Творческий проект "деревянная игрушка на основе богородской резьбы". Разновидности богородской игрушки В каких городах промысел богородская игрушка

В работе резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. Среди них семь - девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор. Обычно пригодные для работы инструменты купить трудно, поэтому мастера делают их сами из стамесок, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обойм от шарикоподшипников.

Основной материал для резки - липа. Если её нет, можно использовать осину и ольху. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. После снятия коры липу просушивают.

Сушка - дело очень хлопотное. С брёвен нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки или древесной смолы и мела. Сушить дерево нужно под навесом. На воздухе дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет.

Сушку можно во много раз ускорить, если обработать дерево запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Такое дерево не только не трескается, но и приобретает красивый коричневато-золотистый оттенок. Липа, конечно, самый лучший материал. Да и инструмент об него тупится меньше. Мастера даже топорища и рукоятки для ножей и стамесок из липы делают - рука меньше устает...

Рассматривая точёные или резные изделия из липы, почти не замечаешь её текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишённой слоистости. Так получается потому, что каким бы острым ни был резец, он всё же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой - на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определённого текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твёрдой.

Потом мастер делает топором зарубку будущей работы, выделяя главные формы, постепенно уточняя их стамесками и ножом. Моделирование и отделка формы является заключительным этапом.

Традиционно свои изделия богородские резчики вырезали "с маху" - сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительно подготовленных эскизов. К предварительному рисунку опытные мастера прибегали лишь в тех случаях, когда готовили новую, сложную, уникальную композицию.

В основе каждого богородского произведения лежит так называемый трёхгранник, т.е. треугольная в плане чурка, получившаяся от раскалывания липового или ольхового полена вдоль на четыре части. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трёхгранник. При этом мастера избегают излишней детализации, стремясь к простоте и обобщённости форм.

Богородской скульптуре присуща простая и ясная композиция всегда подчинённая творческому замыслу мастера. У резчиков хорошо развито чувство ритма - одна фигура подчёркивает действие другой, пластическая линия ритмично дополняется небольшими порезками. Силуэт чёткий и выразительный. Многофигурные сценки, как, например, "Хозяйства", обычно решаются фронтально. Пространство ограничивается подставкой, на которой развёртывается действие. Условно решённые деревья завершают сценку, играя роль декораций. Удивительная законченность пластических характеристик богородской скульптуры и игрушки при очень обобщённой моделировке фигур - результат коллективной работы мастеров многих поколений.

Резьба состоит из нескольких последовательных этапов. Сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой топором крупных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, и, наконец, выполняет окончательную отделку поверхности, снимая тонкую стружку богородским ножом, оканчивающимся треугольным скосом и отточенным до остроты бритвы. Завершают декоративную отделку поверхности ритмичные бороздки, созданные с помощью мелких стамесок. Такой "росписью" или "опиской" передается шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвосты коней. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая её мелкой шкуркой.

Работа резчика требует строгой дисциплины, чувства материала и безупречности. Допустить ошибку тут никак нельзя - один неверный срез губит весь предыдущий труд. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.

Родина богородской игрушки – Подмосковье, село Богородское недалеко от Сергиева Посада. Там в 17 веке и зародился этот промысел под влиянием Троице-Сергиева монастыря, в то время центра художественных ремесел.

Существует несколько предания о создании игрушки. Говорят, что первые игрушки стал вырезать Святой Сергий Радонежский, основатель монастыря, для навещавших его детей. По другой версии создателем игрушки стал глухонемой резчик Татыга, впоследствии набравший себе в ученики посадских детей. Есть еще легенда о кукле Ауке, которую сделала многодетная мать, когда соломенные и тканевые игрушки были испорчены её детьми.

Как бы там ни было, игрушка быстро стала знаменитой.

Изготовление игрушки – дело небыстрое. Сначала надо заготовить сырье. Лучше всего подходят липа, осина, ольха. У этих пород деревьев мягкая, податливая древесина. Заготавливают липу только зимой, когда сок дерева уходит в землю. С бревна снимается кора везде, кроме концов, чтобы древесина не треснула при высушивании. Сушат материал под навесом на воздухе 2 – 3 года. Потом накалывают на короткие чурбачки.

Игрушку делают как вручную, так и на токарных станках. Ручная работа тоньше, сложнее. Для создания общего контура заготовку вырубают топором, делают зарубку, пропиливают ножовкой по дереву. Затем обрабатывают стамесками. Готовая неокрашенная игрушка называется «бельё».

Первые игрушки были одинарными. Их не красили, а украшали узорной резьбой. Фигуры были символичны. Баран олицетворял плодородие, медведь – могущество, олень – изобилие. В 19 веке стали делать скульптурные группы на общем основании. «Тройка», «Чаепитие». Самая знаменитая богородская игрушка – «кузнецы Мишка и Мужик».

Богородские игрушки «живые». Они двигаются с помощью специальных механизмов. Мишка и Мужик бьют молоточками по наковальне при движении планок, медведь приветственно распахивает лапы, если дернешь за веревочку. Солдатики расходятся и сходятся при движении дощечек - «развода». Курочки клюют зерно на подставке, подчиняясь шарику-балансеру. Благодаря пружинному механизму медведица качает колыбельку, стирает белье, гладит утюгом.

Для оживления жанровых сцен вводят деревья с колеблющимися листочками на пружинках, по тому же принципу качает головой русская красавица и дрожит зонтик в руках у городской франтихи. На «Крестьянском дворе» кипит работа: отец колет дрова, мать доит корову, старшая дочь кормит кур, маленький сын качается на качелях.

Знамениты игрушки-щелкуны. У солдата или барина нижняя челюсть является частью рычага, в отверстие закладывают грецкий орех, потом нижнюю челюсть смыкают с верхней, при нажатии орех раскалывается. Подобный щелкунчик стал героем сказки Гофмана и балета Чайковского.

Интересны акробаты. Это либо солдат, либо медведь на некоем подобии турника. Акробат переворачивается, подчиняясь кнопочному механизму.

Настоящее время обогатило богородскую игрушку новыми красками, новыми темами. Теперь медведь катается на велосипеде, играет в футбол, и даже играет на компьютере. В селе Богородское находится фабрика игрушки, при ней музей, где каждый посетитель на время становится ребенком.

Привет, друзья! Не секрет, что начальная школа - дополнительный источник творческого вдохновения не только для детей, но и для их родителей (по крайней мере, для тех родителей, которые не прочь помастерить-порукодельничать на досуге). Разнообразные конкурсы и творческие задачи (например, по оформлению класса к празднику) заскучать не дадут. А порой они подталкивают к весьма интересным экспериментам, которым в собственном графике вряд ли нашлось бы место.

Наш сын Володя учится в третьем классе, и сейчас в школе проходит конкурс на тему изготовления славянской игрушки своими руками из любых материалов. Конкурс — для учащихся, но участие родителей подразумевается. :)

Миссия поддержать честь класса в этом конкурсе выпала нам. С темой мы как-то сразу определились — знаменитая богородская игрушка"Кузнецы", та самая, где мужик и медведь кувалдами стучат по наковальне.

Кстати, собирая материал для нашей затеи, заодно почитала про историю богородской игрушки. Так вот, родиной этого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур является старинное подмосковное село Богородское. В конце XVI века село было передано Троице-Сергиеву монастырю, который являлся одним из крупных центров художественных ремесел Руси.

Считается, что именно благодаря влиянию Троице-Сергиева монастыря зародился и получил развитие Богородский промысел. Игрушке «Кузнецы» насчитывается уже более 300 лет, и она по праву является символом промысла.

Согласно упоминаниям в старинных документах Пётр I дарил «Кузнецов» своему сыну царевичу Алексею. А французский скульптор Огюст Роден, рассматривая эту богородскую игрушку, произнёс: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ.»

При желании Вы найдёте в сети много интересной информации об истории и современном развитии Богородского промысла.

А мы пока пойдём дальше. Конечно, о том, чтобы сделать игрушку «Кузнецы», как положено, из дерева, мы даже не помышляли. А вот выполнить её из более мягкого и податливого материала — гофрокартона — эта идея показалась нам вполне осуществимой.

Как оказалось впоследствии, в своих прогнозах мы не ошиблись, игрушка получилась что надо! Характерную особенность богородской игрушки — подвижность элементов — удалось воплотить на все сто: мужик и медведь весело колотят по наковальне, и звук при этом издаётся, почти как при стуке по дереву.

И вообще изделие вышло достаточно прочным благодаря многослойной конструкции.

Но давайте перейдём к самому процессу изготовления, и вы сами увидите все нюансы.

Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

Началось всё вот с этого рисунка игрушки «Кузнецы», найденного в сети.

На его основе были подготовлены шаблоны для вырезания из картона, и дело пошло. Шаблоны можете сразу скачать здесь:

Хочется отдельно остановиться на основном материале для изготовления игрушки. Мы использовали микрогофрокартон (это одна из разновидностей упаковочного гофрокартона). Он трёхслойный (два плоских, один гофрированный), его толщина 1,5-2 мм.

Почему именно микрогофрокартон? Помимо того, что с гофрокартоном у нас вообще давние тёплые отношения, этот материал очень удобен в обработке. Он легко режется, а при склеивании нескольких слоёв получаются довольно плотные и прочные детали.

В принципе в качестве альтернативы можно использовать, к примеру, переплётный картон толщиной 1,5 мм. Но резать его тяжелее. Особенно сложно будет вырезать головы мужика и медведя.

К тому же микрогофрокартон гораздо дешевле. А если использовать б/у коробки, то он вообще обойдётся бесплатно. В коробки из микрогофрокартона обычно упаковывают кондитерские изделия, посуду, косметическую и фармацевтическую продукцию и многое другое.

Найти подходящие коробки не составит труда. А с учётом масштаба деталей, потребуется картона совсем не много.

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

Технология проста: вырезаем шаблон или группу шаблонов с небольшими припусками и прикрепляем к изнаночной стороне картона кусочками двустороннего скотча, после чего вырезаем детали. Более подробно и наглядно этот процесс продемонстрирован .

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Вот вырезаны все детали наковальни:

Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм . В данном случае лучше использовать шпажку потолще.
Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).

В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить. :)

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.

Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.

Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче. :)

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие плотно.

2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.

Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.

Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.

Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Аналогично подготавливаем части медведя.

Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.

Вставляем стержни в отверстия планок.

Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.

Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.

Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова!

Смешно сказать, но мы сами испытали детский восторг, когда опробовали её в деле. :) Работает ведь! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо))

Что и говорить про наших третьеклассников, которые, когда мы наконец предъявили результат, тоже рады были подвигать планочки и послушать звонкий перестук картонных кувалд.)

Кстати, в процессе подготовки описания появилась мысль, как сделать так, чтобы картонный «окрас» игрушки на торцах был более равномерный. Сейчас, как видите, одна половинка темнее, другая — светлее. Мелочь, конечно, но всё же...

Так вот, можно чередовать зеркальные слои: 1 слой из одной группы деталей, затем слой из второй группы и т.д.

На этом наша работа по созданию русской народной игрушки «Кузнецы» была завершена. Но точку пока ставить рано. Предстояло ещё игрушку раскрасить.

За выполнение этой задачи взялась артель художниц из нашего класса. А Володя взял на себя, скажем так, координационные функции. :)

Окрашивали игрушку акриловыми красками.

Девочки взялись за дело серьёзно, даже изучили образцы народных костюмов.

В итоге получилась вот такая нарядная и весёлая подвижная игрушка с традиционным сюжетом.

Теперь ждём итогов конкурса. :)

Друзья, как вам такое воплощение богородских «Кузнецов»? Мне кажется, такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр малышей.

Ультра-бюджетный вариант. Но это, конечно, не самое главное. Важнее всего то, что вы легко можете сделать игрушку своими руками и даже привлечь к этому занимательному процессу детей. Если в силу возраста вырезать-склеивать картонные детали ещё рановато, то уж для раскрашивания никаких возрастных ограничений нет.

* * *

PS. В преддверии праздника 8 Марта Оля Качуровская разработала новые тематические шаблоны для вырезания в продолжение серии праздничных шоколадниц.

Если Вы ещё не успели скачать бесплатные шаблоны в магазине Картонкино, забирайте наш подарок к празднику прямо сейчас:

С наступающим праздником, дорогие читательницы! Солнечного вам настроения! Пусть наступившая весна наполняет вас свежими силами, энергией, вдохновением! Пусть будет побольше поводов для радостных улыбок! Любви, счастья, семейного благополучия все вам!

До новых встреч на КАРТОНКИНО!

Ваша Инна Пышкина.

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

Шаблоны можно скачать здесь:

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

Технология проста: вырезаем шаблон или группу шаблонов с небольшими припусками и прикрепляем к изнаночной стороне картона кусочками двустороннего скотча, после чего вырезаем детали.

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Вот вырезаны все детали наковальни:


Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм . В данном случае лучше использовать шпажку потолще.


Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).


В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить.

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.


Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.


Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче.

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие

плотно.


2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.


Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.


Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.


Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Аналогично подготавливаем части медведя.


Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.


Вставляем стержни в отверстия планок.


Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.


Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.


Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо.



Осталось только игрушку раскрасить.