Объективы: мифы и факты. Что лучше фикс или зум объектив для начинающего фотографа Что лучше фикс зум объектив

Вы решили сменить объектив и задумались, не проще ли и дешевле купить хороший фикс, нежели зум?

Что лучше выбрать?

Как ни странно звучит, но абсолютно без разницы, что вы выберете.

Знаете почему?

Потому, что вы забыли про творческую и художественную составляющую, которые и придают ценность фотографии.

Чем фикс отличается от зума

В интернетах бытует мнение, что на зумы снимают новички, а крутые профи снимают только на фиксы.

Вы представляете спортивного фотографа или свадебщика с фикс объективом в съемке на полный день?

Нет, разумеется, упомянутые товарищи используют и фиксы. Но большую часть времени они снимают на зумы из-за возможности съемки с оптимальной дистанции.

Значит ли это, что зум лучше фикс объектива?

Это означает только одно.

Все зависит от условий съемки, и в определенных условиях зум предпочтительней фикса. Как и наоборот.

Обычно, после этого примера, мне приводят довод, утверждая, что фиксы более резкие и обладают более красивым рисунком.

Вы знаете, при каком размере снимка оценивают его резкость производители фотоаппаратов?

Если не изменяет память, то при размере снимка 9 на 12. Или каком-то сопоставимом размере.

Если ваша фотография выглядит резкой при подобном размере кадра, то нет никакой разницы, снята ли она фиксом или зумом.

Она резкая и этого достаточно.

Многие любят приводить довод, мол, увеличь до 100% и увидишь, что фикс объектив резче зума.

Будем честны.

Вы часто печатаете фотографии размером 30 см на 45 см?

Что я хочу сказать, приводя этот пример.

В идеальных условиях фикс гораздо резче зума. Но нужна ли эта резкость для небольших фотографий, которые выкладываются в социальные сети?

Не думаю.

Но снимая фиксом вы теряете удобство зума.

Чем удобен зум при съемке?

Тем, что позволяет быть всегда на оптимальном расстоянии без необходимости подходить ближе или отходить дальше.

Не нужно строить кадр ногами, теряя время. Достаточно зуммировать снимаемую сцену или человека.

Другим аргументом в пользу фикса выступает частое упоминание красоты его боке из-за большей светосилы и меньшей глубины резкости.

Что тут сказать.

Печалька.

Потому, что боке исключительно субъективный фактор.

Упоминающий боке всуе, как аргумент в споре, отрицает художественную ценность снимка изначально.

Для подобных индивидуумов идеальные кругляшки боке важнее художественной красоты фотографии, ее сюжетного наполнения и эмоциональной составляющей.

Лично я стараюсь избегать подобных технофилов.

Существуют светосильные профессиональные зумы, которые не отличаются по качеству рисунка от крутых фиксов. Но цена на подобные зумы совершенно негуманна.

Что, впрочем, не отрицает существование зума с рисунком, не уступающим рисунку фикса.

Что выбрать фикс или зум

Лично я не знаю.

Я снимал и фиксами, и зумами.

Существует множество ситуаций, когда фикс предпочтительней.

Как правило, это либо съемка при плохом освещении или спокойные сюжеты, которые позволяют спокойно построить кадр ногами и снять свой шедевр.

В других ситуациях зум предпочтительней.

Вы пробовали снимать бегающего подвижного ребенка на фикс объектив в условиях небольшой комнаты или тесного пространства?

Я пробовал и больше не хочу.

Зум же позволяет производить съемку динамичных сюжетов с большим удобством и комфортом.

Что я хочу сказать этой статьей?

Это принципиально разные конструкции объективов со своими достоинствами и недостатками.

Нельзя утверждать, что фикс лучше зума или зум лучше фикса.

У них разное предназначение для разных условий съемки.

Здравствуйте! Давайте попробуем разобраться вместе с вами, какой всё же объектив лучше?

На рынке представлено огромное множество различных объективов для зеркалок, но, к сожалению, они все не из дешёвых. Были бы они дешёвые, наш вопрос отпал бы сам собой, набрал бы себе и того и другого и фотографируй с удовольствием. Но реалии таковы, что объективы зачастую дороже любительских зеркалок.

В одной из своих прошлых статей я писал кратко про виды объективов и про фокусные расстояния, если интересно, .

Итак, после покупки зеркалки и вдоволь наигравшись с китовым объективом, каждый фотограф мечтает о приобретении другого объектива. Вопрос в том, что брать: фикс или вариообъектив?

В первую очередь надо для себя определиться, для каких жанров он вам нужен. Для портретов и съёмок в студиях лучше фиксы, для спортивных фото и съёмок диких животных — телеобъективы, для репортажной съёмки лучше зум объективы. Каждый решает сам, исходя из своих предпочтений и возможностей.

Преимущества фиксов:

  • более качественный и красивый рисунок;
  • легче и меньше зумов;
  • нет движущихся частей, а, следовательно, меньше вероятность поломки и попадания пыли;
  • в случае поломки одного фикса из набора остальные останутся рабочими;
  • выше качество линз и корпуса (как правило);
  • большая светосила;
  • дисциплинируют фотографа.

Минусы фикс объективов:

  • необходимо использовать ноги вместо зума;
  • необходимо иметь большую сумку с набором объективов на все случаи;
  • не подходят для репортажки, пока меняешь объектив, можно упустить интересные кадры;
  • из-за частой смены объективов пыль попадает на матрицу.

Преимущества вариообъективов:

  • подходит практически для всех случаев;
  • нет необходимости в таскании и замене дополнительных объективов;
  • не надо использовать ноги в качестве зума;
  • не попадает пыль на матрицу, поставил раз и забыл.

Недостатки зум-объективов:

  • менее качественные линзы и материалы (не всегда);
  • рисунок чуть похуже, чем на фиксах;
  • меньшая светосила;
  • чаще ломаются, чем фиксы;
  • засасывают пыль;
  • тяжёлые и большие.

Помимо таких характеристик, как и , которые мы рассмотрели в первой и второй части соответственно, важно просто выбрать «правильный» объектив, особенно если он первый. Конечно критерии «правильности» сугубо индивидуальные, но мне хотелось бы обозначить границы применимости той или иной оптики, чтобы неискушенный читатель нащупал тропинку к верной покупке. Опять же в предыдущих статьях, я вскользь касался разницы между зум- и фикс- объективами. Если в двух словах, то зумы — это объективы с переменным фокусным и позволяют «приближать/отдалять» объект съемки, а фиксы — имеют фиксированное фокусное расстояние и кадрирование производится путем перемещения фотоаппарата или объекта съемки. Давайте разберемся какой из этих двух вариантов больше подойдет в качестве первого объектива и зачем вообще применяется тот или иной тип оптики.

Фикс объективы

Поскольку фокус постоянен, оптическая схема объектива может быть существенно упрощена, это позволяет улучшить такие характеристика как светосила и резкость по сравнению с зумами. Компактные размеры и небольшой вес тоже свойственны именно фиксам. Но такой объектив, как правило, рассчитан на достаточно узкие рамки применения. Например 85мм с диафрагмой 1,2 идеально подойдет для съемки портретов, но при этом он не подойдет для макро-съемки и неудобен для съемки пейзажей и архитектуры т.к. у него достаточно узкий угол обзора.

Как и большинство других объективов, фиксы можно разделить по фокусным на широкоугольники, стандартные объективы и длиннофокусные. Для начинающего фотографа, пожалуй, наиболее интересными будут стандартные или штатные объективы, которые получили такое название из-за того, что позволяют снимать практически любые сюжеты с минимальными перспективными искажением. У Canon это несколько моделей с фиксированными фокусными расстояниями: 35мм, 50мм и 85мм и разной светосилой. Конечно тут тоже есть некоторая специфика, скажем 35мм больше подойдет для съемки в ограниченном пространстве и при некоторой сноровке может использоваться для пейзажей, 50мм, в версии с диафрагмой 1,4, является на данный момент наиболее светосильным из объективов Canon не L серии, а 85мм прекрасно подходит для портретов крупным планом.

Если вы планируете делать пейзажи или часто занимаетесь съемкой интерьеров и в интерьерах и при этом готовы мериться с несколько неестественной перспективой (объекты как бы удаляются друг от друга), то вам подойдут широкоугольные фиксы. Сразу скажу, что их использование для съемки людей ограничено, причем чем меньше фокусное объектива, тем менее он пригоден для портретов.

Обратную задачу — снимать удаленные объекты, птиц, животных, спортивные соревнования и т.п. помогут решить теле- или длиннофокусные объективы. Чем больше их фокусное расстояние, тем больше они «приближают» объект съемки.

Есть еще и специальные типы объективов с фиксированным фокусным расстоянием: фишай, макро, объективы со смещением оптической оси, но вряд ли они заинтересуют непрофессионального фотографа, тем более, что пригодится они могут только для решения совсем узкого круга задач.

Недостатки этого типа объективов напрямую связаны с их достоинствами — на одной чаше весов высокая светосила, резкость, на другой, отсутствие возможности кадрировать снимок не меняя своего положения, ограниченная применимость и, как следствие, необходимость использовать разные объективы под разные сюжеты.

Из сказанного выше, становится понятно, что подобная оптика требуется для решения конкретных, довольно специализированных задач, более-менее универсальными можно назвать только штатные фиксы, хотя и они подходят далеко не для всех сюжетов. Поэтому рекомендовать фиксы в качестве единственного объектива, особенно, если он первый я бы не стал. Это скорее должен быть осмысленный выбор по итогам работы с зумами, когда вы определили для себя нужный «рабочий» отрезок фокусных расстояний и готовы поменять удобство съемки на более высокое качество картинки.

Объективы с переменным фокусным расстоянием.

Зум-объективы отличаются от фиксов тем, что могут сочетать в себе разные фокусные расстояния от широкоугольного до длиннофокусного (универсальные объективы), либо некоторые диапазоны (например широкоугольные или теле), последние естественно подходят для более узких задач. Отдельно хочется упомянуть такой класс как суперзумы, в него входит оптика с кратностью больше пяти (чтобы получить это значение достаточно разделить максимальное фокусное объектива на минимальное).

По аналогии с фикс объективами, рассмотрим зумы исходя из их фокусных расстояний. На первом месте конечно широкоугольники. Они прекрасно подходят для пейзажной съемки, съемки архитектуры, как снаружи, так и внутри помещения, а так же для групповых портретов. При этом удобство съемки значительно выше, чем при работе с фиксами т.к. вы можете быстро кадрировать сцену не сходя с места. Тут стоит отметить, что есть еще и сверхширокоугольные зумы и даже фишаи с изменяемым фокусным расстоянием, но думаю для рядового пользователя такая экзотика вряд ли будет интересна.

Затем идут универсальные зумы — они подходят практически под любые сюжеты т.к. могут использоваться как умеренно широкоугольные и постепенно увеличивают фокусное до нормального и дальше в область телеобъективов. Подобная оптика подходит для съемки широкого диапазона сюжетов, ей под силу и пейзажи и портреты и крупные планы, а в некоторых случаях даже умеренное макро. Сюда же входят и суперзумы, о которых говорилось выше.

Однако с универсальными объективами не все так радужно, стоит помнить, что практически всегда при увеличении кратности зума, усложняется оптическая схема и соответственно падают такие характеристики, как светосила, резкость и во всей красе вылезают прочие недостатки оптики. Иными словами, за возможность носить с собой один объектив вместо нескольких, фотограф расплачивается снижением качества картинки.

Последним типом зумов является длиннофокусная оптика. Она характеризуется большим «приближением» и в обычной жизни востребована не очень часто. Такие объективы в первую очередь подойдут тем, кто занимается фотоохотой и снимает спортивные мероприятия, также их удобно использовать для портретной съемки крупным планом. Делать интересные пейзажи, длинный фокус позволяет только на большом расстоянии, поэтому обычно для подобной съемки их не используют.

Таким образом получается, что идеальным кандидатом на роль первого объектива являются универсальные зумы, либо суперзумы со значением кратности до 10. Безусловно более кратные объективы могут показаться удобнее, но не стоит забывать и про качество, тем более, что значения фокусных более 150мм используются значительно реже, чем предыдущий отрезок. У многих производителей с камерами продаются наборы из двух объективов, обычно 18-55 и 55-250. Несмотря на привлекательную цену и широкий диапазон фокусных расстояний, я не советую брать этот вариант. Помимо невысокого качества самих объективов, разрыв в районе наиболее часто используемого фокусного отрезка, делает необходимым смену линз в процессе съемки, что крайне неудобно, отнимает время и повышает вероятность упустить интересный момент.

Здравствуйте! Давайте попробуем разобраться вместе с вами, какой всё же объектив лучше?

На рынке представлено огромное множество различных объективов для зеркалок, но, к сожалению, они все не из дешёвых. Были бы они дешёвые, наш вопрос отпал бы сам собой, набрал бы себе и того и другого и фотографируй с удовольствием. Но реалии таковы, что объективы зачастую дороже любительских зеркалок.

В одной из своих прошлых статей я писал кратко про виды объективов и про фокусные расстояния, если интересно, .

Итак, после покупки зеркалки и вдоволь наигравшись с китовым объективом, каждый фотограф мечтает о приобретении другого объектива. Вопрос в том, что брать: фикс или вариообъектив?

В первую очередь надо для себя определиться, для каких жанров он вам нужен. Для портретов и съёмок в студиях лучше фиксы, для спортивных фото и съёмок диких животных - телеобъективы, для репортажной съёмки лучше зум объективы. Каждый решает сам, исходя из своих предпочтений и возможностей.

Преимущества фиксов:

  • более качественный и красивый рисунок;
  • легче и меньше зумов;
  • нет движущихся частей, а, следовательно, меньше вероятность поломки и попадания пыли;
  • в случае поломки одного фикса из набора остальные останутся рабочими;
  • выше качество линз и корпуса (как правило);
  • большая светосила;
  • дисциплинируют фотографа.

Минусы фикс объективов:

  • необходимо использовать ноги вместо зума;
  • необходимо иметь большую сумку с набором объективов на все случаи;
  • не подходят для репортажки, пока меняешь объектив, можно упустить интересные кадры;
  • из-за частой смены объективов пыль попадает на матрицу.

Преимущества вариообъективов:

  • подходит практически для всех случаев;
  • нет необходимости в таскании и замене дополнительных объективов;
  • не надо использовать ноги в качестве зума;
  • не попадает пыль на матрицу, поставил раз и забыл.

Недостатки зум-объективов:

  • менее качественные линзы и материалы (не всегда);
  • рисунок чуть похуже, чем на фиксах;
  • меньшая светосила;
  • чаще ломаются, чем фиксы;
  • засасывают пыль.
  • тяжёлые и большие.

Выбор за вами.

Если у вас есть что добавить или же вы хотите высказать своё мнение по поводу того, что лучше: фикс или зум, то милости просим оставлять свои комментарии к статье.

Один из самых популярных вопросов: что лучше купить – объектив с переменным или всё же с постоянным фокусным расстоянием? Но почему люди часто мечутся именно между этими вариантами? Чем зум и фикс похожи, а чем различаются? Давайте сегодня именно об этом и поговорим.

Что такое фикс? Фикс – объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Например, Nikon 35mm, Nikon 50mm и так далее. Зум – объектив с переменным фокусным расстоянием. Например, Nikon 18-105mm, Nikon 55-300mm и другие. Казалось бы, чем шире диапазон фокусных, тем объектив универсальнее, а стало быть и лучше. О, если бы всё было так просто. Свои преимущества и недостатки есть и у тех, и у других. Разберем на примерах.

Один из самых популярных примеров: вы хотите стекло для съемки портретов, и вот теперь вам предстоит выбрать между фиксом и зумом. Вам приглянулись два объектива: Sigma 85mm f/1.4 и Nikon 80-200mm f/2.8. Давайте на этом примере рассмотрим в чем преимущества и недостатки первого стекла, а в чем второго.

Объектив 85mm имеет фиксированное фокусное расстояние. Это его особенность, а для любителей универсальности – это ещё и недостаток. Из-за фокусного расстояния в 85mm объектив подходит для портретов, и иногда, но достаточно редко, для пейзажей. Не зря его называют именно портретным стеклом: основное назначение Sigma 85mm – съемка портретов. Плюс его, как фикса – это светосила и резкость. Ни для кого не секрет, что фиксы, в большинстве своем, резче и светосильнее, чем зумы. Так же и здесь. Sigma 85mm резкая с открытой. Светосила 1.4 больше чем 2.8 на 2 стопа. Помимо возможности съемки в худших условиях освещенности, это ещё дает и преимущество в «боке» – размытии заднего плана. Ну, и, конечно, один из плюсов фиксов – их вес и размер. Фикс-объективы меньше и легче, чем их «переменные» собратья, что для некоторых является решающим фактором. Скажем, Sigma 85mm весит 725 грамм, а Nikon 80-200 – 1300 грамм. Думаю, комментарии излишни.

Как вы уже поняли, главный плюс Nikon 80-200mm перед фиксом – переменное фокусное расстояние. Объектив гораздо универсальнее. Этим зумом можно снимать различного рода праздники/соревнования, не боясь потревожить собравшихся. Объектив также как и Sigma подходит для портретов, но в отличие от восьмидесяти пяти миллиметрового фикса, у этого зума есть возможность использовать более разнообразные варианты фокусного расстояния, в том числе классические портретные для ФФ 135mm. Ещё один плюс объектива – скорость фокусировки. У светосильных фиксов, она, чаще всего, ниже, чем зум-объективов.

Итак, что же получается? Чаще всего, чтобы сказать, что лучше взять зум или фикс, нужно смотреть конкретные экземпляры. В общем же можно утверждать следующее. Зумы более универсальные и шустрые, а фиксы более светлые, резкие и легкие. Для портретов светосила – один из важнейших критериев, поэтому для съемки в этом жанре чаще берут фиксы. А вот универсальный объектив каждый выбирает исходя из своих предпочтений: для кропа универсальными являются фикс 35mm, а также зум вроде 17-50mm. В следующих статьях мы постараемся сравнить конкретные модели. На этом всё. Выбор за вами!

UPD. Для нашего канала сделал видео. Прошло всё-таки уже больше 3 лет с момента написания данной статьи. Если хотите получить немного больше информации на данную тему — .

Статьи