Работа психолога по составлению личной карты сотрудника. Методические рекомендации "Карта приёмов консультирования"

Тема: Подготовка и проведение психологического

Консультирования, его этапы и процедуры

План

1. Как подготовиться к психологическому консультированию

2. Как проводится психологическое консультирование

3. Основные этапы психологического консультирования

4. Процедуры психологического консультирования

Упражнения

Практические задания

Как подготовиться к психологическому консультированию

Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопро­сы касаются консультирования в целом, а частные вопросы отно­сятся к приему клиентов в психологической консультации.

Среди общих вопросов подготовки к психологическому консуль­тированию чаще всего выделяют следующие:

1. Выбор помещения и оборудование места для проведения кон­сультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удоб­ными для клиента и консультанта креслами или стульями, жела­тельно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья вместо кресел используются в том случае, если время кон­сультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Пред­почтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирова­ния достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку об­щения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психо­логической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультиро­вания и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь кальку­лятор, который, в частности, может понадобиться при количествен­ной обработке результатов психологического тестирования клиента.

3. Оборудование места проведения консультирования необходи­мой документацией и обеспечение средствами ее хранения, и част­ности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информа­цией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записыва­ются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В кар­тотеку (табл. 3) вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить пред­ставление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиен­тов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

Таблица 2

Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала

психологической консультации

Таблица 3

Примерная форма индивидуальной карточки клиента

4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, кото­рые клиент имел бы возможность здесь же, и психологической кон­сультации получить за дополнительную плату и собственное, посто­янное пользование по рекомендации психолога-консультанта.

Оформление помещения консультации производится таким об­разом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желатель­но, чтобы помещение для психологической консультации напоми­нало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

К специальным вопросам подготовки психологического консуль­тирования относятся следующие:

Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиен­том по данным о нем, которые имеются в регистрационном журна­ле и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретно­му консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента дела­ет тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.

Подготовка материалов и оборудования, которое может пона­добиться в ходе проведения психологической консультации.

Получение из различных доступных источников дополнитель­ной информации о клиенте - такой, которая может понадобиться во время консультирования.

Разработка плана проведения консультации с учетом индиви­дуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.

Примерные графы карты клиента:

Имя, возраст, контакты
Время обращения, откуда, почему
Начальный запрос
Наблюдения за клиентом: внешность, поведение, аутентичность
Структура личности: уровень организации и предположительный тип
План терапии по запросу и по характеру (по Джонсону, дополняем)
Карта комплексов: основные темы
Сейчас живет с...
работа, учеба...
родители, сиблинги...
раннее детство...
школа и отношения с другими...
первый сексуальный опыт...
сексуальные отношения...
Сны в терапии...
Как проявляется перенос: опасения, ожидания, поведение
Контрперенос - чувства психолога на сессии и по поводу клиента

Подробное описание случая должно занимать приблизительно 40-50 страниц. Имя клиента, возраст, незначимые обстоятельства должны быть изменены в целях соблюдения конфиденциальности.

Мы начинаем рассказ с описания первой сессии. Здесь мы указываем начальные клинические впечатления от клиента, предварительный диагноз и оценку психологического состояния, а также любую другую имеющую отношение к делу информацию начальной сессии. Приблизительный объем 1-2 страницы.

Затем переходим к описанию психологической истории. Этот раздел сообщения должен включать в себя историю жизни пациента до первого контакта с терапевтом, с рассказом о раннем детстве, важных психологических травмах, психосоциальном развитии, главных кризисах, профессиональных проблемах и проблемах отношений, медицинских вопросах и раннее предпринимавшихся попытках психотерапии. Приблизительный объем 12-15 страниц.

Диагноз и аналитическая формулировка случая. Этот раздел должен включать в себя примерный диагноз (например, по DSM IV или хотя бы характерологический по Джонсону или Мак-Вильямс) и структурное описание психики клиента на момент начала анализа в терминологии и концепциях аналитической психологии. Главные комплексы, развитие эго, персоны и тени, психологический тип, ось эго-самость – вот существенно важные темы обсуждения. Приблизительный объем 3-5 страниц.

Клинический опыт. Этот раздел должен включать в себя все самые важные темы анализа как такового. Особо важными являются основные сны во время анализа и интерпретация этих снов, динамика переноса-контрпереноса, анализ комплексов, движения в сторону индивидуации, символы и архетипические темы. Приблизительный объем 23-26 стр.

Завершение или прогноз. Если случай завершен, то в этом разделе следует привести оценку завершающей фазы анализа. Если работа еще не закончена, то здесь следует дать прогноз будущей работы. Приблизительный объем 2-3 страницы.

(правила написания случая взяты у Мюррея Стайна)

Первичное интервью из книги "Психотерапия" Бурлачук, Кочарян, Жидко

1. Демографический блок:

1) возраст;

3) этническая принадлежность;

4) религиозная ориентация;

5) образование;

6) место работы и должность;

7) семейное положение;

8) политические взгляды;

9) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия; 10) ассоциативный или метафорический образ.

2. Родители, сиблинги и другие значимые фигуры в жизни пациента:

1) возраст;

2) этническая принадлежность;

3) религиозная ориентация;

4) образование;

5) место работы и должность;

6) семейное положение;

7) политические взгляды;

8) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия;

9) ассоциативный или метафорический образ;

10) пять прилагательных, отражающих отношения пациента с ними.

Примечание: в случае, если кто-либо из перечисленных людей умер, со слов пациента необходимо собрать как можно больше сведений о причинах и обстоятельствах смерти.

3. Блок личной истории (главные события в жизни).

1) Младенчество и детство:

Хотели ли родители рождения ребенка;

Условия в семье после его рождения;

Самые ранние воспоминания;

Семейные истории о детстве пациента;

Проблемы критических периодов развития (нарушения пищевого поведения, туалетный тренинг, проблемы с речью, нарушения двигательной активности, никтурия, ночные кошмары);

Любимые сказки и сказочные персонажи.

2) Латентный период (7-12 лет):

Проблемы со здоровьем;

Социальные проблемы;

Проблемы в учебе;

Проблемы в поведении;

Любимые художественные произведения (сказки, мультфильмы и пр.) и их персонажи.

3) Период полового созревания:

Физические, социальные и психологические проблемы, связанные с созреванием;

Успеваемость и социализация в этот период;

Самодеструктивные паттерны (нарушения питания, использование лекарств, алкоголя, наркотиков, суицидальные импульсы, антисоциальное поведение);

Семейные стрессы этого периода;

Любимые художественные произведения (книги, кино, спектакли и пр.) и их персонажи.

4) Взрослая жизнь:

С чем был связан выбор работы (учебы);

Как строились и строятся межличностные отношения;

Сексуальные отношения;

Отношения с родителями, братьями, сестрами, детьми;

Текущие проблемы;

Любимые художественные произведения и их персонажи.

4. Оценочный блок:

1) как взаимоотношения с родителями повлияли на становление личности пациента;

2) тормозилось ли развитие пациента какими-либо аспектами раннего опыта?

3) чего пациент в первую очередь желает своим детям (ребенку) в их дальнейшей жизни?

5. Заключительный блок:

1) как взаимоотношения менялись по ходу интервью?

2) какой важный, по мнению пациента, вопрос вы ему не задали?

3) спросите, было ли ему комфортно и не хочет ли он что-либо сказать по поводу интервью.

6. Оценка статуса пациента (часть, самостоятельно заполняемая интервьюером после интервью):

1) первое впечатление;

2) изменение впечатления в процессе интервью;

3) общее впечатление;

4) оценка открытости пациента;

5) насколько можно доверять полученной информации.

7. Выводы:

1) главные текущие темы;

2) области фиксаций и конфликтов;

3) основные защиты;

4) бессознательные фантазии, желания и страхи;

5) центральные идентификации;

6) контридентификации;

7) неоплаканные потери;

8) связанность собственного "Я" и самооценка.

Сегодня я расскажу про документацию психолога.

Так исторически сложилось, что у психолога нет как таковой документации и на этом пост можно заканчивать. Так произошло потому что:

В нашей стране нет нормативных актов о работе психологов (исключение составляет разве что образование, где есть масса нормативных документов и разнообразные силовые ведомства типа таможни, МЧС). В принципе в Москве есть закон о психологической работе, разработанный в Московской службе психологической помощи, но он, как мне кажется, был создан для галочки. В остальном все опирается на адекватность должностных инструкций в том месте, где вы работаете.

Нет единого паспорта психолога, или иного документа, заставляющего вас работать именно в определенных методиках. Тут все опирается на книги, например, работая в соц. защите, покупаете книгу некоего психолога, специалиста в вашей области и ориентируетесь и ссылаетесь на нее.

Прейдя на любую психологическую должность (опять-таки за исключением вышеперечисленных организаций) вам придется, скорее всего, с нуля писать всю будущую работу. Как правило, после увольнения психолог забираете все наработки с собой, не потому что боится, что их своруют, но скорее понимает, что передать опыт - дело длительное и трудное.

Совершенно разнообразное понимание вопроса результата работы психолога. В некоторых местах психологи отчитываются за первичные приемы, а где-то и за достижение запроса клиента. А если речь идет про детей или семей все становится еще сложнее.

Тем не менее, я приведу краткий список документов, которые мне кажутся обязательными или желательными. Но помните, что вопрос состоит не в том, чтобы вести как можно больше бумаг, а найти некий подходящий именно вам вариант (золотую середину). Документацию я разбил по категориям. Начнем с самого вкусненького:

Консультативная работа (очная):

1) Заявление о консультации на ваше имя или директора - спорный пункт, и я им не пользуюсь. Тем не менее, начинающим психологам он может помочь, т. к. если в будущем с клиентом будут трудности, можно всегда "поднять" заявление. Его легче сделать на компьютере и давать людям вписывать свои данные и ставить подпись. Кстати никогда не забывайте что консультации психолога, всегда, проводятся на заявительной основе, т. е. принудительно общаться с психологом нельзя. Также в заявлении не стоит писать запрос, а вместо него можно просто в пункте - причина обращения - написать категорию (например, человек в трудной жизненной ситуации).

В случае работы со сложными клиентами (депрессии, суициды и т. д.) не забудьте взять телефон ближайших родственников или организаций опекающих клиента.

2) Первичный опросник - самые важные и необходимые вопросы, которые связаны с деятельностью вашей организации. Например, в образовании важным будет успеваемость ребенка, а в соц. защите категория обратившегося. Вообще вместо того чтобы вспоминать что же я там еще не спросил, просто сделайте опросник, который вы будете проводить на первой консультации. В него можно также включить опросник на депрессию или что-то в этом роде.

3) Журнал консультаций - тут все просто. Я веду журнал по 2м отделениям, в которых я консультирую. В других отделениях я не веду журнал по причине того, что мне лень. В журнале в структурированной форме показаны все консультации за отчетный период, с информацией о клиенте, причинах обращения и формах работы. Так как я не беру заявлений, я просто прошу на первой консультации поставить автограф клиента мне в журнал. Это удобнее.

Кстати, как и заявление, и журнал так и опросник, стоит хранить в доступном для ваших коллег или начальстве месте, чтобы на основании этих бумаг они могли бы составить отчет во время вашего отсутствия. Эти 3 пункта относятся к элементарной "отчетной" документации психолога. Следующие пункты относятся напрямую к вам, как специалисту.

Также не забывайте, что сейчас есть закон о неразглашении личных данных. С которым вас должны ознакомить при приеме на работу. И если вследствие того, что вы храните записи с консультаций у себя на столе в раскрытом виде, кто-то использует полученные данные, то претензии будут к вам. Вследствие чего помните – вы работаете с людьми, которые разглашают данные вам, а вы можете разглашать полученные данные исключительно коллегам на супервизии по своей воле и суду (если вас прижмут). Больше никто и нигде не должен знать, кто и зачем к вам ходит. Желательно спрашивать клиентов о том, будут ли они За, если вы расскажите их случай на супервизии в целях улучшения работы. Если не помните, когда может быть нарушен принцип конфиденциальности, прочитайте про это в учебниках.

4) Ваши записи с консультаций. Раньше я их вел в виде 2х столбцов - вербальное и невербальное. Сейчас я просто записываю важные моменты. И если на первых консультациях я много пишу, то начиная где-то с четвертой, я больше работаю, чем записываю. В записях желательно указывать каждый раз: запрос, время начала консультации, дату, состояния человека на момент прихода и ухода. Все остальное, что вы пишите по большей части связано с направлением, в котором вы работаете. Также не забывайте про домашние задания.

Все записи с консультаций стоит хранить в сейфе! У психолога должен быть сейф!

Обратите внимание на то, что если с вами что-то случится (смерть, потеря дееспособности, увольнение) все ваши записи должны быть переданы вашему коллеге психологу. В связи, с чем стоит написать заявление, в котором указывалось, куда стоит передать ваши записи на случай вашей смерти или болезни. Это можно отнести к категории - романтика в психологии.

Кстати аудиозаписи я веду постоянно. Именно эти записи являются наилучшей гарантией вашего душевного спокойствия и на их основе лучше всего делать анализ вашей работы. И кстати именно их стоит передавать в первую очередь коллегам в случае вашей смерти.

Карта психологической консультации оформляется в случае проведения комплекса мероприятий (диагностика, беседы, консультации и пр.) по запросу родителя, педагога, администрации или ребенка. Карта компактна, что позволяет обобщить и проанализировать всю проведенную диагностико - коррекционную работу.

1. ФИО обратившегося (родителя, педагога )

2. Проблема (на кого / что жалуется )

3. Анамнез (условия жизни, особенности развития и воспитания )

5. Личностные особенности обратившегося

6. Личностные особенности ребенка (из наблюдений )

7. Психодиагностика (проведенные методики, их результаты)

10. Консультации у других специалистов (к кому направлен, результат)

11. ФИО консультанта

12. Даты проведения работы (с учетом психодиагностики, бесед и пр.)

Отчетная документация психолога

По отчетности администрация судит о работе психолога в целом. И если отчетность не ведется, не отмечаются все виды работы психолога, администрация считает, что психолог работает мало и, вообще «непонятно, что он там делает?!» Поэтому надо, надо показывать директору и администрации, что психолог трудится не покладая рук и не вытирая пота со лба.
Имеет смысл вести два вида отчетной документации - текущую (за принятый отчетный период - месяц) и итоговую (за учебный год). Текущий анализ выполненных работ может отражаться непосредственно в регистрационной части в конце каждого месяца.

В целом проведено за ______________________ месяц (статистический отчет)
Всего приемов детей Мальчиков Девочек
Возрастные группы До 3 лет 3-5 лет 5-7 лет 7-10 лет 10-12 лет 12-15 лет Старше 15 л.
Всего приемов взрослых Родителей Специалистов
Проведено индивидуальных обследований Первичных: Повторных:
Проведено индивидуальных консультаций Детей: педагогов/ родителей
Проведено групповых консультаций Для детей: Для педагогов/ родителей:
Проведено групповых диагностик Детей Взрослых Количество детей на групповой диагностике: Колич. взрослых на групп. диагностике (родит./специал.)
Проведено индивидуальных коррекционных занятий: С детьми
Проведено групповых коррекционных занятий: С детьми С родителями / специалистами
Количество посещений детьми групповой коррекции: Количество посещений взрослыми групповой коррекции: (родит./специал.)
Участие /проведение консилиумов Плановых: Внеплановых:
Проведение открытых занятий (уроков): Посещение уроков:
Участие в общешкольных мероприятиях (количество мероприятий):
Дополнительные виды работ:

Структура месячного отчета полностью совпадает со структурой годового (итогового) отчета, поэтому подготовка итогового отчета не составляет особого труда. Необходимо лишь суммировать каждую единицу выполненной работы по всем месяцам и занести полученную сумму в соответствующий раздел годового отчета.

По итогам статистических отчетов за каждый месяц и год возможно написание соответствующих аналитических отчетов.

Такая документация педагога-психолога (специального психолога) образовательного учреждения наглядно демонстрирует содержание проведенной диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Единицами деятельности следует считать отчет по проведенным диагностическим работам, среди которых первичное (углубленное) обследование, динамическое и итоговое индивидуальные обследования, заключение по групповым формам диагностической работы , а также отчет по промежуточным и итоговым результатам индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.

Аналитическим отчетом за соответствующий период деятельности психолога следует считать годовой отчет о проведенной работе. На наш взгляд, месячный отчет следует представлять лишь в статистическом виде.

Мы не считаем необходимым для психолога обязательно использовать жесткие структурированные схемы отчетов.

Отчетная документация (заключения по результатам обследования, аналитические отчеты) - это «внешние» документы (в отличие от непосредственного протокола обследования, который следует рассматривать как исключительно «внутренний», который является абсолютно конфиденциальным документом специалиста), к которым должны иметь доступ специалисты, имеющие непосредственное отношение к клиенту психолога.


Форма 10.

Статистический годовой отчет

(обязательная форма)

Утвержден:

«___» ____________2008 г.

Директор: __________

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ
ЗА 20 /20 УЧЕБНЫЙ ГОД

Образовательное учреждение

Территория________________________________

Численность учащихся (воспитанников) в ОУ__________________

в то числе по ступеням обучения:

начальная школа (младшая группа)_________________

средняя ступень (средняя группа)__________________

старшая ступень (старшая группа)___________________

(подготовительная группа) ____________

Численность педагогических работников в ОУ _________________


I. ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ

П. ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА


1. Диагностическая работа
Количество индивидуальных обследований Первичных Дети Родители Специалисты
Повторных Дети Родители Специалисты
Количество групповых обследований Первичных Дети Родители Специалисты
Повторных Дети Родители Специалисты
Общее количество обследованных в групповой диагностике Дети Родители Специалисты
2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа
Количество групповых занятий Дети Родители Специалисты
Общее количество посещений групповых занятий Дети Родители Специалисты
Количество индивидуальных занятии Дети Родители Специалисты
Количество индивидуальных консультаций Дети Родители Специалисты
Количество групповых консультаций Дети Родители Специалисты .
3. Организационно-методическая работа
Участие в заседаниях
В том числе в консилиумах Плановых Внеплановых
Организация и проведение экспертных работ Плановых Внеплановых
Количество проведенных семинаров Для педагогов/ др. специалистов Для родителей
Количество открытых занятий (уроков), проведенных психологом Посещение уроков, занятий других специалистов
Социально-диспетчерская работа Руководство практикой студентов
4. Перечень целевых программ, сопровождаемых психологом
Тема программы Характер сопровождения Кол-во часов

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК

Название методики (теста) Основная направленность методики (теста) Автор (ы) методики Год издания (модифи­кация) Издательство (литературный источник)

2. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Название программы Основная направленность программы Автор(ы) программы Кем и когда утверждена Издательство (литературный источник)

Отчет подготовил

(ФИО психолога или руководителя ПС)

Подпись

«__» ____________ 200__г.

(Дата составления отчета)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  1. Цель, объект, предмет исследования.
    Построение гипотезы.
    Выбор психодиагностических методик.
    Разработчик, диагност.
  2. Представление результатов исследования.
  3. Анализ полученных данных.
  4. Выводы и рекомендации.

Аналитический отчет педагога-психолога ДОУ

ФИО педагога-психолога ___________________________

ОУ ______________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

Задачи:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Качественный и количественный анализ по направлениям деятельности:

Результаты диагностики детей в ДОУ

Таблица учета психологической готовности детей к школьному обучению

Количество детей в подготовительных группах ДОУ (по списку) _________

Таблица учета адаптации детей к детскому саду

Количество вновь поступивших детей в группы (по списку) _____________

Таблица учета коррекционно – развивающей работы

Таблица учета консультационной работы

Таблица учета психопрофилактической работы

Таблица учета просветительской работы

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

_________________________за ________________уч. г. ФИО___________________________________

1. В разделе 6.3. в параметре «педагог, психолог» педагогом-психологом делается одна из следующих записей (других записей быть не должно):

– абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– не готов к обучению в средней общеобразовательной школе.

2. На странице 20 в графе «7 лет (перед школой)» в параметре «Тест Керна-Иерасика» прописывается общий балл по результатам данного теста.

3. Перед страницей 23 «для особых отметок» вклеивается только бланк с выполненным ребенком тестовым заданием по методике Керна-Иерасика. Больше никаких бланков с результатами диагностик не вклеивать. Они хранятся у педагога-психолога ДОУ и могут быть переданы в другое образовательное учреждение или на руки родителям только по письменному запросу (заявлению).

4. Если при выполнении заданий по методике Керна-Иерасика ребенок набрал 7 и более баллов проводится дополнительная диагностика по методике М.М. Семаго «Готовность к школе» или по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения» (методики предлагаются педагогу-психологу на выбор);

5. Если при выполнении заданий по методике М.М. Семаго ребенок набрал 17 и менее баллов (по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской – уровень ниже среднего), т.е. ребенок условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе он представляется на ТПМПК.

6. Запись в карте в разделе 6.3. делать после ТПМПК на основании ее решения.

7. Направление воспитанников в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).

8. При отказе родителей представить ребенка на ТПМПК в карте на странице «для особых отметок» делается запись о результатах диагностического изучения готовности выпускника детского сада к обучению в школе.

Керн – Иерасек - общее количество баллов;

М.М. Семаго - общее количество баллов (при наличии у ребенка медицинского диагноза задержка психического развития, умственная отсталость - изучение готовности ребенка к обучению в школе проводится по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения»)

Н.И. Гуткина - описывается выявленная внутренняя позиция школьника;

Дается краткая характеристика о готовности ребенка к обучению в общеобразовательной школе;

В заключении указывается уровень готовности ребенка к обучению в школе (условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе; не готов к обучению в средней общеобразовательной школе).

Можно указать предпочтительную программу обучения другого вида, например четвертый вид (для детей с нарушениями зрения), или шестой (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), седьмой (для детей с ЗПР), или восьмой (для умственно отсталых детей).

Ставится подпись, дата заполнения, печать педагога-психолога (при наличии).

9. Также на ТПМПК представляют детей если:

Ребенок не достиг шести лет и шести месяцев, а родители настаивают на обучении;

Ребенку больше чем восемь лет;

10. Педагогу-психологу дошкольного образовательного учреждения необходимо вовремя заполнять строки с соответствующими параметрами. Маркером не пользоваться! Рядом с исправлением писать ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ, подпись.

Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению:

  • Абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе - (мотивационно, интеллектуально, эмоционально готов, также готов к обучению в сфере общения).
  • Готов к обучению в средней общеобразовательной школе - дети имеют правильные представления о школе, но затрудняются делать правильные выводы и обобщения. Речевое развитие достаточное, ребенок понимает учебное задание, но выполняет не всегда точно. При этом у него ровное эмоционально-положительное поведение на уроках. Он понимает свои ошибки, и стремиться их исправить. Ребенок охотно общается, признан сверстниками, его принимают в игры.
  • Условно готовы к обучению в средней общеобразовательной школе – дети, имеющие отрывочные знания о школе, желание учиться основывается на поверхностных представлениях, мотивируется несущественными факторами. Они правильно произносят звуки родного языка, но часто встречаются грамматические ошибки. В речи преобладают простые предложения. Задания воспринимают частично, не всегда самостоятельно, при выполнении допускают ошибки. Отношение к трудностям, к оценке, не всегда адекватные. Эмоциональное поведение неустойчивое. Наблюдается робость, стеснительность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, которые в свою очередь не заинтересованы в общении с данным ребенком.
  • Не готов к обучению в средней общеобразовательной школе - Дети знают определенные факты, внешне привлекательные события и явления, но часто не существенные. У ребенка нет желания учиться в школе, предпочитают дошкольные виды деятельности. К ответам не прикладывают умственных усилий или дают ответы «не знаю». Словарный запас ниже, чем у сверстников. Ребенок воспринимает задание не полностью, не верно. Допускает существенные ошибки в выполнении. Неадекватно оценивает свою работу и относится к оценке. Преобладает эмоционально-отрицательное поведение на уроках. Негативно относится к взрослым и детям, не видит дистанции в отношениях с взрослыми. Может быть, замкнут. Неадекватно реагирует на замечания взрослого. Характеризуется эгоистичной мотивацией общения, раздражительностью, контактами с позиции силы, стремлением подчинить себе товарищей.