Изменения в 44 фз от 6 марта. Юридические услуги
Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2017 года Федеральным законом от 31.12.2017 № 504‑ФЗ в Закон № 44‑ФЗ были внесены изменения. Самое важное нововведение - возможность осуществления закупок в электронной форме, но не остались без внимания и иные моменты. Некоторые изменения уже начали действовать, некоторые вступят в силу лишь с июля, а некоторые станут обязательными в 2019 году. Сегодня расскажем, что уже необходимо учитывать УП при закупках и к чему готовиться.
16.02.2018Если заказчик отказался заключать контракт с победителем.
Частью 9 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с победителем закупки в любой момент, если будет выявлено, что участник не соответствует единым и дополнительным требованиям, установленным ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям.
В части 10 указанной статьи отмечено, что при закупках лекарств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), отказ от заключения контракта с победителем возможен, если установлено, что:
- предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована (п. 1);
- предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (если участник закупки является их производителем или если при закупках для обеспечения федеральных нужд НМЦК превышает 10 млн руб., а при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд НМЦК превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн руб.) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и от снижения цены при заключении контракта участник закупки отказывается (п. 2).
Как и прежде, в таких случаях в течение 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для отказа, нужно составить и разместить в ЕИС соответствующий протокол, а в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направить победителю.
Обратите внимание:
С 11.01.2018 у УП есть право после размещения в ЕИС протокола об отказе от заключения контракта заключить контракт с иным участником закупки, предложившим:
- такую же цену, как победитель;
- лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.
Отметим, что в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ, победитель признается уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями.
Описываем объект закупки по‑новому.
Правила описания объекта закупки определены ст. 33 Закона № 44‑ФЗ. Согласно изменениям, вступившим в силу 11.01.2018, законодатели сократили п. 1 ч. 1 данной нормы, убрав фразу о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, и скорректировав возможность использования указания на товарные знаки в отношении объекта закупки.
Теперь товарный знак можно указывать при описании объекта в любой закупке при условии:
- сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на эти машины и оборудование.
Новшества в контрольных мероприятиях.
Согласно ч. 15 ст. 99 Закона № 44‑ФЗ контрольные органы могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки по обращениям участников закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц. При этом порядок рассмотрения жалоб зависит от категории обратившегося лица.
Согласно новой ч. 15.1 ст. 99 Закона № 44‑ФЗ обращение с жалобой физического лица, не являющегося участником закупки, законные интересы которого не нарушены, рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Напомним, что граждане могут пожаловаться на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
Если с подобной жалобой обратится участник закупки либо осуществляющие общественный контроль общественное объединение или объединение юридических лиц, она будет рассматриваться, как и прежде, в соответствии с гл. 6 Закона № 44‑ФЗ.
Направление сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Законом № 504‑ФЗ скорректирована ч. 4 ст. 104 Закона № 44‑ФЗ. Раньше обязанность заказчика направлять информацию об уклонившемся победителе закупки при отсутствии подтверждения заключения контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, не была предусмотрена. С 11.01.2018 это условие исключено и согласно названной норме УП должно в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта направить в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п. 1 - 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44‑ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Обратите внимание:
За несвоевременное направление в ФАС информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков, или направление недостоверной информации и документов ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере 20 000 руб.
Еще одно из последних изменений в Законе № 44‑ФЗ в 5 ст. 104 (ее новая редакция вступит в силу 01.07.2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник закупки, с которым заключается контракт, на основании п. 24, 25 - 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ уклонился от заключения, направляют в ФАС сведения для внесения информации об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника уклонившимся (в действующей редакции предусматривается больший срок - 5 рабочих дней).
Изменены требования к участникам закупок.
Статьей 31 Закона № 44‑ФЗ установлены требования к участникам закупок. В части 1 данной нормы названы единые требования, в ч. 2 говорится о дополнительных требованиях, которые могут быть предъявлены к участникам.
С 01.07.2018 требования к участникам дополнятся еще одним. Помимо непроведения ликвидации, отсутствия недоимки по налогам и сборам, судимости у участника закупки - физического лица либо у руководителя организации за преступления в сфере экономики единым требованием станет отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 31).
Об обязательных условиях контракта.
Согласно последнему изменению ч. 13 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ с 01.07.2018 в контракт нужно включать обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате УП юридическому или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.
Кроме того, в данную статью введена новая ч. 29, которая предоставляет Правительству РФ право установить:
- порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
- требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.
Закупки переведены в электронную форму.
Самое грандиозное последнее изменение в Законе № 44‑ФЗ связано с возможностью осуществления закупок в электронной форме. Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Закрытые процедуры тоже можно будет проводить в электронной форме.
Положения о таких закупках вступят в силу с 01.07.2018. Давайте рассмотрим их чуть подробнее.
Электронные закупки будут проводиться:
- на электронной площадке - сайте в Интернете, соответствующем определенным требованиям, на котором применяются конкурентные способы определения поставщиков;
- на специализированной электронной площадке - информационной системе, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи для применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков.
Перечень операторов таких площадок утверждается Правительством РФ. Если к моменту вступления в силу поправок операторы не будут избраны, электронные закупки будут проводиться на прежних площадках.
Для мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы на электронной площадке создается государственная информационная система, которая будет обеспечивать:
- фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий и бездействия участников в ЕИС, на электронной площадке;
- хранение информации о действиях и бездействии участников контрактной системы, в том числе об электронных документах, формируемых участниками и подписанных усиленной электронной подписью.
В связи с этим новой ст. 5 Закона № 44‑ФЗ регламентирована организация электронного документооборота. В частности, планируется обмен электронными документами между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в закупке, окончательных предложений. Такие электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, обычной или специализированной.
При этом квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи».
Для участия в электронных закупках в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 нужно будет получить аккредитацию на электронной площадке так же, как для участия в электронном аукционе.
Отметим, что установлена возможность взимания платы за участие в электронной процедуре, обычной или закрытой, или с лица, с которым заключается контракт, при условии предоставления Правительством РФ такой возможности операторам соответствующих площадок.
Извещение о проведении закупки.
С 01.07.2018 вносятся изменения в ст. 42 Закона № 44‑ФЗ, устанавливающую перечень сведений, которые должны быть отражены в извещении о проведении закупки. Так, с этой даты согласно ч. 3 при закупке в соответствии с ч. 4 - 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ нужно будет указывать конкретную часть ст. 15, в соответствии с которой осуществляется закупка. Добавим, что при осуществлении закупки в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), обозначенных в данных частях.
Кроме того, в извещении должны быть указаны (ч. 9 - 11 ст. 42):
- преимущества, предоставляемые заказчиком предприятиям УИС и организациям инвалидов;
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства;
- информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу.
Порядок проведения закупок в электронной форме.
Законодатели детально регламентировали проведение электронных закупок. Наиболее подробную регламентацию получил открытый конкурс в электронной форме - ему посвящено восемь новых статей, вступающих в силу с 01.07.2018.
В частности, определено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие. Причем срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения соответствующих изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок на участие этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.
Требования к содержанию извещения установлены ст. 54.2, а к содержанию конкурсной документации - ст. 54.3 Закона № 44‑ФЗ.
Кроме того, рассмотрены порядок подачи заявок на участие в электронном открытом конкурсе, определены правила рассмотрения и оценки заявок (как первых, так и вторых частей), а также:
- порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок;
- последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.
Поправки предусматривают два вида обеспечения заявки: денежные средства и банковская гарантия, однако до 30.06.2019 пользоваться можно будет только первым из них.
Остальные закупки в электронной форме тоже не остались без внимания. Например, запросу котировок в электронной форме посвящены ст. 82.1 - 82.6, запросу предложений - ст. 83.1 Закона № 44‑ФЗ.
К сведению:
Статьей 83.2 Закона № 44‑ФЗ установлены единые правила заключения контракта по результатам электронной процедуры. Так, в течение 5 дней с даты размещения итоговых протоколов заказчик должен разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта без своей подписи. В течение 5 дней с даты размещения проекта победитель электронной процедуры должен подписать усиленной электронной подписью проект и разместить его на электронной площадке. В течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем, и предоставления им обеспечения исполнения контракта УП обязано разместить в ЕИС и на электронной площадке контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от его имени. С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Реестр участников закупок.
С 01.01.2019 в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок.
Регистрация участников в ЕИС будет осуществляться в электронной форме на основании информации и документов в порядке, которые должны быть определены Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок.
Регистрация участника в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.
Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке.
Изменения в Законе № 223‑ФЗ
Унитарным предприятиям стоит знать и об изменениях в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В него 28.12.2017 также были внесены существенные изменения, позволяющие осуществлять закупки в электронной форме. Но есть и другие новшества.
Унитарным предприятиям стоит знать, что с 31.12.2017 ст. 2 Закона № 223‑ФЗ дополнена ч. 2.1 - 2.7, которые предусматривают следующее. Федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества УП, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить ГУП, для которых применение такого типового положения обязательно при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в отношении ГУП субъекта РФ и МУП.
Типовым положением должна определяться дата, до наступления которой соответствующие УП обязаны внести изменения в свое положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке согласно типовому положению.
Положение размещается в ЕИС в течение 15 дней с даты его утверждения. В этот же срок размещаются изменения в документе. В последнем случае указывается срок, в течение которого автономные учреждения должны скорректировать свои положения о закупке или утвердить новые. Такой срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений в типовом положении.
С июля стартует электронизация закупок. Это означает, что заказчики по 44-ФЗ смогут проводить электронные конкурсы, электронные запросы предложений и электронные запросы котировок. Переход на электронные форму конкурентных процедур сильно изменит правила работы для всех участников контрактной системы. Рассмотрим основные изменения 44-ФЗ с 01 июля 2018 года.
44-ФЗ с июля 2018 года коротко:
☆ единый реестр участников закупок;
☆ система "Независимый регистратор";
☆ новые правила обеспечения заявок;
☆ новый порядок работы с электронной подписью;
☆ обеспечение заявки только деньгами;
☆ сроки всех конкурентных процедур поменялись;
☆ и многое другое.
В понятийном аппарате появятся новые термины. В статье 3 Закона № 44-ФЗ появятся новые понятия с расшифровками. Отдельными пунктами в статью введут определения электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов этих площадкой. Следите за изменениями в последней редакции 44-ФЗ »
В ЕИС введут новый реестр. С 01.07.2018 в ЕИС появится новый реестр – единый реестр участников закупок . Вести реестр доверят казначейству. Дополнительный подпункт 6.1 п.6 ч.3 в ст.4 Закона № 44-ФЗ введен Законом № 504 от 31.12.2017.
Новая госинформсистема «Независимый регистратор». Она нужна для того, чтобы отслеживать действия участников закупок и заказчиков. И фиксировать, в том числе на видео, кто и что делал. поможет всем участникам контрактной системы в разрешении спорных ситуаций. Например, поможет зафиксировать неработоспособность ЕИС в последний день размещения информации в реестр контрактов. Это спасет заказчик от штрафа в 20 тыс. руб.
Начнут действовать новые правила обеспечения заявок. Важные изменения в 44-ФЗ с июля 2018 года коснутся правил обеспечения заявок. С июля участники закупок вносят обеспечения заявок в специальные банки, которые отберет Правительство. От обязательства вносить обеспечение заявок освободили только казенные учреждения. А льготные условия обеспечения для СМП и СОНО убрали из закона вовсе. Льгота для участников закупок из категории учреждений уголовно – исполнительной системы и организаций инвалидов выражена в обеспечении заявок в размере, который не может превышать 2% от НМЦК. Полная таблица по новым правилам и 6 примеров, как прописать условия в документации
Из-за чего ошибаются ваши коллеги, когда устанавливают обеспечение заявок, расскажет эксперт
Для нетерпеливых
Из-за чего ошибаются ваши коллеги, когда устанавливают обеспечение заявок, разъяснит эксперт
☟ Перейдите
Появится отдельная статья об особенностях электронных процедур. Очередным пунктом в обзор изменений 44 фз с 01.07.2018 входит . Закон о контрактной системе дополнится статьей 24.1, посвященной особенностям электронных процедур. А еще появятся новые статьи, посвященные каждой электронной процедуре. Разобраться со всем многообразием нового помогут наши экспертные материалы.
Дополнится список единых требований к участникам закупок. Раньше, чтобы стать участником закупки, нужно было подтвердить соответствие единым требованиям по части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Последним десятым пунктом в списке требований шли сведения о том, что участник закупки не является оффшором. Теперь часть стать заканчивается пунктом 11. В соответствии с требованиями нового пункта участники обязаны будут подтверждать, что у них отсутствуют ограничения для участия в закупке. Пункт о том, что оператор электронной площадки проверяет участников на оффшорность, утратил силу.
Ставку рефинансирования поменяли на ключевую.
Соответствующие изменения внесли в статью 34 Закона № 44-ФЗ. Теперь если заказчик нарушает условия контракта, поставщик вправе взыскать с заказчика пени и рассчитываться пени будет исходя из ключевой ставки. Аналогичные условия действуют для поставщика, если он просрочил обязательства по контракту. Не забудьте, что пени начисляют за каждый день просрочки и только за просрочку обязательств. За прочие нарушения начисляют штраф.
Мы собрали все штрафы на одной странице, чтобы вы знали, сколько взыскать с поставщика - нарушителя и сколько вы заплатите за собственную ошибку, если сами допустите нарушение по контракту. Используйте автоматические расчетчики
Каталог в единственном числе. Раньше в законе о контрактной системе упоминались каталоги товаров, работ и услуг. Теперь множественное «каталоги» поменяли на единственное «каталог» – имея ввиду каталог ТРУ, который заказчики обязаны использовать для описания объекта закупки.
Как правильно пользоваться каталогом ТРУ: пошаговая инструкция
аталог товаров, работ и услуг - это подсистема в ЕИС, которую вы используете для описания объекта закупки. Информацию из КТРУ вы применяете в плановых документах, в извещении, документации о закупке, в контракте. Мы составили пошаговую инструкцию, которая поможет вам правильно пользоваться каталогом. Смотрите, когда его применяют и как найти в нем информацию.
Обяжут обеспечивать заявки в конкурсах и аукционах с небольшой НМЦК. В самом законе № 44-ФЗ указан диапазон, в рамках которого заказчик может требовать обеспечение заявок на участие в закупке. И начало НМЦК для этого диапазона - 5 млн. руб. Указано также, что правительство вправе установить свой порядок и правительство его установило. Оно обязало заказчиков устанавливать обеспечение заявки в конкурсах и аукционах при НМЦК от 1 млн рублей. Но при этом размер обеспечения не указали.
Новый порядок работы с ЭП. С 01 июля неквалифицированную электронную подпись больше не используют. Можно пользоваться только квалифицированной.
Обеспечивать заявки разрешат только деньгами. Банковские гарантии на обеспечение заявки от потенциальных участников электронных процедур принимать не будут. Обеспечивать заявку в электронных процедурах участник сможет только деньгами.
Изменятся сроки всех конкурентных процедур. К примеру, сроки рассмотрения первых и вторых частей заявок в электронном аукционе сократят. Процедура электронного запроса котировок тоже займет меньше времени, чем бумажная процедура. Универсального способа сразу посчитать все сроки не существует. Потому что для каждой процедуры свои временные рамки и свои этапы закупки. Мы разработали Карту сроков, которая упростит вам подсчет календарных дат закупок, а значит не даст ошибиться и получить штраф. Скачайте и установите её на свой компьютер .
Конкурс больше не приоритетный способ закупки. До 1 июля заказчики по 44-ФЗ обязаны были проводить закупки открытым конкурсом во всех случаях за некоторыми исключениями. С 1 июля этот пункт утратил силу.
С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений включает следующее:
1. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме
С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 - 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 - 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.
С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.
В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам - в соответствии с § 4.1 главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.
Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.
В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.
2. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен
С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках
В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.
4. Уточнены требования к содержанию контракта
В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
5. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.
Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей .
Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
6. Обеспечение заявки банковской гарантией
Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.
7. Денежные средства в качестве обеспечения заявки - на специальный счет
При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
8. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска
В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
9. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки
Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
10. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков
Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
11. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня
Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. рублей, должен составлять не более одного рабочего дня . Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
12. Шаг аукциона не менее 100 рублей
13. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок
В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
14. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях
Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
15. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов
Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.
16. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи
Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.
С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.
После реформирования 44 ФЗ в декабре 2017 года (504 ФЗ от 31.12.2017) в законодательстве, регулирующем контрактную систему, ожидается целый ряд существенных корректировок. Первые изменения вступят в силу в июле 2018 года, а внедрение новшеств продолжится вплоть до конца 2018 года. Рассказываем об июльских нововведениях.
Финансовый контроль
С 1 июля организация-заказчик должна сведения об уклонившихся участниках в течение 3-х дней. Срок установлен для всех случаев.
Порядок планирования
С 01.07.2018 сокращается временной промежуток между и (ч. 14 ст. 21 44-ФЗ) для следующих случаев:
- публикация повторного извещения при ранее не состоявшейся закупке;
- заказ у единственного поставщика.
Ранее такой срок составлял 10 дней, после внесения изменений — 1 день. Для всех остальных случаев правило десятидневного периода остается в силе (Письмо Минфина России от 28.11.2017 № 24-01-09/78889).
Закупка у единственного поставщика
С июля добавляются основания для заключения контракта с (п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Несостоявшиеся электронные закупки включены в перечень оснований для закупки у единственного поставщика. Он будет приравниваться к победителю торгов.
Национальный режим в закупках
С 01.07.2018 участники торгов обязаны приобретаемой продукции только в том случае, если конкретный товар, закупка подпадает под ограничения.
Если же закупка подпадает под запреты или условия допуска и при этом в заявке участника отсутствует документация, подтверждающая происхождение товара из стран ЕАЭС, то такая заявка считается предлагающей поставку иностранных товаров. В тех случаях, если ТРУ из заявки подпадает под запрет, то ее следует отклонить. Если же в отношении ТРУ установлены ограничения или условие допуска, то перед решением об отклонении заявки необходимо ознакомиться с соответствующей нормативно-правовой документацией.
В том случае когда заказ подпадает под запреты и ограничения по факту рассмотрения первых частей заявок при проведении электронных процедур (конкурсов и аукционов), организации-заказчику поступают уведомления от оператора площадок о наличии среди допущенных заявок:
- предложений о поставке ТРУ российского происхождения при электронных конкурсах (п. 3 ч. 9 ст. 54.5 44-ФЗ) без указаний информации об участниках, подавших предложение;
- предложений о поставке ТРУ российского происхождения при электронных аукционах (ч. 9 ст. 67 — новая редакция) без указаний информации об участниках, подавших предложение.
В протоколе о рассмотрении заявок необходимо указать сведения о таких предложениях и участниках, признанных участниками торгов, а также о предложениях поставки ТРУ иностранных производителей либо иностранными резидентами.
Электронная подпись
С июля 2018 года все цифровые документы должны подписываться (п. 3 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5, ч. 5.5 ст. 112 ЗКС). Для реализации целей и положений 44 ФЗ всеми участниками закупок используются сертификаты ключей проверки ЭП (ч. 5.5 ст. 112 ЗКС).
До 31.12.2018 ответственность за обеспечение УКЭП участников контрактной сферы ложится на органы Федерального казначейства.
Закупки в электронной форме
С 01.07.2018 из ч. 2 ст. 48 44-ФЗ исключено положение о том, что организация-заказчик во всех случаях проводит закупки путем открытого конкурса, то есть открытый конкурс теперь не является основным способом торгов.
Теперь заказчик вправе проводить электронные закупки, используя все доступные конкурентные :
- конкурс — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
- закрытые электронные процедуры;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Заказчик также может выбрать для проведения госзакупки аукцион.
С 01.07.2018 до 01.01.2019 заказчик может осуществить выбор: по желанию проводить процедуры либо в электронной, либо в бумажной форме. С 01.01.2019 возможность выбора исключается, и проводиться будут только электронные торги.
С 1 июля также могут выделяться лоты при проведении конкурентных способов, кроме запросов котировок и предложений, а также открытых и закрытых электронных процедур.
Права Правительства РФ
С июля 2018 г. Правительство РФ вправе утверждать:
- типовые формы заявок и документацию на участие в электронных торгах;
- порядок определения минимального срока исполнения поставщиком условий договора;
- минимальный и ЦК с единственным поставщиком.
Порядок проведения бумажных процедур
С 01.07.2018 при поведении закупок в бумажной форме нет необходимости подачи заявок в электронном виде. Также установлены новые требования к сведениям, вносимым на конверты заявок в конкурсах (необходимо указывать наименование открытого конкурса), конкретизированы правила возврата заявки при запросе котировок и расширены требования к содержанию заявки при конкурсе и запросе котировок (обязательно указывать адрес).
При проведении запроса котировок также необходимо указывать в заявке ценовые предложения к каждой позиции приобретаемых товаров и прикладывать декларацию о соответствии требованиям п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
При закупках путем конкурса и запроса котировок наименование страны-производителя указывается только в том случае, если закупка подпадает под национальный режим (ст. 14 44-ФЗ).
Порядок проведения электронных закупок
С 01.07.2018 изменяются правила аккредитации участников, порядок предоставления обеспечения заявок и заключения контрактов.
При закупке ТРУ путем ЭА в первых частях заявок товарный знак и конкретные показатели, аналогичные аукционной документации, необходимо указывать только в том случае, если в ЗД отсутствует указание на товарный знак либо участник предлагает идентичную продукцию с иным товарным знаком. При прочих случаях участник дает согласие с условиями, установленными ЗД, которое подтверждается путем применения программно-аппаратных средств ЭП. Наименование страны-производителя указывается только на основании ст. 14 44-ФЗ.
Во вторых частях заявок участникам в обязательном порядке необходимо указывать почтовый адрес. Все декларации предоставляются с использованием программно-аппаратных средств ЭП.
Вводится новый порядок рассмотрения первых частей заявок ЭА:
- при НМЦК, не превышающей 3 млн руб., срок рассмотрения первых частей не должен превышать 1 рабочий день с момента окончания срока подачи заявок;
- в протоколах необходимо указывать сведения в соответствии со ст. 14 44-ФЗ, если заказчиком устанавливались такие ограничения.
Оператор ЭП присваивает и вносит в протокол идентификационный номер заявки.
Изменяется понятие шага ЭА — от 0,5 до 5 %, но не менее чем 100 рублей.
Новая редакция ст. 83.2 закрепляет регламент заключения контрактов по результатам проведения закупок в электронной форме. Победитель или единственный участник такой госзакупки обязан заключить контракт по результатам ее проведения. В противном случае он будет считаться уклонившимся от заключения договорных отношений.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении и ЗД, а также заявке победителя закупок, по цене, предложенной победителем.
С 01.07.2018 не требуется отчитываться по отдельным этапам контракта, за исключением контрактов на выполнение строительных работ на объектах культурного наследия и тех контрактов, чья цена превышает 1 млрд рублей (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ).
Общие положения — электронная площадка
С 01.07.2018 вводятся следующие понятия:
- Площадка (ЭП) — сайт в сети Интернет, удовлетворяющий требованиям п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме, за исключением закрытых способов (ч. 17 ст. 3 44-ФЗ).
- Оператор ЭП — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем 25 % долей (акций) такого общества и которое владеет ЭП, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ список операторов ЭП (ч. 18 ст. 3 44-ФЗ).
- Специализированная ЭП — соответствующая установленным п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые электронные конкурентные способы определения поставщиков (ч. 19 ст. 3 44-ФЗ).
- Оператор специализированной ЭП — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной ЭП, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ список операторов специализированных ЭП (ч. 20 ст. 3 44-ФЗ).
Операторы ЭП и специализированной ЭП вправе взимать плату за участие в электронных торгах у участников таких процедур и лиц, с которыми заключаются контракты, а также за проведение процедуры в электронной форме с организации-заказчика (ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ) в тех случаях, когда Правительство РФ определит право, порядок и размер такой платы.
Взимание оператором ЭП платы по ч. 4 ст. 24.1 не будет относиться к госзакупке по 44 ФЗ (п. 10 ч. 2 ст. 1).
2018 год богат на изменения в 44-ФЗ.
Федеральными законами: от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ вносится огромное количество поправок.
При подготовке специального практического курса:
преподаватели нашего учебного центра выделили все изменения.
Предлагаем Вам с ними ознакомиться:
Новое в планировании
1. Изменения требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых ПП РФ от 21.11.2013 N 1043.
2. Расширение списка случаев, когда внесение изменений в план-график возможно за один рабочий день.
3. Новые требования к планированию долгосрочных закупок (более 3-х лет).
4. Сокращение случаев внесения изменений в план закупок.
5. Гриф «секретно» при планировании закупок с гостайной.
Электронный документооборот в контрактной системе
1. Новая (дополнительная) государственная информационная система. Фиксация работы субъектов контрактной системы в ЕИС и на ЭТП.
2. Подача заявок участников и обмен документами с помощью электронной площадки, специализированной электронной площадки, ЕИС.
Новые требования к участникам закупки
1. Новое требование к участникам закупки в ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
2. Ограничение списка сведений, которые обязана проверять комиссия по рассмотрению заявок, на соответствие единым требованиям;
3. Изменение порядка отказа от заключения контракта с участником, не соответствующим требованиям ст. 31.
Новые правила описания объекта закупки
1. Допускается указывать ТЗ в документации, уточнены правила описания объекта закупки, исключено требование об объективном описании объекта закупки.
2. ПП РФ от 15.11.2017 N 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Запреты на указания ряда требований в документации описании лекарственных препаратов.
3. Требования к участникам закупки при обжаловании документации доказывать конкретные нарушения в описания объекта закупки.
4. Стандартные требования к закупаемым товарам/работам/услугам. Обязанность заказчиков применять Каталог ТРУ, размещаемый в ЕИС в соответствии с ПП РФ от 08.02.2017 N 145.
Новые требования к закупкам у единственного поставщика
1. Расширен список оснований проведения закупок у единственного поставщика.
2. Отмена обоснования НМЦК и отчетов о нецелесообразности проведения закупок иным способом.
3. Ведение в ЕИС реестра единственных поставщиков товара, в котором указываются поставщики, производящие или модернизирующие товар на территории РФ.
Изменения в порядке заключения контрактов по 44-ФЗ
1. Новые требования к составу обязательных условий контракта.
2. РП РФ от 16.01.2018 N 21-Р «Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи».
3. Новые последствия отказа заказчика от заключения контракта с победителем. Дополнительное основание для заключения контракта Заказчиком со вторым Участником.
4. Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 870н, действует с 01.01.2018).
5. Возможность увеличения количества товара при проведении запроса предложений.
6. Введение минимального срока исполнения контракта.
Изменения порядка включения поставщика в РНП
1. Новые сроки направления заказчиком информации в ФАС.
2. Обязанность заказчика направлять сведения в ФАС независимо от факта подписания контракта вторым участником.
Новое в преимуществах
1. Изменения порядка расчета доли закупок у СМП.
Новое в национальном режиме
1. Изменения при закупках программного обеспечения (ПП РФ от 16.11.2015 N 1236), требования к ведению двух реестров ПО.
2. Новое ПП от 04.12.2017 N 1469, регулирующее условия допуска медицинских изделий.
3. Изменения в ПП РФ от 26.09.2016 N 968 (ред. от 21.12.2017), уточнен порядок применения.
4. Изменения в ПП РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 21.12.2017).
5. Изменения в ПП РФ от 14.01.2017 N 9 (ред. от 27.12.2017).
Новое в общих требования к осуществлению закупок
1. Изменение сроков отмены закупок.
2. Изменение состава содержания извещения об осуществлении закупки.
3. Изменения требования к содержанию первой части заявки в электронном аукционе.
4. Банковская гарантия – способ обеспечения заявки, допустимый в электронном аукционе (новые требования к проверке банковских гарантий).
5. Новые требования к размеру обеспечения заявок, обязанность заказчика устанавливать требования при НМЦК превышающей 5 млн рублей.
6. Новые требования к банкам, осуществляющим выдачу банковских гарантий.
7. Новые требования к информации на конверте конкурсной заявки.
Новое в контроле
1. Возобновление требований о неразмещении в ЕИС в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений (абзац второй пункта 14, абзац второй пункт 15 правил осуществления контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367, в отношении федеральных заказчиков).
2. Изменения в порядке рассмотрения контрольными органами обращений физических лиц, в том числе жалоб на действия (бездействие) заказчика.
Новое в ГОЗ
1. ПП РФ от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».
2. ПП РФ от 27.11.2017 N 1428м «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».
Электронные закупки (с 01.07.2018)
1. Новая ст. 24.1 Закона ФЗ N-44 «Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур».
2. Единый реестр участников закупок.
3. Порядок проведения электронных способов закупок.
4. Право заказчика выделять лоты в электронных закупках и устанавливать к ним отдельные требования (описание объекта закупки, обоснование цены, размер обеспечения заявок и др.).
5. Сроки и порядок проведения электронных закупок.
6. Отличия в применении антидемпинговых мер в «бумажных» и «электронных» закупках.
7. Требования к содержанию заявок на участие в электронных закупках.
8. Состав первой и второй части заявки в электронных конкурсах.
9. Запрет на отклонение заявки, не содержащей информации о соответствии ст. 14 ФЗ N 44.
10. Порядок проверки заявок участников и основания для отказа.
11. Порядок подачи окончательных предложений (проведение «переторжки»).
12. Установлен минимальный «шаг» аукциона.
13. Последствия признания электронной закупки несостоявшейся, порядок действий заказчика.
14. Порядок заключения контракта по результатам электронных закупок.