вместе с призмой и видоискателем дает пользователю по большому счету лишь один бонус — невероятную компактность. А еще легкость и незаметность при съемке, ну и повышенную механическую надежность (движущихся частей намного меньше). А компактность — главное условие для создания стильных камер. Так что в сумме получается совсем немало.
У «беззеркалок» есть и еще одно преимущество перед зеркалками, хотя и не перед всеми (подобное встречается у моделей с режимом Live View): постоянное «пропускание через матрицу» изображения, т. е. как бы его оцифровка перед съемкой, позволяет применить, как в компактах, массу функций, действующих еще до момента съемки, — распознавание лиц и прочие, число которых растет неудержимо.
«Зеркальные» фотографы, как правило, не особо в курсе этих функций, но ясно, что любая дополнительная возможность, если она не сильно удорожает камеру и может быть отключена, — всегда плюс, а не минус. Впрочем, есть и с ходу понятные «зеркальщикам» бонусы — например, более точная работа автобаланса белого при сложном освещении.
Если же судить с точки зрения компактов, то новинка предлагает уже два бонуса, причем каждый из них таков, что, как говорится, отдай все — и мало: полноценное «зеркальное» качество изображения, со всеми ему присущими градациями тонов, объемом, глубиной и пластикой, низкими шумами, абсолютно рабочими высокими значениями ISO и т. д. и вдобавок возможность смены оптики.
И все это — в привычном компактном корпусе (правда, над компактностью сменных объективов инженерам еще придется поработать). В общем, если бегло окинуть взором свойственные новому классу камер достоинства, то можно понять, почему «беззеркалки» вызывают такой ажиотаж.
Пионерами революции стали Panasonic и Olympus (хотя они строят свои камеры на матрицах Micro Four Thirds меньшего размера), потом к ним присоединилась Samsung, так что Sony, выходя на рынок, так сказать, вторым эшелоном, просто обязана была предложить публике что-то особенное. (Впрочем, компании к этому не привыкать: чего стоит одно только беспримерное покорение зеркального рынка «альфами» в кратчайшие сроки). И с задачей компания, как показало тестирование новейшей Sony Alpha NEX-5, справилась блестяще.
Внешний вид
Новинка не просто компактна — она существенно меньше и легче любой камеры-конкурента, в том числе системы Micro Four Thirds, матрицы которых в полтора раза (!) меньше по площади.
Кроме того, она (хоть это и дело вкуса, но вряд ли многие будут спорить) выполнена в исключительно эффектном дизайне: если Olympus выбрал удачную, но скорее всего недолговечную ретро-стилистику, а прочие предшественники вообще, похоже, не слишком утруждали себя в плане дизайна, повторив устоявшиеся решения, то Sony разработала абсолютно новаторский, под стать самой системе, убедительно-брутальный минималистский стиль: прямые линии, никаких скруглений, ничего лишнего — и огромный, выходящий за контур корпуса байонет.
При этом камеру удобно удерживать при съемке, передний выступ над аккумуляторным отсеком хоть и не слишком велик, но обеспечивает надежный хват. Корпус изготовлен из магниевого сплава, что подчеркивает класс и долговечность камеры.
Необычно устройство вспышки, входящей в стандартный комплект камеры, — она внешняя, очень маленькая и крепится в гнездо для принадлежностей на верхней панели, которое обычно закрыто специальной заглушкой. Еще гнездо может использоваться для установки внешнего микрофона (это, кстати сказать, наряду со штативом главный аксессуар для получения качественных видеороликов). Поскольку вспышку при видеосъемке использовать нельзя, «конфликт аксессуаров» исключается.
Вообще, весь дизайн камеры тщательно продуман, что особенно важно при ее миниатюрности; у разработчиков не было не то что права, а скорее места на ошибку.
Она спроектирована так, чтобы стать культовым гаджетом вроде «Лейки» или творений от Apple и рассчитана на долгий и приятный процесс знакомства и открытия каких-нибудь удобных и красивых мелочей, будь то скос под большой палец у кнопки записи видео и еще один, под указательный, у кнопки спуска, прорезиненная вставка на задней панели и необычный джойпад — все, что способно годами греть душу фотографа.
Есть в дизайне и элементы ретро: трогательный тумблер включения и алюминиевые тубусы объективов, что в глазах молодежи лишний раз подчеркнет стиль и общую брутальность, а фотографу со стажем напомнит те времена, когда приоритет диафрагмы в зеркалках был непростывшей новостью.
Матрица и процессор
Но самое главное, конечно, не снаружи, а внутри — это новейшая HD CMOS-матрица Exmor третьего поколения, размера APS-C и с разрешением 14,2 Мп, и новый процессор Bionz, также третьего поколения. Здесь надо отметить, что наряду с громкими новшествами вроде изъятия зеркала в производстве фототехники идет постоянная и напряженная, но не слишком афишируемая работа по совершенству компьютерно-расчетной части.
Сюда, в частности, относятся улучшения в области шумоподавления, цифровой обработки изображения, а также всевозможные «умные» функции. Как следствие — изображения с камер новых поколений, особенно снятых на высокой чувствительности (т. е. которые подвергаются существенной обработке), заметно лучше, чем несколько лет назад.
Из соображений общей компактности матрица в новинке не была стабилизирована, и система оптической стабилизации переехала в объектив. Есть система защиты от пыли (пылеотталкивающее покрытие и высокочастотная вибрация), что исключительно актуально при использовании сменной оптики.
ЖК-экран
Огромный и качественный дисплей разрешением 920 тыс. пикселей занимает почти всю заднюю панель и, чего трудно было ожидать от такой миниатюрной камеры, отклоняется на 80 градусов вверх и на 45 градусов вниз. Это «провоцирует» фотографа снимать с уровня пояса, визируя сверху, двумя глазами, как в старину через видоискатель-шахту, с той только разницей, что экран не боится прямого солнечного света и сохраняет яркость и сочность картинки в сложных условиях.
Такая съемка значительно комфортнее стандартного для компактов метода, когда камера держится в вытянутых руках, и привлекает меньше внимания окружающих. Единственное замечание: все эти удобства распространяются лишь на съемку в горизонтальном формате.
Экран выполнен по фирменным технологиям Sony Clear Photo LCD Plus и Tru Black, которые применяются в том числе и в фоторамках Sony, обеспечивая исключительное качество изображения.
В целом же, по субъективному впечатлению, экран очень удобен в работе, практически лишен инертности картинки и прекрасно служит еще и для навигации по меню, а заодно и учит фотографа: в памяти камеры заложены десятки подсказок и разъяснений принципов работы разных режимов и функций камеры.
Управление
Тут мы подходим к области, где достижения в чем-то одном оборачиваются сложностями в другом. Разрабатывая камеры нового поколения, компания Sony добилась таких успехов в миниатюризации, снабдила их такими большими дисплеями, что для органов управления места на корпусе осталось очень мало.
Если вычесть кнопки с важнейшими фиксированными функциями (включение, спуск затвора, запись видео и просмотр), то остается самый жестокий минимум — вращающийся джойпад и три кнопки, одна из которых служит для подтверждения выбора (SET) в середине джойпада.
Даже среди самых простых компактов немного найдется моделей с таким минимализмом. Интересно, что функции оставшихся двух кнопок не отмечены на корпусе: они выполняют разные действия в разных режимах, и каждый раз уточнение, какая из них за что отвечает, высвечивается на дисплее. Собственно говоря, важнейшим органом управления нужно признать сам дисплей.
Вопросы организации управления в любой камере — это в первую очередь вопросы философии камеры, ее предназначения и стиля съемки. Очевидно, что специалисты Sony видят модели серии NEX как следующий эволюционный шаг фотографа-любителя, переросшего простые компакты. Соответственно организовано и управление — так, чтобы оно было максимально привычным для вчерашнего владельца компакта и не вызывало трудностей при переходе.
Отсюда ожидаемый упор на автоматические режимы, которые, надо признать, удобны и продуманны. Проще (и естественнее) всего — установить продвинутый iAuto и забыть вообще про тонкости управления, доверившись автоматике камеры и сосредоточившись на сюжете. Возможности управления есть и здесь, но их немного: это сдвиг программы, т. е. изменение экспопары, которое решено не в виде малопонятной любителю цифири, а с указанием результата — вращающийся джойстик в этом режиме регулирует глубину резкости.
Каждое действие и каждая сюжетная программа (которых тут не запредельное количество, как в некоторых компактах, а всего семь, зато их предназначение сразу понятно) сопровождаются подсказками на экране, так что камера заодно и проводит некоторый «мастер-класс».
Для тех, кто уже освоил азы осознанной съемки, есть все профессиональные режимы с необходимыми регулировками. Конечно, по скорости изменения параметров NEX-5 уступит репортерским зеркалкам, но иное было бы слишком удивительно. Тем не менее в ходе тестовой съемки удалось даже поснимать спорт в режиме приоритета диафрагмы с введением экспокоррекции, хотя этот вид работы вряд ли относится к основным применениям камеры.
Немного необычно решено меню — к нему придется привыкать всем: и снимавшим на компакт, и «зеркальщикам». Оно, бесспорно, красивое и информативное, но что касается скорости работы, то желательно, чтобы инженеры Sony придумали еще что-нибудь, работающее побыстрее.
Вместе с тем управление, как уже сказано, вопрос философии, и здесь нужна обратная связь; скорее всего сейчас специалисты фирмы будут внимательно следить за отзывами на форумах и корректировать свои нововведения. В целом же можно сказать, что и здесь достигнут удовлетворительный баланс между простотой и эффективностью целиком автоматических режимов, необходимых для владельцев компактов, и возможностями тонкой подстройки параметров.
Оптика
Для нового класса компания разработала совершенно новый байонет Е с полностью электронным интерфейсом. Он несовместим непосредственно с оптикой зеркальных «альф», но их можно установить через адаптер (правда, автофокус работать не будет). Пока что для новой системы выпущены три объектива: дискретный широкоугольник 16/2,8 (экв. 24 мм), штатный зум 18-55/3,5-5,6 с оптическим стабилизатором и штатный суперзум 18-200/3,5-6,3, также стабилизированный.
Кроме того, для 16/2,8 выпущены два широкоугольных конвертера, один уменьшает эффективное фокусное расстояние объектива до 12 мм (экв. 18 мм), другой — фишай — дает еще больший охват с характерными искажениями.
Очевидно, что это только первые ласточки и линейка объективов будет расти. Уменьшенный рабочий отрезок обещает создание широкоугольных объективов, более компактных и с лучшими оптическими характеристиками, чем у обычных зеркалок.
А неудобство перехода на новый байонет компенсируется его удивительными возможностями, в частности, впервые стала возможной постоянная (и бесшумная!) автофокусировка при видеосъемке. Согласитесь, для многих это само по себе будет достаточной причиной для покупки новой камеры.
Съемка
Новизна камеры проявляется не только в ее внутреннем устройстве, но и в самом процессе съемки, для чего, собственно говоря, все камеры и делаются. Про управление уже говорилось выше, а практический вывод из сказанного такой: помимо всего спектра обычного применения высококлассного компакта, Sony NEX-5 отлично подходит для малозаметной окружающим жанровой съемки, особенно «от живота», с поднятым ЖК-экраном.
В этом деле хорошо себя показал суперзум 18-200/3,5-6,3, причем в ходе съемки очень скоро становится наиболее востребованным узкий конец зума, поскольку даже на нем объектив дает вполне удовлетворительное изображение (хотя, конечно, зумы такого диапазона никак не отнесешь к оптике экстра-класса). Стоит отметить очень убедительную работу оптического стабилизатора в этом объективе.
Скорость фокусировки пока что не самая сильная сторона «беззеркалок», как и обычных зеркалок в режиме Live View, но новая камера фокусируется весьма шустро, во всяком случае не уступает конкурентам. Можно быть уверенным, что не только владельцы компактов (что само собой), но и зеркальщики не заметят особых неудобств. Очень удобен ручной выбор точки фокусировки: ее можно быстро выбрать джойпадом, ориентируясь по дисплею, причем практически в любой части кадра, кроме самых краев.
При этом можно включить функцию увеличения части изображения для точной наводки на резкость, что позволяет полностью использовать потенциал большой матрицы и сменной оптики: если нажать на соответствующую кнопку один раз происходит 7-кратное увеличение изображения, если нажать еще раз — 14-кратное, третье нажатие возвращает изображение в обычный режим.
Как уже было сказано, система оптической стабилизации реализована в объективе, а не на матрице, как у зеркальных «альф». Это скорее пошло ей на пользу, во всяком случае снимки в большинстве случаев выходят резкими на выдержках до 1/4 и даже 1/3 с — отличный результат.
Скорость самой съемки неплоха для камер такого уровня — 2,3 кадра/с при постоянно работающем автофокусе. Зато при отключенном автофокусе скорость серийной съемки составляет целых 7 кадров/с! Так что если вы можете предугадать, в каком месте ожидать интересного события, и сфокусируетесь на нем заранее, можете быть уверены: важный момент не будет упущен.
Функции
Главное предназначение любой камеры — снимать. Вот только возможности у всех камер разные, и недавние достижения Sony позволили реализовать в новинках несколько интересных дополнительных функций, причем компания оставляет возможность дальнейшего революционного апгрейда камер.
Например, на лето этого года анонсирована новая функция, которая будет установлена посредством перепрошивки в уже выпущенные камеры серии NEX, — ни больше ни меньше как получение трехмерного изображения. Что это такое, никто пока толком объяснить не может, кроме особо посвященных специалистов Sony, которые молчат и просят подождать до июля. Что ж, умения завязать интригу японскому гиганту тоже не занимать, поэтому будем ждать.
Большинство «умных» функций работает на основе съемки в скоростном режиме нескольких кадров подряд и последующей склейки их в одно изображение. Самая броская и запоминающаяся из них — Sweep Panorama, что можно примерно перевести как «панорама на лету». В этом режиме фотограф просто проводит рукой с камерой по линии горизонта, камера автоматически снимает серию и тут же сшивает полученные кадры в одно изображение.
Можно задать четыре варианта конечного размера панорамы разрешением от 8 до 22 Мп (именно эти панорамы планируется летом сделать трехмерными, а просматривать их можно будет на телевизорах Sony, которые выйдут в это же время). Проводку камерой можно делать удерживая камеру как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, — это дает разные пропорции финального изображения.
Но панорама — это все-таки немного экзотика или, во всяком случае, функция совершенно отдельная и самодостаточная. Для повседневной съемки более востребованными могут оказаться другие возможности, к примеру, Auto HDR, когда камера делает три снимка с эксповилкой заданного разброса (можно положиться на автоматику камеры, но она довольно робко задает диапазон, и порой результат HDR не очень заметен).
Таким образом можно вернуть в кадр детали в тенях и светах, которые были бы просто потеряны из-за слишком большого контраста, и вообще управлять общей контрастностью изображения. Мы подробно рассматривали работу этой функции в прошлом номере, рассказывая о новых зеркалках Sony Alpha, и сейчас стоит повторить лишь вывод: при правильном подходе эта исключительно грамотно реализованная и простая в использовании функция может стать сильным и выразительным художественным инструментом.
Еще одна интересная придумка — функция съемки с рук в сумерках (Handheld Twilight), а также родственная ей функция противодействия размытию (Anti-Motion blur). Она снимает быстрой серией шесть кадров и накладывает их друг на друга. В результате получаются изображения со значительно меньшими шумами, чем обычно, и более четкие.
Качество изображения
Если начать сразу с вывода, то просто сказать, что Sony NEX-5 обеспечивает качество изображения на уровне зеркалки, будет недостаточно. Новинка обеспечивает картинку на уровне очень хорошей, самой современной зеркалки среднего класса. Современность проявляется и в работе шумодава, и в качестве конечного изображения в формате JPEG. Особенно впечатляет качество картинки при съемке на высокой чувствительности.
Если разглядывать кадр при 100% увеличении на мониторе, то и на ISO 3200 картинка остается совершенно «кондиционной», а кадр целиком, без увеличения, и на ISO 6400 оказывается вполне приемлемым для большинства случаев (понятно, что это дело вкуса, точнее, личных критериев качества, но по собственному ощущению скажу, что ISO 3200 у Sony NEX-5 не уступает по качеству изображения ISO 800 у зеркалок предыдущих поколений).
И даже максимальная чувствительность ISO 12 800 оказывается, с понятными оговорками, рабочей, если не печатать картинку в большом размере и не рассматривать на мониторе с максимальным увеличением. Качество шумодава проявляется заметнее всего на фоновых участках изображения без мелких деталей — там значительно меньше разноцветных точек, чем ожидаешь от такой чувствительности, при этом большинство мелких деталей изображения сохраняются.
Если сравнивать с сегодняшними конкурентами, то и среди «беззеркалок», и среди зеркальных моделей с сенсором формата APS-C обнаруживается немало камер, уступающих NEX-5 по качеству изображения, а вот заметно превосходящих, особенно на высокой чувствительности, что-то не видно. В целом надо отдать должное инженерам Sony: за последние пару лет они существенно, хотя и не поднимая по этому поводу лишнего шума, повысили общее качество изображения у своих зеркальных моделей, и рассматриваемая новинка эту тенденцию продолжает.
Видео
Съемка видеоклипов — пока еще новость для зеркалок, но в мире компактов вещь давно привычная. Однако матрица большого размера обеспечивает небывалое качество. Имеются в виду как характеристики самого изображения, так и творческие возможности при съемке: например, даже с «китовой» оптикой можно перемещать область резко изображаемого пространства по глубине кадра, выхватывая из размытого фона то один, то другой элемент сюжета.
Sony NEX-5 снимает видео в формате Full HD разрешением 1920×1080 точек (1920×1080 i) со скоростью 60 полей в секунду и сохраняет клипы в формате AVCHD. Как уже сказано, камера впервые обеспечивает приемлемую скорость и бесшумность постоянной следящей автофокусировки при видеосъемке.
Автофокус вполне справляется даже с быстро движущимися объектами (похоже, инженеры Sony придумали немало новшеств в системе управления фокусировкой). Кроме того, можно корректировать автофокус вручную, что для видеосъемки, пожалуй, даже важнее, чем для фото.
Еще одно важное достоинство: при видеосъемке происходят постоянный замер и корректировка экспозиции, причем специальный бесшумный микромотор в объективе меняет освещенность картинки не скачками, как у большинства видеокамер, а плавно (за это отвечает новейшая фирменная разработка). Большая матрица обеспечивает очень хорошее качество изображения даже при плохом освещении.
Важность видеосъемки подчеркивается наличием на корпусе специальной кнопки старта видеозаписи — очень быстро и удобно. Остается добавить, что камера сама пишет стереозвук, но, конечно, серьезному любителю видеозаписи следует приобрести внешний микрофон. После этого уже сложно придумать, что бы еще потребовать от камеры для улучшения качества видеозаписи. Остается только совершенствоваться самому, а техника все от нее зависящее уже предоставила.
Заключение
Новая Sony NEX-5 — исключительно интересная и многообещающая модель, не говоря уже об интриге с заявленным трехмерным изображением (в ходе теста не раз возникало ощущение, что вот оно, светлое будущее, прилетело прямо в руки). Основное свое предназначение — перевести привычную съемку удобными компактными камерами на принципиально другой уровень качества — она выполняет блестяще.
Но есть у нее и другие области применения: мне, как фотографу со стажем, привыкшему постоянно таскать на плече тяжелый кофр, а на шее — почти двухкилограммовый (считая объектив и вспышку) агрегат, было совершенно внове гулять налегке, вертеть в руках красивую и невесомую игрушку, которая при этом еще и очень прилично снимает, в том числе и на «жидком» свету!
Вести втихомолку жанровую съемку, не выделяясь из публики и не привлекая к себе лишнего внимания — это впечатление, которое описать непросто. И это без учета возможностей видео, которых не меньше, чем в фотосъемке (все-таки видео — специальная область, заслуживающая отдельного обзора). В общем, можно не сомневаться, что новинка найдет своего благодарного пользователя.
Благодарим московское представительство Sony за предоставленную для теста технику.
Тесты в картинках
Кликнув по картинке вы можете посмотреть увеличенное изображение, выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии
Хотя экспонометрия камеры в авторежиме склонна выдавать чуть высветленные, оптимистические кадры, она все же следит за тем, чтобы не пересветить яркие участки. Здесь грива пони получилась даже чуть затемненной, зато ни на каком участке не вышла за пределы передаваемого тонального диапазона (приоритет диафрагмы, 1/1250 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-200/3,5-6,3).
Снимок сделан ярким солнечным днем при довольно контрастном освещении. Автоматическая оптимизация тонального диапазона (его можно сравнить с инструментом Shadows/Highlights программы Photoshop) сработала практически идеально: тени не провалены, яркие участки не высвечены, а общее впечатление яркого дня передано как нельзя лучше (приоритет диафрагмы, 1/500 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).
Свет ламп накаливания до сих пор остается проблематичным для зеркалок. Но Sony NEX-5 справилась вполне достойно: цвета переданы хоть и не совсем адекватно, но существенно лучше, чем у большинства зеркальных камер (приоритет диафрагмы, 1/80 c, f/6,3, ISO 500, объектив 18-55/3,5-5,6)
Суровое испытание для экспозамера: белая статуя ярко освещена солнцем, фон — листва в глубокой тени. Автоматическая оптимизация тонального диапазона вновь на высоте: все детали в светах и практически все в тенях сохранены, а изображение в целом выглядит совершенно естественно, как будто никакой обработке и не подвергалось (приоритет диафрагмы, 1/800 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).
В ходе жанровой съемки зум как-то сам собой устанавливается в крайнее телеположение — очень уж соблазнительно выхватывать издалека выразительные сценки крупным планом. При этом исключительный вклад в успех кадра вносит оптический стабилизатор. Это, например, эквивалент фокусного расстояния 300 мм (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/7,3, ISO 250, объектив 18-200/3,5-6,3).
Пожалуй, самое естественное применение новинки — съемка жанровых сцен исподтишка. Если установить режим приоритета диафрагмы (в нем доступны все необходимые регулировки съемочных параметров) и автоматический выбор чувствительности, то о проблемах экспонометрии можно просто забыть: камера все сделает сама (приоритет диафрагмы, 1/200 c, f/7,1, ISO 250, объектив 18-200/3,5-6,3).
Снято при контровом свете. Обращенные к нам стены домов были заметно затенены. Тем не менее камера сама на автомате выровняла яркости в кадре: стены просветлели, и вместо провальных теней получилось вполне адекватная передача ощущения солнечного дня. Никаких усилий фотографа для этого не понадобилось (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).
Стремительный прогресс в камеростроении позволил снимать на значениях чувствительности, которые еще год-два назад казались невозможными и только-только появлялись в самых топовых и самых дорогих репортерских камерах. А теперь — пожалуйста: сверху ISO 3200 (ручной режим, 1/3 c, f/7,1, объектив 18-55/3,5-5,6), снизу ISO 12 800 (ручной режим, 1/10 c, f/7,1, объектив 18-55/3,5-5,6). Найдите отличия.
Простой тест оптики: штатный зум 18-55 мм в крайнем телеположении (как правило, в нем объектив дает самое слабое по оптическим качествам изображение). Внизу — увеличенный участок кадра. Не только кирпичная кладка, но и сияющая позолота на фризе переданы в самых мелких деталях (приоритет диафрагмы, 1/200 c, f/7,1, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).
Казалось бы, стандартный сюжет. Но матрица большого размера способна передать объем и глубину сцены так, что никакому компакту и не снилось. Честно говоря, обсуждение таких понятий, как пластика изображения, рисунок оптики, разделение планов в кадре может начинаться только с этого размера матрицы (приоритет диафрагмы, 1/800 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).
Фотографы, если хотят произвести впечатление на окружающих, любят порассуждать о боке — так называется художественная сторона передачи деталей, находящихся вне зоны резкости. Но если владельцу компакта остается только рассуждать, то с NEX-5 боке получается весьма красивым даже на диафрагме f/6,3, если, конечно, снимать близко (приоритет диафрагмы, 1/640 c, f/6.3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).
NEX-5, конечно, не репортерская камера. Но скорости ее работы вполне достаточно, чтобы попробовать поснимать спорт. Как видим, даже мяч «поймался» в кадр. Поскольку съемка велась на фоне неба, потребовалась небольшая экспокоррекция +2/3, которая тоже устанавливается вполне оперативно (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/7.1, ISO 200, объектив 18-200/3,5-6,3).