Чем строили Челябинский тракторный завод (65 фото). О компании Харьковский и челябинский тракторные заводы



План:

    Введение
  • 1 История ЧТЗ
    • 1.1 До войны
    • 1.2 Завод в годы Великой Отечественной войны
    • 1.3 После войны
    • 1.4 Завод после 1991
    • 1.5 ЧТЗ сегодня
    • 1.6 Деятельность в 2008 году
  • 2 Награды
  • Примечания

Введение

Челя́бинский тра́кторный заво́д (до 6 октября 1941 - Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина , до 20 июня 1958 - Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске ) - машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции.

Численность работающих - более 20 000 человек. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,5 млн.м 2 .

Оператором (владельцем) предприятия является ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак». Генеральный директор общества - В. М. Платонов.


1. История ЧТЗ

1.1. До войны

С-65 в музее техники ВАЗа (г. Тольятти)

Бульдозер ДЗ-54 на базе трактора Т-100 (1955)

Челябинский тракторный завод (1930-е)

29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта (США) , спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929-1933 годов - заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn) (1869-1942) .

15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня. Тракторы С-60 оснащались 4-тактными 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 72 л.с., работающими на лигроиновом топливе и при весе 9,5 тонн имели максимальное тяговое усилие 4,45 тонн.

1936 год. Тракторы предприятия принимают уастие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» - пройдя две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом «Гран-при».

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача «Сталинец-2» (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжёлых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100000-й трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил, или десяти Днепрогэсам.


1.2. Завод в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ вместе с семью частично или полностью передислоцированными в город предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее получивший неофициальное прозвище «Танкоград» . В частности, сюда были эвакуированы основные мощности Харьковского моторного завода и ленинградского Кировского завода, в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» . В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.


1.3. После войны

Почтовая марка СССР, 1958 год: Первенцы советской индустрии

5 января 1946 года собран первый трактор «Сталинец-80». В 1956 году создан трактор «Сталинец-100».

В январе 1961 года запущен в серийное производство трактор с электромеханической трансмиссией ДЭТ-250.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т. д.) были разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году ЧТЗ выпускал 22 варианта трактора Т-100М. Данный трактор, включая все его модификации, стал самым массовым за историю предприятия: всего было выпущено 412145 экземпляров.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина».

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой Отечественной войны, установлен обелиск в основании которого находятся части изувеченного трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

Трактор Т-100

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

Март 1988 год - тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.

Сентябрь 1990 года - бульдозер-рыхлитель Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире .

Тракторы ЧТЗ - Т-100 и Т-108


1.4. Завод после 1991

Бульдозер Б-10M (2004)

1998 год - банкротство, реорганизация, появление нового предприятия: ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2.

25 сентября 2000 года на международной выставке «УРАЛСТРОЙ - 2000» (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.

25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в Перми.

Октябрь 2002 года - собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода.

18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).


1.5. ЧТЗ сегодня

Сегодня ЧТЗ предлагает потребителю:

  • тракторы Т10М, ДЭТ-250М2 и инженерные машины на их базе;
  • трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн;
  • бульдозеры Б10М;
  • виброкатки, погрузчики и бульдозеры на базе колёсных модулей массой 24 тонны;
  • дизельные двигатели мощностью от 12 до 1000 лошадиных сил;
  • дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения;
  • дизель-гидравлические станции для установок сбора нефтепродуктов с водных поверхностей;
  • запасные части к тракторам ЧТЗ;
  • товары народного потребления, в их числе: универсальный колесно-гусеничный мини-трактор «Уралец» (12 л.с.);
  • коммунальную машину Т-02.03.2 и другие товары.

1.6. Деятельность в 2008 году

В 2008 году произвел продукцию на 12,364 млрд руб. (на 16,2 % больше, чем в 2007 году), выпустив:

  • 162 трубоукладчика,
  • 1 944 бульдозеро-рыхлительных аппарата,
  • 71 тяжелый трактор ДЭТ-250 и ДЭТ-320,
  • запасных частей - на сумму 2 млрд 853,766 млн руб. (рост на 28,7 %).

Объем экспорта продукции - 1,916,4 млрд руб. (рост на 0,2 %). Экспорт запасных частей - 417,83 млн руб. (рост на 5,9 %) .

В зависимости от видов выпускаемой продукции доля в России колеблется от 15 до 65 %. Госзаказ на предприятии - 15-18 %, доля экспорта в продажах - 22-25 % (в планах - увеличение доли экспорта до 30-40 %) .


2. Награды

  • Орден Ленина (1971),
  • Орден Трудового Красного Знамени (1983),
  • Орден Кутузова 1-й степени (1945),
  • Орден Красной Звезды (1944).
  • Орденом Ленина награждены опытный завод (1944) и конструкторское бюро по дизелям (1945).
  • 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.
  • 25 августа 2003 года - ООО «ЧТЗ - Уралтрак» награждёно Орденом Дружбы государства Вьетнам .

Примечания

  1. Меерович М. Г. Альберт Кан в истории советской индустриализации. - archvuz.ru/numbers/2009_2/ia1
  2. Ж-л «Эксперт» № 1 (687)/28 декабря 2009. Максим Рубченко (редактор отдела экономики). Ура, у них депрессия! - www.expert.ru/printissues/expert/2010/01/ura_u_nih_depressiya/
  3. - www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=623, - kirovka.ru/enc/index.php?id=623 Кировский завод Наркомата танковой промышленности
  4. Комаров Л. С. Летопись Челябинского тракторного / Л. С. Комаров, Е. Г. Ховив, Н. И. Заржевский. - М., 1972
  5. Вторая жизнь рекордсмена - Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ) - chtz-uraltrac.ru/news/topics/199.php
  6. По итогам 2008 года, «ЧТЗ-Уралтрак» увеличил производство спецтехники на 16,2 % - www.nsp.su/news/2009-01/3615/
  7. Экспортная колея челябинского трактора - Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ) - chtz-uraltrac.ru/news/topics/468.php
  8. История - Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ) - chtz-uraltrac.ru/articles/categories/24.php
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 08:23:14
Похожие рефераты: ООО Челябинский тракторный завод Уралтрак , Челябинский тракторный завод Уралтрак , Павлодарский тракторный завод , Ташкентский тракторный завод , Харьковский тракторный завод ,

технический автомобильный кран завод

День рождения тракторного - 1 июня 1933 года , когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы «Сталинец-60» (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе.

  • 20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем.
  • 1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача «Сталинец-2» (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.
  • 1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.
  • 30 марта 1940. С конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

  • 5 января 1946 года собран первый послевоенный «Сталинец-80» (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство.
  • 20 июня 1958 год - заводу возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.

Январь 1961 года. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.

  • 9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью.
  • 10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина».
  • 6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск, в основании которого находятся части трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.
  • 31 мая 1983 года Завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в оснащение народного хозяйства мощными гусеничными тракторами и заслуги в Великой Отечественной Войне.
  • 1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.
  • 3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ.

Март 1988 года - тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем.

Сентябрь 1988 года - трактор Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.

30 декабря 1990 года - выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2.

  • 25 сентября 2000 года на международной выставке «УРАЛСТРОЙ - 2000» (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.
  • 01 июня 2002 года - начато серийное производство трактора Т10.
  • 25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» в г. Перми.
  • 18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).
  • 01 июня 2003 года - ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» - 70 лет. В день юбилея из ворот завода своим ходом вышла колонна, в которой был представлен весь спектр тракторов, колёсных и специальных машин, мини техники. Это был действительно парад образцов, которые когда-либо выпускались заводом.
  • 01 июля 2003 года - освоен серийный выпуск трактора Т10М и агрегатов на его базе.

Август 2004 года - потребителю отгружена первая партия бульдозеров Б10М.6000 c гидромеханической трансмиссией.

Декабрь 2004 года - трактор ДЭТ-320 становится лауреатом конкурса «20 лучших товаров Челябинской области» и дипломантом конкурса «100 лучших товаров России.

Март 2005 года - потребителю отгружен первый бульдозер Б12 с гидромеханической трансмиссией, двигателем ЯМЗ, вынесенной осью качания ходовых тележек и планетарным бортовым редуктором. По типоразмеру бульдозер относится к классу 15 тонн тяги.

Февраль 2006 года - потребителю отгружен первый колесный фронтальный погрузчик ПК-46 грузоподъемностью 4,6т. производства ЧТЗ.

Ноябрь 2006 года - разработан новый представитель семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ: ПК-30 грузоподъемностью 3 тонны.

Март 2007 года - начало производства новой модели бульдозера Б11. Впервые на ЧТЗ широко применен высокопрочный пластик для изготовления облицовочных панелей.

Май 2007 года - на Заводе мощных тракторов ЧТЗ приступили к сборке трактора ДЭТ-400 с векторно-инжекторными электромашинами.

Осень 2007 года - разработан и изготовлен новый представитель семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ:ПК-65 грузоподъемностью 6,5 тонн.

Декабрь 2008 года - бульдозерно-рыхлительный агрегат Б11.6000ЕН, производства ЧТЗ-УРАЛТРАК, признан лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Июнь 2010 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК победил в конкурсе на звание «Лучший российский экспортер 2009 года» в отрасли - машиностроение.

Сентябрь 2010 года - на ЧТЗ готовится к пуску литейный мини-завод - суперсовременная автоматическая формовочная линия IMF (Италия) - совместный проект Челябинского тракторного завода и фирмы «Вертэкс-Транссталь» (ВТС).

Декабрь 2010 года - Трактор Т13 с навесным оборудованием и фронтальный колесный погрузчик ПК-65 отмечены дипломами всероссийского конкурса товаропроизводителей «100 лучших товаров России». Кроме того, трактор Т13 получил звание «Новинка года». Челябинский тракторный завод также награжден «за производство продукции высокого качества».

Июль 2013 года - ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» подтвердил полученный ранее сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 90001-2008).

Сегодня выпускают:

Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400Б1Р2

Бульдозер Б12

История развития ЧТЗ

Судьба Челябинского тракторного завода неразрывно связана с историей страны. Возведённый в рекордно короткие сроки и ставший символом трудового энтузиазма первых пятилеток, ЧТЗ в 30-е годы XX века не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке.

В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство наших танков над боевыми машинами врага. Без челябинских тракторов невозможно представить послевоенное восстановление страны.

Уральские богатыри работали на всех крупнейших стройках. Мощные машины с эмблемой «ЧТЗ» можно встретить на всех континентах — от пустынь Африки до бескрайних снегов Антарктиды, и везде они с честью несут свою службу.

Крупнейший в мире

30-е годы XX века останутся в истории нашей страны как время беспрецедентного индустриального развития. Огромное значение для государства имело создание отечественного тракторостроения, флагманом которого стал ЧТЗ.

29 мая 1929 года СНК СССР принял постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Местом для его возведения не случайно был избран Челябинск: угольные шахты Копейска могли обеспечить будущий завод-гигант дешёвым топливом, ЧГРЭС — необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат — чугуном и коксом.

Расположение города на Транссибирской магистрали позволяло существенно снизить транспортные расходы при доставке тракторов в восточные районы страны.

В ноябре 1929 года приказ ВСНХ СССР утвердил: будущее предприятие должно стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов и производить 40 тысяч машин в год. То есть в полтора раза больше, чем строившиеся Сталинградский и Харьковский заводы вместе взятые.

Генплан из Детройта

Уже к весне 1930 года в специально организованном в Ленинграде проектном бюро выполнили эскизный проект предприятия. Руководство страны понимало, что сооружение такого гиганта возможно только при использовании всего передового опыта, накопленного к тому времени в мировом тракторостроении.

С американской фирмой Caterpillar не удалось договориться об оказании технической помощи: требования выдвигались неприемлемые. Тогда советские представители создали в Детройте специальное проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», где 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ.

Учитывая последние достижения в области тракторостроения, в первоначальный эскизный проект внесли значительные изменения. Решено было создать три корпуса — механический, литейный и кузнечный — вместо 20 отдельных цехов.

Другое важное новшество — замена железобетонных опорных конструкций зданий металлическими, благодаря чему расширялись пролёты в корпусах, что, в свою очередь, позволяло при необходимости менять объекты производства.

Именно это дало возможность заводу в начале Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки перейти на выпуск танков и полностью подтвердило правильность принятых решений.

7 июня 1930 года генеральный план ЧТЗ был готов. А уже 10 августа в Челябинске в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цехи.

Тракторострой начинается

Первые строители ЧТЗ столкнулись с большими трудностями — отсутствием техники, жилья и квалифицированной медицинской помощи.

Обеспеченность кадрами в 1929 — 1930 годах — всего 60 процентов, нехватка стройматериалов, недостаточное финансирование, отсюда — большая текучесть. Так, в 1930-м на «Челябтракторострой» прибыли 43 тысячи работников, нок концу года 38 тысяч уехали.

30 апреля 1931 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О ходе строительства ЧТЗ». Были намечены меры по обеспечению стройки кадрами и стройматериалами.

В постановлении особо отмечалось, что работа всех партийных, советских и профсоюзных организаций Урала будет оцениваться «...по степени их активного содействия успешному окончанию строительства и пуска ЧТЗ».

11 мая 1931 года руководители «Челябтракторостроя» во главе с К.П. Ловиным были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что «...ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта».

На промплощадке ЧТЗ развернулось движение за ускоренные темпы работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57 процентов от общего числа рабочих, то в канун пуска завода — почти 90. Высокие темпы строительства позволили уже к 1932 году перейти к развёрнутому монтажу производственного оборудования.

В оснащении ЧТЗ принимали участие 307 фирм Германии, США, Франции и Англии. Более 120 заводов СССР изготовляли станки и механизмы. Только в Ленинграде над его заказами трудились рабочие 52 предприятий.

Удельный вес отечественного оборудования составлял более 40 процентов. «За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР!» — под таким девизом развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение заказов для завода.

Первые машины

15 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы первый собранный на конвейере ЧТЗ трактор С-60 выехал из ворот механосборочного корпуса. До конца месяца намечали собрать 12 тракторов, но комсомольцы завода вышли с почином сделать свой, 13-й трактор и слово сдержали.

1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск Челябинского тракторного завода имени Сталина.

Сделанное всего за три года потрясало воображение. Голое поле превратилось в растущий город.

Там, где ещё недавно была непролазная грязь, стояли огромные цеха, кирпичные дома. В заводском микрорайоне были построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный комбинат.

В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Представленные в советском павильоне тракторы ЧТЗ С-60 и дизельный С-65 были удостоены «Гран-при» — высшей награды выставки.

Особенно поразило западных специалистов, что такие передовые в техническом отношении машины были изготовлены на заводе, который вступил в строй всего четыре года назад.

А завтра была война...

Ещё в начале 1940 года заводу было поручено приступить к освоению производства тяжёлых танков «КВ», разработанных на ленинградском Кировском заводе. Все подготовительные работы тогда были выполнены, и 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый танк. До начала войны удалось сделать 25 машин «КВ-1».

Уже с 1 июля 1941 года цехи и участки завода, занятые изготовлением деталей для «КВ», перешли на работу в две смены по 11 часов. Все очередные и дополнительные отпуска были отменены.

Если с начала года до 1 июля 1941 года удельный вес военной продукции в производственной программе ЧТЗ составлял только 13,1 процента, то к 1 октября он вырос уже до 42,8, а с октября 1941 года поднялся до 92,7 процента. Заводу предстояло осваивать крупносерийное производство танков и танковых двигателей.

6 октября 1941 года приказом народного комиссара танковой промышленности СССР Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в г. Челябинске.

В сентябре — октябре 1941 года началась эвакуация в Челябинск двух огромных предприятий — Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 с Украины.

Ни в отечественной, ни в мировой практике не было прецедентов, когда такие гиганты с многотысячными коллективами в считанные дни «снимали с фундамента», грузили в эшелоны, а через короткое время практически с колёс запускали производство за тысячи километров, в другом конце страны.

К январю 1942 года на ЧТЗ прибыли 29 850 человек. 8 тысяч из них были размещены в городе, 17 тысяч — в заводских домах, 3800 человек — на эвакопунктах: в ФЗУ, заводском клубе и школе № 52 (ныне № 48).

Трудно представить, как люди выдержали зиму 42-го. В холодных бараках спали на голых досках. В заводском соцгороде прошло уже шестое (!) уплотнение.

Не хватало столовых, парикмахерских, и баня не справлялась с таким количеством людей. Условия жизни были неимоверно тяжёлыми. Но бытовые проблемы в те дни отходили на второй план. Главной заботой всех, кто трудился на заводе, были танки. Фронт требовал: «Дайте танки! Скорее! Немедленно!»

В течение 1941 года выпуск тяжёлых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза. Это было достигнуто за счёт роста среднемесячной выработки на одного рабочего, поскольку даже после прибытия в Челябинск специалистов из Ленинграда и Харькова рабочих рук катастрофически не хватало.

В соответствии с планом на I квартал 1942 года в цехах должно было трудиться около 40 тысяч человек, а реально их насчитывалось чуть больше 27 тысяч. Чтобы восполнить кадровый дефицит, на завод привлекались женщины и дети-подростки.

В середине ноября 1941 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) на предприятии прекратили производство тракторов, артиллерийских тягачей, снарядов, мин и авиабомб. Отныне все цехи, тысячи людей, оборудование должны были переключиться только на выпуск тяжёлтанков. Рождался легендарный Танкоград.

Всё для «тридцатьчетвёрки»

4 июля 1942 года Кировскому заводу в Челябинске было поручено чрезвычайно срочное задание: одновременно с выпуском тяжёлых танков «КВ» организовать массовое производство средних танков Т-34.

Производственные мощности не расширились. На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины.

С августа 1942 года ежемесячный выпуск «КВ» был определён в количестве 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 — в сентябре, а в октябре — уже 350.

Завод как бы делился на два независимых производства. Здесь должны были появиться самостоятельные цехи для выпуска тяжёлых машин и отдельно для средних танков, а в некоторых цехах предстояло организовать смешанное производство.

История не знала таких примеров, чтобы в течение всего одного месяца весь производственный цикл предприятия перестроили на новую машину. Считалось, что это технически невозможно, но танкоградцам предстояло это сделать.

В считанные дни нужно было установить 1200 станков и около 700 переместить из цеха в цех. Требовалось спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи людей работе над новой машиной.

Уже 22 июля 1942 года конструкторы выдали рабочие чертежи деталей «тридцатьчетвёрки», а через четыре дня каждый цех получил конкретные задания по номенклатуре деталей.

22 августа 1942 года из сборочного корпуса вышла первая челябинская «тридцатьчетвёрка»!

«ИСы» в серию — досрочно!

В середине сентября 1943 года Государственный Комитет Обороны ставит перед заводом задачу: не снижая достигнутого объёма сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжёлых танков «ИС».

В этих машинах, разработанных в КБ Танкограда, было сконцентрировано всё передовое, созданное в отечественном танкостроении, гармонично сочетались броня, скорость и вооружение.

«ИСы» были почти на 10 тонн легче немецких тяжёлых танков, имея при этом более толстую броню и более мощную пушку, обладали лучшей проходимостью, манёвренностью, были лучше приспособлены к полевому ремонту.

Без остановки производства на заводе провели реконструкцию многих цехов, организовав новые участки и линии. Более 600 инженеров и техников вели разработку технологии новой машины, люди практически не покидали своих мест.

И невозможное вновь стало возможным: в ночь на 31 октября 1943 года досрочно начался серийный выпуск танков «ИС».

В августе 1944 года на ЧТЗ впервые в мире был пущен конвейер по сборке тяжёлых танков!

Немецкое командование запрещало своим танкистам вступать с нашими «ИСами» в открытый бой. Уральские машины выиграли в поединке с танками фашистской Германии благодаря смелой мысли конструкторов, самоотверженному труду рабочих, инженерному мастерству технологов Танкограда.

Их героическими усилиями завод в кратчайшие сроки достиг невиданных темпов производства. За годы войны в Челябинске выпустили тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок.

Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов, выполнено множество других оборонных заказов.

Второе рождение

О мирной продукции в Танкограде задумались ещё в 1943 году. На фронтах шли упорные бои, а в Челябинске группа конструкторов по своей инициативе уже прорабатывала концепцию перспективной машины.

15 мая 1944 года приказом № 320 наркома танковой промышленности заводу официально поручили разработку сельхозтрактора мощностью 80 лошадиных сил.

Первый послевоенный трактор С-80 собрали на ЧТЗ в январе 1946 года. Перевод танкового завода на производство тракторов вновь потребовал серьёзной реконструкции предприятия.

ЧТЗ должен был обеспечить ежегодную поставку народному хозяйству страны более 10 тысяч машин С-80. Уже к концу 1948 года с главного конвейера завода стали сходить 20 — 25 тракторов в сутки.

Начались поставки челябинских машин за рубеж. В 1949 году в Польшу, Чехословакию и другие страны были отгружены первые 194 трактора.

К середине 50-х годов техника ЧТЗ продавалась во все страны социалистического лагеря, а также в Финляндию, Швецию, Австрию, Индию, Бирму, Сирию, Египет, Афганистан, Бразилию.

30 апреля 1956 года собран первый образец не имеющего мировых аналогов дизель-электрического трактора ДЭТ-250. 1 мая он был показан на площади Революции во время праздничной демонстрации в Челябинске. Модернизированный ДЭТ выпускается и поныне, в своём классе он был и остаётся самым скоростным бульдозером в мире.

В конце 60-х — начале 80-х годов Челябинский тракторный пережил второе рождение: проводилась масштабная коренная реконструкция для постановки на производство нового семейства перспективных промышленных тракторов типа Т-130.

Возводились новые корпуса, в цехах монтировались высокопроизводительные автоматические линии, позволившие существенно нарастить объёмы выпускаемой продукции.

В 1984 году был собран миллионный трактор марки «ЧТЗ». Пик выпуска промышленных тракторов достигнут в 1988 году — с конвейера сошли 31 700 машин.

Испытание рынком

Новое время, отсчёт которому пошёл после перестройки, объявленной в 1985 году, поставило перед ЧТЗ задачи, которые ему ещё не приходилось решать. Речь шла о том, сумеет ли завод выжить в рыночных реалиях.

В конце 80-х предприятие пережило конверсию, было полностью свёрнуто танковое производство. Освоение выпуска мини-тракторов и товаров народного потребления не могло компенсировать утраченные объёмы.

Распался СССР, в России начались рыночные реформы. В 1992 году государственное предприятие «Производственное объединение «ЧТЗ им. В.И. Ленина» преобразуется в акционерное общество.

Но надежды тракторостроителей на скорое процветание не сбылись. Резкое сокращение производства у традиционных потребителей, работающих в мелиорации, строительной, добывающей и других отраслях народного хозяйства, привело к обвальному падению выпуска тракторов.

И не только на ЧТЗ: трудные годы переживало всё отечественное машиностроение. Кризис середины 90-х для тракторного гиганта обернулся банкротством, под вопросом оказалось само его существование.

Приход на предприятие команды менеджеров под руководством конкурсного управляющего, а ныне генерального директора Валерия Платонова (на снимке) без преувеличения стал новой точкой отсчёта в истории Челябинского тракторного.

За несколько лет проделана огромная работа по возрождению ЧТЗ. Команде В. Платонова удалось не только сохранить легендарный завод, не разрушить целостность производственного комплекса, но и реально организовать эффективный бизнес, создать условия для динамичного развития уже нового предприятия — ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Снова на подъёме

За последние несколько лет разработан целый ряд новых моделей и модификаций инженерных машин марки «ЧТЗ». Заводские конструкторы и маркетологи стараются оперативно реагировать на меняющиеся запросы рынка.

Начат серийный выпуск тракторов Б-10М2 с модульным борт редуктором и гидромеханической трансмиссией, что существенно облегчает управление машиной и повышает её производительность.

Такими же достоинствами обладает и новый, более мощный бульдозер Б-12, пользующийся большим спросом у потребителей. Создан трактор Б-11 с современным, авангардным дизайном, улучшенной эргономикой кабины и облицовкой из композитных материалов.

На заводе мощных тракторов наряду с проверенной временем моделью ДЭТ-250 выпускается новый дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320, а также самоходный ремонтный модуль на базе малогабаритного трактора «Уралец».

Построен и успешно испытан опытный образец трактора ДЭТ-400. Такой бульдозер не боится влаги, пыли, может служить передвижной электростанцией и даже работать от розетки.

Мощный ДЭТ-400, не имеющий мировых аналогов в своём классе, открывает новый этап в истории челябинских дизель-электрических тракторов.

Активно развивается на ЧТЗ начатое два года назад производство колёсных машин — фронтальных погрузчиков семейства Proffi. За это время создано три модели погрузчиков, не уступающих зарубежным аналогам, — ПК-30, ПК-46 и ПК-65. Две из них уже выпускаются серийно.

На моторном заводе растёт выпуск дизелей для бронетанковой техники. Контракт Уралвагонзавода с Индией на поставку 310 танков Т-90 был заключён только благодаря созданному на ЧТЗ 1000-сильному двигателю В-92.

Готовятся к серийному производству разработанные конструкторами завода новые шести- и четырёхцилиндровые дизели для челябинских и нижнетагильских тракторов. По своим характеристикам они будут соответствовать уровню Евро-3 и Евро-4.

В 2008 году ЧТЗ приобрёл Ишимбайский завод «Витязь», выпускающий гусеничные транспортёры, создал дочернее предприятие на омском «Трансмаше».

Сегодня ЧТЗ-Уралтрак не столько тракторный завод, сколько промышленное объединение по производству широкой гаммы дорожно-строительной техники, двигателей, запасных частей и другой высокотехнологичной продукции.

Впервые в новейшей истории началось техническое перевооружение производства, внедрение гибких технологий, приобретается новое, современное оборудование.

В состав имущественного комплекса ЧТЗ входят 160 предприятий, в том числе более 40 дочерних обществ, работающих в едином технологическом цикле с головной компанией. Всего здесь трудится более 20 тысяч человек.

За последние три года комплекс предприятий ЧТЗ демонстрирует устойчивую динамику роста: объём реализации продукции увеличился более чем вдвое.

Стабильное увеличение объёмов и, как следствие, улучшение финансового состояния ЧТЗ обеспечили в 2007-м двукратный рост налоговых выплат в бюджеты всех уровней: 1,9 миллиарда рублей.

ЧТЗ снова поставляет технику в дальнее зарубежье, включая страны Восточной Европы, Индию, Вьетнам, Индонезию, Монголию, Арабские Эмираты и другие.

Тракторостроители сумели вернуть свою продукцию во все республики бывшего Союза: Министерство экономического развития РФ назвало ЧТЗ победителем конкурса в номинации «Лучший экспортёр России в страны СНГ». На предприятии не сомневаются, что сумеют сохранить динамику роста и в 2008 году.

1 июня 2008-го Челябинский тракторный отметил своё 75-летие. Юбилейный год его коллектив встретил с хорошими результатами, чёткими перспективами и уверенностью, что современное поколение тракторостроителей будет достойным славного имени ЧТЗ.

75-ЛЕТИЮ ЧТЗ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Судьба Челябинского тракторного завода неразрывно связана с историей страны. Возведенный в рекордно короткие сроки и ставший символом трудового энтузиазма первых пятилеток, ЧТЗ в 30-е годы XX века не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке. В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство наших танков над боевыми машинами врага. Без челябинских тракторов невозможно представить послевоенное восстановление страны. Уральские богатыри работали на всех крупнейших стройках СССР. Мощные машины с эмблемой "ЧТЗ" можно встретить на всех континентах - от пустынь Африки до бескрайних снегов Антарктиды, и всегда они с честью несут свою службу.

Крупнейший в мире

30-е годы XX века останутся в истории нашей страны как время беспрецедентного индустриального развития. Огромное значение для страны имело создание отечественного тракторостроения, флагманом которого стал ЧТЗ.

29 мая 1929 года СНК СССР принял постановление "О приступе к постройке тракторного завода на Урале". Местом для его возведения не случайно был избран Челябинск: угольные шахты Копейска могли обеспечить будущий завод-гигант дешевым топливом, ЧГРЭС - необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат - чугуном и коксом. Расположение города на Транссибирской магистрали позволяло существенно снизить транспортные расходы при доставке тракторов в восточные районы страны. Плюс к тому, старейший промышленный район - Урал - это квалифицированные рабочие кадры.

В ноябре 1929 года приказом ВСНХ СССР утвердили, что будущий ЧТЗ должен стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов и производить 40 тысяч машин в год. Ни в Европе, ни в Америке не было в то время тракторного производства такого уровня.

Генплан из Детройта

Уже к весне 1930 года в специально организованном в Ленинграде проектном бюро выполнили эскизный проект предприятия. Руководство страны понимало, что сооружение предприятия такого уровня, как ЧТЗ, возможно только при использовании всего передового опыта, накопленного к тому времени в мировом тракторостроении.

С руководством американской фирмы Caterpillar об оказании технической помощи договориться не удалось: требования выдвигались неприемлемые, переговоры зашли в тупик. Тогда советские представители решили создать в Детройте специальное проектное бюро "Челябинск трактор плэнт", где 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ. Учитывая последние достижения в области тракторостроения, в первоначальный эскизный проект внесли значительные изменения. Решили создать три корпуса: механический, литейный и кузнечный - вместо 20 отдельных цехов. Другое важное новшество - замена железобетонных опорных конструкций зданий металлическими. Благодаря этому расширялись пролеты в корпусах, что позволяло при необходимости менять объекты производства. Именно это дало возможность заводу в начале Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки перейти на выпуск танков и полностью подтвердило правильность принятых решений.

7 июня 1930 года генерального план ЧТЗ был готов. А уже 10 августа в Челябинске в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цехи.

Тракторострой начинается

Первые строители ЧТЗ столкнулись с очень большими трудностями: отсутствие техники, жилья и квалифицированной медицинской помощи. Обеспеченность кадрами в 1929 - 1930 годах - всего 60 процентов, большая текучесть, нехватка средств…

30 апреля 1931 года ЦК ВКП (б) принял постановление "О ходе строительства Челябинского тракторного завода". В нем говорилось, что "...своевременное окончание постройки и пуск Челябинского тракторного завода является одной из важнейших задач, стоящих перед народным хозяйством СССР". Наметили конкретные меры по обеспечению стройки кадрами и стройматериалами. В постановлении особо отмечалось, что работа всех партийных, советских и профсоюзных организаций Урала будет оцениваться "...по степени их активного содействия успешному окончанию строительства и пуска ЧТЗ".

11 мая 1931 года руководители "Челябтракторостроя" были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что "...ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта".

На промплощадке ЧТЗ развернулось движение за ускоренные темпы работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57 процентов от общего числа рабочих, то в канун пуска завода - почти 90. Высокие темпы строительства позволили уже к 1932 году перейти к развернутому монтажу производственного оборудования.

В оснащении ЧТЗ оборудованием принимали участие 307 фирм Германии, США, Франции и Англии. Более 120 заводов СССР изготовляли станки и механизмы для ЧТЗ. Удельный вес отечественного оборудования составлял более 40 процентов. "За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР!.." - под таким девизом развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение заказов для завода.

Мировое признание

31 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы тысяч собравшихся первый собранный на конвейере ЧТЗ трактор С-60 выехал из ворот механосборочного корпуса на заводской двор. На следующий день - 1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск "Челябинского тракторного завода имени Сталина".

Сделанное всего за три года потрясало воображение. Голое поле превратилось в растущий город. Там, где еще недавно была непролазная грязь, стояли огромные цеха, кирпичные дома. В заводском микрорайоне были построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный комбинат.

В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Представленные в советском павильоне тракторы ЧТЗ - С-60 и дизельный С-65 были удостоены "Гран-При" - высшей награды выставки.

30 марта 1940 года - менее чем через семь лет после пуска завода - с конвейера сошел 100-тысячный трактор марки "ЧТЗ".

А завтра была война…

Еще в начале 1940 года заводу было поручено приступить к освоению производства тяжелых танков КВ, разработанных на ленинградском Кировском заводе. Все подготовительные работы тогда были выполнены, и 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый танк. До начала войны удалось сделать 25 машин КВ-1.

Уже с 1 июля 1941 года цехи и участки завода, занятые изготовлением деталей для КВ, перешли на работу в две смены по 11 часов. Все очередные и дополнительные отпуска были отменены. Если с начала года до 1 июля 1941 года удельный вес военной продукции в производственной программе ЧТЗ составлял только 13,1 процента, то с 1 июля до 1 октября он вырос уже до 42,8 процента, а с октября 1941 года поднялся до 92,7 процента. Заводу предстояло осваивать крупносерийное производство танков и танковых двигателей.

Положение на фронтах ухудшалось. 6 октября 1941 года приказом народного комиссара танковой промышленности СССР Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в "Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске".

В сентябре - октябре 1941 года в Челябинск началась эвакуация двух огромных предприятий - Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 с Украины.

Ни в отечественной, ни в мировой практике не было прецедентов, когда такие заводы-гиганты с их многотысячными коллективами в считанные дни "снимали с фундамента", грузили в эшелоны, и через короткое время практически с колес запускали производство за много тысяч километров, в другом конце огромной страны.

Харьковский моторный завод № 75 успели эвакуировать под бомбежками фашистской авиации всего за неделю до того, как в город вошли немецкие танки. В еще более сложной обстановке велась эвакуация Кировского завода. В октябре-ноябре 1941 года все места на самолетах, уходящих из окруженного гитлеровцами Ленинграда на Большую землю, отдавались рабочим и специалистам Кировского, которых затем по железной дороге в срочном порядке направляли в Челябинск. Свыше 15 тысяч работников завода и членов их семей были переправлены на Урал. Основной состав ведущих танковых цехов созданных на ЧТЗ был укомплектован рабочими и специалистами Кировского завода.

К январю 1942 года на завод прибыли 29 850 человек. 8 тысяч из них были размещены в городе, 17 тысяч - в заводских домах, 3800 человек - на эвакопунктах - в ФЗУ, заводском клубе и школе №52 (ныне №48). Условия жизни были неимоверно тяжелыми. Но все бытовые проблемы в те дни отходили на второй план. Главной заботой всех, кто трудился на заводе, были танки. Фронт требовал: "Дайте танки! Скорее! Немедленно!".

В течение 1941 года выпуск тяжелых танков КВ увеличился в 5,5 раза. Это было достигнуто за счет роста среднемесячной выработки на одного рабочего, поскольку даже после прибытия в Челябинск специалистов из Ленинграда и Харькова, рабочих рук катастрофически не хватало. По плану на I квартал 1942 года, в цехах завода должно было трудиться около 40 тысяч человек, а реально их насчитывалось всего 27 321. Чтобы восполнить кадровый дефицит, на завод привлекались женщины и дети-подростки.

В середине ноября 1941 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО), на заводе было прекращено производство тракторов, артиллерийских тягачей, снарядов, мин и авиабомб. Отныне все цехи, тысячи людей, оборудование - должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков. Рождался легендарный Танкоград.

Все для "тридцатьчетверки"

4 июля 1942 года Кировскому заводу в Челябинске было поручено чрезвычайно срочное задание: одновременно с выпуском тяжелых танков КВ организовать массовое производство средних танков Т-34. Производственные мощности завода не расширились. На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины. С августа 1942 года ежемесячный выпуск КВ был определен в 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 - в сентябре, а в октябре - уже 350. Завод как бы делился на два независимых производства. Здесь должны были появиться самостоятельные цехи для выпуска тяжелых машин и отдельно для средних танков, а в некоторых цехах предстояло организовать смешанное производство.

История не знала таких примеров, чтобы в течение всего одного месяца весь производственный цикл предприятия перестроили бы на новую машину. Считалось, что это технически невозможно. Но это было нужно для Победы, и танкоградцы это сделали.

Заводу предстояла крупнейшая реконструкция. Создавался новый механический цех, чтобы обеспечивать тяжелые и средние танки деталями и узлами ходовой части. На месте бывшего главного конвейера сборки тракторов организовали цех сборки средних танков - цех СБ-34. От мелкосерийной технологии, все еще сохранившейся на отдельных участках, следовало перейти к технологии массового производства.

В считанные дни нужно было установить 1200 дополнительных станков и около 700 переместить из цеха в цех. Предстояло спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи людей работе над новой машиной. Уже 22 июля 1942 года конструкторы выдали рабочие чертежи деталей "тридцатьчетверки", а через четыре дня каждый цех получил конкретные задания по номенклатуре деталей, которые он должен производить…

ИСы в серию - досрочно

В середине сентября 1943 года Государственный Комитет Обороны ставит перед заводом задачу: не снижая достигнутого объема сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжелых танков ИС.

В этих машинах, разработанных в КБ Танкограда, гармонично сочетались броня, скорость и вооружение. ИСы были почти на 10 тонн легче немецких тяжелых танков, имея при этом более толстую броню и более мощную пушку, обладали лучшей проходимостью, маневренностью и приспособленностью к полевому ремонту. Без остановки производства на заводе провели реконструкцию многих цехов, организовав новые участки и линии. Более 600 инженеров и техников вели разработку технологии новой машины, люди практически не покидали рабочих мест. И невозможное вновь стало возможным: в ночь на 31 октября 1943 года досрочно начался серийный выпуск танков ИС.

В августе 1944 года на ЧТЗ впервые в мире был пущен конвейер по сборке тяжелых танков!

Немецкое командование запрещало своим танкистам вступать с нашими ИСами в открытый бой. Уральские танки выиграли в поединке с танками фашистской Германии благодаря смелой мысли конструкторов, самоотверженному труду рабочих, инженерному мастерству технологов Танкограда. Их героическими усилиями завод в кратчайшие сроки достиг невиданных темпов производства боевых машин.

За годы войны в Челябинске было выпущено тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов, выполнено множество других оборонных заказов.

На мирные рельсы

О мирной продукции в Танкограде задумались еще в 1943 году. На фронтах шли упорные бои, а в Челябинске группа конструкторов по своей инициативе уже прорабатывала концепцию перспективной машины. 15 мая 1944 года приказом № 320 наркома танковой промышленности заводу официально поручили разработку сельхозтрактора мощностью 80 л.с.

Первый послевоенный трактор С-80 собрали на ЧТЗ в январе 1946 года, спустя восемь месяцев после окончания войны. Перевод танкового завода на производство тракторов вновь потребовал серьезной реконструкции предприятия, первый этап которой был завершен только к 1948 году. ЧТЗ должен был обеспечить ежегодную поставку народному хозяйству страны более 10 тысяч тракторов С-80. Уже к концу 1948 года с главного конвейера завода в среднем стали сходить 20 - 25 тракторов в сутки.

После войны начались поставки челябинских машин за рубеж. В 1949 году в Польшу, Чехословакию и другие страны были отгружены первые 194 трактора. К середине 50-х годов техника ЧТЗ уже продавалась во все страны социалистического лагеря, а также в Финляндию, Швецию, Австрию, Индию, Бирму, Сирию, Египет, Афганистан, Бразилию.

30 апреля 1956 года был собран первый образец не имеющего мировых аналогов дизель-электрического трактора ДЭТ-250. 1 мая он демонстрировался на площади Революции во время праздничной демонстрации в Челябинске. Модернизированный ДЭТ выпускается и поныне, он был и остается самым скоростным бульдозером в мире.

В конце 60-х - начале 80-х годов Челябинский тракторный завод переживает второе рождение: проводится его коренная реконструкция с целью постановки на производство нового семейства перспективных промышленных тракторов типа Т-130.

В 1984 году собран миллионный трактор марки "ЧТЗ". Пик выпуска промышленных тракторов был достигнут в 1988 году, когда с конвейера предприятия сошли 31 700 машин.

Испытание рынком

Новое время, отсчет которому пошел после перестройки, объявленной в 1985 году, поставило перед ЧТЗ задачи, которые ему еще не приходилось решать. Речь шла о том, сумеет ли завод выжить в рыночных реалиях.

В конце 80-х завод пережил конверсию, было полностью свернуто танковое производство. Освоение выпуска мини-тракторов и товаров народного потребления не могло компенсировать утраченные объемы.

Распался СССР, в России начались рыночные реформы. ЧТЗ в числе первых крупных машиностроительных предприятий провел акционирование. В 1992 году государственное предприятие производственное объединение "ЧТЗ им. В.И. Ленина" было преобразовано в акционерное общество. Но надежды тракторостроителей на скорое процветание не сбылись. Резкое снижение объемов производства и работ у традиционных потребителей челябинской техники - строителей, мелиораторов, в добывающих и других отраслях бывшего Союза вызвало обвальное падение выпуска тракторов. И не только на ЧТЗ: трудные годы переживало все отечественное машиностроение. Кризис середины 90-х для тракторного гиганта обернулся банкротством, под вопросом оказалось само существование ЧТЗ.

Приход на предприятие команды менеджеров под руководством конкурсного управляющего, а ныне генерального директора Валерия Платонова без преувеличения стал новой точкой отсчета в истории Челябинского тракторного. За несколько лет проделана огромная работа по возрождению ЧТЗ. Команде В. Платонова удалось не только сохранить легендарный завод, не разрушить целостность производственного комплекса, но и реально превратить его в эффективный бизнес, создать условия для динамичного развития уже нового предприятия - ООО "ЧТЗ-Уралтрак".

Снова на подъеме

За последние несколько лет создан целый ряд новых моделей и модификаций инженерных машин марки ЧТЗ. Заводские конструкторы и маркетологи стараются оперативно реагировать на меняющиеся запросы рынка. Начат серийный выпуск тракторов Б-10М2 с модульным бортредуктором, вынесенной осью тележки и гидромеханической трансмиссией. Большим спросом потребителей пользуется новый, более мощный бульдозер Б-12 тягового класса 15 тонн. Создан трактор Б-11 с современным дизайном, улучшенной эргономикой кабины и облицовкой из композитных материалов. На заводе мощных тракторов наряду выпускается новый дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320, а также самоходный ремонтный модуль на базе малогабаритного трактора "Уралец". Активно развивается начатое два года назад производство колесной техники - фронтальных погрузчиков семейства Proffi. И это далеко не весь перечень новинок, которые уже стали товарной продукцией.

На моторном заводе растет выпуск дизелей для бронетанковой техники. Контракт Уралвагонзавода с Индией на поставку 300 танков Т-90 осуществлен только благодаря созданному на ЧТЗ 1000-сильному двигателю В-92. Готовятся к серийному производству разработанные конструкторами завода новые дизели для челябинских и нижнетагильских тракторов.

Сегодня ЧТЗ - Уралтрак - уже не только тракторный завод, а промышленное объединение по производству широкой гаммы дорожно-строительной техники, двигателей, запасных частей и другой высокотехнологичной продукции. Впервые в новейшей истории началась работа по техническому перевооружению производства, освоению гибких технологий, приобретается новое современное оборудование.

В состав имущественного комплекса ЧТЗ входят 160 предприятий, в том числе более 20 дочерних обществ работающих в едином технологическом цикле с головной компанией. Всего здесь трудится более 20 тысяч человек. За последние три года комплекс предприятий ЧТЗ демонстрирует устойчивую динамику роста. Если в 2005 году объем реализации продукции (с НДС) составил 8,76 миллиарда рублей, в 2006-м - 11,66 миллиарда, то по итогам 2007-го - более 16,8 миллиарда рублей (на 44 процента выше уровня 2006 года).

Стабильный рост объемов производства и, как следствие, улучшение финансового состояния ЧТЗ обеспечили в 2007-м двухкратное увеличение налоговых выплат в бюджеты всех уровней (1,9 миллиарда рублей).

3160 инженерных машин (тракторов, ) под маркой ЧТЗ реализовано в 2007 году - в 1,55 раза больше, чем в 2006-м. Показатель продаж - лучший за пять лет.

ЧТЗ снова поставляет технику в дальнее зарубежье, включая страны Восточной Европы, Индию, Вьетнам, Индонезию, Монголию, Арабские Эмираты и другие. Тракторостроители сумели вернуть свою продукцию во все республики бывшего Союза: Министерство экономического развития РФ назвало ЧТЗ победителем конкурса "Лучший экспортер России в страны СНГ".

1 июня 2008-го Челябинский тракторный отметит свое 75-летие. Юбилейный год коллектив предприятия встречает с хорошими результатами, четкими перспективами и уверенностью, что современному поколению челябинских тракторостроителей удастся быть достойными славного имени ЧТЗ.

Орденоносное предприятие в последние десятилетия несколько раз признавалось банкротом и ликвидировалось. Миллионы квадратных метров площадей съёжились до нескольких производственных цехов. Митинги, забастовки, задержки зарплаты... Что ждёт легендарный Танкоград? Что ещё можно сделать?

С высоких трибун мы слышим, что ЧТЗ будет жить. Верят ли в такой исход рядовые сотрудники предприятия? Мы задали им наивные обывательские вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Они попросили не называть их фамилий, но рассказали нам свою историю гибели промышленного гиганта. Это взгляд изнутри.

В долговой яме

1. Почему раньше страна и мир нуждались в технике ЧТЗ, а сейчас нет? Ведь стройки большие есть и будут.

Раньше ЧТЗ поставлял свою продукцию во все страны мира, сейчас для нас рынок закрыт, - делится своим видением ситуации один из инженеров предприятия. - Потому что наша продукция не соответствует мировому качеству, стандартам ЕС. Африканские страны покупать не могут наш трактор: слишком дорого, китайцы наладили производство своих тракторов. Наш рынок ограничился Россией, Казахстаном и Белоруссией. В советские годы был СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), в который входило пол-Европы, сейчас эти страны в ЕС.

Мы выпускали 30 тыс. тракторов в год. Сейчас такого количества не надо. При плановой экономике большие заказы оплачивало государство. А сейчас рынок. Помощи нет, живёшь на то, что произвёл. 100-120 тракторов в месяц - объективная потребность рынка. Плюс ко всему ЧТЗ не успел модернизироваться, поэтому не может выпускать качественную конкурентоспособную продукцию.

2. Китайская техника подорожала в два раза, так как продаётся за доллары, а техника ЧТЗ - за рубли. Почему ЧТЗ не наращивает производство? Ведь кризис - это шанс.

ЧТЗ сидит в долговой яме, предприятие накопило миллиардные долги и не имеет оборотных средств, - говорит работник инструментального производства. - Руководство говорит о заказах на 400 тракторов, но нет денег на металл и комплектующие. Огромные долги за коммунальные услуги, зарплату за декабрь рабочие получили только в конце марта. Завод на мели.

3. Говорят, моторный завод - локомотив предприятия, а оборонные заказы - будущее завода.

Последние полгода даже производство моторов шло с перебоями. Бывало, приходишь на смену, а тебя домой отправляют: работы нет, - объясняет бывший работник моторного завода «ЧТЗ-Уралтрак», испытатель двигателей. - И план вроде расписан, а выполнить не можем, потому что нет деталей.

Чтобы изготовить детали на двигатель, нужны деньги: купить металл, в литейке вылить, в кузнице проковать заготовки, после обточить. А заказы были и сейчас есть. Говорят, цех опять выходит, пошла работа, даже народу набрали около ста человек. Военные двигатели ЧТЗ выпускает хорошие, наши двигатели могут выносить очень большие нагрузки, они надёжные.

Я думаю, мы плохо живём на моторном, потому что приходится всё объединение тащить. Если бы работали тремя-четырьмя заводами (литейка, кузница, моторный), то жили бы намного лучше. Но, наверно, выделять какое-то производство, останавливать конвейер, разгонять людей руководство завода просто не решается. Вот и продолжают трактора делать, хотя они никому не нужны в таких количествах. Трактора ЧТЗ, грубо говоря, как АвтоВАЗ: стоят уже дорого, а качество как было на уровне десятилетней давности, так и осталось.

Что касается производства дорожной техники, то здесь проще импортную купить, да и в России много более достойных производителей. Какой смысл держать производство заранее убыточной техники? Вы посмотрите, дорожные и карьерные трактора на Урале - все импортные. Может, для черновой тяжёлой работы трактора ЧТЗ где-то и используются (чаще всего на Севере), а где надо чуть потехнологичнее - берут иностранные.

Кадрам - по 50 лет

4. А что ещё работает на ЧТЗ, какие цеха?

Сегодня мы делаем литые заготовки на двигатели (картеры), трансмиссии, ходовые части. Можно сказать, половина трактора литьём обеспечивается, - рассказал рабочий литейного производства «ЧТЗ-Уралтрак». - Коммерческих заказов стало меньше, но, к примеру, для железной дороги мы продолжаем делать заготовки. По-прежнему в работе цветолитейный цех, цех опытного литья. Есть планы строительства нового цеха стального и чугунного литья.

5. Почему завод не производит колёсные трактора и прочую технику? Каким видите будущее?

На колёсной базе мы производим только погрузчики, - объясняет рабочий инструментального производства. - Завод мог бы наладить строительство колёсного трактора, и были разработки. Но ничего не получилось. Облегчить и направить колёсную технику на сельское хозяйство не представляется возможным и из-за тотальной потери кадров. Средний возраст рабочих на ЧТЗ - 50 с лишним лет. Чтобы наладить это производство, нужны оборудование современнейшее и профессионалы, стоящие за ним.

Завод сократится и по численности, и по площадям - всё к этому идёт. ЧТЗ - это огромный город и километры коммуникаций, которые заводу уже не под силу содержать. Перспектива такова: уйти на малые площади в прессо-сварочное производство. Наладить там стапельный (производство на месте), а не конвейерный выпуск. Это раньше было крупносерийное производство, сейчас - фактически штучное. Трактора России нужны, но не в таких количествах. И придётся вновь сокращать персонал. Может, наконец за счёт управленческого звена, а не рабочих?