Стив маккарри семья. Стив Маккари: фотографируя судьбы
Стив Маккарри (англ. Steve McCurry , р. 1950) - современный американский фотограф, фотожурналист, редактор. Широкую известность получила его фотография "Афганская девочка" .
Биография, творчество
Стив Маккарри родился 24 февраля 1950 года в Филадельфии, США. В 1974 году с отличием окончил Университет штата Пенсильвания (Pennsylvania State University) со степенью в области театрального искусства. Свои первые фотографии Маккарри делал для университетской газеты The Daily Collegian.
После окончания университета Стив Маккарри некоторое время делал фотографии для небольшой газеты Today"s Post в г. Кинг оф Пруссия (King of Prussia, Pennsylvania), после чего уехал в Индию, где работал в качестве фотографа-фрилансера.
Незадолго до ввода советских войск в Афганистан Стив Маккарри совместно с журналисткой Деброй Денкер, переодевшись в неприметные одежды, нелегально пересекли границу Пакистана в зоне, которая на тот момент контролировалась повстанцами. Позже, когда он покидал зону военных действий, ему пришлось вшить отснятые материалы в одежду. Впоследствии сделанные им фотографии были опубликованы в таких журналах как The New York Times, TIME и Paris Match. Кроме того, за сделанную работу фотограф был удостоен золотой медали Роберта Капа (премия в области фотожурналистики) за лучший фоторепортаж из-за границы.
В последующие годы Маккарри продолжил освещать вооруженные конфликты. Среди прочего, он работал во время ирано-иракской войны, Ливанской гражданской войны, гражданской войны камбоджийского исламского повстанческого движения на Филиппинах, на войне в Персидском заливе и во время гражданской войны в Афганистане. Его фотографии часто публиковались в журнале National Geographic. С 1986 года Стив Маккарри является членом Magnum Photos.
В 2001 году работы Стива Маккарри были выставленны на международной художественной выставке арт-агентства Leo Burnett, при участии итальянского художника Умберто Петтиничхио (Umberto Pettinicchio) в Лозанне, Швейцария. В 2003 году вышел документальный фильм "The Face of the Human Condition", режиссера Дэниса Делистрака о жизни и творчестве Маккарри.
В 2005 году Стив Маккарри отказался от использования пленки. Свое решение он объяснил тем, что цифровые носители куда удобней в полевых условиях и, что важнее, фотографии всегда можно переслать за пределы "опасной зоны". В интервью для The Guardian фотограф сказал: "Возможно, старые привычки трудно ломать, но мой опыт показывает, что большинство моих коллег, независимо от их возраста, перешли на цифру... Качество же никогда не было лучше. Кроме того, теперь я могу, например, работать в условиях крайне низкой освещенности". Впрочем, в июне 2010 года Маккарри принял участие в акции Kodak: фотографу было предложено использовать последнюю пленку Kodachrome, производство которой на тот момент уже было приостановлено. Сделанные в рамках данного проекта снимки были выложены в открытый доступ в Интернете журналом Vanity Fair.
В мае 2013 года Маккарри работал над фотографиями для календаря "Pirelli-2013, Рио-де-Жанейро".
В 2016 году Стив Маккарри оказался в центре скандала, связанного с тем, что некоторые его снимки были отредактированы в различных редакторах (например, фотография "Афганская девочка" для использования на обложке была обрезана). Сам Маккарри, впрочем, достаточно спокойно отнесся к обвинениям, заявив, что не считает себя фотожурналистом, а является скорее визуальным рассказчиком (visual storyteller), который, тем не менее, не врет своей аудитории, т.к. вносимые изменения не влияют на правдивость снимка. Скандал в очередной раз поднял ряд теоретических вопросов, связанных с невозможностью отображения истины фотографией.
"Афганская девочка"
Свою самую известную фотографию Стив Маккарри сделал в декабре 1984 года. Фотография, которая получила известность под названием "Афганская девочка", была сделана в лагере пуштунских беженцев вблизи Пешавара, в Пакистане. В июне 1985 года она появилась на обложке журнала National Geographic и позже была признана «самой известной фотографией» в истории этого журнала по версии газеты USA Today. Ряд изданий (в том числе сам National Geographic и American Photo) называют данную фотографию «Афганской Моной Лизой».
Стив Маккарри несколько раз пытался найти сфотографированную им девочку, но удалось это лишь в январе 2002 года. Как оказалось, её имя Шарбат Гула и в 1984 году ей было около 13 лет (Гула сама точно не знает свой возраст). В лагере беженцев она оказалась после того, как её родители были убиты в результате атаки советских вертолетов на их деревню.
Снимок сделан на цветную плёнку Kodachrome при помощи фотоаппарата Nikon FM2 с объективом Nikkor 2,5/105 (фокусное расстояние 105 мм) без дополнительного освещения. Любопытно, что при создании данной фотографии Маккарри считал, что особая удача состоит в том, что ему удалось запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой. Сама Шарбат Гула до 2002 года не знала о своей славе и увидела фотографию лишь в 2003 году.
Стив МакКарри (Steve McCurry) - фотограф, известный во всем мире. Он автор поистине шедевра современного фотографического искусства - снимка, ставшего самой узнаваемой обложкой в более чем столетней истории популярнейшего журнала National Geographic. Речь идет о снимке, который называется «афганская девочка». Эта фотография известна, наверное, всем - и простым людям в разных странах, и фотографам-профессионалам. Множество работ Стива МакКарри восхищают зрителей своей правдивостью и пронзительностью. Его фотографии стали знаковыми в истории документальной фотографии и фотожурналистики.
Этому фотографу-документалисту удалось стать известным во всех странах мира. Его снимки вдохновляли и продолжают вдохновлять и волновать сердца людей. Они оставляют в их душах неизгладимое впечатление на долгие годы.
Более тридцати лет Стив МакКарри увлеченно работает в фотографии, в жанре фоторепортажа. За долгие годы он накопил грандиозный опыт в этой профессии и стал поистине одним из величайших фотографов планеты нашего времени.
Стив МакКарри родился в США, в штате Пенсильвания, в Филадельфии. В молодости он обучался в Пенсильванском университете, где получил образование по искусству кино. Ещё в годы учебы он начал печататься в местных газетах, где впоследствии несколько лет проработал как внештатный сотрудник. Но вскоре работа в родной стране молодого фотографа и журналиста устраивать перестала, и он задумал отправиться в Индию. Взяв с собой лишь самое необходимое - рюкзак с одеждой, фотоаппарат и коробки с фотоплёнкой, он уехал в эту далекую от Америки страну с целью исследовать её сквозь призму фотографии, показать миру жизнь ее народа.
В Индии Стив провел несколько месяцев. После этого он перебрался через пакистанскую границу, а уже из Пакистана добрался до Афганистана. Для того, чтобы не выделяться из людской толпы и быть не особенно приметным на улицах городов, он отрастил бороду и немного изменил свой внешний вид. Как раз в это время им были сделаны первые снимки афганской войны, которые для МакКарри и стали стартом в мир реалистического, жесткого фоторепортажа. С той поры этот жанр можно назвать для этого американского фотографа доминирующим в его творчестве.
Работы Стива в жанре фотодокументалистики, да и не только в нем, поистине уникальны. Созданные им реалистические портреты разных людей, живущих в различных уголках планеты, стали знаковыми, превратились в своего рода символы. Чем же работы Стива МакКарри отличаются от работ других фотодокументалистов и фотохудожников?
Первое, о чем хочется сказать - это, наверное, о том, что МакКарри существенно сократил разрыв, который существует между жестким, реалистичным фоторепортажем и художественной фотографией. В его работах гармонично и органично сливается и то и другое.
Работам Стива не нужны никакие пояснения. Согласитесь, к работам, сделанным на таком высоком профессиональном уровне, нет нужды прилагать какое-то описание. Они сразу понятны всем людям во всех странах мира, независимо от сословия и образования.
Цвет в фотографиях МакКарри несет особую, дополнительную нагрузку. Искусствоведы и критики, исследующие искусство фотографии, съемку в цвете считают намного более сложным делом, чем черно-белую фотографию. В работах Стива цвету отдана одна из важных ролей. Он определяет настроение его фотографий и репортажей в целом. Цвет - пожалуй, одна из важных составляющих его работ.
Те объекты, которые снимает Стив, то, что попадает в границы его кадров, поднимает его работы на высочайший уровень. Это происходит, наверное, потому, что фотограф досконально изучил классическое изобразительное искусство. А может быть этому можно найти и другое объяснение: МакКарри создает свои фотоработы естественным, интуитивным образом, не задумываясь над теорией, как и многие выдающиеся мастера в других видах искусств. Но, тем не менее, его снимки можно смело назвать классикой фотографии. В них
А ещё Стив МакКарри - великолепный наблюдатель. Он может и умеет великолепно разглядеть всё то, что попадет в поле его зрения. Это одно из уникальнейших свойств этого замечательного фотографа. Именно выбор объекта съемки чаще всего и приводит его снимки к такому выдающемуся успеху.
Кроме всего прочего, Стив МакКарри прекрасно изучил жанр уличной фотографии. Его учителями в этой работе можно назвать таких великих мастеров фотографического искусства, как Анри Картье-Брессон и многих других фотографов разных времен и стран. Но многое в этот жанр привнес и сам МакКарри. Его отличительная черта как уличного фотографа - это легкость и красивость изображения.
И ещё одна особенность Стива Мак-Кари - это его неугасающая десятилетиями трудоспособность. Стив работает много и упорно. Его задор, увлеченность работой и в зрелые годы мастера остались такими же, какими они были в начале его фотографической карьеры, в начале пути в мире фотографии, пути к успеху.
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри / Magnum Photos
Стив МакКарри в Chautauqua Institution Photo Week
Что говорит мастер о работе фотографа
Если вы хотите стать успешным фотографом, прежде всего вам нужно выйти из собственного дома.
Для успешной творческой работы любому фотографу нужно выработать собственный стиль. Мне приходится фотографировать по заказу, и поэтому мои работы должны быть согласованы с теми, кто является их заказчиком. Но, тем не менее, каждая фотография должна быть индивидуальной в своем роде, она должна выражать собственные чувства, стоять на своем, только для нее предназначенном месте.
Я очень много снимаю различных людей. Пожалуй, все мое творчество основано на их фотографировании. Я люблю наблюдать за человеком и стараюсь уловить тот мимолетный, единственный момент, когда его душа на секунду выглянет наружу. В этот момент вся жизнь этого человека будет написана в его глазах, на его лице.
Главное в моей профессии, в моей жизни - это бродить по миру и наблюдать за тем, что в нем происходит. Моя фотокамера в этом случае - это мой паспорт. Фотография - это одно из самых действенных видов искусства. Фотографии не нужны границы. Ни географические, ни языковые. Фотография способна остановить во времени уникальнейшие моменты всего того, что происходит в мире вокруг нас.
Несколько лет назад солидную коллекцию фотографий Стива Маккарри приобрел Эрмитаж; сейчас снимки из этой коллекции демонстрирует Московский музей современного искусства. В сущности, приобретение работ музеем такого уровня - всегда событие. «Я не отбираю работы в коллекцию музея, я отбираю работы, которые войдут в мировую историю», - отметила однажды директор лондонского Тейт Модерн в интервью журналу Art & Antiques. Так что сегодня смело можно сказать, что красочные снимки действующего члена агентства Magnum стали историей.
Однако после скандала 2016 года, когда известный фотограф на удалении со снимка предметов и фигур, возник вопрос, что именно станет историей: визуальные повествования, где допустима любая степень вмешательства, или документальные кадры, которые редактировались согласно общим требованиям к журналистам.
После конфликта с манипуляциями в 2016 году вы сказали журналу TIME, что вы теперь визуальный рассказчик, а не репортер. В чем принципиальная разница?
Я больше не работаю на журналы и газеты. Вот что я имел в виду. Надеюсь, я прояснил этот момент?
Не совсем. То есть вы больше не играете по правилам, которые устанавливают журналы и газеты?
Если вы хотите обсуждать те правила, по которым я играю, тогда мы заканчиваем разговор через пять минут. Это будет интервью на пять минут по интересующей вас теме. У вас есть другие вопросы?
Стив Маккарри в Таиланде. Январь 2007 года
Что для вас визуальная история?
Я получаю удовольствие от того, что могу смотреть на мир под определенным углом, интерпретировать то, что вижу. Я снимаю истории о людях и местах, где я побывал, но, может быть, эти истории в большей степени рассказывают обо мне, чем об окружающем меня мире и людях. Это довольно личные вещи.
В визуальных историях часто смешиваются реальность и вымысел. Можно ли то же самое сказать о ваших проектах?
Я бы так не сказал.
В одном интервью вы говорили: чтобы сделать хороший кадр, фотограф должен оказаться в сложной ситуации. В каких сложных ситуациях вам приходилось оказываться?
Когда вы работаете над такими проектами, как «Муссон» - он снимался в очень непростых погодных условиях, - вы должны оставить себе время на то, чтобы просчитать ситуацию и найти решение. От этого будет зависеть, насколько удачным выйдет кадр. Единственным разумным решением в том проекте было снимать, находясь в буквальном смысле в воде (get into hot water - «оказаться в сложной ситуации»). То есть дело не в том, что вы ищете сложные ситуации, чтобы сделать хороший кадр, а в том, что вы ищете решения, которые не всегда могут быть простыми.
Ваши работы известны чеканными композициями и фантастическими цветовыми сочетаниями. Что еще важно для вас?
Удачный снимок - это не чеканная композиция, и не цветовое решение, и не мягкий свет. Это та история, которую снимок рассказывает; те эмоции, которые он передает. Но история, переданная в красках, выглядит более правдоподобной. Я бы сказал так: цвет в фотографии - это моя личная правда. Это не значит, что цветная фотография лучше черно-белой. Мне скучны все эти рассуждения: и ч/б, и цветная фотография хороши по-своему.
Вы специально выбираете места, где много ярких красок?
Конечно, в Бирме, Индии, Камбодже больше красок, чем в других странах, а вот, например, Япония практически монохромная. Однако красочные снимки для меня - не самоцель. Я не ищу цветовые сочетания, но когда я вижу удачное сочетание, думаю: «Великолепно. Это нельзя пропустить».
В Индии вы снимали почти 40 лет. Была история, которую вы долго не могли выбросить из головы?
Сюжеты, которые интересовали меня, - это не какие-то выдающиеся события, скорее минутные впечатления: печаль, скорбь, радость. Это не то, о чем я подолгу думаю после съемки.
Красочные снимки для меня - не самоцель.
Стив Маккарри. Шарбат Гула, афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан, 1984 год
Стив МакКарри — невероятно талантливый мастер фотографии. Он стал известен всему миру благодаря фотоснимку с удивительными зелеными глазами, которую художник запечатлел объективом своей камеры в лагере беженцев в Пакистане в период Афганской войны.
Выставка в России
С сентября по ноябрь 2015 года свои замечательные работы представил и российскому зрителю известный фотограф Стив МакКарри (выставка — СПб, Дворцовая площадь).
Демонстрация его работ была подготовлена Эрмитажем (отделом современного искусства) в рамках существующего проекта под названием «Эрмитаж 20/21», который был призван изучать, собирать, и выставлять все виды искусства 20 и 21 веков.
Простота и в то же время выразительность свойственны работам этого удивительно талантливого художника.
Подробнее об этой выставке будет рассказано чуть ниже.
Стив МакКарри и его работы
«Афганская Мона Лиза» — не единственный успешный снимок фотографа. Их у него огромное множество.
Американский фотожурналист получил всемирную известность и признание благодаря запоминающимся классическим репортажам. Больше 20 лет Стив работает для американского журнала National Geographic и для других не менее известных изданий. Этот мастер своего дела обладает удивительной способностью оказываться всегда в нужном месте и именно в нужное время.
Особое место занимают работы МакКарри, сделанные в Нью-Йорке 11 сентября. Перед самым терактом он весь месяц прожил в Азии и вернулся в Америку как раз накануне. Он снимал на свой фотоаппарат все, что происходило, при этом скрываясь от определенных представителей власти. На снимках его наглядно отображаются масштабы произошедшей ужасной трагедии.
Что говорит фотограф о своей работе
Самое главное для Стива — быть очень внимательным к любому человеку, быть последовательным и серьезным в своих намерениях. Только в этом случае снимок получится искренним.
Фотограф очень любит внимательно наблюдать за людьми. Ему кажется, что именно лицо человека может рассказать многое.
Американец Стив МакКарри в своей серии работ Where We Live («Где мы живем») демонстрирует трогательное путешествие по разным домам всего мира. В первую очередь свое внимание он сосредотачивает на бедных и очень скромных домах и семьях, живущих в них. Он показывает своими работами, что, несмотря на неблагоприятные условия жизни, каждая из семей или личностей добродушна и трогательна.
По словам мастера, он не ищет славы там, где царствуют несчастья и горе. Он просто хочет запечатлеть этот момент и донести до всех людей, что есть и такая жизнь, жизнь в нужде и страданиях. Он считает, что, в общем, существование человеческое невероятно трагично, и в периоды военных действий происходит переоценка всех ценностей. На задний план отходят успех, благополучие и карьера. Главными становятся семейное счастье и здоровье, и при этом основным является желание выжить во что бы то ни стало.
Давая интервью, МакКарри обычно говорит, что у него совсем нет ощущения, что он знаменитость. Связано это с тем, что люди знают не его, а в основном только лишь снимки.
Экспозиция под именем знаменитого американского фотожурналиста была представлена более чем 80 его работами. Как уже было сказано выше, наиболее запоминающаяся из них — фотопортрет девочки из Афганистана. Этот неповторимый своей невероятной пронзительностью снимок, не оставляющий ни одного зрителя равнодушным, был признан самым узнаваемым образом.
Главная тема в представленных на выставке работах — конфликты военные, редкие исчезающие народы, современный мир и древнейшие традиции. Каждая картина его представляет собой историю жизни человека, его взгляд на все происходящее вокруг.
Выставка «Стив МакКарри. Момент беззащитности» продемонстрировала российскому зрителю всю правду жизни в лицах простых, обычных, порой беззащитных людей, ищущих справедливость и выход из сложившейся ситуации.
Множество удивительных снимков сделал за весь период своей профессиональной деятельности Стив МакКарри. Эрмитаж представил большую часть его лучших работ. Через лица людей, ставших невольными свидетелями тех или иных событий и катастроф, художник пытался показать их невероятные страдания, жестокость и насилие, перенесенные ими.
В центре внимания — история жизни человека и его взгляд и отношение на все происходящее. Таким своеобразным способом художник демонстрирует страдания, обездоленность и опустошенность людей, ставших невольными участниками разных трагических событий.
Дар Эрмитажу
Выставка «Стив МакКарри…» (Эрмитаж) стала знаменательным событием для всей России. После её окончания все работы художником были подарены в музей (отдел современного искусства), где они станут ещё более ценным материалом, который отражает настоящие эмоции, состояние и чувства человека, ставшего свидетелем событий своего времени.
Заключение
В копилке Стива МакКарри миллионы самых разнообразных фотоснимков, огромное количество из которых можно отнести к гениальным, а сотни, несомненно, служат украшением многих великолепных залов всемирно известных художественных музеев. Теперь и Россия, в которой представил свои работы Стив МакКарри (Эрмитаж), стала обладать замечательной коллекцией, полученной в дар от этого гениального художника.
Его произведения дают возможность зрителям переноситься в те недосягаемые и самобытные, увлекательные и красивые места, в которых он побывал. На его снимки можно смотреть бесконечно, забывая о времени и о пространстве, которое разделяет зрителя и то место. Автору удивительным образом удается с невероятным мастерством убрать расстояние и границу между людьми, расположенными по обе стороны снимка.
Каждый, глядя на фотографии МакКарри, слушая его интервью, очередной раз убеждается в искреннем уважительном его отношении к абсолютно всем людям, с которыми ему приходилось и приходится общаться и соприкасаться по работе и жизни.
Стив МакКарри - о Москве, опасной фотосъемке и мечтах о Сибири
Этим летом в Московском музее современного искусства при поддержке Государственного Эрмитажа открылась персональная выставка всемирно известного фотографа, автора портрета «Афганской девочки» Стива МакКарри «Нерассказанная история». В экспозицию проекта вошло более 80 работ - уникальные серии снимков, фрагменты из записных книжек и маршруты перемещений фотографа. «Нерассказанная история» продлится до 2 сентября.
На открытии выставки состоялся public talk при участии самого МакКарри и куратора проекта, заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководителя проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрия Озеркова. Участники встречи могли не только послушать выступление фотографа - у них была возможность задать МакКарри свой вопрос. МОСГОРТУР собрал ответы фотографа на 10 самых интересных вопросов.
О Москве
Одна из самых значимых для меня выставок прошла в Эрмитаже, одном из величайших музеев в мире. Конечно, проведение выставки в Москве для меня также большая честь. Первый раз я был здесь в 1980-х, помню, что было холодно и серо. В 2018 году по Москве гуляют люди, одетые так же, как в Париже или Нью-Йорке. Больше всего меня как раз поразили люди. Они стали более «глобализированными», более сложными.
О фотографах, оказавших влияние на профессиональную деятельность
Это Брайан Брэйк, который всегда видел красивую композицию, Андре Кертеш, который всегда мог поймать интересный момент, Эрнст Хаас, который снимал в цвете, и Эллиотт Эрвитт, который, в основном, делал черно-белые фотографии.
Но есть фотограф, который повлиял не только на меня, но и на все поколение - это Анри Картье-Брессон. Он умел оказаться в нужном месте в нужное время, и у него был талант подмечать интересные кадры. Мы несколько раз встречались в Париже. Анри всегда хорошо ко мне относился, но был довольно строгим и много критиковал. Думаю, если бы он нелестно отозвался о моей работе, меня бы это убило, и я бы решил бросить фотографию.
Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан 1992
Анри многому меня научил через обычные разговоры. Однажды он дал мне совет: «В профессиональной съемке делай фотографии цветными, в личной - черно-белыми». Впрочем, этим советом я никогда не пользовался.
О поиске сюжета
Прежде всего, мне интересно путешествовать и посещать разные места. Жизнь - это, в конце концов, не только про фотографию, но и про изучение нового. Я всегда держу в голове около 20 сюжетов и предметов, когда осматриваю окрестности. Меня всегда очаровывают пары, а также люди, которые читают, спят, прогуливаются, играют. Неважно, в аэропорту, машине или где-то еще.
О местах, где никогда не был, но которые хотел бы посетить
Я бы хотел поехать в Иран (но сейчас это сложно, когда ты американский фотограф), Мадагаскар и Сибирь. Мне кажется, Сибирь - это одно из тех мест, о которых постоянно слышишь, как Томбукту. В самом названии есть какое-то чувство удаленности, другого конца света. Я был в Томбукту, но не был в Сибири, и обязательно хочу восполнить этот пробел.
Я не так много фотографировал в России. Каждый раз, когда я приезжаю сюда, получаю богатый опыт. Если бы я мог повернуть время вспять, то поменял бы некоторые поездки в 1970-1980-х годах в Индию на поездки в Россию. Мне бы хотелось побывать в те годы в Китае, потому что изменения, которые произошли там за последние 30 лет, поражают.
Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма 1994
Я бы хотел больше поснимать в своей собственной стране. Но каждый раз, когда кто-то мне говорит: «У меня есть билет на самолет», он никогда не имеет в виду другой штат - это всегда другая страна.
В мае я был в Монголии, где познакомился с удивительными людьми, местами и культурой. Было очень интересно узнать об оленеводах и охотниках, которые живут в степи. Всегда здорово посещать новые места, о которых ты слышал, но где никогда не был.
О помощнике в путешествиях
Организовать путешествие не так трудно - забронировать гостиницу и все такое. Самое главное - иметь надежного переводчика или гида, который знает местный язык и которому ты можешь доверять. Такой человек может объяснить, куда идти, где найти машину или лошадь. Когда я только начинал, у меня был гид, который украл все мои камеры. Тогда я понял, что обязательно нужно знать, с кем вы работаете.
Об опасной фотосъемке
Однажды я делал фото из поезда, а ассистент должен был держать мне ноги. Вот почему ты должен доверять своему ассистенту. Это человек, который не только следит за оборудованием и вещами - иногда от него зависит и твоя жизнь.
Когда я только начинал, я пытался найти свою фишку. Тогда я действительно чувствовал адреналин от опасных съемок и был готов рисковать. Сейчас для меня самое главное - рассказать важную историю, пусть даже в опасных местах. Я никогда не был военным фотографом и не стремился к этому. Я действительно выполнял несколько заказов в военных зонах, и мне всегда было интересно рассказывать истории о поведении людей в таких ситуациях. Иногда я оказывался в подобных местах случайно. Наверное, съемки в зонах военных конфликтов в общей сложности - это один год из сорока лет работы. Я не считаю, что ради фотографии можно умереть.
О том, стоит ли вмешиваться в ход событий
Меня часто спрашивают: сделать хорошее фото или спасти жизнь. Я отвечаю: «Конечно, сделать фото». Это шутка. Думаю, в такой ситуации 99% людей стараются помочь едой, деньгами, медикаментами. Мне кажется, важно оказать любую помощь, по крайней мере, хотя бы попытаться. Но мой опыт показывает, что обычно я появляюсь довольно поздно, когда врачи уже помогают людям. Мне кажется, мы все должны помогать.
Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай 2004
О съемках в фильме
Ко мне дважды обращались голливудские режиссеры. Это было 15-17 лет назад. Я до сих пор жду следующего телефонного звонка.
Об объективности на фото
Думаю, это зависит от задачи фотографии. Например, если это новостная фотография, она должна отражать факты. В этом случае не нужны интерпретация или личный взгляд фотографа, нужны только точность и факты. Если вы пытаетесь заложить большее значение, значит, вы рассказываете свою историю.
Например, если вам нужна новостная фотография этой встречи, вы сфотографируете эту комнату, а не книжный магазин внизу и не спящего человека. В противном случае вы придете в редакцию с этими фотографиями, и вас спросят: «Зачем вы это сделали? Нужна была фотография комнаты, а не спящего человека, пусть даже это шедевр».
Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан 1984
О планах
Мы с женой поедем в Австралию, а потом на Галапагосские острова. И, конечно, я планирую посетить Сибирь.