4 социальная ориентация и эффективность планирования краткое. Теоретические основы социального планирования

Е В. ЯЛУНЕР

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СФЕРЫ УСЛУГ

Функциональная ориентация планирования перспективного развития конкретной социально-экономической системы в своей содержательной основе должна, по нашему мнению, включать не только стремление достичь ею устанавливаемых на прогностической основе экономических и социальных результатов посредством реализации комплекса ресурсообеспеченных мер экономического, финансового, инновационного, маркетингового, структурноорганизационного характера, но и нейтрализовывать, нивелировать существенные влияния негативных факторов внешней и внутренней сред, достигать намеченной цели на основе принципов планомерности и пропорционального развития в той мере их соблюдения, которая возможна в рамках взаимодействия функции планирования с другими элементами в системе управления социально-экономическим развитием предприятия, отрасли и в целом народного хозяйства.

Пропорциональное и планомерное развитие социально-экономической системы, развивающейся на основе осуществления индикативного (рекомендательного, ориентированного) плана, возможно в условиях сочетания текущего, перспективного и стратегического планирования, их системного взаимодействия на различных уровнях управления развитием социальноэкономических систем (предприятие, отрасль, комплекс, национальная экономика). При этом планированию в условиях значительного влияния факторов нестабильной внешней среды в неопределенном времени должна отводиться координирующая роль по согласованному осуществлению комплексных мер и действий в рамках конкретной социально-экономической системы для достижения наибольшей результативности и эффективности производства продукции, оказания услуг.

Вместе с этим достижение той пропорциональности развития социальноэкономической системы, которое возможно в условиях значительных изменений во внешней среде, может быть выражено не только в обеспечении соответствующих темпов роста объемов выпускаемой продукции, оказания услуг, снижения затрат, позволяющих сохранять необходимый для профессиональных участников рынка уровень конкурентоспособности, занимаемое (приоритетное, лидирующее) место на рынке, но и в организации взаимосогласованной деятельности всех структурных составляющих национальной экономики, отрасли, подразделений предприятия. При этом взаимосогласованность и рационализация сложившихся отношений должны регулироваться как органами управления, так и рынком.

Планирование своей функциональной направленностью должно быть ориентировано на решение таких задач пропорциональности развития, как

определение и регламентация соответствующего уровня и характера сопод-чиненности, первостепенности инвестирования, выпуска тех или иных видов продукции, оказания услуг, выполнения работ, предпочтительности и пре-имущественности развития отдельных структурных составляющих, ресурсных потенциалов социально-экономических систем.

Необходимость инновационного и инвестиционного развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих производственной и социальной сферы народного хозяйства, определяющих уровни их конкурентоспособности, эффективности использования ресурсов, качество услуг, усложнение и развитие производственных взаимосвязей между структурными составляющими, предприятиями народного хозяйства, в условиях перехода к развитому рынку в существенной мере зависит от: действенности и значимости плановорасчетных обоснований достижения наибольших экономических и социальных результатов, минимальных расходов, идущих на потребление трудовых, финансовых, информационных ресурсов, основных фондов, материальных элементов оборотных фондов; повышения степени планомерности процессов производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в соответствии с целевой ориентацией развития в средне-, долгосрочном периоде времени.

Повышение роли планирования в деятельности структурных составляющих народного хозяйства, предприятий в значительной мере зависит от степени соблюдения индикативности и ответственности менеджеров в процессе реализации составленных планов на текущий и перспективный (средне-, долгосрочный) периоды времени за достижение планово-расчетных экономических и социальных результатов, уровней эффективности и использования ресурсов, от степени рационализации механизмов стимулирования труда, организации производства, процесса оказания услуг.

Наряду с этим доминирующая роль функции планирования в системе управления структурными составляющими, предприятиями сферы услуг заключается в том, что составление и реализация планов призваны обеспечить пропорциональное, сбалансированное развитие хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг, а также равновесное состояние складывающегося на рынке спроса и предложения на услуги, работы, продукцию различных отраслевых составляющих социальной сферы. При этом обеспечение соответствующей планомерности развития структурных составляющих, хозяйствующих субъектов сферы услуг, по нашему мнению, в значительной степени зависит также от разнообразия и рационального сочетания методов планирования и использования трудовых и материальнотехнических ресурсов, от планово-расчетного обоснования определяемых величин экономических и социальных результатов, эффективности деятельности предприятий, отраслевых составляющих сферы услуг.

Соблюдение функциональной направленности перспективного планирования хозяйствующих субъектов сферы услуг в условиях значительного негативного влияния факторов нестабильной внешней среды возможно на основе не только устанавливаемых объемов потребления всех видов ресурсов, необходи-

мых для обеспечения процесса оказания потребителям услуг, изготовления продукции, но и определения, соблюдения минимальных размеров (норм) потребления ресурсов, приходящихся на оказание одной индивидуальной или комплексной услуги, единицы изготавливаемой продукции, выступающих важным фактором влияния на повышение эффективности использования всех видов ресурсов. В противном случае формируемый индикативный план с требованиями соблюдения принципов пропорциональности, планомерности и сбалансированности текущего функционирования и перспективного развития предприятий, структурных составляющих сферы услуг лишается своей функциональной направленности, целевой ориентации на достижение установленных (необходимых) экономических и социальных результатов в условиях транзитивной (переходной) экономики, влияния негативных факторов внешней среды. При этом цена достижения планово-расчетных результатов, объемов потребляемых ресурсов может быть непомерно высокой.

Функциональная ориентация планирования в системе управления структурными составляющими и предприятиями в сфере услуг на соблюдение сбалансированности, планомерности и пропорциональности развития в перспективном периоде времени может быть в достаточной мере обеспечиваться на основе такого использования трудовых, материально-технических и иных ресурсов, при котором в динамике за ряд временных периодов (лет) достигается рост соотношений экономических результатов к затратам, способствующий не только интенсификации, повышению обобщающей эффективности производства продукции, оказания услуг, но и росту уровня конкурентоспособности организационно-правовых структур сферы услуг. В свою очередь, достижение высокой планово-расчетной результативности в сфере услуг, на наш взгляд, возможно при соблюдении нормативного потребления трудовых и материально-технических ресурсов, оказывающего положительное влияние как на увеличение экономических результатов, так и на снижение темпов роста затрат.

Планово-расчетная функциональная ориентация структурных составляющих и предприятий сферы услуг, таким образом, должна на основе необходимого ресурсообеспечения обеспечивать такой экономический результат (стоимостной объем оказанных услуг, производства продукции, прибыль), динамика роста которого опережает темпы увеличения суммарных затрат на потребление всех видов ресурсов. В этой связи недостаточно аргументированной выступает позиция ряда ученых-экономистов, считающих, что пропорциональность, планомерность и сбалансированность процесса оказания услуг, производства продукции в социальной сфере, результативность деятельности возможны в основном на базе экстенсивного роста объемов основных и оборотных фондов, лучшего их использования .

Однако, как нам представляется, правомерность постановки проблемы увеличения среднегодовых объемов основных фондов, материальных элементов оборотных фондов и эффективности их использования не исключает, а, скорее всего, требует интенсификации процесса оказания услуг, производства продукции в социальной сфере, ее структурных составляющих, на предприятиях.

В то же время следует отметить, что функциональная ориентация планирования в системе управления социально-экономическими системами может учитывать на определенной стадии развития (например, на стадии обновления, модернизации и реконструкции основных фондов) существенное увеличение объемов ресурсных потенциалов. Но по мере повышения эффективности производства темпы прироста основных и оборотных фондов могут достигнуть тех оптимальных объемов, при которых стоимостные результаты текущей деятельности и перспективного развития структурных составляющих и хозяйствующих субъектов сферы услуг по темпам роста и абсолютным значениям в динамике во времени будут опережать темпы увеличения стоимостных объемов ресурсных потенциалов.

Вместе с этим в функциональной ориентации планирования следует учитывать то обстоятельство, что увеличение обобщающего уровня эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов в перспективном периоде времени еще не выступает свидетельством рационального соотношения результатов и затрат в сложившихся условиях негативного влияния факторов внешней среды, так как оптимальность данных соотношений весьма условна исходя из соблюдения установленных норм и нормативов потребления всех видов располагаемых ресурсов, их соответствия организационноэкономическим, инновационным, техническим возможностям хозяйствующих субъектов сферы услуг экономить трудовые и материально-технические ресурсы при планируемом увеличении темпов роста стоимостных объемов оказания услуг, производимой продукции.

Нормативная функциональная ориентация планирования в системе управления перспективным развитием структурных составляющих, предприятий социальной сферы, в соответствии нашими представлениями, отражает в определенной мере формируемый субъектом управления балансовый уровень соответствия планируемого стоимостного объема оказания услуг, производимой продукции располагаемым ресурсным потенциалам.

Кроме того, балансовое, нормативное соответствие экономических результатов и ресурсного обеспечения в перспективном периоде определяется исходя из сложившейся потребности в оказании услуг, выпуске продукции на рынках услуг, товаров, необходимости приведения в равновесное состояние спроса и предложения. При этом для функциональной ориентации планирования достигать наибольших экономических результатов и на нормативной основе - наименьших затрат в перспективном периоде важной базой для планово-расчетных обоснований является фактический стоимостный объем оказанных услуг, производства товаров в социальной сфере, плановые приросты к которому как реально достижимые величины возможны в перспективном периоде на основе соблюдения норм и нормативов потребления ресурсов, дифференцируемых по мере изменения технического, инновационного и организационно-экономического уровней ресурсных потенциалов, хозяйствующих субъектов в целом и структурных составляющих сферы услуг.

Пропорциональная, сбалансированная и планомерная функциональная направленность планирования, как нам представляется, должна быть подчинена ориентации на достижение таких экономических результатов, нормативное регулирование которых отвечало бы стремлению хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг эффективно использовать ресурсы.

Логико-вербальное изложение функциональной ориентации планирования текущей деятельности и перспективного развития предприятий, структурных составляющих сферы услуг предоставляет возможность разноуровневым органам управления социальной сферой повышать степень объективности и значимости планово-расчетных обоснований достижения устанавливаемых на прогностической основе уровней эффективности ресурсопотребления, экономических результатов.

Функциональная ориентация планирования на достижение устанавливаемых экономических, социальных и иных результатов, на наш взгляд, может быть обеспечена также на основе повышения уровня их объективности. Основным инструментарием планово-расчетных обоснований достижения в перспективном периоде экономических результатов, эффективности используемых ресурсов в сфере услуг выступает социально-экономическое прогнозирование, в соответствии с которым происходит перенесение сложившихся тенденций развития хозяйствующего субъекта или в целом структурной составляющей сферы услуг из ретроспективного (прошлого) периода в будущее.

Прогнозные оценки, полученные экономико-математическими методами, уровень своей адекватности фактических величин прогнозным (плановорасчетным) подтверждают, как правило, статистическими параметрами значимости созданной прогностической модели (уравнения), практическое использование которой в формируемом плане перспективного развития хозяйствующего субъекта или структурной составляющей сферы услуг состоит в том, чтобы прогнозируемые значения экономических результатов или эффективности деятельности после согласования с ресурсным обеспечением на перспективный период принять за плановые или после некоторых корректив оценок прогноза принять решение об утверждении их как ориентиров достижения экономических результатов, эффективности использования ресурсов, численные значения которых находятся в диапазоне экономически приемлемых величин.

В этой связи следует отметить то, что прогнозные оценки экономических и иных результатов перспективного развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг в своей точности и объективности соответствуют сложившимся тенденциям ретроспективных изменений, фактически действовавшим или сопоставимым ценам, избранному интервалу времени, в рамках которого осуществлялся прогноз. Точность оценок прогноза экономических результатов и эффективности использования всех видов ресурсов предприятия, структурной составляющей социальной сферы зависит также и от соотношения числа членов динамического ряда и оценок прогноза во времени.

По нашему мнению, функциональная ориентация планирования развития социально-экономических систем сферы услуг должна соответствовать точности прогнозных оценок их экономических результатов и эффективности ресурсопотребления на среднесрочный период (2-3 года), так как ошибки прогноза в долгосрочном периоде (5-6 лет) значительно возрастают при отсутствии статистической пропорциональности членов динамического ряда и оценок прогноза. В том случае, если состав членов динамического ряда находится с количеством оценок прогноза в пропорции 2:1 при высокой статистической значимости прогностического уравнения, то такой прогноза может служить базой для повышения объективности планово-расчетных обоснований достижения необходимых экономических результатов, уровней эффективности развития структурных составляющих сферы услуг в перспективном периоде времени.

Вместе с этим следует учитывать, что объективность функциональной ориентации планирования на достижение поставленной цели, экономических результатов и уровней эффективности использования ресурсных потенциалов зависит от комплекса различных факторов, прямо или опосредованно влияющих на точность плановых оценок экономического и социального развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг. Такими факторами, например, наряду с вышеизложенными, выступают изменения: внешней и внутренней среды, связанной со значительными колебаниями конъюнктуры рынка услуг; нормативно-правовых регламентаций; уровней конкурентоспособности профессиональных участников рынка услуг, товаров предприятий социальной сферы; каналов сбыта услуг, продукции, материально-технического обеспечения; степени диверсификации продукции, объема заемных средств с целью финансирования инвестиционного проекта, эмиссии акций, облигаций.

Поэтому адекватность расчетных экономических показателей, установленных в текущем (один год) или перспективном (2-5 лет) планах социальноэкономического развития структурной составляющей, предприятий сферы услуг исходя из оценок прогноза, не может быть полностью соблюдена без учета и рационализации взаимодействия текущего, перспективного и стратегического планов, в своей функциональной направленности ориентированных не только на учет возможных и при этом существенных влияний факторов, но и на их нивелирование, нейтрализацию и локализацию в случае значительных изменений состояния внешней и внутренней среды.

Функциональная ориентация и роль планирования в системе управления отраслевыми составляющими и предприятиями сферы услуг в существенной мере зависит от взаимодействия с такими функциями управления социальноэкономическими системами, как организация, регулирование, контроль и учет. Каждая из функций, имея индивидуальную ориентацию на достижение конкретных экономических, социальных и иных результатов в системе управления структурными составляющими сферы услуг народного хозяйства, одновременно во взаимодействии с другими функциями управления направлена в системном единстве на достижение основной цели - обеспечения эко-

номического роста и повышения эффективности производства продукции, оказания услуг в текущей деятельности и перспективном развитии структурных составляющих сферы услуг.

Так, например, функциональная ориентация организации процесса оказания услуг, производства продукции на предприятии сферы услуг связана с рационализацией взаимодействия персонала с основными и оборотными фондами - материально-техническими составляющими деятельности хозяйствующего субъекта. При этом взаимодействие всех видов ресурсного потенциала организационно-правовой структуры сферы услуг на основе предпринимаемых мер в рамках функции организации производства продукции, оказания услуг должно обеспечивать достижение планово-расчетных экономических и иных показателей в перспективном периоде.

В то же время следует отметить, что реализуемый комплекс экономических, социальных, маркетинговых и инновационных мер в составе функции планирования определяет реальности достижения экономических результатов только во взаимодействии с другими функциями управления.

В этой связи целесообразно разделять цели системы управления предприятием сферы услуг и непосредственно цели самого хозяйствующего субъекта, представляющего собой социально-экономическую систему. Основная целевая ориентация социально-экономической системы, на наш взгляд, может быть выражена таким критериальным определением, как максимизация экономических результатов и минимизация затрат на потребление всех видов ресурсов в процессе оказания потребителям индивидуальных или комплексных услуг, производства продукции. В то же время основные экономические результаты как выходные характеристики данной системы могут быть выражены в стоимостной или натуральной форме.

В рационализированной системе управления текущей деятельностью и перспективным развитием предприятий и структурных составляющих сферы услуг выходными параметрами выступают приросты управляемости, экономических результатов за счет рационализации взаимодействия элементов данной системы. Целью функционирования данной системы управления являются повышение уровня управляемости социально-экономической системы, соблюдение ею целевой ориентации на достижение тех экономических результатов, которые соответствуют критериальной направленности данной системы (например, достижения оптимального стоимостного объема оказания потребителям услуг, реализации продукции, соответствующего нормативному потреблению ресурсов).

Однако роль функции планирования в системе управления организационно-правовой структурой сферы услуг, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированность, пропорциональность и планомерность социально-экономического развития посредством реализации комплекса инновационных, технических, экономических, социальных, маркетинговых, финансовых и иных мер, направленных на достижение тех темпов экономического роста и эффективности использования ресурсов, которые сохраняют или

расширяют занимаемое (обыкновенное для массовых профессиональных участников или приоритетное, лидирующее) место на определенном сегменте рынка хозяйствующим субъектом, повышают его уровень конкурентоспособности, выпускаемой им продукции, оказываемых услуг.

Поэтому функциональная ориентация и роль планирования в системе управления развитием структурных составляющих сферы услуг, на наш взгляд, могут быть идентифицированы с достижением социально-экономической системой тех экономических результатов, которые на ресурсообеспеченной, сбалансированной и прогностической основах устанавливаются в текущем и перспективном планах.

Осуществлению функциональной ориентации планирования, его целенаправленности и повышению значимости в условиях негативного влияния факторов внешней и внутренней среды на структурные составляющие сферы услуг должны способствовать уточнение и классификационное отнесение тех или иных отраслевых составляющих сферы услуг в соответствующие интегрированные по характеру оказания услуг группы.

В экономической литературе нет единства с определением понятий социальная сфера, сфера услуг, сфера сервиса. На наш взгляд, это синонимичные понятия, несмотря на некоторые статистические и смысловые отличия друг от друга. Так, например, Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат) статистические данные о развитии народного хозяйства разделяет и относит к производственной и социальной сферам, выделяя в них различные структурные составляющие и комплексы, именуемые отраслями . При этом к основным структурным составляющим (отраслям) социальной сферы Госкомстат относит: транспорт (грузовой и пассажирский); связь; оптовую, розничную торговлю и общественное питание; информационно-вычислительные обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания; здравоохранение; физическую культуру и социальное обеспечение; образование; культуру и искусство; науку и научное обслуживание; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; управление.

Однако в перечне отраслей социальной сферы Госкомстата отсутствуют такие структурные составляющие, как туристско-экскурсионный, санаторнокурортный, гостиничный комплексы. Поэтому, на наш взгляд, идентифицируя понятия социальная сфера и сфера услуг, в целях повышения уровня функциональной ориентации планирования в составе системы управления структурными составляющими (отраслями) сферы услуг, сближая их на синонимичной основе, следует уточнить отраслевую принадлежность тех или иных структурных составляющих, несколько детализировать обобщающие группы отраслей и дать единую группировку комплексов и отраслей.

В целом к сфере услуг (социальной сфере) можно отнести такие отраслевые (комплексные) составляющие, как: пассажирский транспорт; телекоммуникационный комплекс; торгово-закупочный комплекс; общественное питание;

гостиничный, санаторно-курортный, туристско-экскурсионный комплексы; спортивно-оздоровительный комплекс; научно-инновационный комплекс; финансово-кредитный комплекс; жилищно-коммунальный комплекс; непроизводственное бытовое обслуживание; культурно-досуговый комплекс; информационно-вычислительное обслуживание; здравоохранение; образование.

Каждая из структурных составляющих сферы услуг, в свою очередь, должна быть детализирована по соответствующим подотраслям в целях отнесения каждой из них к классификационным отраслевым группам сферы услуг. Так, например, в состав структурной составляющей сферы услуг (социальной сферы) входят такие ее подотраслевые группы, как образование: дошкольное, общее, основное общее, среднее (полное) общее; начальное, среднее специальное, высшее профессиональное; послевузовское профессиональное; дополнительное.

Культурно-досуговый комплекс сферы услуг (социальной сферы) в свой состав при этом должен включать все виды кинозрелищных, театральных, библиотечных, цирковых, зоопарковых, музыкальных, эстрадно-развлекательных, музейных услуг. Уточнение подотраслевого состава необходимо и в финансово-кредитном комплексе, являющемся одним из основных в составе объектов и комплексов рыночной инфраструктуры, включающем в себя банковские, страховые, доверительные услуги, пенсионное обеспечение, услуги, оказываемые товарной, фондовой и валютной биржами.

Что же касается понятия «сфера сервиса», то автор присоединяется к мнению тех ученых-экономистов, которые относят данные виды услуг к под-отраслевым видам бытового обслуживания населения . В то же время выделение жилищно-коммунальных, бытовых услуг непроизводственного характера в сфере услуг как сервисных свидетельствует об интегрированной ориентации данной отрасли, включающей в себя широкий спектр бытовых услуг, оказываемых гражданам, например, в таких хозяйствующих субъектах, как парикмахерские, почта, бани, водные бассейны, солярии, мастерские по ремонту обуви, одежды, электроники, бытовой техники.

Данный комплексный вид отрасли сферы услуг может быть назван сферой сервисных услуг (сервисного обслуживания), но он не может быть по своей содержательной сущности и комплексной направленности оказываемых услуг идентифицирован со сферой услуг, так как является ее интегрированной структурной составляющей.

Вместе с этим, несмотря на предлагаемую нами идентифицированность и синонимичность применения понятий социальная сфера и сфера услуг, для целей уточнения функциональной ориентации планирования в системе управления структурными составляющими (отраслями) и предприятиями сферы услуг отраслевую размерность и общественную предназначенность социальной сферы, как нам представляется, следует рассматривать несколько шире содержательной наполненности сферы услуг.

Более широкое трактование социальной сферы народного хозяйства по сравнению со сферой услуг связано с тем, что в социальной сфере не только

оказываются все виды услуг для индивидуумов в рамках народного хозяйства, но и выполняются работы, производится продукция, жизненно необходимые для охраны общественного порядка, социального обеспечения, защиты экономических интересов граждан за рубежом и в своей стране. Некоторые из указанных работ, услуг, видов продукции социальной сферы могут быть отнесены к отраслевым и подотраслевым составляющим сферы услуг (например, к услугам управления федерального, регионального и муниципального характера).

В то же время другие виды работ, услуг и продукции неотраслевой направленности, характерные для жизнеобеспечения социума (охрана окружающей среды, деятельность по социальному обеспечению, реализация комплекса мер по экономической, социальной и иной безопасности), по нашему мнению, могут быть отнесены к социальной сфере. Но так как данные виды услуг, работ не рассматриваются сгруппированными по конкретной отраслевой принадлежности, можно синонимизировать оказание статистически учитываемых объемов услуг, одинаковых по соразмерности социальной сферы и сферы услуг.

Литература

1. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. СПб.: Знание, 2000.

2. Мозголина Л.В. Ресурсный потенциал сферы сервисного обслуживания: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004.

3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.

ЯЛУНЕР ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургской академии сервиса и экономики.

Главной производительной силой предприятия является человек, персонал. Своим трудом работник создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отноше­ния. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится ос­новой жизнедеятельности как отдельных работников, так и отдельных профес­сиональных групп, целых производственных коллективов. Сочетание личных и производственных мотивов деятельности работников является одной из важней­ших задач как социального планирования, так и в целом всего производственного менеджмента.

Социально-трудовые отношения — это комплекс отношений между наемны­ми работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и обще­ства в целом достигаемый на основе социального партнерства.

Социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работни­ков, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. Социальное партнерство предполага­ет:

  • согласование между партнерами распределения доходов, так и соци­ально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений
  • переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулиро­вания возникающих между сторонами противоречий и разногласий
  • наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социаль­ных партнеров на различных уровнях
  • участие наемных работников в управлении предприятиями
  • снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон

Социальные процессы на предприятии должны управляться, эти целям служит социальное планирование или планирование социального развития тру­довых коллективов. Социальному планированию на предприятии должно предше­ствовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, це­лью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования. Изучению подлежат во­просы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекатель­ности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять:

  • изучению степени содержательности труда
  • его условий и уровня оплаты
  • текучести кадров
  • дисциплины труда
  • ценностных ориентаций в коллективе

Планирование социального развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разра­ботка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и каче­ства условий трудовой деятельности.

Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с при­влечением профсоюзного комитета.

Социальное планирование выступает частью общего планирования на предприятии, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи — повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается ка­чество работы и продукции и т.д.

Качественная особенность социального планирования, обусловленная са­мим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о со­циальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, обра­зовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация мо­жет быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные ме­тоды:

  • непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его об­щественных организаций, беседы с рабочими и руководителями
  • изучение служебной документации и материалов общественных органи­заций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей
  • анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работ­ников и их предложений по различным вопросам социальной жизни кол­лективов
  • структура анкет и метод обработки данных выбирается по ре­комендациям социологических служб
  • анализ и использование опыта планирования социального развития кол­лективов на других предприятиях, а также литературных данных
  • социальный эксперимент, цель которого - проверить возможности осу­ществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результа­те анализа собранной информации
  • статистический анализ массовых данных

План социального развития коллективов предприятий, как правило, состав­ляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам плани­руемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела:

  • изменение социально-демографической структуры коллектива; повыше­ние квалификации и образования кадров работающих
  • основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укрепле­нию здоровья работников
  • улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий рабо­тающих и членов их семей

В целях обеспечения выполнения заданий по всем пунктам плана устанав­ливаются конкретные задания, сроки и лица, ответственные за выполнение; вы­деляются необходимые средства; коллектив мобилизуется на выполнение запла­нированных мероприятий и работ; вводится контроль за реализацией заданий плана. Мероприятия этого плана включаются в оперативно-календарные планы соответствующих производственных подразделений и отделов, которые несут от­ветственность за их выполнение наравне с планами производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом.

Источники финансирования мероприятий плана социального развития раз­нообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от характера ме­роприятий они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов бан­ка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт.

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предпри­ятиями разрабатываются так называемые социальные паспорта. Этот опыт целе­сообразно использовать и в ИГиТ. Социальный паспорт предприятия представля­ет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу соци­ального развития. В нем характеризуются:

  • социальная структура коллектива предприятия
  • его функции
  • условия труда
  • обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учрежде­ниями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом пред­приятии

В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная актив­ность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта использу­ются при разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться спе­циализированные социальные программы, такие, например, как «Здоровье», «Женский труд», «Молодежь», «Жилье», «Условия труда» и др.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективно­стью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.

Программа обеспечения развития общества предполагает решение вопроса совпадения основных тенденций и потребностей социального развития со средствами и методами реализации поставленных целей и задач. Поэтому основным критерием жизнеспособности и прогрессивности социальных преобразований и эффективности управления социальными объектами выступают: а) степень научности и б) обоснованность отражения на практике интересов большинства (общества).

Становление планирования проблем развития общества относится к концу XVIII в. и связано с представителями утопического социализма: К. де Рувруа (Сен-Симоном), Ш. Фурье и Р. Оуэном, которые стремились обосновать совершенную социальную систему на основе внеисторически понимаемых принципов – разума, справедливости, свободы, равенства и братства. Среди идей и догадок социалистов-утопистов, в частности, были: необходимость создания крупного общественного производства; уничтожение противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудом; обязательность труда как потребности и как наслаждения; требование единения науки и промышленности, научного планирования хозяйства (экономики); осуществление распределения имеющихся ресурсов "по способностям". Отдельные их догадки актуальны и сегодня.

Уже в начале XIX в. их последователями предпринимались попытки реализации отдельных идей на практике – в США и в Великобритании.

Первое упоминание термина "социальное планирование" приписывается 32-му Президенту США Ф. Рузвельту при проведении им реформ (так называемого нового курса) в связи с преодолением последствий кризиса перепроизводства 1930-х гг.

Дальнейшее развитие это явление получило при реализации различных форм и методов осуществления социальной политики, в частности в обеспечении социальной защиты населения.

Теоретико-методологические основы социального планирования впервые были апробированы в первые годы Советской власти и первом пятилетием плане развития народного хозяйства (1928– 1932). Данный план содержал, в частности, специальный раздел "Социально-экономические проблемы", различные социальные программы (ликвидации неграмотности, беспризорности в стране), а также меры по их решению. Отметим, что в последующих планах развития народного хозяйства, вплоть до последней пятилетки, подобный раздел как самостоятельная составляющая не выделялся.

Среди отечественных ученых, внесших вклад в разработку проблем теории и практики социального планирования, могут быть названы: Н. А. Айтов, В. Г. Асеев, В. И. Герчиков, В. М. Ель- меев, Н. И. Лапин, Π. П. Лузан, В. Г. Подмарков, Ж. Т. Тощенко, Ю. Л. Неймер, О. И. Шкаратан и др.

Нынешнее отвержение идей социализма уже привело к отказу от централизованного планирования социального развития общества. Отход от плановых начал регулирования объясняется: преобладанием технократических тенденций в развитии общественного производства; гипертрофированностью системы распределения ресурсов; абсолютизацией методов директивного планирования (командования) в ущерб косвенному (регулированию); малой "областью свободы" для развития потенциальных общественных и личностных возможностей; зависимостью общественных отношений от политических и идеологических установок государства; отсутствием должного соответствия между экономическими и социальными параметрами развития (увеличение объемов производства выступало в роли первичного фактора, удовлетворение потребностей людей – вторичного) и учета человеческого начала в планировании и экономике.

Сущностными характеристиками

  • 1) ориентация планирования на цели, вытекающие из объективных тенденций организации общественного развития и предусматривающие удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей, их согласование между собой, выработку мер по активизации созидательной деятельности самого человека и социальных институтов общества;
  • 2) использование в рамках социального планирования показателей эффективности достижения поставленных целей (сроки, объемы, уровни, темпы, пропорции, степень достижения намеченных рубежей);
  • 3) детальная разработка и исследование средств достижения поставленных целей развития в виде льгот (ограничений) или создания условий рационального развития объекта планирования;
  • 4) социальное планирование является непрерывным процессом познавательной и преобразующей деятельности.

В целом социальное планирование определяется как научно обоснованное определение целей, показателей и заданий развития социальных объектов и основных средств их реализации в интересах общества, социальных институтов или крупных производственных объединений.

Выделяют следующие уровни социального планирования.

Общество, для которого разрабатываются перспективные планы решения наиболее значимых социальных проблем, определяющих его жизнеспособность, целостность и устойчивость.

Уровень отдельных сфер общественной жизни (экономической, социально-политической и духовной), на котором предусматривается решение проблем улучшения условий и содержания труда; профессионально-квалификационной подготовки; престижности сфер приложения труда; структуры рабочего и свободного времени; удовлетворения материальных и духовных потребностей; участия в политической жизни.

На региональном уровне планирование направлено на решение социальных проблем республики, области (края), иного регионального образования в части: выравнивания социального развития в территориальном разрезе; регулирования миграционных потоков; рационального использования трудовых ресурсов; развития национальных отношений; распределения и потребления культурных ценностей.

При анализе особенностей планирования по экономическим районам необходимо определение сущности и специфики каждого социального объекта (явления или процесса) на данной территории, а также уточнение их отличия от аналогичных объектов на других территориях.

Уровень производственных организаций (трудовых коллективов) предполагает реализацию побуждения человека к творческой работе, обеспечение условий для его трудовой и повседневной жизни.

Основными формами социального планирования выступают:

  • 1) адресное (прямое) планирование или разработка и обоснование системы заданий по достижению определенного уровня общественного развития. Это касается рациональных соотношений в развитии социальных процессов, отражающих реальное их состояние, тенденции изменения, уровень использования науки и техники, потребностей людей;
  • 2) социальное (косвенное) планирование, при котором элементами механизма реализации выступают конкретные условия, возможности и потребности самого объекта, а также его составные части и переменные экзо- и эндогенного характера, иными словами, поддающиеся или неподдающиеся государственному и общественному регулированию. Отметим, ряд социальных объектов имеет ограниченные условия в своем развитии, что предполагает необходимость определения "области свободы" в их планировании.

Существенным моментом в социальном планировании является также учет интересов личности, отдельных социальных групп, общества в целом.

Двойственность процесса планирования позволяет рассматривать методы по его реализации как способы: а) осуществления программ и планов (планирование как деятельность); б) их разработки (планирование как наука). Общие методы планирования характеризуются ответами на принципиальные вопросы: на какие объективные законы общественного развития опираются возможные способы реализации целей? на что они направлены? в каких организационных формах будут воплощены?

Ведущим методом планирования является балансовый метод, или способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В современных условиях также крайне важны методы, связанные с осуществлением рыночных отношений, когда необходимо предвидение социальных последствий принимаемых решений, умение согласовать интересы всех участников программ социальных преобразований.

Требования нормативного метода являются основой для составления показателей (нормативов) социального развития на различных уровнях организации общества, обеспечивая его научность.

Сущность аналитического метода состоит в расчленении социального действия на составные части и определении направлений реализации намеченной программы действий.

Суть метода вариантов (вариантных приближений) заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных проблем и задач при наличии возможно более полной и достоверной информации.

Комплексный (программно-целевой) метод представляет собой разработку целевых комплексных программ с учетом всех основных факторов (материальных, трудовых и финансово-экономических), определением исполнителей и сроков.

В развитие материала, представленного в гл. 4 (п. 4.2), рассмотрим базовые методологические понятия, характеризующие инструментарий оценки того или иного уровня общественного развития.

Социальные показатели – количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде они определяются и рассчитываются на базе статистических данных.

Для выявления степени развитости или совершенства конкретного объекта (явления или процесса) применимы следующие показатели: а) общий, когда необходимо установить уровень развития (отставание, опережение, соответствие) изучаемого процесса в конкретном социуме и принять соответствующие меры воздействия; б) нормативный, когда необходимо определить соответствие изучаемого процесса научно обоснованным требованиям.

Обычно говорят, что социальное планирование эффективно в случае применения нескольких групп показателей, в частности:

  • показателей, учитывающих опыт планирования общественного развития в виде количественных характеристик и поэтому позволяющих проектировать на перспективу;
  • показателей в виде качественных характеристик отдельных социальных явлений;
  • показателей – оценок результативности мер, принятых после окончания планового периода.

Отметим, что разработка, обоснование и применение социальных показателей направлены на принятие научно обоснованных решений, нацеленных на повышение эффективности социального планирования и его результативности при решении как общих, так и специфических проблем общественного развития.

Социальные нормативы – научно обоснованные количественные и качественные характеристики нормативного состояния социального явления (или одной из его сторон), полученные на основе учета объективных закономерностей и возможностей общественного развития. Они направлены на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей личности; имеют конкретно-исторический характер, т.е. отражают возможности и потребности общественного развития на данном этапе и, соответственно, могут изменяться в перспективе.

Социальные нормативы четко определены количественно и качественно через величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. Поэтому для установления наиболее эффективного соотношения потребностей и возможностей в социальном развитии нормативы апробируются сначала экспериментально, а затем в массовом порядке.

Социальные нормативы должны быть согласованы между собой, а также дифференцированы в зависимости от конкретных национальных, природных, социально-демографических особенностей региона на основе различных коэффициентов. В направлениях социального развития, где определение нормативов затруднено, правомерно введение в практику планирования понятия социальный ориентир, под которым необходимо понимать наиболее возможную (рациональную) величину развития общественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных явлений.

Классификация социальных нормативов и ориентиров возможна по:

  • сферам жизнедеятельности индивида (труд, общественно- политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение). Здесь они отражают обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 100 тыс. человек населения; могут выражаться в конкретных требованиях и заданиях (например, нормативах по архитектурно-плановым решениям или организации рациональной жизни населения); могут существовать в виде нормы в системе "человек – человек" (например, количество лиц той или иной профессии на 1000 человек населения или обеспеченность кадрами на 1000 человек по видам профессий);
  • уровням социальной организации общества (по стране в целом, территориальному образованию, отрасли народного хозяйства, группе организаций);
  • социальной структуре общества (или по социально-демографическим группам);
  • этапам развития (общества, региона или отдельного производства).

В качестве конкретных форм реализации социального развития могут быть названы: социальная карта региона и социальный паспорт организации , которые констатируют многообразие социальных процессов и изменений на названных уровнях и позволяют постоянно осуществлять анализ и сравнение объектов планирования, принимать адекватные меры для решения поставленных проблем.

Опыт социального планирования показывает, что в социальной карте или паспорте характеризуются социальный состав населения, демографическая ситуация, показатели трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой сферы, кадровое обеспечение социального развития и его мате

риально-технической базы (по сферам общественной жизни или самостоятельно).

План:

    Принципы планирования.

    Стратегический маркетинг как инструмент планирования.

    Формирование рыночной стратегии предприятия.

    Нормирование ресурсов.

4.1. Принципы планирования

В функциональной подсистеме системы производственного менеджмента планирование является вторым, после маркетинга, компонентом.

На основе нормативов конкурентоспособности товаров фирмы, стратегий ее технического, организационного и социального развития, спрогнозированных по результатам исследования рынка и его сегментации, разрабатываются стратегия фирмы и отдельные ее компоненты. Подробно методика разработки стратегии фирмы излагается в курсе "Стратегический менеджмент" /32/.

В "Производственном менеджменте" подробно изучается структура и порядок разработки бизнес-плана как конкретизация стратегии фирмы. Таким образом, качество бизнес-плана определяется качеством стратегии фирмы. В свою очередь качество и стратегии фирмы и бизнес-плана определяются глубиной и количеством примененных при планировании научных подходов (см. п. 1.2.) и принципов планирования.

К принципам планирования считаем целесообразным отнести следующие:

    преемственность стратегического и текущего (тактического) планов;

    социальная ориентация плана;

    ранжирование объектов планирования по их важности;

    адекватность плановых показателей;

    согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;

    вариантность плана;

    сбалансированность плана (при условии обеспечения по важнейшим показателям резерва);

    экономическая обоснованность плана;

    автоматизация системы планирования;

    обеспечение обратной связи системы планирования.

Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов планирования.

Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы. Количество плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии фирмы. Чем меньше горизонт планирования, тем, в соответствии с пирамидой показателей, больше количество плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии фирмы, они могут быть только более жесткими и выгодными фирме в текущий момент.

Социальная ориентация плана предусматривает решение наряду с техническими и экономическими проблемами проблем обеспечения соответствия международным требованиям показателей экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития коллектива.

Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы. При разном уровне конкурентоспособности товаров приоритеты распределения ресурсов определяются по методике, изложенной в курсе "Стратегический менеджмент".

Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением при прогнозировании альтернативных плановых показателей количества учтенных факторов, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды (см. п. 1.8) и исследованием влияния этих факторов на плановые показатели.

Вариантность плана обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям следует обеспечить резерв.

Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов. Подробно этот принцип планирования рассматривается в курсе "Разработка управленческого решения".

Автоматизация системы планирования - один из принципов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу информации лицу, принимающему решение.

Принцип планирования - обеспечение обратной связи системы планирования - предполагает возможность лица - потребителя планов ("выход" системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) планов их разработку.

Выполнить рассмотренные принципы планирования очень трудно, это могут позволить себе только крупные фирмы, имеющие квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому количество выполняемых принципов планирования определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и выполняемых услуг, положением и устойчивостью фирмы. Отметим, что в условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие: сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода упреждения прогнозов), повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.

Основной отличительной особенностью деятельности некоммерческих организаций является высокая степень социальной ориентации, оставляющей основу их организационной культуры и заключающейся в стремлении к предоставлению услуг, важных для общества, но зачастую не приносящих прибыли по причине отсутствия платежеспособного спроса или невозможности установления цен и взимания за них платы.

Другими словами, некоммерческие организации производят общественные блага, которые не могут быть эффективно произведены коммерческими организациями, поскольку деятельность по их производству не окупается. Ключевой целью функционирования некоммерческих организаций является не получение прибыли, а достижение социальной миссии. Социальная ориентация некоммерческих организаций включает следующие шесть поведенческих компонент:

  • 1. Бенефициары, или получатели услуг некоммерческих организаций, как правило, находятся в кризисном положении и неблагоприятных экономических, социальных и политических условиях. Деятельность некоммерческих организаций направлена на понимание их положения и потребностей и разработку программ и мероприятий, которые ценны для них.
  • 2. Спонсоры и поставщики ресурсов оказывают некоммерческим организациям зачастую безвозмездную финансовую поддержку и, как правило, являются частными и государственными представителями, вносящими пожертвования. Некоммерческие организации проводят определенные мероприятия в целях сохранения текущих спонсоров и привлечения новых финансовых ресурсов.
  • 3. Волонтеры и сотрудники некоммерческих организаций привлекаются в стратегическом процессе получения и сохранения мотивированных кадров с учетом их восприятия и предложения для планирования деятельности некоммерческих организаций, где добровольцы представляют собой уникальный и ключевой ресурс.
  • 4. Обучение и социальное предпринимательство относятся к организационному потенциалу некоммерческих организаций, отражающему общие возможности их производительности и способности адаптации к изменениям окружающей среды, посредством создания и внедрения инноваций.
  • 5. Интерфункциональная координация обеспечивает возникновение эффекта синергии в некоммерческих организациях, что вносит свой вклад в достижение организационной миссии. Это подразумевает последовательное планирование и обмен информацией.

Высокая социальная ориентация деятельности некоммерческих организаций и ненацеленность на получение прибыли обусловливает необходимость использования нетрадиционных методов для измерения их производительности и эффективности. Оценка производительности играет важную роль при планировании некоммерческих организаций и принятии решений по следующим причинам:

  • - это позволяет получить обратную связь и идентифицировать изменение производительности некоммерческой организации во времени;
  • - это позволяет установить стандарты и использовать их для сравнения в качестве ориентиров для самой организации и составить информационную базу для принятия организационных решений;
  • - результаты данной оценки служат сигналом для общественности и заинтересованных сторон деятельности некоммерческих организаций.

Наиболее используемые показатели в некоммерческом секторе являются финансовые. Цели деятельности некоммерческих организаций являются более сложными, чем у коммерческих организаций, потому их успех или неудача не могут быть измерены строго в финансовом плане. В некоммерческом секторе финансовые показатели - это только одна из преследуемых целей. Основной целью деятельности некоммерческих организаций является производство необходимого количества и качества социальных товаров и услуг.

Некоторые некоммерческие организации нацелены на максимальное использование определенных типов ресурсов на входе, а не на выходе, другие - могут стремиться максимизировать доходы. Третьи - сосредотачиваются на лоббировании социальных вопросов, направленных на максимальное политическое воздействие. Многочисленные цели деятельности некоммерческих организаций обусловливают необходимость многомерного измерения их производительности.

Следовательно, под эффективностью деятельности некоммерческой организации понимаются социальная ориентация и степень удовлетворенности заинтересованных сторон в ее деятельности, достижение ожиданий заинтересованных сторон, организационных ценностей и миссии. Чтобы охватить интересы многочисленных заинтересованных сторон в деятельности некоммерческой организации и составить прочную основу для оценки производительности некоммерческой организации и принятия решений, выделяют шесть составляющих производительности некоммерческих организаций. К ним относятся:

  • - удовлетворенность потребностей потребителей социальных услуг - определяется полнотой и своевременностью удовлетворения некоммерческой организацией их потребностей в социальных услугах;
  • - объем привлеченных организацией финансовых и других ресурсов - отражает имеющиеся в распоряжении некоммерческой организации финансовые и другие ресурсы, степень удовлетворенности спонсоров ее деятельностью и определяет ее возможности в реализации своих социальных функций;
  • - удовлетворенность сотрудников организации и волонтеров - определяется качеством управления и мотивации, развитием социального капитала организации и определяет способность организации к привлечению новых сотрудников и волонтеров;
  • - долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности - отражают степень достижения целей и миссии некоммерческой организации;
  • - общая эффективность деятельности организации - отражает окупаемость социальных проектов, уровень прибыли и рентабельности, аналогична эффективности деятельности коммерческой организации.

На практике некоторые некоммерческие организации могут уделять больше внимания всего одному, двум или даже нескольким видам социальной ориентации, что повышает степень их организационной эффективности. Некоторые некоммерческие организации могут ориентироваться только на спонсоров или на привлечение ресурсов и инвестиций, что может привести к увеличению их финансовой гибкости и предоставлению более качественных социальных услуг потребителям.

В качестве другого примера можно привести ориентацию некоммерческой организации на интересы сотрудников-волонтеров, что в свою очередь может отвечать интересам спонсоров и привлечь в организацию дополнительные финансовые и другие ресурсы. Некоммерческие организации, которые способны удовлетворять интересы и потребности сразу нескольких групп заинтересованных лиц, являются более эффективными и действенными в различных организационных аспектах.

Показатели эффективности для каждого вида заинтересованных сторон должны быть адаптированы к конкретным условиям деятельности некоммерческой организации и быть согласованы с желаемыми результатами ее деятельности, ее миссией и ценностями. В идеале следует стремиться к удовлетворению интересов всех заинтересованных сторон.

В табл. 5.1 приводятся компоненты социальной ориентации и показатели производительности и эффективности некоммерческой организации.

На основе данных табл. 5.1 можно сделать следующие выводы:

  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на бенефициаров (потребителей социальных услуг), тем выше удовлетворенность потребностей потребителей социальных услуг, удовлетворенность сотрудников организации и волонтеров, долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности и общая эффективность деятельности организации;
  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на привлечение финансовых ресурсов от спонсоров, тем выше удовлетворенность потребностей потребителей социальных услуг, удовлетворенность сотрудников организации и волонтеров, долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности и общая эффективность деятельности организации;
  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на интересы и мотивацию волонтеров и сотрудников, тем выше долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности и общая эффективность деятельности организации;
  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на обучение и ведение социально ответственного бизнеса, тем выше долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности и общая эффективность деятельности организации;
  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на интерфункциональную координацию и внутреннюю синергию, тем выше общая эффективность деятельности организации.

Влияние социальной ориентации некоммерческой организации на показатели эффективности ее деятельности

Вид социальной ориентации некоммерческой организации

Показатель эффективности деятельности организации

Удовлетворенность потребностей потребителей социальных услуг

Объем привлеченных организацией финансовых и других ресурсов

Удовлетворенность сотрудников организации и волонтеров

Долгосрочные результаты и промежуточные итоги

деятельности

Общая эффективность деятельности организации

Ориентация на бенефициаров (потребителей социальных услуг)

Ориентация на привлечение финансовых ресурсов от спонсоров

Ориентация на интересы и мотивацию волонтеров и сотрудников

Ориентация на обучение и ведение социально

ответственного бизнеса

Ориентация на интерфункциональную координацию и внутреннюю синергию

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее предпочтительным видом социальной ориентации некоммерческой организации является ориентация на бенефициаров (потребителей социальных услуг), так как она обеспечивает повышение четырех из пяти выделенных показателей ее производительности и эффективности.