Русская смекалка и датская благодарность. От трубы Аденауэру до «Силы Сибири Секреты родины Дракулы
Послевоенное разделение Европы на социалистический и капиталистический лагеря очень скоро выявило большие противоречия. Восстания в ГДР в 1953 году, в Венгрии и Польше в 1956-м были вызваны тем, что новые друзья не желали жить по указке Москвы. И тогда в Кремле решили «подсластить пилюлю» - дать соцлагерю возможность купаться в дешёвой нефти…
Естественным ответом реваншистской Западной Германии стал запрет её канцлером Конрадом Аденауэром на поставку в СССР труб большого диаметра, так необходимых для строительства как нефтепровода "Дружба", так и для внутрисоюзного газопровода высокого давления "Бухара - Урал"...Но в кратчайшие сроки на Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ) производство таких труб было налажно и ни одна стройка не была сорвана..., а реваншистская Западная Германия и лично Аденауэр....остались "с носом"...
Нефтепровод Дружба: Труба тебе, Аденауэр!
Нефтепровод «Дружба» стал последним детищем Хрущёва!
Как известно, трубопроводный транспорт - один из самых дешёвых видов транспорта. Ведь строишь его один раз и надолго. Однако с российскими нефтепроводами всё было не так просто. Запустили их ещё до революции: длина первого составляла всего 10 километров, а мощность не превышала 0,47 миллиона тонн в год. Казалось бы, строй дальше и стриги купоны! Но не тут-то было: владельцы железных дорог, которые занимались перевозкой нефти, имели мощное лобби в правительстве, что и тормозило развитие трубопроводного транспорта.
Потом случились революция и война, стране было не до гигантских строек. Вопрос о доставке нефти по трубопроводу в Польшу, Германию, Венгрию, Чехословакию возник в конце 1950-х годов и был связан в первую очередь с именем Никиты Хрущёва.
Инструмент большой политики
К середине 1950-х годов, когда мирная жизнь окончательно вступила в свои права, выяснилось, что страны соцлагеря с большой симпатией смотрят в сторону Запада. И было почему, «план Маршалла» и «экономическое чудо» Конрада Аденауэра позволили Европе довольно быстро вернуть довоенный уровень комфорта и даже превзойти его. Кроме того, наличие политических свобод, возможность ездить по миру и жить, где тебе удобно, придавали западному образу жизни замечательный ореол. А в странах, выбравших социалистический путь, ничего этого не было. Кроме того, Москва диктовала своим «вассалам», что им делать, как жить и даже как думать. Неудивительно, что вскоре по Восточной Европе прокатилась череда восстаний. Их подавили с большим трудом и немалыми идеологическими потерями - СССР снова стал душителем свобод, жандармом Европы, как это было при царе. Политическому руководству следовало придумать что-нибудь такое, чтобы «ветреные подруги» - Венгрия, Польша, Чехословакия - вновь воспылали к нам большой любовью.
И эта роль выпала нефти. Как известно, в конце 1950-х годов СССР имел немало запасов разведанной нефти.
Решение о создании нефтепроводной системы «Дружба» было принято в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1959 году. Общая протяжённость трубопроводной системы, которая начиналась в Куйбышеве (Самаре), должна была составить более 6 тысяч километров. Кроме прокладки нефтепровода в братские социалистические страны, строилось ответвление из Брянской области в латвийский порт Вентспилс, где был создан экспортный нефтяной терминал.
Строительство началось в 1960 году. Каждая страна должна была поставить все необходимые строительные материалы, машины и оборудование. И в самом деле - строили всем миром. Трубы для проекта изготавливал Советский Союз. На строительство нефтепровода были брошены все передовые новации и технологии того времени. Так, было решено, что нужно применять трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном сварные. Из всех поданных идей выбирались самые рациональные, требующие небольших вложений и с максимальной отдачей. Но в строительстве были и свои трудности. Как известно, с ноября 1962 года в рамках НАТО было введено эмбарго на экспорт в СССР труб большого диаметра для нефте- и газопроводов. Однако на Челябинском трубопрокатном заводе сумели наладить выпуск таких труб на созданном очень быстро «Стане 1020», на первом изделии которого рабочие написали: «Труба тебе, Аденауэр!».
Страны СЭВ тоже принимали посильное участие в строительстве: арматуру поставляла Чехословакия, ГДР была главной по насосам, а Венгрия отвечала за автоматизацию коммуникационного оборудования.
В 1962 году первая нефть прибыла в Чехословакию, в 1963 году - в Польшу и ГДР. Весь трубопровод был введён в эксплуатацию 15 октября 1964 года. На его открытии снимать символическую заглушку должен был Никита Хрущёв, который являлся «отцом» этого проекта. Но, увы, незадолго до этого знаменательного события его отправили в отставку.
Однако это не меняло сути - качественная и практически дармовая нефтяная река хлынула в восточноевропейские страны.
Гешефт по-социалистически
После открытия нефтяного канала спрос на советскую нефть быстро увеличивался в объемах. Если поначалу топливо было доступным только Польше и Германии, вскоре присоединиться к этому «пиру» захотели и другие страны. И неудивительно: в условиях советской финансово-сырьевой подпитки не нужно было развивать собственную геологоразведку, экономить топливо, снижать энергозатраты в экономике и ЖКХ. Аппетиты быстро росли, и в 1968-м друзья попросили «добавки». В связи с этим к 1974 году была построена новая магистраль «Дружба-2» и увеличена мощность «Дружбы-1».
Помимо того, что нефть была нужна экономике социалистических стран, её лидеры делали на ней свой небольшой бизнес: так как поставляемое топливо было очень дешёвым, «братские социалистические страны» нередко перепродавали советскую нефть и изготовленные из неё нефтепродукты на Запад.
Советское руководство делало вид что ничего не замечает. По разным оценкам, на этот бизнес к середине 1980-х направлялось от 25 до 30% нефти, поступавшей из СССР.
В строительстве нефтепровода «Дружба» были свои секреты, о которых вслух не говорили. «Дружба» нужна была ещё и для того, чтобы устранить с нефтяного рынка непокорную Румынию, которая после 20-го съезда КПСС не приветствовала антисталинский курс, а наоборот, вместе с Китаем и Албанией обвинила СССР в оппортунизме и предательстве коммунистических идеалов.
Во-вторых, Румыния подозревала СССР в политическом коварстве, поскольку ходили слухи, что Хрущёв, Микоян и Андропов (тогда посол СССР в Венгрии) договорились с Имре Надем и Яношем Кадаром (руководителями Венгрии) о возможной передаче Будапешту части румынской Трансильвании, целиком входившей в состав Венгрии в 1940-1946 годах (и раньше, до 1919 года) при условии дальнейшего участия Венгрии в СЭВ и Организации Варшавского договора.
Секреты родины Дракулы
Разумеется, это вызвало у румын панику - ведь Трансильвания была румынским нефтяным Эльдорадо. Именно оттуда нефть текла в Германию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Австрию. Более того, нефть с родины Дракулы поступала в Израиль, в Египет и даже в Кампучию, которую на тот момент возглавлял Пол Пот. И вводя в строй нефтепровод «Дружба», СССР одним махом отбирал у Румынии львиную долю покупателей и ставил её нефтяной бизнес под угрозу краха.
Не меньшую угрозу «Дружба» представляла и для западных стран. Поначалу они планировали покупать нефть, поставляемую с Ближнего Востока или из Северней Африки по трубопроводу через Грецию - Югославию (порт Салоники - Скопье - Ниш - Белград - Будапешт, с дальнейшим ответвлением в Чехословакию).
Но к концу 1960-х построили лишь участок Греция - Югославия. А СССР, после того как в 1969 году смог обойти западное эмбарго на поставку в СССР высококачественных труб, развернулся ещё шире. Ответвления советских нефтепроводов были состыкованы с нефтепроводной сетью Западной Европы - нашими нефтяными клиентами стали ФРГ, Австрия, Югославия, Западный Берлин и другие страны. И когда в 1973 году саудовские шейхи отказались поставлять нефть на Запад в прежнем объёме, их место занял СССР. Таким образом большая часть Европы стала нашей нефтяной вотчиной.
Правда, без накладок тоже не обошлось: заключая контракт на поставки нефти из СССР, ФРГ потребовала монопольного права на поставку нам своих труб. Наши были только рады - ведь немецкие трубы, к сожалению, были лучше тех, что готовили гибель Аденауэру. Но потом, когда в СССР разразился экономический кризис, «трубная зависимость» вышла нам боком.
Удивительно, но нефтепровод «Дружба» работает и поныне. И с каждым годом система, в которую входит 8900 километров трубопроводов (из них 3900 километров - на территории России) и через которую ежегодно экспортируется более 100 миллионов тонн нефти, подтверждает свою важность и необходимость.
Газопровод "Бухара- Урал"
Послевоенное разделение Европы на социалистический и капиталистический лагеря очень скоро выявило большие противоречия. Восстания в ГДР в 1953 году, в Венгрии и Польше в 1956-м были вызваны тем, что новые друзья не желали жить по указке Москвы. И тогда в Кремле решили «подсластить пилюлю» - дать соцлагерю возможность купаться в дешевой нефти...
Как известно, трубопроводный транспорт - один из самых дешевых видов транспорта. Ведь строишь его один раз и надолго. Однако с российскими нефтепроводами все было не так просто. Запустили их еще до революции: длина первого составляла всего 10 километров, а мощность не превышала 0,47 миллиона тонн в год. Казалось бы, строй дальше и стриги купоны! Но не тут-то было: владельцы железных дорог, которые занимались перевозкой нефти, имели мощное лобби в правительстве, что и тормозило развитие трубопроводного транспорта.
Потом случились революция и война, стране было не до гигантских строек. Вопрос о доставке нефти по трубопроводу в Польшу, Германию, Венгрию, Чехословакию возник в конце 1950-х годов и был связан в первую очередь с именем Никиты Хрущева.
Инструмент большой политики
К середине 1950-х годов, когда мирная жизнь окончательно вступила в свои права, выяснилось, что страны соцлагеря с большой симпатией смотрят в сторону Запада. И было почему: «план Маршалла» и «экономическое чудо» Конрада Аденауэра позволили Европе довольно быстро вернуть довоенный уровень комфорта и даже превзойти его. Кроме того, наличие политических свобод, возможность ездить по миру и жить, где тебе удобно, придавали западному образу жизни замечательный ореол. А в странах, выбравших социалистический путь, ничего этого не было. Кроме того, Москва диктовала своим «вассалам», что им делать, как жить и даже как думать. Неудивительно, что вскоре по Восточной Европе прокатилась череда восстаний. Их подавили с большим трудом и немалыми идеологическими потерями - СССР снова стал душителем свобод, жандармом Европы, как это было при царе. Политическому руководству следовало придумать что-нибудь такое, чтобы «ветреные подруги» - Венгрия, Польша, Чехословакия - вновь воспылали к нам большой любовью.
И эта роль выпала нефти. Как известно, в конце 1950-х годов СССР имел немало запасов разведанной нефти.
Решение о создании нефтепроводной системы «Дружба» было принято в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1959 году. Общая протяженность трубопроводной системы, которая начиналась в Куйбышеве (Самаре), должна была составить более б тысяч километров. Кроме прокладки нефтепровода в братские социалистические страны, строилось ответвление из Брянской области в латвийский порт Вентспилс, где был создан экспортный нефтяной терминал.
Строительство началось в 1960 году. Каждая страна должна была поставить все необходимые строительные материалы, машины и оборудование. И в самом деле - строили всем миром. Трубы для проекта изготавливал Советский Союз. На строительство нефтепровода были брошены все передовые новации и технологии того времени. Так, было решено, что нужно применять трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном сварные. Из всех поданных идей выбирались самые рациональные, требующие небольших вложений и с максимальной отдачей. Но в строительстве были и свои трудности. Как известно, с ноября 1962 года в рамках НАТО было введено эмбарго на экспорт в СССР труб большого диаметра для нефте- и газопроводов. Однако на Челябинском трубопрокатном заводе сумели наладить выпуск таких труб на созданном очень быстро «Стане 1020», на первом изделии которого рабочие написали: «Труба тебе, Аденауэр!».
Страны СЭВ тоже принимали посильное участие в строительстве: арматуру поставляла Чехословакия, ГДР была главной по насосам, а Венгрия отвечала за автоматизацию коммуникационного оборудования.
В 1962 году первая нефть прибыла в Чехословакию, в 1963 году - в Польшу и ГДР Весь трубопровод был введен в эксплуатацию 15 октября 1964 года. На его открытии снимать символическую заглушку должен был Никита Хрущев, который являлся «отцом» этого проекта. Но, увы, незадолго до этого знаменательного события его отправили в отставку.
Однако это не меняло сути - качественная и практически дармовая нефтяная река хлынула в восточноевропейские страны.
Гешефт по-социалистически
После открытия нефтяного канала спрос на советскую нефть быстро увеличивался в объемах. Если поначалу топливо было доступным только Польше и Германии, вскоре присоединиться к этому «пиру» захотели и другие страны. И неудивительно: в условиях советской финансово-сырьевой подпитки не нужно было развивать собственную геологоразведку, экономить топливо, снижать энергозатраты в экономике и ЖКХ. Аппетиты быстро росли, и в 1968-м друзья попросили «добавки». В связи с этим к 1974 году была построена новая магистраль «Дружба-2» и увеличена мощность «Друж-бы-1».
Помимо того, что нефть была нужна экономике социалистических стран, ее лидеры делали на ней свой небольшой бизнес так как поставляемое топливо было очень дешевым, «братские социалистические страны» нередко перепродавали советскую нефть и изготовленные из нее нефтепродукты на Запад.
Советское руководство делало вид, что ничего не замечает. По разным оценкам, на этот бизнес к середине 1980-х направлялось от 25 до 30% нефти, поступавшей из СССР.
В строительстве нефтепровода «Дружба» были свои секреты, о которых вслух не говорили. «Дружба» нужна была еще и для того, чтобы устранить с нефтяного рынка непокорную Румынию, которая после XX съезда КПСС не приветствовала антисталинский курс, а наоборот, вместе с Китаем и Албанией обвинила СССР в оппортунизме и предательстве коммунистических идеалов.
Во-вторых, Румыния подозревала СССР в политическом коварстве, поскольку ходили слухи, что Хрущев, Микоян и Андропов (тогда посол СССР в Венгрии) договорились с Имре Надем и Яношем Кадаром (руководителями Венгрии) о возможной передаче Будапешту части румынской Трансильвании, целиком входившей в состав Венгрии в 1940-1946 годах (и раньше, до 1919 года) при условии дальнейшего участия Венгрии в СЭВ и Организации Варшавского договора.
Секреты родины Дракулы
Разумеется, это вызвало у румын панику - ведь Трансильвания была румынским нефтяным Эльдорадо. Именно оттуда нефть текла в Германию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Австрию. Более того, нефть с родины Дракулы поступала в Израиль, в Египет и даже в Кампучию, которую на тот момент возглавлял Пол Пот. И вводя в строй нефтепровод «Дружба», СССР одним махом отбирал у Румынии львиную долю покупателей и ставил ее нефтяной бизнес под угрозу краха.
Не меньшую угрозу «Дружба» представляла и для западных стран. Поначалу они планировали покупать нефть, поставляемую с Ближнего Востока или из Северной Африки по трубопроводу через Грецию - Югославию (порт Салоники - Скопье -Ниш - Белград - Будапешт, с дальнейшим ответвлением в Чехословакию).
Но к концу 1960-х построили лишь участок Греция - Югославия. А СССР, после того как в 1969 году смог, обойти западное эмбарго на поставку в СССР высококачественных труб, развернулся еще шире. Ответвления советских нефтепроводов были состыкованы с нефтепроводной сетью Западной Европы - нашими нефтяными клиентами стали ФРГ, Австрия, Югославия, Западный Берлин и другие страны. И когда в 1973 году саудовские шейхи отказались поставлять нефть на Запад в прежнем объеме, их место занял СССР. Таким образом, большая часть Европы стала нашей нефтяной вотчиной.
Правда, без накладок тоже не обошлось: заключая контракт на поставки нефти из СССР, ФРГ потребовала монопольного права на поставку нам своих труб. Наши были только рады - ведь немецкие трубы, к сожалению, были лучше тех, что готовили гибель Аденауэру. Но потом, когда в СССР разразился экономический кризис, «трубная зависимость» вышла нам боком.
Удивительно, но нефтепровод «Дружба» работает и поныне. И с каждым годом система, в которую входит 8900 километров трубопроводов (из них 3900 километров - на территории России) и через которую ежегодно экспортируется более 100 миллионов тонн нефти, подтверждает свою важность и необходимость.
Виктор Приходько
Побываем в наших «Прогулках по городу Ч» в промзоне Челябинска, правда, - в особой. Ее даже президент страны Владимир Путин назвал местным диснейлендом.
Есть и повод для рассказа. 20 октября Челябинский трубопрокатный завод выпустил первую продукцию. Было это 75 лет назад - в военном 1942 году. А создавалось предприятие ударными темпами на базе эвакуированного в Челябинск Мариупольского трубного завода.
В 1949 году на заводе впервые в стране было освоено производство водогазопроводных труб методом непрерывной печной сварки, а в 1956 году начато производство труб большого диаметра. В 1970-е годы ЧТПЗ был самым крупным трубным заводом в мире, изготавливающим 3,3 — 3,5 миллиона тонн трубной продукции в год.
Накануне своего 75-летнего юбилея уральские трубопрокатчики пригласили челябинских и свердловских журналистов в пресс-тур по своим… цехам. Точнее, выбрано было для этого два цеха, но такие, которые и президенту России показать не стыдно. В них он был, о чем свидетельствуют его автограф на трубе и фотографии в экспозиции гостей.
Участником пресс-тура стал и корреспондент газеты «Возрождение Урала».
На Высоте
В книге-справочнике «100 чудес Урала - природные и рукотворные» об этом месте говорится так: «Первый в России пример белой металлургии, и одна из площадок для промтуризма. Цех по производству труб большого диаметра. Первый в мире изготовитель брендированных цветных труб». Интерьер цеха напоминает декорации к фильмам о будущем - от яркого оборудования до стерильной чистоты и цветов в горшках.
Тот случай, когда слышал о «Высоте 239» много раз. Но - лучше один раз увидеть.
И вот она - Высота. Не природная, а - рукотворная. К тому же вошедшая в число чудес Урала.
Несколько любопытных фактов и цифр о ней:
Необычное название цеха «Высота 239» связано с его расположением - на высоте 239 м над уровнем моря, выше остальных трубных заводов в мире;
- «Высота 239» - одно из самых красивых промышленных предприятий в мире по версии журналов Forbes, «Афиша», жюри премии Best Building Awards и др.;
30 лет - средний возраст сотрудников;
15 футбольных полей - площадь цеха.
Привет тебе, Аденауэр!
Представитель «Высоты 239» показывал уникальное производство, то и дело переключался на не менее уникальные фотографии, которые составили галерею в цехе.
Вы знаете, кто такой Аденауэр, что это за фотография и почему у нее задержался президент России, когда ходил по нашему цеху?
А Вы знаете, кто автор этого снимка? - спросил я и сам же ответил: - Вот он, Евгений Ткаченко, сегодня вместе с нами здесь. Кстати, на этом снимке он как раз рассказывает об этой своей работе Владимиру Путину в стенах этого цеха.
История этой знаменитой фотографии здесь столь популярна, потому что ее герои - челябинские трубопрокатчики. А еще потому, что история повторяется, все уже было раньше. Снимок этот - про санкции и про ответ на них нашей страны. В 60-е годы при канцлере Аденауэре ФРГ отказалась продавать нам трубы большого диаметра. Они нужны были для строительства нового газопровода. И СССР быстро наладил их производство - на ЧТПЗ. А на первой продукции рабочие написали: «Труба тебе, Аденауэр!». Это был ответ на санкции, облетевший мир благодаря снимку молодого тогда еще челябинского репортера Евгения Ткаченко, работавшего в 1963 году в газете «Челябинский рабочий».
Прошло больше полувека, и челябинские трубопрокатчики снова проявились в большой политике.
На «Высоте 239» внедрены импортозамещающие технологии, при сварке труб применяется керамический флюс собственного производства. Трубы, выпускаемые на «Высоте 239», могут быть использованы на местности с вечной мерзлотой, в сейсмоопасных зонах, на дне морей. Продукция «Высоты 239» используется в таких крупных проектах, как трубопроводы «Северный поток - 2», «Сила Сибири», «Южный коридор». Трубы «Высоты 239» были использованы при строительстве спортивных объектов Олимпиады-2014 и Чемпионата мира по футболу - 2018.
Завораживающее зрелище - этот пресс
Стратегическим партнером ЧТПЗ по выпуску труб большого диаметра на «Высоте 239» является Магнитогорский металлургический комбинат, реализовавший проект по строительству стана 5000.
А еще один партнер, в цехе которого можно встретить автограф и Владимира Путина, и Алексея Миллера - главы Газпрома, появился недавно. В 2015 году ЧТПЗ и РОСНАНО объявили о реализации совместного проекта - строительстве предприятия по выпуску соединительных деталей трубопроводов с использованием наноструктурированных материалов. Для реализации проекта была создана партнерская компания «Этерно».
Уральские журналисты сначала с интересом рассматривали и фотографировали «оформление» цеха снаружи - караван верблюдов и небольшой состав, на платформах которого разместилась продукция компании. А потом - уже внутри - ждали, как из печи достается огненная заготовка, к которой потто подходят в специальных, почти космических скафандрах два специалиста. Тоже что-то «колдуют» рядом с огненной трубой, которую потом специальный погрузчик довозит до ванны, куда она погружается, чтобы сбросить с себя 900 градусов огня.
Черная металлургия в белых халатах
Как известно, предприятия металлургии относились к министерству черной металлургии - так было в советское время, когда они и были построены.
Челябинские трубопрокатчики ввели в обиход понятие «белая металлургия». Оно было и раньше, только ассоциировалось со сферами высоких технологий - медициной, микроэлектроникой, где приоритетными являются точность и ответственность, а рабочей одеждой персонала традиционно являются белые халаты. Благодаря использованию новейших технологий, белая металлургия ЧТПЗ разрушает один из наиболее устойчивых в прошлом стереотипов о том, что работа с металлом не может ассоциироваться с чистой одеждой и белым цветом, традиционно относится к «черным», грязным производствам...
НАША ТЕМА | Взаимные риски
Санкции стары как мир. История, правда, не сохранила примеров их применения в первобытном обществе, но вот в античном санкции уж точно были. Первый зафиксированный случай произошёл в Древней Греции. Два с половиной тысячелетия назад сам великий Перикл запретил купцам из области Мегара разгружать свои корабли в порту Афин и торговать на местном рынке. У Мегары нашлись союзники, и результатом конфликта стала затяжная и кровопролитная Пелопонесская война.
Страны, торговавшие с Китаем, время от времени вводили для своих подданных запреты на одежду из шёлка, дабы хоть как-то ослабить экономику и влияние Поднебесной. А Наполеон, борясь с Великобританией, установил против неё «континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от неё, покупать товары Туманного Альбиона.
Человечество очень долго шло к пониманию того, что свободная торговля выгодна всем - и продавцам, и покупателям. И тем не менее американский исследователь, директор Института экономической демократии Джон Смит считает одной из главных причин начала Первой и Второй мировых войн торгово-экономические конфликты между крупнейшими державами. И что же? Передел сфер влияния и рынков в результате этих войн состоялся, но можно ли говорить о том, что были сняты все противоречия?
Слишком часто санкции оказываются малопродуктивными или даже контрпродуктивными. После того как Япония развернула боевые действия в Азии, Соединённые Штаты, ещё не участвовавшие в войне, ввели в отношении Страны восходящего солнца нефтяное эмбарго. Японцы, лишённые собственных месторождений, сочли это актом экономической агрессии, что стало решающим аргументом в пользу удара по США, а не по Советскому Союзу, который в конце 1941-го вёл тяжелейшие бои под Москвой.
В октябре 1973 года арабские страны ввели нефтяное эмбарго в отношении уже самих Соединённых Штатов в знак протеста против поддержки ими Израиля. Мировые цены на нефть выросли в несколько раз. В 1974-1975 годах Запад пережил тяжёлый экономический кризис, но в конечном счёте пострадали и сами страны - экспортёры углеводородов. Запад кардинально изменил свою энергетическую политику, существенно сократив потребление нефти за счёт более экономичных двигателей и альтернативных источников энергии. Экспортёры в итоге потеряли в доходах и лишились на несколько лет доступа к передовым технологиям и инвестициям.
Потребовались два с половиной десятилетия тотальных санкций, чтобы свалить режим апартеида в ЮАР, да и то вопрос спорный, они ли стали причиной смены власти на юге Африки или всё-таки активизация борьбы чернокожего населения. Пребывавшая под воздействием санкций экономика Ирана в конце 90-х годов ХХ века выглядела куда более здоровой, чем хозяйство многих стран, которым США помогали. Провалились и попытки надавить на Китай санкциями после событий на площади Тяньаньмэнь. Затея оказалась бесполезной, и вскоре от неё отказались.
Теперь наши заклятые партнёры пытаются испугать нас. Пугаться, конечно, не надо. Надо делать выводы.
Главный вывод - это даже не вывод. Это констатация давно известного. У России друзей нет. Кроме её армии и флота. Сегодня слова Александра III актуальны не меньше, чем тогда, когда он их произносил. Мы слишком богаты ресурсами, чтобы с нами дружить. На наши богатства можно только зариться. Не будем забывать высказывание Мадлен Олбрайт о том, что принадлежность таких ресурсов одной стране - историческая несправедливость. И «несправедливость» эта до сих пор не исправлена только по одной причине - у нас всё ещё есть ракетно-ядерный щит.
Чтобы нейтрализовать наши возможности ответного удара, американцы и носятся со своей противоракетной обороной. Цену их разговорам о её направленности против Ирана мы знаем. Если Иран запустит ракету в сторону Соединённых Штатов и уж тем более Европы, перехватывать её из Польши большого смысла не имеет. Как и если мы запустим свою из Сибири. А потому большой войны в ближайшем будущем не предвидится. И граждане России на этот счёт не должны беспокоиться.
С украинскими национал-сумасшедшими какие-то конфликты возможны. К ним надо быть готовыми. Тут уж ничего не поделаешь.
А на санкции у нас есть множество ответов. Достаточно напомнить, что на МКС и обратно американские астронавты летают на нашей технике, а их военные спутники запускают ракеты, оснащённые нашими двигателями. Их сообщение с Афганистаном идёт через наш Ульяновск. И так далее.
Когда-то при канцлере Аденауэре ФРГ отказалась продавать нам трубы большого диаметра. СССР быстро наладил их производство. На первой продукции рабочие написали: «Труба тебе, Аденауэр!» Это лучший ответ на санкции.
Подходит к концу трудовой год, и можно просто расслабиться, почитав нашу подборку баек и реальных историй о трубопроводах.
Союз пива и науки
Датчане очень любят своего земляка, прославленного физика Нильса Бора. Бор - разработчик основ квантовой механики, получил Нобелевскую премию по физике в 1922 году. Как его только не увековечивали благодарные соотечественники. Даже на купюре в 500 датских крон можно увидеть его портрет.
Но лучше всех выразила благодарность своему земляку, еще при жизни великого ученого, датская пивоваренная компания Carlsberg. Пивовары подарили Бору дом на небольшом участке неподалёку от своего заводика. Особенностью этого дома был трубопровод, соединённый с пивоварней - по нему в дом в режиме 24/7 поставлялось пиво, бесплатно, неограниченно и до конца жизни учёного.
Бор из скромности отказывался от многих подарков своих соотечественников, но перед заманчивой перспективой бесплатного пива не устоял.
Против лома…
Место действия: нефтепровод. Иностранные партнеры привезли телеинспекционное оборудование стоимостью 16 миллионов долларов. Цели ставились глобальные: «телеинспектор» проверит состояние трубопровода и составит самую актуальную карту расположения труб. Но иноземные специалисты не учли российского менталитета. За много тысяч километров прибор ждали на выходе из трубы. Не дождались.
А всё потому, что за несколько месяцев до этого рабочие чинили дыру в трубопроводе. И залатали ее очень просто - воткнули в нее лом и намертво заварили. А что, нефть все равно не заметит такого препятствия, подумали они.
…Двигающееся на большой скорости иностранное чудовище за 16 миллионов долларов просто не смогло ничего противопоставить русскому лому. Рассыпавшись на множество мелких кусочков, оно так и не составило карту российских нефтепроводов...
Наш ответ Аденауэру
В 1962 году, в разгар «холодной войны» канцлер ФРГ Конрад Аденауэр под влиянием США запретил поставлять трубы большого диаметра для СССР. Дело в том, что в нашей стране ТБД тогда не производились, поэтому их и приходилось заказывать из ФРГ. Под угрозой оказались знаменитые нефтепровод «Дружба» и газопровод «Бухара – Урал».
Русские не растерялись и всего за год построили на ЧТПЗ стан "1020". Впервые в мире была разработана и освоена новая технология производства двухшовных труб, не уступающих по прочности зарубежным одношовным. Позднее разработчики новой технологии были отмечены государственной премией. Уже в марте 1963 года была выдана первая труба диаметром 1020 мм. На одной из труб первой партии рабочие написали: «Труба тебе, Аденауэр!». Этот исторический момент запечатлел фотограф Евгений Ткаченко.
Фотография облетела все международные СМИ. Увидел ее и сам Аденауэр. Тот, правда, не сразу понял, на что тут обижаться: если переводить буквально, получалось, что русские сделали трубу для него.
Есть сведения, что вначале надпись на трубе имела другой вид. Вместо слова «труба» там было другое, непечатное слово.
Хорошая реакция никогда не повредит
Одна бригада сварщиков очень хотела отметить день рождения коллеги. Притом в рабочее время. Решено было сделать муляж. Набили робу ветошью, привязали к руке чучела держак и оставили чучело на высоте – создавать видимость работы. Ветер подует – со стороны кажется, что чучело варит (ибо держак с электродом качается). А сами сварщики квасят неподалёку.
А теперь представьте: выходит начальство из столовой, смотрит – всё нормально. И тут налетает особенно сильный порыв ветра. Чучело сдувает, и оно летит вниз с семидесятиметровой высоты! У начальства чуть волосы не поседели – все кинулись к месту приземления. Виновник торжества, вовремя заметив падение чучела, спускается, выскакивает на улицу, выкидывает свой муляж и сам ложится вместо него… Спустя секунду прибегает начальство и видит – сварщик встает, чертыхается, отряхивает робу и говорит: - «Да чтоб я еще туда полез!»
Горе-снабженец
Ну а подобные работники, наверное, знакомы и вам.
Мастер забыл указать в заявке арматуру для трубопровода и звонит снабженцу: «Срочно дозакажи арматуру». Снабженец уточняет: «Сколько, какой диаметр?». Прораб: «Пятьдесят штук, двадцатки».
На следующий день на стройплощадку приезжает длинномер. В нем – полторы тонны арматуры. Самой обычной арматуры для ЖБИ. Как объяснил потрясенным работникам водитель, снабженец отправил его на металлобазу и сказал: «Ровно пятьдесят штук, и чтобы пересчитал!»
Читатели уже догадались, в чем дело, а вот снабженец тогда не понял, что если трубопроводчик заказывает арматуру, он заказывает запорную арматуру, т.е. вентиль, кран, задвижку. И вместо запорной арматуры он пригнал на стройплощадку совсем другую арматуру... День для работников выдался жаркий. Быстро заказывать вентиля, сдавать полторы тонны арматуры...
Незадачливому снабженцу все-таки дали еще один шанс. Но очередное задание он снова благополучно «провалил».
Прораб попросил его привезти на объект двадцать задвижек Дy 200. Снабженец, чтобы не оплошать, едет на объект и просит показать ему задвижку. Прораб указывает ему на установленную задвижку, с одной стороны смонтированную к трубопроводу, с другой стороны отсеченной заглушкой и показывает пальцем: "Вот, смотри". Снабженец кивает: понял. На следующий день со счастливым лицом приезжает на объект и привозит... заглушки.
Вынесет всё!
Hекрасов писал про русский народ: «Вынесет всё, что господь ни пошлет!», имея в виду могучую стойкость россиян. Однако его высказывание можно понять и в другом смысле: наш народ вынесет всё что угодно откуда угодно.
Hа фирме Туполева рабочие как-то поспорили, что вынесут 5-метровую трубу. Надо ли говорить, что режим там был неслабый. И вот в обед двое рабочих притаскивают предмет спора к цеху, что неподалеку от проходной, упирают в стену, другой конец наводят на ворота, делают отметку мелом. Затем перетаскивают трубу, совмещают с отметкой, делают новую, и так далее, приближаясь к воротам. Добравшись до них, орут вахтеру, чтобы открывал. Hа робкий вопрос вахтера «А что это у вас происходит?» отвечают: «Hе видишь? Разметку делаем, под новую теплотрассу!» Выбравшись за ворота, делают еще несколько отметок, и, скрывшись за углом, трубу бросают. Пари выиграно. Труба ржавела у стены еще много лет...