Работа психолога по составлению личной карты сотрудника. Методические рекомендации "Карта приёмов консультирования"
Тема: Подготовка и проведение психологического
Консультирования, его этапы и процедуры
План
1. Как подготовиться к психологическому консультированию
2. Как проводится психологическое консультирование
3. Основные этапы психологического консультирования
4. Процедуры психологического консультирования
Упражнения
Практические задания
Как подготовиться к психологическому консультированию
Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.
Среди общих вопросов подготовки к психологическому консультированию чаще всего выделяют следующие:
1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.
Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.
2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультирования и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной обработке результатов психологического тестирования клиента.
3. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, и частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записываются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В картотеку (табл. 3) вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить представление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.
Таблица 2
Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала
психологической консультации
Таблица 3
Примерная форма индивидуальной карточки клиента
4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность здесь же, и психологической консультации получить за дополнительную плату и собственное, постоянное пользование по рекомендации психолога-консультанта.
Оформление помещения консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы помещение для психологической консультации напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).
К специальным вопросам подготовки психологического консультирования относятся следующие:
Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиентом по данным о нем, которые имеются в регистрационном журнале и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретному консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента делает тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.
Подготовка материалов и оборудования, которое может понадобиться в ходе проведения психологической консультации.
Получение из различных доступных источников дополнительной информации о клиенте - такой, которая может понадобиться во время консультирования.
Разработка плана проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.
Примерные графы карты клиента:
Имя, возраст, контакты
Время обращения, откуда, почему
Начальный запрос
Наблюдения за клиентом: внешность, поведение, аутентичность
Структура личности: уровень организации и предположительный тип
План терапии по запросу и по характеру (по Джонсону, дополняем)
Карта комплексов: основные темы
Сейчас живет с...
работа, учеба...
родители, сиблинги...
раннее детство...
школа и отношения с другими...
первый сексуальный опыт...
сексуальные отношения...
Сны в терапии...
Как проявляется перенос: опасения, ожидания, поведение
Контрперенос - чувства психолога на сессии и по поводу клиента
Подробное описание случая должно занимать приблизительно 40-50 страниц. Имя клиента, возраст, незначимые обстоятельства должны быть изменены в целях соблюдения конфиденциальности.
Мы начинаем рассказ с описания первой сессии. Здесь мы указываем начальные клинические впечатления от клиента, предварительный диагноз и оценку психологического состояния, а также любую другую имеющую отношение к делу информацию начальной сессии. Приблизительный объем 1-2 страницы.
Затем переходим к описанию психологической истории. Этот раздел сообщения должен включать в себя историю жизни пациента до первого контакта с терапевтом, с рассказом о раннем детстве, важных психологических травмах, психосоциальном развитии, главных кризисах, профессиональных проблемах и проблемах отношений, медицинских вопросах и раннее предпринимавшихся попытках психотерапии. Приблизительный объем 12-15 страниц.
Диагноз и аналитическая формулировка случая. Этот раздел должен включать в себя примерный диагноз (например, по DSM IV или хотя бы характерологический по Джонсону или Мак-Вильямс) и структурное описание психики клиента на момент начала анализа в терминологии и концепциях аналитической психологии. Главные комплексы, развитие эго, персоны и тени, психологический тип, ось эго-самость – вот существенно важные темы обсуждения. Приблизительный объем 3-5 страниц.
Клинический опыт. Этот раздел должен включать в себя все самые важные темы анализа как такового. Особо важными являются основные сны во время анализа и интерпретация этих снов, динамика переноса-контрпереноса, анализ комплексов, движения в сторону индивидуации, символы и архетипические темы. Приблизительный объем 23-26 стр.
Завершение или прогноз. Если случай завершен, то в этом разделе следует привести оценку завершающей фазы анализа. Если работа еще не закончена, то здесь следует дать прогноз будущей работы. Приблизительный объем 2-3 страницы.
(правила написания случая взяты у Мюррея Стайна)
Первичное интервью из книги "Психотерапия" Бурлачук, Кочарян, Жидко
1. Демографический блок:
1) возраст;
3) этническая принадлежность;
4) религиозная ориентация;
5) образование;
6) место работы и должность;
7) семейное положение;
8) политические взгляды;
9) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия; 10) ассоциативный или метафорический образ.
2. Родители, сиблинги и другие значимые фигуры в жизни пациента:
1) возраст;
2) этническая принадлежность;
3) религиозная ориентация;
4) образование;
5) место работы и должность;
6) семейное положение;
7) политические взгляды;
8) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия;
9) ассоциативный или метафорический образ;
10) пять прилагательных, отражающих отношения пациента с ними.
Примечание: в случае, если кто-либо из перечисленных людей умер, со слов пациента необходимо собрать как можно больше сведений о причинах и обстоятельствах смерти.
3. Блок личной истории (главные события в жизни).
1) Младенчество и детство:
Хотели ли родители рождения ребенка;
Условия в семье после его рождения;
Самые ранние воспоминания;
Семейные истории о детстве пациента;
Проблемы критических периодов развития (нарушения пищевого поведения, туалетный тренинг, проблемы с речью, нарушения двигательной активности, никтурия, ночные кошмары);
Любимые сказки и сказочные персонажи.
2) Латентный период (7-12 лет):
Проблемы со здоровьем;
Социальные проблемы;
Проблемы в учебе;
Проблемы в поведении;
Любимые художественные произведения (сказки, мультфильмы и пр.) и их персонажи.
3) Период полового созревания:
Физические, социальные и психологические проблемы, связанные с созреванием;
Успеваемость и социализация в этот период;
Самодеструктивные паттерны (нарушения питания, использование лекарств, алкоголя, наркотиков, суицидальные импульсы, антисоциальное поведение);
Семейные стрессы этого периода;
Любимые художественные произведения (книги, кино, спектакли и пр.) и их персонажи.
4) Взрослая жизнь:
С чем был связан выбор работы (учебы);
Как строились и строятся межличностные отношения;
Сексуальные отношения;
Отношения с родителями, братьями, сестрами, детьми;
Текущие проблемы;
Любимые художественные произведения и их персонажи.
4. Оценочный блок:
1) как взаимоотношения с родителями повлияли на становление личности пациента;
2) тормозилось ли развитие пациента какими-либо аспектами раннего опыта?
3) чего пациент в первую очередь желает своим детям (ребенку) в их дальнейшей жизни?
5. Заключительный блок:
1) как взаимоотношения менялись по ходу интервью?
2) какой важный, по мнению пациента, вопрос вы ему не задали?
3) спросите, было ли ему комфортно и не хочет ли он что-либо сказать по поводу интервью.
6. Оценка статуса пациента (часть, самостоятельно заполняемая интервьюером после интервью):
1) первое впечатление;
2) изменение впечатления в процессе интервью;
3) общее впечатление;
4) оценка открытости пациента;
5) насколько можно доверять полученной информации.
7. Выводы:
1) главные текущие темы;
2) области фиксаций и конфликтов;
3) основные защиты;
4) бессознательные фантазии, желания и страхи;
5) центральные идентификации;
6) контридентификации;
7) неоплаканные потери;
8) связанность собственного "Я" и самооценка.
Сегодня я расскажу про документацию психолога.
Так исторически сложилось, что у психолога нет как таковой документации и на этом пост можно заканчивать. Так произошло потому что:
В нашей стране нет нормативных актов о работе психологов (исключение составляет разве что образование, где есть масса нормативных документов и разнообразные силовые ведомства типа таможни, МЧС). В принципе в Москве есть закон о психологической работе, разработанный в Московской службе психологической помощи, но он, как мне кажется, был создан для галочки. В остальном все опирается на адекватность должностных инструкций в том месте, где вы работаете.
Нет единого паспорта психолога, или иного документа, заставляющего вас работать именно в определенных методиках. Тут все опирается на книги, например, работая в соц. защите, покупаете книгу некоего психолога, специалиста в вашей области и ориентируетесь и ссылаетесь на нее.
Прейдя на любую психологическую должность (опять-таки за исключением вышеперечисленных организаций) вам придется, скорее всего, с нуля писать всю будущую работу. Как правило, после увольнения психолог забираете все наработки с собой, не потому что боится, что их своруют, но скорее понимает, что передать опыт - дело длительное и трудное.
Совершенно разнообразное понимание вопроса результата работы психолога. В некоторых местах психологи отчитываются за первичные приемы, а где-то и за достижение запроса клиента. А если речь идет про детей или семей все становится еще сложнее.
Тем не менее, я приведу краткий список документов, которые мне кажутся обязательными или желательными. Но помните, что вопрос состоит не в том, чтобы вести как можно больше бумаг, а найти некий подходящий именно вам вариант (золотую середину). Документацию я разбил по категориям. Начнем с самого вкусненького:
Консультативная работа (очная):
1) Заявление о консультации на ваше имя или директора - спорный пункт, и я им не пользуюсь. Тем не менее, начинающим психологам он может помочь, т. к. если в будущем с клиентом будут трудности, можно всегда "поднять" заявление. Его легче сделать на компьютере и давать людям вписывать свои данные и ставить подпись. Кстати никогда не забывайте что консультации психолога, всегда, проводятся на заявительной основе, т. е. принудительно общаться с психологом нельзя. Также в заявлении не стоит писать запрос, а вместо него можно просто в пункте - причина обращения - написать категорию (например, человек в трудной жизненной ситуации).
В случае работы со сложными клиентами (депрессии, суициды и т. д.) не забудьте взять телефон ближайших родственников или организаций опекающих клиента.
2) Первичный опросник - самые важные и необходимые вопросы, которые связаны с деятельностью вашей организации. Например, в образовании важным будет успеваемость ребенка, а в соц. защите категория обратившегося. Вообще вместо того чтобы вспоминать что же я там еще не спросил, просто сделайте опросник, который вы будете проводить на первой консультации. В него можно также включить опросник на депрессию или что-то в этом роде.
3) Журнал консультаций - тут все просто. Я веду журнал по 2м отделениям, в которых я консультирую. В других отделениях я не веду журнал по причине того, что мне лень. В журнале в структурированной форме показаны все консультации за отчетный период, с информацией о клиенте, причинах обращения и формах работы. Так как я не беру заявлений, я просто прошу на первой консультации поставить автограф клиента мне в журнал. Это удобнее.
Кстати, как и заявление, и журнал так и опросник, стоит хранить в доступном для ваших коллег или начальстве месте, чтобы на основании этих бумаг они могли бы составить отчет во время вашего отсутствия. Эти 3 пункта относятся к элементарной "отчетной" документации психолога. Следующие пункты относятся напрямую к вам, как специалисту.
Также не забывайте, что сейчас есть закон о неразглашении личных данных. С которым вас должны ознакомить при приеме на работу. И если вследствие того, что вы храните записи с консультаций у себя на столе в раскрытом виде, кто-то использует полученные данные, то претензии будут к вам. Вследствие чего помните – вы работаете с людьми, которые разглашают данные вам, а вы можете разглашать полученные данные исключительно коллегам на супервизии по своей воле и суду (если вас прижмут). Больше никто и нигде не должен знать, кто и зачем к вам ходит. Желательно спрашивать клиентов о том, будут ли они За, если вы расскажите их случай на супервизии в целях улучшения работы. Если не помните, когда может быть нарушен принцип конфиденциальности, прочитайте про это в учебниках.
4) Ваши записи с консультаций. Раньше я их вел в виде 2х столбцов - вербальное и невербальное. Сейчас я просто записываю важные моменты. И если на первых консультациях я много пишу, то начиная где-то с четвертой, я больше работаю, чем записываю. В записях желательно указывать каждый раз: запрос, время начала консультации, дату, состояния человека на момент прихода и ухода. Все остальное, что вы пишите по большей части связано с направлением, в котором вы работаете. Также не забывайте про домашние задания.
Все записи с консультаций стоит хранить в сейфе! У психолога должен быть сейф!
Обратите внимание на то, что если с вами что-то случится (смерть, потеря дееспособности, увольнение) все ваши записи должны быть переданы вашему коллеге психологу. В связи, с чем стоит написать заявление, в котором указывалось, куда стоит передать ваши записи на случай вашей смерти или болезни. Это можно отнести к категории - романтика в психологии.
Кстати аудиозаписи я веду постоянно. Именно эти записи являются наилучшей гарантией вашего душевного спокойствия и на их основе лучше всего делать анализ вашей работы. И кстати именно их стоит передавать в первую очередь коллегам в случае вашей смерти.
Карта психологической консультации оформляется в случае проведения комплекса мероприятий (диагностика, беседы, консультации и пр.) по запросу родителя, педагога, администрации или ребенка. Карта компактна, что позволяет обобщить и проанализировать всю проведенную диагностико - коррекционную работу.
1. ФИО обратившегося (родителя, педагога )
2. Проблема (на кого / что жалуется )
3. Анамнез (условия жизни, особенности развития и воспитания )
5. Личностные особенности обратившегося
6. Личностные особенности ребенка (из наблюдений )
7. Психодиагностика (проведенные методики, их результаты)
10. Консультации у других специалистов (к кому направлен, результат)
11. ФИО консультанта
12. Даты проведения работы (с учетом психодиагностики, бесед и пр.)
Отчетная документация психолога
По отчетности администрация судит о работе психолога в целом. И если отчетность не ведется, не отмечаются все виды работы психолога, администрация считает, что психолог работает мало и, вообще «непонятно, что он там делает?!» Поэтому надо, надо показывать директору и администрации, что психолог трудится не покладая рук и не вытирая пота со лба.
Имеет смысл вести два вида отчетной документации - текущую
(за принятый отчетный период - месяц) и итоговую
(за учебный год). Текущий анализ выполненных работ может отражаться непосредственно в регистрационной части в конце каждого месяца.
В целом проведено за ______________________ месяц (статистический отчет) | |||||||||||||
Всего приемов детей | Мальчиков | Девочек | |||||||||||
Возрастные группы | До 3 лет | 3-5 лет | 5-7 лет | 7-10 лет | 10-12 лет | 12-15 лет | Старше 15 л. | ||||||
Всего приемов взрослых | Родителей | Специалистов | |||||||||||
Проведено индивидуальных обследований | Первичных: | Повторных: | |||||||||||
Проведено индивидуальных консультаций | Детей: | педагогов/ родителей | |||||||||||
Проведено групповых консультаций | Для детей: | Для педагогов/ родителей: | |||||||||||
Проведено групповых диагностик Детей Взрослых | Количество детей на групповой диагностике: | Колич. взрослых на групп. диагностике (родит./специал.) | |||||||||||
Проведено индивидуальных коррекционных занятий: | С детьми | ||||||||||||
Проведено групповых коррекционных занятий: | С детьми | С родителями / специалистами | |||||||||||
Количество посещений детьми групповой коррекции: | Количество посещений взрослыми групповой коррекции: (родит./специал.) | ||||||||||||
Участие /проведение консилиумов | Плановых: | Внеплановых: | |||||||||||
Проведение открытых занятий (уроков): | Посещение уроков: | ||||||||||||
Участие в общешкольных мероприятиях (количество мероприятий): | |||||||||||||
Дополнительные виды работ: | |||||||||||||
Структура месячного отчета полностью совпадает со структурой годового (итогового) отчета, поэтому подготовка итогового отчета не составляет особого труда. Необходимо лишь суммировать каждую единицу выполненной работы по всем месяцам и занести полученную сумму в соответствующий раздел годового отчета.
По итогам статистических отчетов за каждый месяц и год возможно написание соответствующих аналитических отчетов.
Такая документация педагога-психолога (специального психолога) образовательного учреждения наглядно демонстрирует содержание проведенной диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Единицами деятельности следует считать отчет по проведенным диагностическим работам, среди которых первичное (углубленное) обследование, динамическое и итоговое индивидуальные обследования, заключение по групповым формам диагностической работы , а также отчет по промежуточным и итоговым результатам индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.
Аналитическим отчетом за соответствующий период деятельности психолога следует считать годовой отчет о проведенной работе. На наш взгляд, месячный отчет следует представлять лишь в статистическом виде.
Мы не считаем необходимым для психолога обязательно использовать жесткие структурированные схемы отчетов.
Отчетная документация (заключения по результатам обследования, аналитические отчеты) - это «внешние» документы (в отличие от непосредственного протокола обследования, который следует рассматривать как исключительно «внутренний», который является абсолютно конфиденциальным документом специалиста), к которым должны иметь доступ специалисты, имеющие непосредственное отношение к клиенту психолога.
Форма 10.
Статистический годовой отчет
(обязательная форма)
Утвержден:
«___» ____________2008 г.
Директор: __________
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ
ЗА 20 /20 УЧЕБНЫЙ ГОД
Образовательное учреждение
Территория________________________________
Численность учащихся (воспитанников) в ОУ__________________
в то числе по ступеням обучения:
начальная школа (младшая группа)_________________
средняя ступень (средняя группа)__________________
старшая ступень (старшая группа)___________________
(подготовительная группа) ____________
Численность педагогических работников в ОУ _________________
I. ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
П. ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
1. Диагностическая работа | ||||||||||||||
Количество индивидуальных обследований | Первичных | Дети | Родители | Специалисты | ||||||||||
Повторных | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Количество групповых обследований | Первичных | Дети | Родители | Специалисты | ||||||||||
Повторных | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Общее количество обследованных в групповой диагностике | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа | ||||||||||||||
Количество групповых занятий | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Общее количество посещений групповых занятий | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Количество индивидуальных занятии | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Количество индивидуальных консультаций | Дети | Родители | Специалисты | |||||||||||
Количество групповых консультаций | Дети | Родители | Специалисты | . | ||||||||||
3. Организационно-методическая работа | ||||||||||||||
Участие в заседаниях | ||||||||||||||
В том числе в консилиумах | Плановых | Внеплановых | ||||||||||||
Организация и проведение экспертных работ | Плановых | Внеплановых | ||||||||||||
Количество проведенных семинаров | Для педагогов/ др. специалистов | Для родителей | ||||||||||||
Количество открытых занятий (уроков), проведенных психологом | Посещение уроков, занятий других специалистов | |||||||||||||
Социально-диспетчерская работа | Руководство практикой студентов | |||||||||||||
4. Перечень целевых программ, сопровождаемых психологом | ||||||||||||||
№ | Тема программы | Характер сопровождения | Кол-во часов | |||||||||||
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК
№ | Название методики (теста) | Основная направленность методики (теста) | Автор (ы) методики | Год издания (модификация) | Издательство (литературный источник) |
2. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
№ | Название программы | Основная направленность программы | Автор(ы) программы | Кем и когда утверждена | Издательство (литературный источник) |
Отчет подготовил
(ФИО психолога или руководителя ПС)
Подпись
«__» ____________ 200__г.
(Дата составления отчета)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- Цель, объект, предмет исследования.
Построение гипотезы.
Выбор психодиагностических методик.
Разработчик, диагност. - Представление результатов исследования.
- Анализ полученных данных.
- Выводы и рекомендации.
Аналитический отчет педагога-психолога ДОУ
ФИО педагога-психолога ___________________________
ОУ ______________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Задачи:___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Качественный и количественный анализ по направлениям деятельности:
Результаты диагностики детей в ДОУ
Таблица учета психологической готовности детей к школьному обучению
Количество детей в подготовительных группах ДОУ (по списку) _________
Таблица учета адаптации детей к детскому саду
Количество вновь поступивших детей в группы (по списку) _____________
Таблица учета коррекционно – развивающей работы
Таблица учета консультационной работы
Таблица учета психопрофилактической работы
Таблица учета просветительской работы
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
_________________________за ________________уч. г. ФИО___________________________________
1. В разделе 6.3. в параметре «педагог, психолог» педагогом-психологом делается одна из следующих записей (других записей быть не должно):
– абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;
– готов к обучению в средней общеобразовательной школе;
– условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;
– не готов к обучению в средней общеобразовательной школе.
2. На странице 20 в графе «7 лет (перед школой)» в параметре «Тест Керна-Иерасика» прописывается общий балл по результатам данного теста.
3. Перед страницей 23 «для особых отметок» вклеивается только бланк с выполненным ребенком тестовым заданием по методике Керна-Иерасика. Больше никаких бланков с результатами диагностик не вклеивать. Они хранятся у педагога-психолога ДОУ и могут быть переданы в другое образовательное учреждение или на руки родителям только по письменному запросу (заявлению).
4. Если при выполнении заданий по методике Керна-Иерасика ребенок набрал 7 и более баллов проводится дополнительная диагностика по методике М.М. Семаго «Готовность к школе» или по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения» (методики предлагаются педагогу-психологу на выбор);
5. Если при выполнении заданий по методике М.М. Семаго ребенок набрал 17 и менее баллов (по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской – уровень ниже среднего), т.е. ребенок условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе он представляется на ТПМПК.
6. Запись в карте в разделе 6.3. делать после ТПМПК на основании ее решения.
7. Направление воспитанников в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
8. При отказе родителей представить ребенка на ТПМПК в карте на странице «для особых отметок» делается запись о результатах диагностического изучения готовности выпускника детского сада к обучению в школе.
Керн – Иерасек - общее количество баллов;
М.М. Семаго - общее количество баллов (при наличии у ребенка медицинского диагноза задержка психического развития, умственная отсталость - изучение готовности ребенка к обучению в школе проводится по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения»)
Н.И. Гуткина - описывается выявленная внутренняя позиция школьника;
Дается краткая характеристика о готовности ребенка к обучению в общеобразовательной школе;
В заключении указывается уровень готовности ребенка к обучению в школе (условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе; не готов к обучению в средней общеобразовательной школе).
Можно указать предпочтительную программу обучения другого вида, например четвертый вид (для детей с нарушениями зрения), или шестой (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), седьмой (для детей с ЗПР), или восьмой (для умственно отсталых детей).
Ставится подпись, дата заполнения, печать педагога-психолога (при наличии).
9. Также на ТПМПК представляют детей если:
Ребенок не достиг шести лет и шести месяцев, а родители настаивают на обучении;
Ребенку больше чем восемь лет;
10. Педагогу-психологу дошкольного образовательного учреждения необходимо вовремя заполнять строки с соответствующими параметрами. Маркером не пользоваться! Рядом с исправлением писать ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ, подпись.
Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению:
- Абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе - (мотивационно, интеллектуально, эмоционально готов, также готов к обучению в сфере общения).
- Готов к обучению в средней общеобразовательной школе - дети имеют правильные представления о школе, но затрудняются делать правильные выводы и обобщения. Речевое развитие достаточное, ребенок понимает учебное задание, но выполняет не всегда точно. При этом у него ровное эмоционально-положительное поведение на уроках. Он понимает свои ошибки, и стремиться их исправить. Ребенок охотно общается, признан сверстниками, его принимают в игры.
- Условно готовы к обучению в средней общеобразовательной школе – дети, имеющие отрывочные знания о школе, желание учиться основывается на поверхностных представлениях, мотивируется несущественными факторами. Они правильно произносят звуки родного языка, но часто встречаются грамматические ошибки. В речи преобладают простые предложения. Задания воспринимают частично, не всегда самостоятельно, при выполнении допускают ошибки. Отношение к трудностям, к оценке, не всегда адекватные. Эмоциональное поведение неустойчивое. Наблюдается робость, стеснительность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, которые в свою очередь не заинтересованы в общении с данным ребенком.
- Не готов к обучению в средней общеобразовательной школе - Дети знают определенные факты, внешне привлекательные события и явления, но часто не существенные. У ребенка нет желания учиться в школе, предпочитают дошкольные виды деятельности. К ответам не прикладывают умственных усилий или дают ответы «не знаю». Словарный запас ниже, чем у сверстников. Ребенок воспринимает задание не полностью, не верно. Допускает существенные ошибки в выполнении. Неадекватно оценивает свою работу и относится к оценке. Преобладает эмоционально-отрицательное поведение на уроках. Негативно относится к взрослым и детям, не видит дистанции в отношениях с взрослыми. Может быть, замкнут. Неадекватно реагирует на замечания взрослого. Характеризуется эгоистичной мотивацией общения, раздражительностью, контактами с позиции силы, стремлением подчинить себе товарищей.