Федеральный закон об оплате труда работников. Основные положения законодательства в области оплаты труда

Приведем основные понятия и определения.

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно ст. 129 и 143 ТК РФ:

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Согласно ст. 130 Трудового кодекса, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

Величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

Ограничение оплаты труда в натуральной форме;

Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

Сроки и очередность выплаты заработной платы.

В ст. 164 приводятся понятия гарантий и компенсаций.

Гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В ст. 165 описываются случаи предоставления гарантий и компенсаций.

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

При направлении в служебные командировки;

При переезде на работу в другую местность;

При исполнении государственных или общественных обязанностей;

При совмещении работы с обучением;

При вынужденном прекращении работы не по вине работника;

При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

В некоторых случаях прекращения трудового договора;

В связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

В других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Статья 1. Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяется Правительством Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство - 22-ФЗ Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы

По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель и Правительство Российской Федерации не только вправе, но и обязаны принимать соответствующие нормативные акты, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм их реализации, степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании этих положений и в целях обеспечения конституционных прав граждан, предусмотренных статьями и (часть 3) Конституции Российской Федерации, и были приняты Федеральный закон от 4 февраля 1999 года "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 года N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", определившие новые минимальные государственные стандарты по оплате труда для работников бюджетной сферы.


Постановление Правительства РФ от 30.03.2000 N 284 "Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы"
законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 869) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и ввести с 1 апреля 1999 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы согласно приложению.


России и порядком его оплаты, зафиксированы в Трудовом Кодексе, который был принят 1 февраля 2002г. В процессе формирования новых взаимоотношений между исполнителями работ и нанимателями в ТК РФ регулярно вносятся поправки (последние были внесены в 2013г.). Закон об оплате труда в РФ — содержание В действующем ТК РФ оплате труда посвящен шестой раздел, который состоит из нескольких глав. В этих главах оговариваются:

  • общие понятия об оплате труда,
  • понятие о заработной плате и способах оплаты труда;
  • ограничения размера возможных вычетов из заработной платы;
  • организация стимулирования результатов труда;
  • срок и порядок расчета при увольнении;
  • правила нормирования труда.

Координация оплаты труда Под понятием «оплата труда» принято понимать уровень вознаграждения, установленного работнику за исполнение трудовых обязанностей.

Положение об оплате труда. закон об оплате труда простыми словами

В данное время действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», которые обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Организации при необходимости могут вносить в данные формы, детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.


Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение. При проверке документального оформления договоров гражданско-правового характера аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ.

Раздел vi. оплата и нормирование труда

На практике многие работодатели делят зарплату на две части — аванс и основной объем выплат. Первая часть может перечисляться сотрудникам, к примеру, до 15 числа, остальное - до конца месяца. Удержания В некоторых случаях часть денежных средств из зарплаты сотрудника может быть удержана.

Внимание

Законодательство определяет несколько оснований для этого. Как правило, соответствующая процедура отражает наличие долгов сотрудника перед работодателем. Их происхождение может быть разным. Например, часть зарплаты удерживается, если человек не отработал полностью аванс или получил больше отпускных, чем это полагалось по стандартной формуле.


В общем случае удержано может быть не более 20% от ежемесячной зарплаты. Но законом также предусмотрены основания, по которым соответствующий показатель должен увеличиваться до 50%.

Статья 130 тк рф. основные государственные гарантии по оплате труда работников

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой ставки; работникам, получающим месячный оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Трудовой кодекс рф: закон об оплате труда

Что такое приостановление деятельности для организации? Это оплата за вынужденный простой (2/3 от среднего заработка) <3 и, конечно, экономические убытки. Особенно убытки чувствительны для сезонных работ. <3 Статья 157 Трудового кодекса РФ. Дисквалификация Более 50 процентов нарушений, по которым выносится этот вид наказания, — нарушения по оплате труда.
Когда инспектор впервые находит у вас нарушение, то он определяет круг виновных лиц и выдает предписание. Если он найдет аналогичное нарушение во второй раз в течение одного года, то вам грозит дисквалификация. Обратите внимание: аналогичное нарушение — это близкое нарушение, а не то же самое.
Например, в первый раз ревизор обнаружил, что вы не выплачиваете работникам зарплату два раза в месяц. А во второе посещение выяснилось, что у вас нет типовой формы расчетного листка. Скажете, что нарушения разные? Нет, это та же ст. 136 ТК РФ.

Трудовое законодательство об оплате труда

Аудитору необходимо проверить: — соблюдение актов трудового законодательства; — оформление сотрудников при приеме и увольнении; — учет рабочего времени; — построение системы оплаты труда; — выполнение внутреннего трудового распорядка и состояние трудовой дисциплины в организации. Для проведения более эффективной проверки правильности соблюдения трудового законодательства использована рабочая таблица (Таблица 2.3). В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации.

Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Заработная плата - основной источник дохода персонала организации, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. Поэтому государство уделяет особое внимание правовым основам организации и оплаты труда. Оплата труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда.

Важно

При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, определенного законодательством РФ. При этом доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума. Заработная плата при повременной форме отплаты труда рассчитывается на основе табелей, в которых отмечается число отработанных дней и часов.

Нормы трудового законодательства по оплате труда

Российской Федерации; — анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (…); — направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; — осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; — обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию (…). По окончании проверки трудовой инспектор оформит акт, а в случае обнаружения нарушений — протокол и выдаст вам предписание.
В процессе аудита соблюдения трудового законодательства по оплате труда используются различные методы проверки: — выборочный; — хронометражные наблюдения, позволяющие проверить обоснованность действующих норм; — контрольные замеры объемов выполненных работ; — экспериментальные пробы различных форм оплаты труда. В силу незначительной численности работников предприятия, а также высокого риска средств контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка указанных документов. Основным нормативным документом по регулированию трудовых отношений работников является Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 25.07.2002 г. Аудит соблюдения трудового законодательства также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации, соответствующих инструкциях, постановлениях правительства Российской Федерации и местного руководства.
Важнейшую роль в правоотношениях с участием работодателей и наемных сотрудников играют вопросы, связанные с оплатой труда. Условия, формулы исчисления зарплаты, а также сроки ее выплаты в РФ могут регулироваться как на уровне нормативных актов, издаваемых государством, так и локальных норм, которые разрабатываются работодателями. Какова специфика правового регулирования вопросов оплаты труда в РФ? Каким законодательным критериям должны соответствовать процедуры исчисления и выплаты зарплаты в российских организациях? Законодательное регулирование оплаты труда Оплата труда в РФ - компонент правоотношений с участием работодателя и наемного сотрудника, который, с одной стороны, регулируется различными законодательными актами, с другой, его величина в определяющей степени устанавливается компанией-нанимателем.

В этом документе налоговики изложили Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, начиная с 25 июня 2007 г. Среди критериев указан следующий: «5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации». Сведения о среднемесячной зарплате можно найти на интернет-сайтах Росстата или в статистических сборниках, которые готовят органы статистики. Получается, что одно нарушение по оплате труда может не только привести к различным видам ответственности (в зависимости от его кратности и степени тяжести), но и повлечь выездную налоговую проверку. А налоговики не упустят шанса проверить вас. Кстати, учтите, что за налоговой проверкой может последовать трудовая.

  • размер минимального оклада (тарифной ставки) работников;
  • сроки, порядок и формы выплаты зарплаты;
  • контроль со стороны государства в отношении вышеперечисленных гарантий;
  • ответственность для работодателей, нарушающих закон об оплате труда.

Правила расчетов с работниками В своих статьях 133 – 144 закон об оплате труда закрепляет порядок и виды расчетов заработной платы, а также возможность стимулирования показателей деятельности предприятия. Виды начислений, размеры окладов или тарифных ставок, премий и других поощрительных выплат, а также межразрядные коэффициенты и вилки окладов для работников предприятиями (организациями) определяются самостоятельно и фиксируются в трудовых контрактах и прочих локальных нормативных актах с учетом мнения представителей коллектива. Данные документы не должны противоречить действующему в стране законодательству.

Новая редакция Ст. 130 ТК РФ

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарий к Статье 130 ТК РФ

В систему основных государственных гарантий оплаты труда относятся, в частности:

1) запрет дискриминации при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ч. 2 ст. 132 Трудового кодекса РФ);

2) установление минимального размера оплаты труда, а также величины минимального размера тарифной ставки работников бюджетной сферы;

3) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

4) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя;

5) ограничение оплаты труда в натуральной форме;

6) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;

7) установление сроков и порядка выплаты заработной платы;

8) специальные меры охраны заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя и прекращения его деятельности;

9) государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

10) установление мер ответственности работодателя за нарушение прав работников в сфере оплаты труда.

Рассмотрим реализацию наиболее важных гарантий в сфере оплаты труда.

Запрет на дискриминацию в сфере труда

Этот запрет носит настолько важный характер для любого государства, что зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., статья 23 которой гласит: каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд (пункт 2). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, одобренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., было закреплено право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся "справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд" (статья 7 "а").

В российском законодательстве запрет на дискриминацию в сфере оплаты труда изложен в статьях 3 и 132 Трудового кодекса РФ.

Минимальный размер оплаты труда

Прежде всего, согласно статье 37 Конституции РФ каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Таким образом, минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации представляет собой низший предел оплаты труда работников и устанавливается федеральным законом. Минимальный размер заработной платы - это низший предел оплаты труда работников, в который не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

Организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета;

Организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

Организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Определение государством или участниками социально-партнерских процедур минимальных размеров заработной платы преследует сразу несколько социально-экономических целей. Во-первых, гарантирует минимально необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, социального развития личности работников и членов их семей. Во-вторых, способствует действию принципа социальной справедливости, а следовательно, и социальной стабильности в обществе. В-третьих, обеспечивает хотя и косвенное, но весьма эффективное регулирование уровня занятости (в частности, чрезмерно низкие ставки заработной платы снижают предложение труда, а чрезмерно высокие - спрос на него). В-четвертых, улучшает функционирование первичных (товарных) рынков и повышает эффективность общественного производства.

В смысле Основного Закона РФ МРОТ представляет собой социальную гарантию в сфере оплаты труда. Вместе с тем этот первоначальный конституционный смысл нормативного закрепления минимального размера оплаты труда был в значительной сфере деформирован текущим законодательством. Практически во всех отраслях права МРОТ стал выполнять совершенно не свойственные ему функции средства измерения, расчетного эталона самых разноплановых величин: стипендий, пенсий, пособий и иных социальных выплат, штрафов и т.п. По некоторым подсчетам, минимальный размер оплаты труда служил расчетным показателем в более чем 150 нормативных документах на уровне только федерального законодательства. Причины, побудившие законодателя принять МРОТ в качестве расчетного норматива, вполне понятны: установление тех или иных величин в конкретной денежной сумме было нецелесообразно вследствие высоких темпов инфляции. Однако и сам МРОТ в этом качестве оказался подверженным инфляции в не меньшей степени. Увеличение минимального размера оплаты труда автоматически приводило к пропорциональному возрастанию всех величин, к нему "привязанных" (в первую очередь различного рода социальных выплат). Это, в свою очередь, привело к тому, что около трех лет (с 1997 по 2000 г.) минимальный размер оплаты труда не изменялся. Такая девальвация МРОТ чревата возможностью серьезного кризиса всей системы оплаты труда и, прежде всего, в бюджетной сфере, где размер тарифных ставок напрямую зависит от нормативно установленной минимальной оплаты труда.

Выход из этой кризисной ситуации мог быть найден только путем элиминации расчетной функции минимального размера оплаты труда, что и было предпринято в 2000 г. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июля 2000 г. МРОТ применяется только в следующих случаях:

Для регулирования оплаты труда;

Для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности;

Для выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.

В остальных случаях вместо МРОТ был введен новый расчетный показатель - "базовая сумма", который был установлен в 100 руб. Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" внесены соответствующие изменения в законодательство в части исчисления размеров стипендий и социальных выплат. Одновременно сразу же удалось добиться повышения гарантированного государством минимального размера оплаты труда. Разумеется, такой подход законодателя не мог не вызвать существенного снижения размеров стипендий и социальных выплат, а также их перспективного "отставания" от минимального размера оплаты труда. Однако мы хотели бы заметить, что проблема увеличения размеров стипендий и пособий не разрешится сама собой, если вернуться к практике их расчета исходя из минимального размера оплаты труда.

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Индексация заработной платы

К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен.

Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.

"Законный" порядок выплаты заработной платы

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть установлены другие сроки ее выплаты. Нужно сказать, что заработная плата может выплачиваться в виде аванса и собственно заработной платы. Однако в этом случае размер такого аванса не может быть ниже оплаты труда за фактически проработанное время.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Статья 236 Трудового кодекса РФ закрепляет ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы (материальная ответственность). В частности, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки. Пленум Верховного Суда РФ пояснил, что если коллективным договором или трудовым договором определен иной размер процентов, подлежащий уплате работодателем в связи с задержкой выплаты заработной платы, суд исчисляет сумму денежной компенсации с учетом этого размера, при условии что он не ниже установленного статьей 236 Трудового кодекса РФ. При этом начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с инфляцией (Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 г. N 2).

Кроме того, Трудовой кодекс РФ предусмотрел, что работник вправе прекратить работу (известив об этом работодателя), если задержка оплаты труда составила свыше 15 дней (самозащита работником своих трудовых прав). При этом необходимо учитывать, что приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

государственными служащими;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса РФ в период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Кроме того, по прямому указанию статьи 4 Трудового кодекса РФ требование выполнения работы при невыплате заработной платы относится к принудительному труду, поэтому работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы. Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Работник в любом случае обязан довести до сведения работодателя или его представителя свое намерение применить самозащиту в письменной форме, в противном случае его действия могут быть расценены как нарушение дисциплины труда.

Трудовой кодекс РФ содержит запрет работодателю и его представителям препятствовать осуществлению самозащиты работником.

На время отказа от работы за работником сохраняются все права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными законами и другими нормативными правовыми актами. Это обозначает, в частности, что работодатель обязан оплатить работнику время его вынужденного простоя.

Важно отметить, что применение работниками мер самозащиты в случае невыплаты им заработной платы не является забастовкой и может использоваться в том числе и теми категориями работников, право которых на забастовку ограничено законом.

Действующим законодательством регламентируется порядок выплаты заработной платы. Так, согласно статье 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан выдавать работнику расчетный листок, в котором должны быть указаны составные части заработной платы, размеры и основания произведенных удержаний из заработной платы, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный выше срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.

Ограничение удержаний из заработной платы

Удержания из заработной платы производятся:

1) в силу закона - подоходного налога и страховых взносов в Пенсионный фонд;

2) по судебным решениям - штрафов, налагаемых в административном порядке, при отбывании исправительных работ за совершение преступления, при возмещении ущерба, причиненного сторонами трудового правоотношения;

3) по распоряжению работодателя.

Законом установлено, что удержания из заработной платы по инициативе работодателя могут производиться только в прямо предусмотренных случаях:

1) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

2) для погашения неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

3) для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае невыполнения норм труда (ч. 3 ст. 155 Трудового кодекса РФ) или простоя по вине работника (ч. 3 ст. 157 Трудового кодекса РФ);

4) при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Во всех остальных случаях удержания производятся путем предъявления работодателем иска в суд. В перечисленных выше случаях (за исключением взыскания неотработанного аванса) работодатель может издать соответствующее распоряжение не позднее одного месяца.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 Трудового кодекса РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 Трудового кодекса РФ);

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

В перечисленных выше случаях законодательством установлены предельные размеры удержаний из заработной платы. Так, при каждой выплате заработной платы размер всех удержаний не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством, - 50 процентов. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработка. Эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей (до 70 процентов). Не допускаются удержания из выходного пособия, компенсационных и других выплат, на которые согласно законодательству не обращается взыскание.

Гарантии и компенсации работникам со стороны работодателей

Трудовое законодательство использует сходные, но не равнозначные понятия: гарантийные выплаты, гарантийные доплаты и компенсационные выплаты. Гарантийными выплатами называются предусмотренные законом выплаты за периоды, когда работник по уважительным причинам фактически не исполнял своих трудовых обязанностей. От гарантийных выплат следует отличать гарантийные доплаты. Различие состоит в том, что если выплаты предусматриваются за время освобождения по уважительным причинам от работы, то доплаты устанавливаются в целях предотвращения необоснованного снижения заработка, когда работник выполнял свои трудовые функции.

Компенсационными называются выплаты, которые имеют целью возместить (компенсировать) работнику расходы, связанные или с выполнением им трудовых обязанностей, или с переездом в другую местность, и т.п. Эти выплаты производятся также при командировках, использовании работником принадлежащих ему инструментов, транспортных средств и иного имущества при выполнении трудовых обязанностей.

1. Гарантийные выплаты

Гарантийные выплаты могут производиться работникам в случаях освобождения от работы:

В связи с выполнением государственных или общественных обязанностей (ст. 170 Трудового кодекса РФ);

В связи с обязательным медицинским (осмотром) обследованием (ст. 185 Трудового кодекса РФ);

В случаях сдачи крови донорами (ст. 186 Трудового кодекса РФ);

И в некоторых других случаях.

2. Гарантийные доплаты

Кроме гарантийных выплат законодательство предусматривает также гарантийные доплаты. К таким доплатам относятся, в частности, доплаты за время простоя, доплаты при переводах на нижеоплачиваемую работу и некоторые другие.

3. Компенсационные выплаты

Компенсационные выплаты производятся с целью возмещения работнику затрат, произведенных им в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. Это может иметь место при командировках, использовании работником принадлежащих ему инструментов, транспортных средств и иного имущества при выполнении трудовых обязанностей и т.п.

Другой комментарий к Ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 130 устанавливает систему государственных гарантий по оплате труда работников. В данной статье содержится лишь перечень этих гарантий, раскрываются же они в иных статьях Трудового кодекса либо в иных нормативных правовых актах.

2. О минимальном размере оплаты труда см. ст. ст. 133, 133.1, 421 ТК РФ и комментарий к ним, а также Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) "О минимальном размере оплаты труда".

3. О базовом окладе (базовом должностном окладе), базовой ставке заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений см. ст. 144 ТК РФ и комментарий к ней.

4. О мерах, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, см. ст. 134 ТК РФ и комментарий к ней.

5. Об ограничении перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы см. ст. ст. 137, 138 ТК РФ и комментарий к ним, а также главу 23 НК РФ .

6. Об ограничении оплаты труда в натуральной форме см. ст. 131 ТК РФ и комментарий к ней.

7. Прекращение деятельности работодателя - юридического лица может быть связано с его ликвидацией, в том числе в результате признания его несостоятельности (банкротства). В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано :

По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

По решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в случае признания его несостоятельности (банкротства).

Определение к понятию «заработная плата» имеет несколько вариантов. Так, заработной платой считается цена трудовых ресурсов, которые используются в трудовом процессе; заработная плата – это часть затрат на производство и реализацию продукции, которая отделяется для оплаты труда работников; часть совокупного общественного продукта, направленная на личное потребление трудящихся, и выраженная в денежной форме. Несмотря на разнообразие определений, все-таки можно дать единое значение этого понятия, заработная плата, есть денежная компенсация, получаемая работником в Российской Федерации в любой сфере деятельности, в обмен за свой труд. Наравне с другими сферами деятельности (осуществление безопасности на дорогах – закон о безопасности дорожного движения, охрана прав и законных интересов детей-сирот – закон о детях-сиротах и т.д.), области оплаты труда регулируются рядом законодательных актов – Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон №82-ФЗ от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда», другие законы государственной власти Федерального значения и власти местного самоуправления и международные договоры.

Закон об оплате труда не является единым, поскольку в данной сфере существует несколько разных направлений для регулирования. Вопросы минимального размера оплаты труда регламентируются Конституцией РФ, где определяется право каждого гражданина на гарантированное получение минимального оклада, ст. 133 ТК РФ и Федеральным законом №82-ФЗ, закон о повышении заработной платы представлен статьями Трудового кодекса Российской Федерации.

Закон о минимальном размере оплаты труда имеет в своей структуре 9 статей, каждая из которых регламентирует порядок ведения расчетов в этой сфере. В соответствии со статьей 1 закона, в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда, который на 1 января 2009г. составил сумму – 4330 рублей 00 копеек в месяц. Статья 2 закона об оплаты труда определяет виды организации, которыми вводится минимальный оклад для своих работников в обязательном порядке. Порядок исчислений от минимального размера оплаты труда для работников на период нетрудоспособности, а также для оплаты налогов, штрафов и так далее, регулируется ст.ст. 3-5 закона. Статья 6 дополняет соответствующий пункт в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Кроме того, форму установления минимального размера оплаты труда регламентирует ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Глава 21 Трудового кодекса РФ носит название «Заработная плата» и регламентирует порядок расчета оплаты труда для разных видов трудовой деятельности. Так, закон об оплате труда ст.ст. 144-150 регулирует систему оплаты труда сотрудникам государственных учреждений, в том числе для руководителей и их заместителей, порядок осуществления расчетов заработных плат для работников, выполняющих свою работу в особых условиях, в том числе в особых климатических условиях, с вредными и опасными условиями, с различными видами квалификации.

Закон об оплате труда посредством статей 151-154 ТК РФ позволяет осуществлять оплату работникам, при совмещении профессий, при выполнение сверхурочных работ, порядок исчисления заработных плат в выходные и праздничные дни, а также оплаты труда в ночное время. Статьи 155-157 дают информацию для правильного расчета оплаты труда, при невыполнении работником норм труда, неисполнении своих должностных обязанностей, при изготовлении продукции, оказавшейся браком, также оплата труда во время простоя.

Скачать закон об оплате труда

Скачать глава 21. ТК РФ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Также Вам будут интересны следующие статьи:

Ветеран труда — как получить в 2016 году