Амнистия капиталов: актуальные изменения закона. Второй этап амнистии капитала: что изменится Амнистия капитала поправки

Поскольку новые правила улучшают правовое положение декларантов, они ретроспективно распространяются на всех лиц, которые уже воспользовались программой амнистии и подали специальную декларацию.

Изменения ожидались с ноября 2015 года. К тому времени общее число поданных деклараций показало настороженное отношение бизнеса к анонсированным гарантиям. За несколько дней до окончания срока амнистии была принята поправка, продлевающая действие Закона до 30 июня 2016 года.

ПОЛНАЯ ОТМЕНА УСЛОВИЯ О РЕПАТРИАЦИИ

По новым правилам действие гарантий, предусмотренных законом, не предполагает репатриации имущества, находящегося за рубежом.

Ранее из этого общего правила было сделано существенное исключение: гарантии действовали только при условии репатриации движимого имущества, находящегося в странах, которые либо включены в список ФАТФ, либо, по мнению Минфина, не обеспечивают обмен информацией для налоговых целей. Предполагалось, что список таких стран будет утвержден до начала программы амнистии. Однако лишь в марте 2016 года список был утвержден приказом ФНС, зарегистрирован в Минюсте, но до сих пор не опубликован официально. Неопределенность в сфере применения условия об обязательной репатриации оборачивалась риском недействительности гарантий. Кроме этого, было непонятно, как определить место нахождения движимого имущества в виде ценных бумаг. Если определять место нахождения бездокументарных ценных бумаг по месту нахождения их эмитента, репатриация становилась бы невозможной в принципе.

В новой редакции условие о репатриации исключено полностью. Те декларанты, которые отразили в ранее поданной специальной декларации ценные бумаги, могут быть спокойны вне зависимости от содержания списка ФНС.

РАСШИРЕННЫЙ ПЕРИОД АМНИСТИИ ДЛЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Согласно новой редакции валютные операции, совершенные до момента подачи специальной декларации с нарушениями установленного порядка, не порождают негативных последствий, если счета, используемые для таких операций, раскрыты в декларации. До внесения этой поправки под амнистию подпадали только операции, приходящиеся на период до 1 января 2015 года. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за подобные нарушения составлял до недавнего времени 1 год, правила амнистии в этой части не вызывали существенного интереса: административный штраф за нарушения, имевшие место до 1 января 2015 года, не мог быть наложен после 1 января 2016 года за давностью события, а операции, совершенные в период 2015 и 2016 годов, под амнистию не подпадали.

Расширение временной сферы амнистии в сфере валютного регулирования имеет значение для физических лиц, которые получали на свои счета в зарубежных банках денежные средства, нарушая правила об обязательном зачислении таких поступлений на счета в российских банках.

Следует, однако, отметить, что изменение, внесенное в закон, обнажило противоречие между частями 3 и 4 статьи 7 закона. В третьей части речь идет о зачислениях денежных средств на зарубежные счета. Применительно к ним Закон сохранил временную границу, которая приходится на 1 января 2015 года. В части 4 говорится о валютных операциях, которые охватывают также и зачисления денежных средств на зарубежные счета. Для таких средств возможность легализации продлена вплоть до момента подачи специальной декларации. По сути, эти положения вступают в конфликт, разрешение которого непредсказуемо в условиях современной практики применения норм публичного порядка. К сожалению, пояснительная записка к данной части Закона отсутствует как таковая, что в случае спора делает невозможным установить волю законодателя.

УТОЧНЕНА СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ГАРАНТИЙ

В основе Закона лежит некий механизм обмена информацией в виде специальной декларации на гарантии от привлечения к ответственности. Наибольшие затруднения на практике вызывала необходимость устанавливать связь между имуществом, раскрытым в специальной декларации, и деянием, которое должно освобождаться от ответственности. Проблема усугубляется тем, что в декларации формально можно отразить только то имущество, которое принадлежит декларанту на момент подачи декларации. В практической плоскости это приводит к сложно разрешимым вопросам. В строгом смысле гарантия не распространялась на случай, когда декларант получил денежные средства с нарушением закона и профинансировал за счет них приобретение имущества от имени подконтрольной им иностранной компании. Юридически приобретателем имущества является компания, а не декларант, который в этом случае в специальной декларации указывает в качестве имущества только свои доли в иностранной компании, а не имущество, находящееся на ее балансе.

Благодаря уточнениям, внесенным в Закон, неопределенность в этой части устранена. Новая формулировка позволяет трактовать закон таким образом, что в случае раскрытия иностранной компании в специальной декларации во внимание будет приниматься не только имущество в виде долей (акций), но и в виде иного имущества, принадлежащего подконтрольной иностранной компании.

Поправки привносят определенность в процедуру декларирования. Есть надежда, что, указав в специальной декларации счета в иностранных банках, можно получить освобождение от административной ответственности за нарушения, допущенные при зачислении денежных средств на эти счета. Устранен риск неприменения гарантий в связи с полной отменой обязанности по репатриации –любое имущество теперь может оставаться за границей. Уточнение в части имущества иностранных компаний также снижает риск негативной интерпретации сферы применения гарантий, установленных Законом об амнистии капиталов.

13:58 — REGNUM Пакет законопроектов о запуске второго этапа амнистии выведенного за рубеж капитала внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогами Андреем Макаровым, передает корреспондент ИА REGNUM 31 января.

Речь идет об амнистировании средств, которые предприниматели получили в ходе ведения бизнеса, но не задекларировали, а также об освобождении от уплаты подоходного налога от деятельности контролируемой иностранной компании. Предполагается, под амнистию попадут зарубежные активы, задекларированные до 1 марта 2019 года.

Не принесла результатов

Амнистия капитала действовала в РФ с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в рамках программы по деофшоризации экономики. Граждане РФ могли в этот срок в добровольном порядке задекларировать свое имущество и активы за рубежом, а также сообщить об открытых счетах в зарубежных банках и контролируемых иностранных компаниях. В таком случае все доходы, операции и сделки, которые связаны с зарубежными активами граждан РФ, освобождались от налоговой, административной и уголовной ответственности.

Впрочем, президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса в декабре 2017 года заявил, что действие программы следует продлить. Тогда же глава министерства финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что результаты программы амнистии капитала в 2016 году не достигли своих целей. Так, по разным оценкам, количество человек, подавших декларации, не превысило 2,5 тыс. человек.

«Амнистия, которая проводилась в 2016 году не дала, честно говоря, тех ожидаемых результатов, на которые мы рассчитывали», — заявил Силуанов.

По его словам, предложение продлить амнистию капитала для тех, кто ею еще не воспользовался, может коснуться среднего бизнеса и предпринимателей, которые ранее побоялись вернуть свои средства в РФ в рамках программы деофшоризации.

«Сейчас не надо бояться заявлять о своих счетах на Западе, можно возвращать вполне легально деньги в РФ и работать с этими деньгами на вполне законных основаниях», — отмечал ранее Силуанов.

Новые срок и правила

Депутаты предлагают провести второй этап амнистии капитала — задекларировать свои зарубежные счета и активы теперь можно будет в срок с 1 марта 2018 года по 29 февраля 2019 года. При этом все гарантии и права для тех граждан, которые ранее воспользовались амнистией капитала, также будут сохранены. Более того, таким гражданам позволено участвовать и во втором этапе программы, повторно подав декларацию об амнистии своих средств.

Доработали депутаты и процедуру декларирования — так, если в ходе первого этапа предполагалось, что декларация может быть представлены в центральный аппарат Федеральной налоговой службы РФ либо по месту учета физлица. В рамках второго этапа амнистии капитала депутаты предлагают разрешить подавать декларацию в любой налоговый орган. Минфин, в свою очередь, также получит полномочия разъяснять порядок заполнения специальной декларации.

В рамках программы деофшоризации также предлагается продлить сроки переходного периода, в рамках которого в случае ликвидация КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник освобождался от обложения НДФЛ (13%) в отношении имущества этой КИК. При этом такое освобождение касалось любых получаемых при ликвидации КИК активов, кроме денежных средств. Кроме того, в случае, если контролирующее лицо выкупит активы своей КИК и затем ее ликвидирует, то такие доходы также не будут облагаться налогами. Депутаты предлагают продлить разрешенные сроки ликвидации контролируемых иностранных компаний до 1 марта 2019 года. Так, по предложению депутатов, задекларированные доходы и иное имущество КИК не будут облагаться налогами. Под новые правила попадут все доходы в денежной и натуральной форме, которые получает физическое лицо при ликвидации КИК.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , Совет Думы 31 января соберется на внеочередное заседание, чтобы направить документ в профильный комитет Госдумы и в рассылку. Предполагается, что в первом чтении законопроекты будут рассмотрены уже на ближайшем пленарном заседании Госдумы 7 февраля.

Министерство финансов рассчитывает на то, что в этом году капитал будет более активно возвращаться в страну, чем в 2016-м. Бизнес-омбудсмен Борис Титов с этим не согласен. Можно ли вообще говорить о каких-либо нововведениях?

Вторая амнистия капитала в России пройдет с марта по декабрь. Из нововведений: под нее подпадут не только открытые, но и закрытые к 1 марта счета в зарубежных банках.

Минфин ждет, что результаты возврата капитала будут более значительные, чем в 2016 году. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов на Гайдаровском форуме:

"У нас амнистия была в 2016 году, согласен на 100%, что это вопрос доверия. Сработала она или нет? У нас около 7,2 тысячи деклараций было собрано в период той амнистии. Конечно, мы можем рассчитывать на большее. Вопрос доверия - а вдруг информация о наших зарегистрированных компаниях, счетах попадет в СМИ, нас начнет кошмарить правоохранительная система. Этого не произошло. И сейчас второй этап амнистии, которая была объявлена президентом, как раз и говорит: предприниматели, пожалуйста, у нас уже есть опыт, есть положительные результаты, есть проблемы с нашим бизнесом за рубежом, переводите деньги сюда, декларируйте то, что у вас там зарегистрировано, работайте в России. Это основная наша задача. Амнистия будет проводиться в текущем году в соответствии с решением президента - с марта по декабрь 2018 года. Будем предлагать практически те же условия для амнистии. Единственное, что добавляется, мы договорились, что не только открытые, но и закрытые не ранее 1 марта счета в зарубежных банках также будут подпадать под действие амнистии. Минфин наделяется правом давать разъяснения".

Кроме того, по словам министра, до конца текущего года будет продолжена практика освобождения от НДФЛ доходов, которые будут получены в результате закрытия компаний за рубежом.

Будет ли возвращаться капитал в этот раз? Своим мнением с Business FM поделился Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов:

Борис Титов уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей "Ничего особенного с тех пор не изменилось. Если амнистия не понравилась бизнесу в первый раз, то и во второй раз тоже ничего не произойдет. Просто те условия, которые были предложены, не дают достаточных гарантий и не снижают достаточно риски для предпринимателей. Предприниматели не верят. Достаточно много пунктов, но главный, например, чтобы не было уголовной ответственности не только за то, что ты совершил [транзакцию] как физическое лицо, но большинство предпринимателей совершали всякие транзакции по переводу средств за рубеж и прочее не как физические лица, а как компании, как юридические лица, в которых они несли функции исполнительного управления. Поэтому их могут все равно привлечь к ответственности не как физические лица, а как менеджеров. Но там есть очень много нюансов, которые все-таки надо дорабатывать".

Если условия практически не изменились, не понятно на что идет расчет, недоумевает первый зампредседателя совета директоров "Альфа-Банка" Олег Сысуев:

Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка "Возможно, наши экономические власти должны исполнять политическую волю в данном случае руководства страны и как-то реагировать на то, что говорит, приказывает президент. Поэтому они объявляют об амнистии капиталов. Что нового, я не знаю. Новое единственное, что 2018 год - это первый, когда будет происходить обмен информацией между налоговыми службами многих стран за малым исключением, о наличии счетов зарубежных и так далее, что, в общем, все знают, все готовились к этому и все ждут. Что может изменить в сторону успеха или не успеха процедура амнистии, ну, возможно, какая-то практика рассмотрения дел о нарушениях валютного законодательства. Все это вещи несущественные, фундаментально есть серьезное недоверие к российской экономике и к российской политике, это мы видим по движению капитала, и этими мерами, мне кажется, настоящего доверия не добиться".

Похоже, на диалог с властью вышли какие-то заинтересованные в амнистии крупные предприниматели, и с ними, видимо, уже эти условия согласованы. Именно эти бизнесмены на таких условиях амнистироваться готовы, считает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:

Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK "Фактически амнистия делается, грубо говоря, под 15 новых крупных человек или, может быть, под 100, но точно не под 1,5 тысячи и не под 1,5 миллиона. Видимо, объем средств, которые готовы задекларировать, устраивает государство. Поэтому не факт, что амнистия будет более многочисленная, чем прошлая, она, скорее всего, будет меньше. Те, кто амнистироваться хотят, этой ситуацией воспользуются, ну а те, кто не хотят и в прошлом не хотели, ситуация особо их не изменит. Потому что мы видим: фактически амнистия повторяет опыт прошлого года, а вот эти комментарии Минфина, который он дал, якобы новые, они, прямо скажем, риски никоим образом не снимают".

Первая амнистия капиталов действовала с 1 июля 2015-го до 30 июня 2016 года. В этот период российские налогоплательщики могли добровольно задекларировать свои активы и счета, находящиеся в иностранных юрисдикциях. Взамен они освобождались от уголовной или административной ответственности, а также от уплаты налогов за прошлые периоды.

Власти готовы изменить условия продленной до 1 июля 2016 года амнистии капиталов. Вчера комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил подготовленные Минфином поправки к закону о декларировании зарубежных счетов и активов физлиц. Они исправляют явные недоработки закона и вопреки обещаниям почти не расширяют рамки не пользующейся спросом у бизнеса амнистии. По оценкам экспертов, наиболее существенным из предложенного является распространение амнистии не только на иностранные компании, но и на имущество, им принадлежащее.


Нынешняя правка была обещана Минфином в декабре прошлого года, когда Госдума спешно переносила срок окончания амнистии капиталов с 1 января на 1 июля 2016 года (см. "Ъ" от 23 декабря 2015 года). Напомним, сейчас все желающие могут подать налоговикам спецдекларацию с информацией о зарубежном имуществе, контролируемых иностранных компаниях и счетах в зарубежных банках. Декларантам обещан режим налоговой тайны и освобождение от ответственности всех видов. В декабре Владимир Путин заявил о продлении кампании на полгода. Позже экс-заместитель главы Минфина Сергей Шаталов сообщил, что участие в ней по состоянию на конец года приняли всего 200 человек.

Тогда Минфин обещал, что поправки по процедуре амнистии будут приняты "в январе-феврале", однако поступили они в Госдуму лишь сейчас, когда до окончания кампании остается три месяца. Отметим, что в нижней палате поправок вовсе не ждали. Соавтор закона об амнистии глава бюджетного комитета палаты Андрей Макаров заявлял, что документ трогать не следует: по его мнению, президент ждал от Белого дома вовсе не этого, а разъясняющих консультаций с правоохранителями и бизнесом.

В итоговом виде поправки обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 18 марта, и с уже привычным нарушением думского регламента их внесли сразу ко второму чтению не имеющего отношения к амнистии законопроекта банковской тематики. В результате их вчера одобрял не бюджетный, а финансовый комитет Госдумы.

Согласно имеющемуся у "Ъ" тексту поправок, меняется статься закона о репатриации имущества. Сейчас она обещает декларантам защиту от преследования вне зависимости от того, станут ли они возвращать в РФ движимое имущество (прежде всего речь идет об акциях). Но норма не будет применяться, если имущество находится в государстве из списка FATF или в стране, уклоняющейся от обмена налоговой информацией. Эта конструкция вызвала много вопросов. Непонятно, что имеется в виду под репатриацией: физическое перемещение акций, выпущенных офшорной компанией, их перевод на хранение у российского регистратора или признание такой организации налоговым резидентом РФ. Кроме того, непонятно, какой из трех списков FATF использовать. Все эти вопросы, делающие норму нерабочей, в итоге решено снять, убрав саму обязанность возврата "движимости" из офшоров. Теперь декларируется, что гарантии от преследования "покаявшихся" представляются вне зависимости от факта возврата имущества на территорию РФ.

Вторая новация — снятие неясности, на что именно распространяются гарантии: только на задекларированную компанию или еще и на принадлежащее ей имущество (к примеру, на записанную на иностранную фирму квартиру). Уточнено, что гарантии будут предоставлены и на "операции по формированию (в том числе приобретению и распоряжению) активов контролируемых иностранных компаний". Наконец, третья поправка касается валютных операций. Сейчас, как и для других деяний, предельный срок, по которому они амнистируются,— 1 января 2015 года. "В части валютного регулирования мы предлагаем амнистировать до момента подачи декларации,— пояснил вчера заместитель директора налогового департамента Минфина Андрей Кизимов.— Если лицо подает декларацию, например, 1 апреля, то амнистируется до этой даты". Эта поправка также вынужденная — ведь показывать налоговикам счет, операции по которому автоматически были бы признаны нарушением валютного законодательства, бессмысленно.

Отметим, изначально Минфин говорил о более существенной корректировке амнистии. Речь, в частности, шла (см. "Ъ" от 10 ноября 2015 года) о расширении перечня декларируемых активов и о том, что для расчистки "кредитной истории" декларантам разрешат заявлять об уже проданном имуществе: поправки защищают лишь имущество, принадлежащее заявителям на дату представления декларации. Депутат Андрей Макаров минимализм изменений объясняет тем, что никакие поправки не способны установить доверие бизнеса к деятельности правоохранителей — ключевой для амнистии фактор. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина ранее отмечала, что правка правил не должна создать лазеек для незаконного вывода капитала.

Консультанты, впрочем, довольны и тем, что получилось. "Многие наши клиенты ждали поправок в отношении валютных правонарушений и теперь воспользуются амнистией, легализовав иностранные счета",— сказал "Ъ" партнер PwC в России Михаил Филинов. Важна, по его словам, и поправка об имуществе КИК. "Это дает надежду на то, что амнистия будет применяться не только к действиям физического лица, но и ко всей цепочке, приведшей к созданию его состояния,— даже если некоторые из этих действий совершались не физлицом, а его компаниями".

Вадим Вислогузов

Партнер

Декабрь 2017 г. ознаменовался решением Правительства РФ провести вторую амнистию капиталов. Напомним, что первая амнистия капитала проводилась в период с 01.07.2015 по 30.06.2016 г. Налогоплательщики могли заявить, что владеют иностранными счетами, иностранными компаниями, а также иным имуществом и активами за рубежом, при этом, в соответствии с законом налогоплательщик освобождался от административной, налоговой и уголовной ответственностей за нарушения, связанные с приобретением этого имущества (включая нарушения валютного законодательства). Владельцам же иностранных компаний разрешалось ликвидировать свою компанию и без налогов перевести активы на себя в Россию. Самое главное — государство гарантировало тайну заявленных в спец. декларации сведений и невозможность преследования налогоплательщиков в связи с представленными сведениями.

В 2018 г. Правительством принято решение провести вторую амнистию, чтобы дать возможность тем, кто не успел заявиться в первый раз (или тем, кто в первый раз заявляться не хотел, а теперь хочет) задекларировать свои активы и не переживать о том, что рано или поздно его имущество могут обнаружить, а его самого — привлечь к ответственности. Стоит обратить отдельное внимание, что вторая амнистия капиталов пришлась на первый автоматический обмен налоговой информацией , в соответствии с которым налоговым органам в сентябре 2018 г. в автоматическом режиме станет известно о зарубежных счетах и компаниях российских налогоплательщиков, и тогда ответственности избежать будет невозможно. Принимая во внимание автоматический обмен, амнистия капиталов 2018 может послужить отличным выходом из сложившейся ситуации.

Промежуточные итоги амнистии капитала по состоянию на ноябрь 2018 г., а также наиболее распространенные спорные вопросы и практика уже поданных специальных деклараций описана автором в:

Преимущества амнистии капиталов

Еще раз подчеркнем, что амнистия имеет 2 действующих параллельно ключевых аспекта:

  • амнистия — освобождение от административной, налоговой и уголовной ответственности за соответствующие нарушения, связанные с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и/или КИК (т.е. не будут задавать вопросы, откуда на КИК взялись деньги), либо с открытием и/или зачислением денежных средств на счета, информация о которых содержится с спец. декларации :
    • уклонение от уплаты налогов — ст.119, 122 НК РФ
    • уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере — ст.198, 199 УК РФ
    • нарушение валютного законодательства (незаконные валютные операции по личному счету) — ст.15.25 КоАП
    • уклонение от уплаты таможенных платежей
  • ликвидационная льгота — возможность перевести на себя актив КИК при ее ликвидации БЕЗ уплаты НДФЛ контролирующим лицом

При этом, амнистия НЕ освобождает от ответственности за иные преступления, сопряженные со способами и механизмами формирования источников приобретения амнистируемого капитала, таким как Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем (ст.174 УК РФ), Мошенничество (ст.159 УК РФ), Незаконная банковская деятельность (ст.172 УК РФ) и т.д.

Нормативная база

Нормы об амнистии содержатся в следующих нормативно-правовых актах:

  • ФЗ « О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №140-ФЗ
  • поправки в НК РФ:
    • п.2.1. ст.45 НК РФ (фактическое освобождение от уплаты НДФЛ)
    • п.п.60 ст.217 НК РФ (продление безналоговой ликвидации КИК)
    • п.3.1. ст.25.14 НК РФ (освобождение от штрафов за несвоевременную подачу Уведомления об участии в иностранной организации и Уведомлений о КИК)
  • поправки в УК РФ — о продлении освобождения от уголовной ответственности

Сроки проведения амнистии 2.0

Срок проведения второй амнистии капиталов: 01 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г. Освобождение от ответственности предусмотрено за нарушения, совершенные ДО 01 января 2018 г. Валютные операции «амнистируются» до даты подачи специальной декларации.

Основные отличия от первой амнистии

В дополнение к объему гарантий, предоставлявшихся первой амнистией, амнистия капитала 2018 предоставляет следующие дополнительные права и гарантии:

  • возможность декларирования личных банковских счетов, открытых до 01 января 2018 г. и ЗАКРЫТЫХ на дату представления спец. декларации
  • ликвидационная льгота при ликвидации КИК будет распространяться на ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, входящие в состав активов ликвидируемой КИК
  • возможность представить спец декларацию повторно, для тех, кто участвовал в первой амнистии (но при этом, вторая спец декларации для таких лиц НЕ будет считаться уточняющей)
  • право декларанта представить спец. декларацию в ЛЮБОЙ налоговый орган (свою территориальную ФНС, ЦА ФНС, любую иную ФНС, однако для КИК подача спец.декларации совместно с уведомлениями об участии и о КИК возможно ТОЛЬКО в территориальную ФНС)
  • МинФин наделяется полномочиями по предоставлению пояснений по порядку заполнения спец.декларации
  • вторая амнистия капиталов освобождает от штрафов за несвоевременную подачу Уведомлений об участии в иностранных организациях (50 т.р.) и Уведомлений о КИК (100 т.р. за каждый год).

Что можно задекларировать?

  • зарубежные банковские счета физических лиц (открытые и закрытые)
  • контролируемые иностранные компании (КИК)
  • ценные бумаги
  • недвижимое (квартиры, дома и т.д.) и иное (автомобили) имущество (имущественные права), находящееся за рубежом

Примечание автора: «Обращаю Ваше внимание, что задекларировать по амнистии возможно только то имущество, которое принадлежит декларанту на момент подачи специальной декларации. К примеру, задекларировать закрытую КИК, к сожалению, невозможно.»

Зарубежный банковский счет

В соответствии с условиями амнистии задекларировать можно иностранный банковский счет, открытый ДО 01 января 2018 г., а также закрытый НА ДАТУ ПОДАЧИ спец. декларации (при условии, что он был открыт до 01.01.2018 г.).

Для открытых счетов: совместно со Спец. декларацией в ФНС необходимо подать Уведомление об открытии банковского счета (Уведомление об изменении реквизитов — если имело место быть). Также рекомендуем подать Отчеты о движении денежных средств за 2016 и 2017 г.г. (нормы, освобождающей от такой обязанности ФЗ-140 не содержит). При этом, декларант освобождается от ответственности за не подачу в срок Уведомления об открытии счета. От ответственности за неподачу в срок Отчетов о движении денежных средств декларант НЕ освобождается. В настоящее время ФНС РФ может привлечь к ответственности за неподачу Отчетов о движении денежных средств за 2016 и 2017 г.г. В отношении Отчета о движении денежных средств за 2015 год — 01 июня 2018 г. истек срок давности привлечения к ответственности.

Для закрытых счетов : совместно со Спец. декларацией в ФНС необходимо подать Уведомление об открытии банковского счета, Уведомление о закрытии банковского счета, Уведомление об изменении реквизитов (если имело место быть) — п.1 ст.7 ФЗ «. При этом, декларант освобождается от ответственности за неподачу в срок указанных уведомлений.

Комментарий автора: «В отношении Отчетов о движении денежных средств по закрытым счетам — на практике часто встречаются случаи, когда по закрытому счету НЕВОЗМОЖНО получить какие-либо сведения об имевших место движении денежных средств. Таким образом, бывают случаи, когда их невозможно составить физически. Т.к. амнистия, как указывалось выше, НЕ освобождает от ответственности за неподачу в срок отчетов, то представляется, что декларант может получить штрафы как подав отчеты, так и не подав их. Таким образом, вопрос о целесообразности раскрытия ФНС сумм, которые проходили по Вашему закрытому счету, я оставлю открытым и полностью на Ваше — владельца счета — усмотрение.»

Примечание. Напоминаю, что срок давности привлечения к административной ответственности за не подачу в срок Отчета о движении денежных средств за 2015 г. истек 01 июня 2018 г. Попытки налоговой выписать штраф за указанный отчет — незаконны.

Гарантии, связанные с зарубежным банковским счетом

  • освобождение от административной ответственности (ст.15.25 КоАП РФ) за не подачу в срок Уведомлений об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежных счетов — ч.2 ст.7ФЗ « О добровольном декларировании…»
  • освобождение от налоговой ответственности (ст.119, 122 НК РФ) за непредставление в срок декларации 3-НДФЛ по доходам, полученным на зарубежные счета до 2018 г.
  • фактическое освобождение от уплаты НДФЛ 13% с доходов, зачисленных на задекларированный зарубежный счет, если обязанность по уплате НДФЛ возникла до 01 января 2018 г. (в соответствии с ст.44 НК РФ «обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора» , таким образом, считаем, что 3-НДФЛ подавать НЕ требуется и налог платить не требуется в отношении доходов, зачисленных на такой счет до 2018 г. ) — п.п 2 п.2.1 ст.45 НК РФ .
  • освобождение от административной ответственности за нарушение валютного законодательства, связанного с незаконным зачислением на зарубежный счет (ст.15.25 КоАП РФ) — в отношении дохода, зачисленного на счет до момента подачи спец.декларации (т.е. совершенных в том числе и ПОСЛЕ 01.01.2018 г.) — ч.4 ст.7 ФЗ « О добровольном декларировании…»
  • освобождение от уклонения от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере — ст.198, 199 УК РФ

Денежные средства после декларирования НЕ ТРЕБУЕТСЯ переводить в РФ. Вы можете продолжить пользоваться зарубежным счетом, соблюдая требования валютного законодательства при зачислении на него дохода и при списании с него денежных средств. Также Вам будет необходимо ежегодно представлять в ФНС Отчеты о движении денежных средств и подавать 3-НДФЛ при получении на зарубежный счет дохода.

Примечание автора: «По состоянию на июнь 2018 г. вопрос о том, необходимо ли платить НДФЛ с доходов, зачисленных на зарубежные счета в 2017 г., является самым дискуссионным. Все официальные запросы, направленные в МинФиН и ФНС, с просьбой разъяснить п.2.1. ст.45 НК РФ — остались без ответа. Таким образом, у декларантов имеется время до 15 июля 2018 г. чтобы принять соответствующее решение по уплате/не уплате НДФЛ за 2017 г. в бюджет. Как только появится официальная позиция по данному вопросу — она будет опубликована на нашем сайте.

Контролируемые иностранные компании (КИК)

Собственники иностранных компаний, для которых такие компании признаются КИК и которые НЕ сообщали государству о том, что такие компании у них есть, вправе задекларировать такие КИК в спец. декларации и отдельно вправе воспользоваться ликвидационной льготой при ликвидации такой КИК.

Гарантии, связанные с КИК (в случае, если КИК не ликвидируется)

  • освобождение от налоговой ответственности (ст.129.5 НК РФ) за не подачу в срок Уведомления об участии в иностранной организации (50 тыс. руб.) и Уведомления о КИК (100 тыс. руб. за каждый отчетный период), если уведомления подаются вместе со спец. декларацией —п.3.1. ст.25.14 НК РФ . Как было указано выше, подача указанных 3-х документов может осуществляться ТОЛЬКО в территориальную ФНС;
  • освобождение от налоговой и уголовной ответственностей (только по составам 198 и 199 УК РФ) за соответствующие нарушения, связанныес приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением КИК (т.е. не будут задавать вопросы, откуда взялись деньги на покупку КИК и на ее активы) п.2.1. ст.45 НК РФ ;

При этом ОБЯЗАННОСТЬ уплаты налога на прибыль КИК — сохраняется, т.е., если контролирующее лицо КИК должно было заплатить налог с прибыли КИК, то его необходимо расчитать, задекларировать и заплатить. После подачи спец декларации у декларанта соответственно появляется необходимость ежегодной дальнейшей подачи уведомлений о КИК.

Безналоговая ликвидация КИК в рамках п.п.60 ст.217 НК РФ

Второй этап амнистии также идет параллельно со вторым этапом безналоговой ликвидации КИК. Суть ее в том, что государство предлагает собственникам КИК-ов ликвидировать их, при этом предоставляя право НЕ платить налог с имущества, которое будет получено собственниками в результате такой ликвидации. Законодательно это закреплено в п.п.60 ст.217 НК РФ. Ликвидация КИК должна завершиться до 01 марта 2019 г. Указанный срок возможно продлить на 365 дней, если решение о ликвидации будет принято бенефициаром до 01 июля 2018 г.

Примечание автора: «Кипрские компании ликвидируются (необходима только voluntary winding up, никаких strike off!) в срок от 6 мес. — всем владельцам кипрских компаний рекомендуется на всякий случай хотя бы принять собственное решение о ликвидации до 01 июля 2018 г., а далее решать, давать ли ход процедуре. BVI ликвидируется за 3-4 недели),

Гарантии, связанные с КИК (в случае безналоговой ликвидации КИК)

  • освобождение от налоговой ответственности (ст.129.5 НК РФ) за не подачу в срок Уведомления об участии в иностранной организации (50 тыс. руб.) и Уведомления о КИК (100 тыс. руб. за каждый отчетный период) — см. выше
  • освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности — см.выше
  • освобождение от уплаты НДФЛ с актива, полученного физ. лицом-бенефициаром в результате ликвидации такой КИК. При этом, от уплаты НДФЛ освобождается в том числе актив в виде ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, полученный от КИК — п.п.60 ст.217 НК РФ

При этом, стоит отдельно отметить, что декларанты, участвовавшие в ПЕРВОЙ амнистии, НЕ освобождались от уплаты НДФЛ с полученных в результате ликвидации КИК денежных средств , ОДНАКО, в связи с тем, что ВТОРАЯ амнистия улучшает положение налогоплательщика, ее нормы ИМЕЮТ ОБРАТНУЮ СИЛУ. В частности в п.п.60 ст.217 НК РФ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 г. Однако, в связи с этим представляются непонятным два вопроса:

  • распространяется ли безналоговая ликвидация КИК только на КИК, контроль над которыми появился в период с 01 января 2016 г. по 01 января 2018 г. или на все КИК, контроль над которыми появился до 01 января 2018 г.? аналогичный вопрос относительно имущества
  • возможен ли возврат НДФЛ, уплаченного декларантами, участвовавшими в первой амнистии и что для этого требуется?

Порядок учета расходов при реализации имущества (имущественных прав), включая ЦБ, полученного от номинального владельца

п.2 ст.220 НК РФ предусматривает, что если налогоплательщик будет в будущем реализовывать имущество (имущественные права), которые перешли к нему от номинального владельца — в случае, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в спец. декларации, — то налогоплательщик-физическое лицо получит право на имущественный вычет в размере (в зависимости от того, что МЕНЬШЕ):

  • документально подтвержденной стоимости такого имущества (имущественных прав ) по данным учета номинального собственника на дату передачи
  • рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав , акций и т.д.), определяемой с учетом положений ст.105 НК РФ на дату передачи

Поправки в п.13³ ст.214.1 НК РФ предусматривают, что если налогоплательщик будет в будущем реализовывать ЦЕННЫЕ БУМАГИ (АКЦИИ) , которые перешли к нему от номинального владельца — в случае, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в спец. декларации, — то налогоплательщиком в качестве суммы фактически произведенных расходов должна учитываться сумма, равная документально подтвержденной стоимости таких ЦБ по данным учета передающей стороны, но не выше рыночной стоимости.

Иными словами, в случае будущей реализации имущества или имущественных прав, полученных декларантом в результате безналоговой ликвидации, налогоплательщик-декларант вправе уменьшить свой доход на стоимость полученного имущества по данным учета КИК или номинального собственника (для ЦБ — не выше их рыночной стоимости).

Недвижимое имущество, транспортные средства и имущественные права

Факт наличия за рубежом движимого или недвижимого имущества сам по себе НЕ влечет обязанности по уведомлению об этом каких-либо органов в России. Таким образом, представляется, что декларировать такое имущество стоит:
1) в том случае, если неясна природа происхождения денежных средств, на которые это имущество было куплено
2) если имущество производило доход, подлежащий налогообложению в РФ
3) если имущество куплено на кредитные средства под низкий процент, что ДО 01 января 2018 г. означало образование материальной выгоды в РФ с обязанностью уплатить НДФЛ по ставке 35% с разницы (9%-х%). С 01 января 2018 г. получение кредита в иностранном банке под низкий процент (менее 9%) — ст.212 НК РФ.

В соответствии сп.2.1. ст.45 НК РФ физическое лицо-декларант освобождается от обязанности по уплате налога (НДФЛ), если такая обязанность возникла у декларанта до 01 января 2018 г. в результате совершения операций, связанныхс приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом, информация о котором содержится в спец. декларации.

Иные особенности

Амнистия НЕ распространяется на случаи, когда в отношении лица уже ведется налоговое, административное или уголовное производство.

Подача спец. декларации осуществляется ЕДИНОЖДЫ. Подача уточненной спец. декларации НЕ предусмотрена.